Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Юные театралы» для 2 класса четырёхлетней начальной школы общеобразовательных учреждений разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана МБОУ СОШ № 2 города Пушкино на 2020-2021 учебный год.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический, оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Результаты изучения курса.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).
\
Содержание курса.
1. Вводное занятие, итоговое занятие
решение организационных вопросов;
подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника;
2. Театральная игра
Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательности. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр-драматизаций. Сказкотерапия.
Диагностика творческих способностей воспитанников.
Культура и техника речи
Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательные упражнения. Постановка речевого голоса. Речь в движении. Коллективное сочинение сказок. Диалог и монолог. Работа над стихотворением и басней.
Ритмопластика
Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Развитие свободы и выразительности телодвижений.
Основы театральной культуры
система занятий - бесед, направленных на расширение представлений о театре
Индивидуальная работа.
Работа над словом. Отработка отдельных этюдов. Устранение дикционных недостатков.
Просмотрово-информационный
Просмотр кинофильмов и их обсуждение. Посещение театров.
Каждое занятие интегрировано и включает в себя элементы всех изложенных выше видов деятельности программы.
Методические условия реализации программы
Типы занятий:
комбинированный;
первичного ознакомления материала;
усвоение новых знаний;
применение полученных знаний на практике;
закрепления, повторения;
итоговое.
Формы организации учебного занятия:
кружковое занятия;
соревнование
концерт;
экскурсия;
диспут;
творческий отчет;
круглый стол;
урок-лекция;
урок-репортаж;
урок-путешествие;
заочная экскурсия;
творческая мастерская;
урок-игра
Программой предусматривается также
совместные просмотры и обсуждения спектаклей;
посещение музеев, выставок;
творческие конкурсы;
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы
театральные постановки
игры;
открытые занятия;
концерты;
анкеты;
фестивали;
конкурсы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов |
1 | Вводно-информационный раздел | 4 |
2 | Основы театральной культуры | 2 |
3 | Культура и техника речи | 3 |
4 | Театральная азбука | 8 |
5 | Ритмопластика | 5 |
6 | Работа над спектаклем | 11 |
7 | Подведение итогов | 1 |
| Итого | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата план | Дата факт |
1,2 | Вводное занятие. Игра «Репка». | 01.09-06.09 | |
3-4 | Здравствуй, театр! | 07.09-11.09 | |
5-6 | Театральная игра Как вести себя на сцене! | 14.09-18.09 | |
7-8 | Виды театрального искусства | 21.09-25.09 | |
9-10 | Основы театральной культуры | 28.09-02.10 | |
11-12 | Правила поведения в театре | 05.10-09.10 | |
13-14 | В мире пословиц. | 12.10-16.10 | |
15-16 | Репетиция сценки «Спящая красвица!» | 19.10-23.10 | |
17-18 | Кукольный театр | 26.10-30.10 | |
19-20 | Театральная азбука. | 09.11-13.11 | |
21-22 | «Сказка, сказка, приходи». | 16.11-20.11 | |
23-24 | Инсценирование сказки. «Репка» | 23.11-27.11 | |
25-26 | Театральная игра «Дед Мороз» | 30.11-04.12 | |
27-28 | Инсценирование народных сказок. | 07.12-11.12 | |
29-30 | Театр в лицах | 14.12-18.12 | |
31-32 | Ритмопластика | 21.12-25.12 | |
33-34 | Театральная игра | 11.01-15.01 | |
35-36 | Просмотр видеопьесы «Встретимся в день Победы» | 18.01-22.01 | |
37-38 | Репетиции пьесы «Встретимся в день Победы» | 25.01-29.01 | |
39-40 | Репетиция инсценировки «Темная ночь» | 01.02-05.02 | |
41-42 | Репетиции пьесы | 08.02-12.02 | |
43-44 | Показ пьесы «Встретимся в день Победы» | 15.02-19.02 | |
45-46 | Посещение спектакля | 22.02-26.02 | |
47-48 | Обсуждение спектакля | 01.03-05.03 | |
49-50 | Конкурс рисунков | 09.03-12.03 | |
51-52 | Новогоднее представление | 15.03-18.03 | |
53-54 | Обсуждение спектакля | 29.03-02.04 | |
55-56 | Викторина | 05.04-09.04 | |
57-58 | Проект «Театр в моей жизни» | 12.04-16.04 | |
59-60 | Презентация проектов «Театр в моей жизни» | 19.04-23.04 | |
61-62 | История создания театра | 26.04-30.04 | |
63-64 | Традиции театра | 03.05-07.05 | |
65-66 | Посещение спектакля театра | 10.05-14.05 | |
67-68 | Обсуждение спектакля | 17.05-21.05 | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи – Ростов – на – Дону: Феникс, 2011
Станиславский К.С. Работа актёра над собой - М: искусство,2011
Шмаков С.А. Её величество игра – М: Магистр, 2012
Мочалова Ю.А. Первые уроки театра – М: искусство, 2012
Энциклопедический словарь юного зрителя – М: искусство, 2011
Весёлые игры для детских вечеринок – Ростов – на – Дону: Феникс, 2011