Научно исследовательная конференфия
«Шаг в будущее» 2015
Туристические объекты Монголии.
Хархорин – монастырь Эрдэни Дзу.
Т. Амина
ученица 5”Б” класса
Совместной Монголо-Российской школы №3
Руководитель работы:
Бадмацыренова Алла Александровна
Содержание.
1. Введение……………………………………………………………………...2
2. Основная часть……………………………………………………………….3-5
Хархорин – культурное наследие Монголии
Этимология.
История.
Эрдэни – Дзу в наше время.
Заключение…………………………………………………………………..6
Список литературы………………………………………………………….7
Введение
Актуальность исследования.
Меня всегда привлекали исторические и культурные объекты моей страны. Отдыхая с родителями в разных местах, я всегда интересовалась, чем оно знаменито, что здесь было раньше. Моя страна, богата своей историей, у нас много таких достопримечательностей, о которых я бы хотела, чтобы все знали. Во многих местах мы побывали со своей семьей, и одно из них Хархорин. Я хочу вас познакомить с тем, что я узнала и увидела.
Цель исследования: выяснить, чем знаменита местность Хархорин.
Задачи исследования:
Собрать и изучить теоретический материал о Хархорине.
Узнать откуда произошло название, кто основал, откуда исторические корни моего народа.
Объект изучения: Хархорин – культурное наследие Монголии.
Гипотеза: чем больше народу узнают о Хархорине, тем больше экскурсий будет в эту местность, значит сохранится и будет процветать то, что оставили нам наши предки.
Методы исследования.
Обзорлитературы.
Обзор по сети Интернет.
Наблюдение.
Фотосъемка.
Подготовка презентации.
Практическая значимость исследования: работа может быть использована на внеклассных мероприятиях, на классном часе, на факультативных занятиях.
Основная часть.
Этимология.
Первоначально название монастырю дал сам Абатай-хан. Оно звучало как Эрдэнэ-Зуугийнсүм («Храм драгоценного владыки» (Будды)), то есть своё название монастырь получил в честь статуи Будды, в которую были вложены переданные Далай-ламой III мощи Шакьямуни. Когда же Абатай-хан попросил у Далай-ламы III официальное название для нового храма, тот получил имя Лхундубдэченлинг — «Место самовозникшего великого блаженства».
Главная реликвия монастыря — статуя Будды Ихэ-Дзу. Для этого монастыря Далай-лама передал Абатай-хану ряд статуй-реликвий: Будда Ихэ-Дзу, статуя, содержащая мощи Будды Шакьямуни; Будда Амитабха; Семь будд-врачевателей; Восемь бодхисаттви много других реликвий.
Эрдэни-Дзу - это частично действующий буддийский монастырь в Монголии. Все сохранившиеся храмы, за исключением одного, используются как музей и представителям религии не принадлежат. Первый стационарный буддийский монастырь на территории Халхи, крупнейший религиозный, культурный и политический центр средневековой Монголии.
История
В сочинении ламы Эрдэнипэла (предположительно датируемом 1939 годом) история монастыря возводится ко времени Уйгурского каганата. Этот лама в своем сочинении приводит точку зрения, состоящую в том, что когда в Монголии жили уйгуры, хан уйгуров Богучар в столице Уйгурского каганата Хара-Балгасуне на Орхоне воздвиг статую будды Эрдэни-Дзу. Эту статую, монгольский великий хан Угэдэй привёз в город Каракорум (современный Хархорин располагается немного юго-западнее Каракорума), столицу Монгольской империи, реставрировал и поместил в новом храме. Впоследствии хан Тогон-Тэмур, прибыв из Пекина в Монголию, обновил статую в Каракоруме. Через несколько столетий храмы пришли в ветхость и запустение. Они уже почти совсем исчезли, когда Абатай-Тушэту-хан, следуя повелению Далай-ламы III СонамомГьяцо в 1585 году привёз из города Хух-Хото мастеров, которые реконструировали храмы Эрдэни-Дзу и построили новые.
Эрдэни-Дзу при Абатае.
Три храма, строившихся на личные средства Абатая и посвящённые трём периодам жизни Будды: юности, моменту поворота Колеса Учения и преклонным годам, были завершены уже на следующий год; сразу после этого каменотёсы и зодчие построили от своего имени несколько сумэ, получивших название «Гэгэновских».
Сам Далай-лама III не прибыл на освящение монастыря лично, однако направил в Халху сакьяского ламу ЛодойНьингпо с семьёй сопровождающими, который и совершил ритуал освящения в 1587 году.
Монастырь, созданный главным образом на средства Абатая, стал считаться родовым монастырём Тушэту-ханов.
Эрдэни-Дзу при Дзанабадзаре
Внук Эрэхэя Дзанабадзарчасто посещал Эрдэни-Дзу проводя в нём долгое время за изучением книг и практикой ритуалов. Однако после своего визита в 1649—1653 годах в Тибет к Панчен-ламе IV и Далай-ламе V прибывшие вместе с ним в Халху ламы убедили не жить больше в её монастыре, поэтому вскоре его отец Тушэту-хан Гомбодорж вместе с другими халхаскими князьями выстроили для него новый храм-жилище Тувхен-хийд за стенами Эрдэни-Дзу на горе Шивэт-Уул.
