Научная работа: Цыгане Ставропольского края. Проблемы и перспективы развития этноса.
Автор работы:
Романенко Альбина Романовна
МКОУ СОШ №4 с. Кочубеевское, 9 класс,
объединение «Юный краевед».
Научный руководитель: Минникова Наталия
Васильевна, учитель высшей квалификационной
категории МКОУ СОШ №4
Введение.
Ставропольский край еще с советских времен был регионом, где проживала самая крупная в стране цыганская диаспора. Сравнение результатов всероссийской переписи населения 2002 и 2010 годов показало увеличение цыганского населения на Ставрополье на 61,7%. Их численность в крае сегодня составляет более 30 тысяч человек, что превышает 15% от общего числа цыган, проживающих в Российской Федерации. Такой прирост привел к изменениям этнического баланса в некоторых населенных пунктах, как следствие появилась негативная реакция населения на асоциальное поведение некоторых представителей цыганского сообщества.
Цель нашей работы – рассмотреть проблемы и перспективы развития цыганского этноса на Ставрополье.
Для достижения данной цели нами поставлены следующие задачи:
- выявить особенности размещения цыган на Ставрополье;
- определить проблемы и перспективы развития цыганского населения в крае.
Цыгане Ставропольского края.
Проблемы и перспективы развития этноса.
Пожалуй, не существует региона в мире, в котором не было бы цыган. Около девяноста процентов цыган живут в Европейской части страны и на Урале. Есть цыгане в Сибири и на Дальнем Востоке, - это потомки ссыльных, называемые сибирска рома. Но в целом, "вольным людям" более интересен юг России: плотность их населения в Ростовской области, и Краснодарском крае выше средней по стране в четыре раза, а в Ставрополье – и вовсе в семь. Кочевой образ жизни сохраняют лишь люли, но и они периодически возвращаются домой для сбора урожая.
На Кавказе первые цыгане появились давно. Еще в период своего переселения из Индии в Европу. С тех пор здесь осело несколько их этнических групп. По некоторым подсчетам, на юге России проживает от 70 000 до 100 000 цыган, в основном на территории Ставропольского и Краснодарского краев.
Цыгане – собирательное название около 80 этнических групп, объединенных общностью происхождения и самоидентификацией. В мире проживает не менее 10 млн цыган, значительные группы этого этноса есть в США (1 млн чел.), Бразилии (700 тыс. чел.), Испании (650 тыс. чел.), Румынии (550 тыс. чел.), Болгарии (350 тыс. чел.) и других странах. Самоназвание цыган – «рома». Цыганский язык относится к новоиндийской группе индоевропейской языковой семьи и распадается на множество диалектов. Российские цыгане с 1927 г. используют алфавит на основе кириллицы.
Этническая история. Цыгане – потомки выходцев из Индии, покинувших ее предположительно не позднее первой половины I тыс. н.э. Выход цыган из Индии не был единичным актом. Цыгане прошли по Передней Азии (территории современных Ирана, Афганистана и Армении), на несколько веков «остановились» в Византии, в начале II тыс. двинулись на Балканы и распространились на территории, включающей также современные Венгрию, Чехию, Словакию. В начале XV в. произошла новая волна миграций цыган из Юго-Восточной Европы в страны Центральной, Западной и Северной Европы. В середине XIX – начале ХХ вв. выходцы из Трансильвании – цыгане кэлдэрары и ловари – расселились практически по всем странам Европы и большинству стран Америки, а также в Австралии. На территории Великого княжества Литовского, впоследствии вошедшего в Российскую империю, цыгане появились в начале XVI в. В России новые этнические группы цыган появлялись с расширением ее территории. Так, при присоединении к Российской империи части Польши в России появились польска рома, Бессарабии – различные молдовские цыгане, Крыма – крымские цыгане. В конце XIX в. в население России вошли азиатские люли, кавказские карачи и боша, а в начале XX в. – еще и венгерские цыгане: ловари, унгари (ромунгры), а также венгерские и румынские цыгане кэлдэрары.
На Ставрополье цыгане стали селиться в конце XVIII – начале XIX вв. Первоначальным местом их проживания было село Надежда.
