Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 86. имени контр- адмирала И.И.Вереникина»
г.Ульяновск
Мой профессиональный выбор
исследовательский проект
«Туристический маршрут по городу Ульяновску для иностранных гостей и жителей России»
Автор работы:
Шихрагимова Диана,
ученица 10А класса
Руководитель:
Кирпичева А.С.,
учитель иностранных языков
Ульяновск, 2023-2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Теоретическая часть 5
1.1 Страноведческий аспект в изучении английского языка 5
1.2 Понятия «страноведение» и «лингвострановедение» 7
1.3 Экскурсия как средство развития коммуникативной компетенции 8
ГЛАВА II Практическая часть 9
2.1 Результаты анкетирования учащихя 9
2.2 Описание достопримечательностей г. Ульяновск 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
ПРИЛОЖЕНИЕ 18
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в замечательной, самой большой стране мира — России. В России есть все – бескрайние просторы, бесконечно тянущиеся поля и леса, красивые горы и вулканы, кристально чистые озера, теплые моря и северные снежные широты.
Долгая история и развитие привели к тому, что страна стала культурно-разнообразной и очень интересной для туризма, - как внутреннего, так и внешнего. По данным Ассоциации туроператоров России туристический поток из-за рубежа в 2023 году увеличился на 130% в сравнении с 2022 годом. В 2018 году наш город в рамках чемпионата мира по футболу принимал 16,5 тысяч иностранных гостей.
В связи с непростой политической ситуацией в мире и после окончания пандемии многие люди не хотят выезжать за пределы нашей страны. Жители России стали чаще ездить по родной стране. Многие выбрали в качестве объекта исследования г. Ульяновск.
Выбор темы обусловлен растущей популярностью города Ульяновска среди иностранных туристов и жителей нашей страны.
Актуальность исследования определяется вкладом культурного наследия Ульяновска в мировую культуру и необходимостью владения английским языком как средством международного общения.
Теоретическая значимость работы состоит в систематизации информации по теме исследования.
Практическая значимость заключается в разработке туристического маршрута выходного дня по г. Ульяновску, видеоролик экскурсии может быть использован на уроках английского языка.
Объектом настоящего исследования являются достопримечательности города.
Предметом исследования перспективный туристический маршрут на английском языке по родному краю.
Целью данной работы является создание туристического маршрута по городу Ульяновску на английском языке, рассказа о интересных местах, которые стоит посетить в нашем городе.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
Изучить теоретическую информацию по данной теме;
Выявить самые популярные достопримечательности города Ульяновска;
Разработать экскурсионный маршрут по данным достопримечательностям;
Создать видеоролик экскурсии на английском языке.
В данной работе используются следующие методы исследования: анализ литературы, проведение анкетирования, метод обобщения, исторический и описательный методы.
Теоретическая часть
Страноведческий аспект в изучении английского языка.