Проживая главным образом в Тувхен-хийде, Дзанабадзар всё же иногда посещал Эрдэни-Дзу. Так, в 1658 году он впервые провёл здесь церемонию Майдари-хурал. Во время вторжения в Халху джунгарский хан Галдан-Бошогту разгромил Их-Хурэ, вынудив Дзанабадзара бежать Внутреннюю Монголию через Эрдэни-Дзу. Сам Эрдэни-Дзу практически обезлюдел; немногочисленное окрестное население испортило деревянную монастырскую ограду, разбирая её на топливо. Распоряжение Дзанабадзара о реконструкции стен и реставрации храмов Эрдэни-Дзу после джунгарского нашествия было отдано им сразу после возвращения в Халху.
В 1731 году, во время второго вторжения джунгар в Халху, решающее сражение между ними и цинскими войсками произошло недалеко от монастыря. Существует легенда, что когда джунгарские солдаты вошли в Эрдэни-Дзу, статуя покровителя монастыря, божества-дхармапала Гомбо-Гуру прогнала их из главного храма, а каменные львы при входе зарычали. Джунгары в ужасе бежали в сторону реки Орхон и тонули в ней. Когда об этой легенде узнал император Юнчжэн, он официально пожаловал реке за помощь в победе княжеский титул и 300 лян серебра ежегодного содержания, а наградой самому монастырю стала очередная масштабная реконструкция. Через три года после джунгарского нашествия вокруг монастыря началось возведение образующих прямоугольник стен со 108 ступами (окончено в 1806 году). С момента же смерти Богдо-гэгэна II Эрдэни-Дзу утратил значение родового монастыря главы буддистов Монголии.
Храм Лавран, возведённый Дагвадаржей — типичный образец тибетской архитектуры в Эрдэни-Дзу и единственный ныне действующий храм в монастырском комплексе.
Существенные изменения в жизни монастыря произошли во второй половине XVIII века, Были возведёны Соборный храм, храм Будды Врачевания и ряд других, а в 1776 году проведена обширная реставрация с привлечением средств Цинов. В 1785 году один из построенных им храмов (Ламиран) Дагвадаржа решил перестроить по тибетскому типу.
В 1787 году в Эрдэни-Дзу было начато проведение церемонии цам, организованной ургинским ритуальным мастером, тибетцем Рабданом.
В 1797 году в монастырь по повелению императора Цяньлуна прибыл писарь Чойджи-раши, составивший подробнейшее описание истории монастыря и всех его строений. Труд был представлен на высочайшее рассмотрение, однако о его дальнейшей судьбе ничего не известно.
В 1799 году в Эрдени-Дзу построили «ступу Пробуждения» (Бодьсуварга). В неё заложили более 100 тыс. бурханов, более 2500 маленьких ступ-цаца и другие предметы буддийского культа, а также прах основателя монастыря Абатай-хана.
Эрдэни-Дзу в новейшее время
В ходе чойбалсановских репрессий в конце 1930-х годов монастырь был закрыт, его штат распущен, храмы частично разрушены. Однако после краткосрочного визита в МНР в 1944 году вице-президента США Г. Э. Уоллеса и американского монголоведа О.Латтимора, сопровождаемых Н. К. Рерихом, Сталин настоял перед Чойбалсаном на том, чтобы Эрдэни-Дзу в исключительном порядке был отреставрирован. Во второй половине 1940-х годов была осуществлена частичная реконструкция в1947 году в монастыре был устроен музей, содержавшийся на средства государства, однако буддийские службы не отправлялись вплоть до 1990 года.
ЭрдэниДзу в наше время.
Хархорин - город и сомон на севере аймака Уверхангай в Монголии. Хархорин является центром одноимённого сомона. Население сомона составляет 10847 человек по данным переписи 2010 года, он разделён на 8 местных самоуправлений, из которых 3 самоуправления составляют собственно город Хархорин, а ещё пять - сельские территории сомона. Рядом находятся руины древнего города Каракорум, который в течение короткого времени служил столицей Монгольской империи при Угэдей-хане. Еще одним важным объектом является монастырь Эрдэни-Дзу. Археологическому и культурному наследию города посвящён местный музей «Хархорум».
Новая городская застройка непосредственно примыкает к руинам старого города.
В настоящее время единственным действующим храмом в Эрдэни-Дзу является Лавран. Он находится в ведении Монгольской Ассоциации буддистов; остальные - в ведении улан-баторского Национального исторического музея и находятся под охраной государства.
К северу от территории находится знаменитая каменная скульптура - огромная черепаха - памятник древнего Каракорума.
В 2004 году монастырь вместе с обширной территорией, получившей название Культурный ландшафт долины реки Орхон, был объявлен ЮНЕСКО Объектом Всемирного наследия под номером 1081.
Заключение.
Людям надо бережно относится к тому, что оставили нам в наследие предки. Хочется верить, что Хархоин, как культурный ландшафт долины реки Орхон сохранится для будущих потомков монголов и наших гостей.
Список литературы.
История Эрдэни-дзу. Факсимиле рукописи / Пер. с монг., введ., комм.и прил. А. Д. Цендиной. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1999. — 255 с. — ISBN 5-02-018056-4
Киселев С. В., Мерперт Н. Я. Из истории Кара-Корума // Древнемонгольские города. М., 1965.
Всемирнаяистория. Энциклопедия.
Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978
Викторова Л.Л. Монголы: Происхождение народа и истоки культуры. М., 1980
Имшенецкий Б.И. Монголия. (Знания для всех). П., 1915.
9