Динамика численности, демографические и миграционные процессы, расселение. В Ставропольском крае проживают примерно 30,9 тыс. цыган (2010 г.), это 1% его населения. В некоторых городах и районах края их численность колеблется от 2 до 7%. Динамика численности цыган на Ставрополье очень интенсивна: с 1970 г. по настоящее время их диаспора увеличилась в 6,5 раза (в России – в 2 раза). Наиболее активным этот процесс был в 1990–2000-е гг. Основной прирост цыган во все исторические периоды обеспечивался миграцией населения.
Цыгане – большей частью сельские жители (67%). Главная причина активной миграции цыган в Ставропольский край – территориальная память, когда в каждую миграционную волну новые мигранты приезжали к уже проживающим на Ставрополье родственникам и знакомым. Главной тенденцией в расселении цыган является их рассредоточение по всей территории края, кроме восточных и северо-восточных районов. В 1959 г. на Ставрополье численность цыган составляла почти 4 тыс. чел. К 1979 г. их становится в два раза больше (8,7 тыс. чел.). К 2002 г. цыганское население заметно увеличилось (до 19,1 тыс. чел.). В конце XX – начале XXI в. Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие или маргинализировавшиеся цыгане из Румынии, Западной Украины и бывшей Югославии – некогда социалистических стран, в которых после распада СССР возникли экономические и социальные трудности, – отправились на заработки в страны Европейского союза и Россию.
Для цыган свойственны многодетные семьи, у них очень высокая рождаемость и достаточно высокая смертность, о чем свидетельствует современная возрастная структура этого этноса. Среди всех цыган, проживающих на территории Ставрополья, дети в возрасте до 15 лет составляют 40% (общекраевой показатель – 16%), молодежь в возрасте от 15 до 30 лет – 29% (в крае – 25%), пожилые люди старше 70 лет – 1% (в крае – 10%). Частично это объясняется высокой миграционной активностью цыганского населения, когда именно в молодом возрасте они перемещаются на другие территории. Динамика численности цыган из-за очень высокой доли детей в ближайшие годы будет гораздо более интенсивной, чем у всего населения Ставропольского края, учитывая еще и тот факт, что в детородный возраст они вступают рано. В 1970-е гг. наиболее привлекательными для расселения цыган были Георгиевский, Кировский, Кочубеевский, Александровский, Шпаковский и Предгорный районы. В 1980-е гг. их численность в Предгорном районе почти не увеличилась, но появились новые территории расселения: Благодарненский, Буденновский, Советский, Новоалександровский районы. Четкого ареала расселения цыган на Ставрополье нет, наибольшая их численность отмечается в южных, центральных и западных районах края. Основными территориями расселения цыган в- Ставропольском крае в настоящее время являются: — южные районы – Георгиевский (3,8 тыс. чел., 14% цыган края, 4% населения района) и Кировский (3,7 тыс. чел., 12%, 5%); — центральные районы – Благодарненский (3,4 тыс. чел., 11%, 5%) и Александровский (2 тыс. чел., 6%, 4%); — западные районы – Изобильненский (2,2 тыс. чел., 7%, 2%), Кочубеевский (2,1 тыс. чел., 7%, 3%), Шпаковский (1,6 тыс. чел., 5%, 1%), Новоалександровский (1,5 тыс. чел., 5%, 2%) Из населенных пунктов цыгане наиболее многочисленны в городах Благодарном (2,4 тыс. чел., 7,5% населения города) и Новопавловске (1,7 тыс. чел., 6,5%), станицах Подгорной (Георгиевский район, 1,2 тыс. чел., 20%) и Незлобной (Георгиевский район, 1 тыс. чел., 5%). В Ставропольском крае проживают 15% цыган России, это первый по численности регион их расселения. Цыгане – пятый по численности этнос Ставрополья. Динамика их численности в крае очень интенсивна, она выше, чем в стране в целом.
Самая большая доля цыган в хуторе Калиновском Ивановского сельского поселения Кочубеевского района — 60% и это пока единственный населённый пункт с цыганским абсолютным большинством.
С 2002 по 2010 годы в крае значительно выросла численность цыган , переместившись в рейтинге национальностей с седьмого на пятое место.