В современном обществе знание иностранных языков является престижным фактом. Любой язык должен существовать в социуме, а не развиваться обособленно от него. Ведь он является средством коммуникации, и слияния народностей. Иностранный язык плотно вошел во все сферы нашей жизни. Он стал политичным, культурным, образовательным аспектом выражения той или иной особенности страны, которой принадлежит. Кроме этого, языки соединяют государства, становятся средством межличностного общения. В современном мире люди привыкли налаживать общение не только с представителями своего рода, но и коммуницировать с отличными от себя культурами. Иногда, общение происходит сложно, вследствие различий менталитета, но все больше случаев успешной коммуникации между представителями иностранных языков. [3]
Изучение любого иностранного языка обязательно должно предусматривать следующие факторы: овладение знаниями о культуре, истории, реалиях и традициях страны, язык которой изучается (лингвострановедение, страноведение); привлечение учащихся к диалогу культур (иноязычной и родной); осознание учащимися сущности языковых явлений, иной системы понятий, через которую может восприниматься действительность. Необходимо понимание особенностей своего мышления; сравнение явлений изучаемого иностранного языка с родным языком; умение учиться (работать с книгой, учебником, справочной литературой, словарями и т. п). [1]
Важнейшим мотивационным стимулом изучения иностранного языка является, конечно же, стремление к расширению своего общего кругозора, причем ведущую роль играет желание познакомиться с жизнью страны, язык которой изучается, с ее географией, историей, бытом. Важно и то, что интернационализация всех аспектов жизни общества дает возможность наглядно познакомиться со страной, посетить ее как турист, пройдя там стажировку или учебный курс, принимая участие в многочисленных международных образовательных программах или просто „путешествуя” по сети Интернет. [2]
В современной методике обучения иностранным языкам овладение и процесс овладения иноязычной коммуникативной деятельностью квалифицируется как межкультурная коммуникация. Некоторые авторы трактуют межкультурную коммуникацию как адекватное взаимопонимание участников коммуникации, принадлежащих к разным национальным культурам. [4]
Наиболее полное определение межкультурной коммуникации сформулировано И. Халеевой „Межкультурная коммуникация – это совокупность специфических процессов взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам, но при этом признают тот факт, что каждый из них является „другим” и каждый воспринимает различие „партнера”. [6]
Следовательно, страноведческий компонент воспитывает умолодежи интерес к истории и культуре страны изучаемого языка, способствует лучшему усвоению материала и повышает общий культурный уровень человека.
1.2.Понятия «страноведение» и «лингвострановедение».
Способность к межкультурному взаимодействию и развитая социокультурная компетенция, на сегодняшний день, являются приоритетными направлениями изучения иностранного языка.
Странове́дение(от рус. страны и ведать)— географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, экономике, культуре и социальной организации.
Для того, чтобы правильно использовать некоторые слова или фразы, необходимо знать их происхождение, а также знать ситуации, в которых разрешено их применять, имея факты или сведения из истории, литературы или политической действительности страны изучаемого языка. Тем самым, необходимо изучать культура народа — познакомиться с традициями и обычаями, с психологией данного народа, изучать историю, литературу, географию, экономику и политику изучаемого языка.
Туристское страноведение осуществляет следующие функции:
просветительскую — создание «образов» стран, государств, которые необходимы самым широким слоям общества и ряду предприятий (рекламы, маркетинга),
информационную — сбор, хранение и предоставление возможностей использования широкого набора сведений о природе, населении, народах, культуре, экономике страны, её особенностях и типичных чертах,
развивающую — международные и внутригосударственные связи и отношения, которые стали основой для охвата территорий разных стран турбизнесом, создания и публикации путеводителей, оптимизации деятельности предприятий и организаций, шествующих в сфере коммерческого туризма,
учебную — в системе учебных заведений, подготавливающих специалистов по туризму.
Страноведение в туризме — это изучение природы, населения в целом и отдельных народов страны, её истории и культуры, особенностей политики, хозяйства и окружающей среды, то есть все компоненты страны, составляющие условия и предпосылки для организации и развития туризма на её территории.
Конечная цель изучения страны — создание комплексной туристской характеристики как совокупности условий организации развития туризма. Для этого необходимо выявить взаимосвязи и взаимозависимость компонентов, поскольку только их сочетание, пространственная композиция определяют своеобразие, специфику «образа» страны в туризме.
Лингвостранове́дение(от лат. Lingua — «язык» + страноведение)— исследовательское направление в России, включающее в себя обучение языку и дающее необходимые для квалифицированного общения сведения о культуре страны изучаемого языка.
Главная цель лингвострановедения — обеспечить языковую компетентность в вопросах межъязыкового общения посредством адекватного понимания культуры речи собеседника и исходных текстов.
1.3 Экскурсия как средство развития коммуникативной компетенции.
Коммуникативная компетентность— это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии.
Любой опыт приобретается человеком только в деятельности, а не в процессе симуляции, а способность к межкультурной коммуникации может стать результатом лишь его интенсивной познавательной деятельности.
