Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Пушкинского городского округа
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Пушкино»
«УТВЕРЖДЕНО»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Юные театралы»
4 «Б» класс
Учитель: Багдасарова А.Р.
г. Пушкино
2021-2022 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Важной формой занятий данного курса являются совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения. Систематическое и целенаправленное воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям современной морали.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Цель программы:
воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие творческих способностей учащихся;
формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций;
формирование нравственной, духовно-развитой личности, способной к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте средствами предметов художественно-эстетического цикла.
Задачи:
формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе театрального искусства;
реализовать духовные, эстетические и творческие способности школьников, самостоятельное мышление;
воспитывать художественно – эстетический вкус;
развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства;
знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства;
воспитывать культуру поведения в театре.
Пути, средства, методы достижения цели:
Достижение цели предполагается через такие виды деятельности, как:
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
В основе курса:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
обучение в порядке постепенного усложнения – от выполнения отдельных тренировочных упражнений по кукловождению до разыгрывания роли, от упражнений с наиболее простыми в обращении куклами до сложных постановочных композиций, например, с использованием кукол-марионеток, а также театра «люди-куклы». Таким образом ребёнок поднимается по ступенькам знаний, отталкиваясь от того, чему он уже научился.
построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата. Таким результатом может быть театральный этюд, крошечное стихотворение, сказка, мини-представление, открытие чего-то нового для каждого ребёнка – в зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.
взаимосвязь развития творческих и познавательных способностей учащихся. Реализация данного принципа предполагает коррекцию и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей наряду с развитием их творческих способностей. Огромную роль в развитии познавательной сферы играет этюдный тренаж, который проводится на каждом занятии кукольного театра. Работа над спектаклем (кукловождение, работа над выразительностью речи, характерами героев, выступления перед зрителями и пр.) способствует развитию словарного запаса, фонетико-фонематического восприятия, произвольного внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения школьников.
построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики. Это достигается несколькими путями: работой группы как единого организма, делением всех детей на малые творческие группы, выполнение индивидуальных заданий.
построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического. Игнорирование той или иной составляющей в процессе обучения ведёт к деформации всей органики развития личности ребёнка.
создание на занятиях эмоционально-комфортной среды через:
- обучение с опорой на идеи педагогического сотрудничества: паритетные отношения с детьми, обучение без принуждения, личностный подход;
- переориентацию стиля педагогического общения с детьми в направлении насыщения теплотой, терпимостью, ровностью;
- технику эмоционально-выразительного и тактичного проявления отрицательных и положительных эмоций, чувств, настроений самого педагога;
- устранение причин эмоционального дискомфорта ребёнка на занятии;
- насыщение процесса обучения и образовательной среды эмоциональными стимулами: игрой, интеллектуальными эмоциями удивления, необычности, положительными эмоциями уверенности, успеха, достижения;
создание художественной среды. Школьный возраст является самым продуктивным периодом становления ребенка как личности. Духовная жизнь школьников неразрывно связана с «миром вещей». Эстетически организованная среда оказывает огромное влияние на мировоззрение человека. Художественная среда в кукольном театре это:
- помещение, где красиво и уютно, где стены в меру украшены панно, картинами, где находятся декорации, ширма, выставлены куклы;
- музыкальное оформление занятий, пьес. Музыка – неотъемлемая часть кукольного спектакля, она усиливает его эмоциональное восприятие. Дети очень любят, когда куклы поют, танцуют. Выбор песен, музыки определяется содержанием спектакля. Звучание инструментов за ширмой должно соответствовать действию, происходящему на ширме.
- подбор репертуара. Кукольный театр – это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие на детей. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Пьесы должны быть увлекательными, они должны «будить» и развивать фантазию ребёнка, способствовать формированию положительных черт характера. Хорошо, если в спектакле показывается, что такое настоящая дружба, честность, смелость, отзывчивость и др.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования (название общеобразовательной организации) и примерными программами начального общего образования на предмет внеурочной деятельности «Юные театралы» в 4 классе отводится 2 час в неделю, 68 часов в год (34 учебные недели).
Личностные, Метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии;
развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
умение решать творческие задачи и анализировать полученную информацию;
добывать необходимые знания и проделывать с их помощью конкретную работу;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Искусство актера
Театральная азбука. Особенности мюзикла, как музыкально-сценического произведения.