За 40 лет численность цыган в крае возросла в 6,5 раз (в сравнении с данными переписи населения 1970 года). Одним из факторов увеличения численности цыганского народа, фиксируемой при проведении переписей, является постепенная смена кочевого образа жизни на оседлый Местные цыгане относятся преимущественно к этнической группе ставропольских влахов. Именно эта многочисленная цыганская общность — влахи, принадлежащая к группе «рома», издавна кочевала по югу России и Украине. Разговаривают в местной цыганской общине на влашском диалекте цыганского языка. Есть ещё в России диалекты сэрвэ, котлярэ. Мужчины занимаются обработкой металла кузнечным делом, женщины воспитанием детей и гаданием. В большинстве своем цыгане являются православными христианами, почитают Богородицу, отмечают Рождество с приготовлением традиционных праздничных пельменей канорэ.
Проблемы этноса.
В постсоветское время проблема социокультурной адаптации цыган в России фактически повисла в воздухе, накопилось большое количество серьезных проблем, которые только лишь общественными мероприятиями не решить. Основная трудность в том, что сами цыганские общины на территории края разные, зачастую с противоположными взглядами на свое место в обществе, отношением к власти и к общечеловеческим ценностям.
Цыганский этнос – крайне закрытое сообщество, поделенное на независимые кланы и группы, дисперсно расселенные и фактически не оказывающие друг на друга заметного влияния.
Тревожит маргинализация и криминализация цыганского населения в крае. При этом среди цыган самый высокий процент обращений на получение государственных льгот, субсидий. Среди женщин распространена практика намеренной регистрации статуса многодетных, матерей-одиночек. В то же время дети могут бросить учебу уже в 4-7 классах, некоторые вовсе не посещают школу. Все это имеет место быть, не говоря уже о попрошайничестве и вызывающем поведении в общественных местах.
Проблема социализации цыган существует практически во всем мире. Во многих странах приняты государственные программы, но по-настоящему эффективно этот вопрос пока не удалось решить нигде. Даже в СССР при всей его финансовой и административной мощи адаптировать цыган полностью не получилось. С чем это связано, у науки пока нет ответа – такова специфика, а значит, впереди предстоит большая, возможно, весьма длительная работа. Но вестись она должна обязательно.
Главные «точки роста» в крае сегодня – Александровский и Благодарненский районы. Оба заместителя глав администраций обозначили общую проблематику:
неконтролируемая миграция,
жизнь за рамками правового поля,
национальная специфика: ранние браки, в результате которых девочки выпадают из социума в юном возрасте, несмотря на усилия школы и
социальных служб.
Председатель комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Александр Писаренко с сожалением отметил деградацию в области культуры и образования.
– Цыганская культура оказала очень большое влияние на русскую литературу, на нашу историю, ее воспевали классики, она составляла значительную часть цивилизационного кода Российской Империи, – отметил глава комитета. – И в советское время ни один концерт на телевидении не обходился без цыганского ансамбля. Не будем забывать, что в годы Второй Мировой войны этнос пережил геноцид, сопоставимый с еврейским – в разных странах Европы гитлеровцами было уничтожено от 50 до 97% местного цыганского населения. При этом цыгане внесли большой вклад в Победу участием в партизанском движении. Многие ли помнят об этих фактах?
Первые шаги по интеграции в социум предстоит сделать через культурные особенности цыган. Этот путь доказал свою эффективность на примере многих национальных общественных объединений Ставрополья. Привлечение цыганских музыкантов и самодеятельных исполнителей к фестивалям, сельским и районным праздникам, народным гуляниям со временем послужит смене психологии и преодолению негативных стереотипов, поможет преодолению закрытости общин, недоверия к обществу и власти, выявит активную молодежь и неформальных лидеров на местах.
Социально-психологическая статусная позиция.