Экскурсия представляет собой информационный процесс — передачу систематизированной информации аудитории. В этом процессе имеет место прямая и обратная связь: экскурсовод показывает и поясняет — прямая связь; экскурсанты воспринимают информацию и выражают свое отношение к ней (реакция) — обратная связь. Реакцию экскурсовода на реакцию экскурсантов можно рассматривать как коррекцию прямой связи, которая ведет к последующим изменениям содержания и формы рассказа, а также методики показа объектов.
Чтобы коммуникация состоялась, и источник, и приемник должны иметь общую систему знаков или правил приема и передачи, кодирования и декодирования информации. Поэтому экскурсовод обязан владеть языком, на котором говорят экскурсанты. Каждая страна предоставляет для иностранных экскурсантов специально подготовленных гидов-переводчиков. Если есть необходимость использовать на экскурсии специальную терминологию, экскурсовод обязан объяснять экскурсантам каждый малоизвестный термин, чтобы не возникало непонимания.[5]
Практическая часть
2.1. Результаты анкетирования
С целью исследования наиболее популярных мест города, я провела опрос среди одноклассников(Приложение).
Проанализировав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что для 70% учащихся оказалось интересным посетить экскурсию по г. Ульяновску на английском языке.Большинство учащихся считает, что наш город привлекателен для иностранцев. Также оказалось, что учащиеся практически в равных процентах выбирают различные места для посещения. Кроме того, наблюдается повышенный интерес к историческим объектам. Следовательно, мой маршрут будет включать в себя разнообразные места (исторические, культурные, природные объекты), чтобы каждый был заинтересован.
Из опроса также стало ясно, что предпочтительным способом передвижения во время путешествия является автобусный тур, включающий пешие прогулки. Также мои одноклассники предложили различные места для посещения, наоснове их ответов и исходя из собственного опыта я составила удобный туристический маршрут. Кроме того, материал экскурсии представлен в электронном варианте в виде видеоролика. Данный материал может быть использован на уроках и внеурочных занятиях по английскому языку.
Доступность
Содержательность
Функциональность предполагает круглогодичное использование одного и того же туристского маршрута, но с различным набором сезонных услуг.
Многоаспектность туристского маршрута требует наличия в программе туристского обслуживания заранее подготовленных вариантов.
Комфортность. Туристы будут отдавать предпочтение тем маршрутам, на которых созданы условия для жилья и питания. Абсолютный минимум - это немного пищи и палатка, оптимум - трехразовое питание, ночлег в закрытом помещении на кровати, горячее водоснабжение.
Информированность. Туристский маршрут может отвечать всем перечисленным выше требованиям, но туристов на нем может не оказаться, так как они ничего не слышали и не знали о нем, то есть не были информированы. Информированность туристского маршрута достигается различными средствами рекламы - в брошюрах, журналах, газетах, на радио и телевидении, а также через агентов, туристических бюро и через туристов, у которых большой опыт путешествий. Турист должен знать, что он увидит, чем он будет заниматься на маршруте, как будет добираться и где останавливаться, прежде чем решит отправиться по данному маршруту.
2.2 Описание достопримечательностей г. Ульяновска
Ulyanovsk is located in the South-eastern direction of the European part of the Russian Federation. It is the administrative center of Ulyanovskaya oblast. Ulyanovsk is situated on banks of two rivers – Volga and Sviyaga. The city was the birthplace of Vladimir Lenin (born Ulyanov), for whom it was renamed after his death in 1924. The banks of the Volga in Ulyanovsk are connected by two bridges. The old railway bridge was officially opened in 1916 and was named «Imperial of His Majesty Nicholas II».
(Ульяновск расположен в юго-восточном направлении европейской части Российской Федерации. Это административный центр Ульяновской области. Ульяновск расположен на берегах двух рек – Волги и Свияги. Город был родиной Владимира Ленина (урожденного Ульянова), в честь которого он был переименован после его смерти в 1924 году. Берега Волги в Ульяновске соединены двумя мостами. Старый железнодорожный мост был официально открыт в 1916 году и получил название «Императорский Его Величества Николая II».