Работа по развитию актерских способностей. Музыкальные партии в музыкальном спектакле. Разучивание музыкальных партий спектакля. Просмотр профессиональных театральных постановок. Просмотр профессионального музыкального спектакля. Анализ замысла, сюжета, игры актеров. Работа над репертуаром. Выбор музыкального спектакля (мюзикла). Написание сценария музыкального спектакля. Распределение ролей. Работа над музыкальными партиями к спектаклю. Постановка сцен. Репетиция музыкального спектакля. Работа над костюмами и декорацией к музыкальному спектаклю. Генеральная репетиция. Спектакль.
Искусство кукловода
Театральная азбука. Особенности театра марионеток. Марионеточные театры мира (Франция, Италия, Япония). Просмотр профессиональных театральных постановок. Просмотр профессионального кукольного театра. Анализ замысла, сюжета, работы кукловодов. Работа по развитию кукловодческих способностей. Отработка навыков движения куклы по передней створке ширмы. Отработка навыков движения куклы в глубине ширмы. Работа над репертуаром. Выбор пьесы. Чтение сценария. Распределение ролей (два состава). Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Постановка сцен кукольного спектакля. Репетиция спектакля. Генеральная репетиция. Кукольный спектакль.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Искусство актера | 34 часа |
2 | Искусство кукловода | 34 часа |
| Итого | 68 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Тема занятия | Дата план | Дата факт |
| Вводное занятие | 04.09 | |
| Театральная азбука. | 06.09 | |
| Театральная азбука. | 07.09 | |
| Театральная азбука. | 13.09 | |
| Театральная азбука. | 14.09 | |
| Работа по развитию актерских способностей. | 20.01 | |
| Работа по развитию актерских способностей. | 21.09 | |
| Работа по развитию актерских способностей. | 27.09 | |
| Работа по развитию актерских способностей. | 28.09 | |
| Работа по развитию актерских способностей. | 11.10 | |
| Работа по развитию актерских способностей. | 12.10 | |
| Работа по развитию актерских способностей. | 18.10 | |
| Работа по развитию актерских способностей. | 19.10 | |
| Работа по развитию актерских способностей. | 25.10 | |
| Работа по развитию актерских способностей. | 26.10 | |
| Просмотр профессиональных театральных постановок. | 30.10 | |
| Просмотр профессиональных театральных постановок. | 01.11 | |
| Просмотр профессиональных театральных постановок. | 02.11 | |
| Просмотр профессиональных театральных постановок. | 08.11 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 09.11 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 22.11 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 23.11 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 27.11 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 29.11 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 30.11 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 06.12 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 09.12 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 13.12 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 14.12 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 20.12 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 21.12 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 27.12 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 28.12 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 10.01 | |
| Театральная азбука. | 11.01 | |
| Театральная азбука. | 15.01 | |
| Театральная азбука. | 17.01 | |
| Театральная азбука. | 18.01 | |
| Театральная азбука. | 24.01 | |
| Театральная азбука. | 25.01 | |
| Просмотр профессиональных театральных постановок | 31.01 | |
| Просмотр профессиональных театральных постановок | 01.02 | |
| Просмотр профессиональных театральных постановок | 07.02 | |
| Просмотр профессиональных театральных постановок | 08.02 | |
| Работа по развитию кукловодческих способностей | 21.02 | |
| Работа по развитию кукловодческих способностей | 22.02 | |
| Работа по развитию кукловодческих способностей | 28.02 | |
| Работа по развитию кукловодческих способностей | 01.02 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 07.02 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 14.03 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 15.03 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 21.03 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 22.03 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 28.03 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 04.04 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 05.04 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 11.04 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 12.04 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 18.04 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 19.04 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 25.04 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 26.04 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 03.05 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 10.05 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 16.05 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 17.05 | |
| Работа над репертуаром (по произведениям 4 класса). | 23.05 | |
| Итоговое занятие | 24.05 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ 4-ГО КЛАССА
У обучающегося будут сформированы:
интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области, русского языка и литературы;
умения и навыки самостоятельной деятельности, осознание личной ответственности за её результат;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
уважительное отношение к искусству и культурным ценностям, наличие мотивации к творческому труду.
Обучающийся получит возможность для формирования:
в сотрудничестве с учителем, ставить новые учебные задачи;
собственного мнения и позиций;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение;
осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы;
энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи – Ростов – на – Дону: Феникс, 2011
Станиславский К.С. Работа актёра над собой - М: искусство,2011
Шмаков С.А. Её величество игра – М: Магистр, 2012
Мочалова Ю.А. Первые уроки театра – М: искусство, 2012
Литература для учащихся
Энциклопедический словарь юного зрителя – М: искусство, 2011
Весёлые игры для детских вечеринок – Ростов – на – Дону: Феникс, 2011