Эта позиция определяется своеобразием характера этноса, идентификацией, сохранением этносом ментального пространства, насколько этнос толерантен и способен к добрососедским отношениям. Форма расселения, тип адаптации к природной и социальной среде, фокусируются на такой важнейшей характеристике этноса, как уровень внутриэтнической сплоченности. Цыгане всегда имели довольно стойкое убеждение, что они должны сохраняться как народ, не смотря ни на какие ассимиляторские действия окружавших их народов и их правительств. Чтобы сохраниться как народ, цыгане обязаны были сохранять свой традиционный образ жизни, свои традиционные, исконно цыганские занятия. При этом они вольно или невольно отделяли себя от окружающего населения, с большим трудом перенимая от него жизненные новации. Цыгане обычно весьма радушны, приветливы и хлебосольны, но после угощения они обычно как бы невзначай поинтересуются у вас, не сможете ли вы чем-либо помочь им в том-то и том-то. Цыгане всегда несколько свысока смотрели на окружавшее их население, и считали себя людьми, превосходящими его по умению жить. Сходки - весьма характерное социальное явление для всех цыганских народов, признак единения народа, живущего сейчас уже зачастую вне традиционной таборной системы. Учитывая, что чем выше уровень солидарности в этносе, тем выше положение этнической общности в социально-психологической позиции, можно сказать, что у цыганского этноса этот уровень - высокий.
Заключение
Отсутствие разработанной «цыганской политики» – один из главных просчетов России и Ставропольского края в сфере межнациональных отношений. В постсоветский период власть фактически бросила эту проблемную нацию на произвол судьбы, и эта невнимательность моментально принесла плоды в виде архаизации и сегрегации цыганских общностей в регионах России. Социальная политика государства игнорирует цыган. Более активная и обеспеченная часть цыган «выкручивается» как может и живет зачастую на высоком уровне, вопрос только в происхождении средств – далеко не у всех это результаты легального бизнеса. Хотя встречаются среди цыган России и представители самых разных профессий, в том числе есть и немногочисленная национальная интеллигенция.
Можно с уверенностью заявлять о том, что большая часть современных российских цыган живёт в своём параллельном мире, где государственные законы не имеют никакого авторитета в сравнении с национальными традициями, фактически отсутствуют образование, здравоохранение, социальная защита.
Крайне высокая рождаемость и миграционная мобильность делают «цыганский вопрос» актуальным для России и Ставропольского края. Растёт численность цыганского населения края, появляются социальные проблемы, могущие служить источником конфликтов. И возможность решения этих проблем практически всецело зависит от государства. Социальная модернизация цыганских общностей (развитие социальной инфраструктуры в местах компактного проживания цыган, создание рабочих мест, поощряемая интеграция в российское общество), с одной стороны, меры правоохранительного характера в отношении преступников – с другой стороны, будут способствовать эффективному решению проблемы.
Масштабная работа, которая ведется в крае по социальной интеграции цыган, уже дает результаты. Регион движется маленькими, но верными шагами. В разных районах Ставрополья формируется круг единомышленников из числа цыган, которые также болеют за свой народ и хотят изменить его жизнь к лучшему. Например, уже два года работает Ставропольская региональная общественная организация «Культурный центр цыган» во главе с Сергеем Гуденко. Он и активисты организации играют большую роль в социальной адаптации цыган, в возрождении цыганской культуры и укреплении межнационального мира и согласия на ставропольской земле в целом.
Вывод.
Социальный статус этноса – это совокупность социальных характеристик данной социальной общности, определяющих его позиции в социоструктурной общественной системе. В итоге можно сказать, что в социальной системе статусная позиция цыганского этноса имеет примерно средний показатель на бинарной шкале низкий/высокий. Рассмотренный этнос не может диктовать свои условия другим этносам, но способен заставить себя уважать. Рассмотренный этнос не может стать причиной конфликтных ситуаций на межличностном уровне или вызвать массовое этническое противостояние. Но он нуждается в серьёзной социально-экономической государственной помощи.
Список литературы.
Файзуллин Ф. С., Абдрахимов Э. Ф. Этнический интерес как социально-философская категория. "Ядкяр". Научно-гуманитарный и общественно-политический журнал. Уфа, 2003. N 3. С. 3 - 15.
Волков Ю. Г, Епифанцев С. Н. Регионоведение. Ростов-на-Дону. Изд: Феникс, 2004.
Ломброзо Ч. Преступный человек. Мидгарт, 2005, 876 с. С 40 – 42.
Торопов В., Калинин В. Феномен обычного права цыган России. Изд. Ивановского государственного университета, 2006, 44 с.
Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm
6. Илья ПОЛОНСКИЙ. «ЦЫГАНСКИЙ ВОПРОС»: ЕСТЬ ЛИ РЕШЕНИЕ?