ВладимирИльичЛенин
Ulyanovsk is most famous as the birthplace and childhood home of Vladimir Ilyich Lenin. In fact, the city is now named after him. Yes, Comrade Lenin was born on 22 April 1870, as Vladimir Ilyich Ulyanov. When V.I. Ulyanov became involved in revolutionary work in the 1890s, he began going by the pseudonym Lenin.
The nearly 18-meter-tall monument was created and unveiled to commemorate the 100th anniversary of Lenin’s birth and stands as a symbol of the leader’s impact on the Soviet Union. It was sculpted out of bronze with Vladimir Lenin’s head at the top, and surrounded by four reliefs representing the different stages of the leader’s life. The Lenin Monument is still an important symbol in Ulyanovsk and is visited by many tourists each year.
(Памятник высотой почти 18 метров был создан и открыт в ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина и является символом влияния лидера на Советский Союз. Он был изваян из бронзы с головой Владимира Ленина наверху и окружен четырьмя рельефами, представляющими различные этапы жизни лидера. Памятник Ленину по-прежнему является важным символом Ульяновска, и его ежегодно посещает множество туристов.)
Ленинскиймемориал
Lenin Memorial - a whole museum complex dedicated to Vladimir Ulyanov (Lenin) and his family. This is one of the largest historical and museum complexes in the Volga region. The main building was constructed for the 100th anniversary of Lenin’s birth in 1970.
This is the only museum in the world that reflects the entire life of Lenin. It has more than 70 thousand exhibits including authentic belongings of the Ulyanov family, documents, photographs, and other items related to different periods of Russian history.
(МемориалЛенина - целыймузейныйкомплекс, посвященныйВладимируУльянову (Ленину) иегосемье. Этоодинизкрупнейшихисторико-музейныхкомплексоввПоволжье. Главноезданиебылопостроенок 100-летиюсоднярожденияЛенинав 1970 году.
Этоединственныймузейвмире, которыйотражаетвсюжизньЛенина. Здесьпредставленоболее 70 тысячэкспонатов, включаяподлинныевещисемьиУльяновых, документы, фотографииидругиепредметы, относящиесякразнымпериодамроссийскойистории.)
РекаВолга
The Volga River (Kuibyshev Reservoir) - the largest artificial reservoir on the Volga created in the 1950s. The reservoir is 500 km long, with a maximum width of 44 km. Its powerful water resources are used to generate electricity. Due to its gigantic size, it significantly affected the Volga itself, changed the flow regime and began the processes of coastal washout. Home to many species of fish, the reservoir attracts fishing enthusiasts to its shores.
(Река Волга (Куйбышевское водохранилище) - крупнейший искусственный водоем на Волге, созданный в 1950-х годах. Длина водохранилища составляет 500 км, максимальная ширина - 44 км. Его мощные водные ресурсы используются для выработки электроэнергии. Из-за своих гигантских размеров он существенно повлиял на саму Волгу, изменил режим течения и запустил процессы размыва берегов. Водохранилище, где обитает множество видов рыб, привлекает к своим берегам любителей рыбной ловли.)
The Volga River embankment is one of the most beautiful places in Ulyanovsk, if you visit Ulyanovsk, you should admire this river, as well as walk along its shore.
(Набережная реки Волги одно из красивейших мест в Ульяновске, если вы посещаете Ульяновск, вам стоит полюбоваться этой рекой, а так же погулять по ее берегу.)
You can also take tickets for a pleasure boat and look at the city from the side.
(Также вы можете взять билеты на прогулочный корабль и посмотреть на город со стороны)
ПамятникиУльяновска
Monuments of Ulyanovsk
In the city there are a lot of monuments, the main one of which is undoubtedly the monument to Lenin, located on the main square of Ulyanovsk.
Not without monuments to Karl Marx, NarimanNarimanov, Ulyanovsk tankmen, Ulyanov and Ulyanov and other political figures and liberators of the city. The monument-obelisk of eternal glory is also known. And also to the great artists, writers and poets A.S. Pushkin, A.A. Plastov, I.A. Goncharov and so on.
There are also such interesting monuments as a monument to the letter E, a monument to a kolobok, a commemorative sign to Simbirtsit, a monument to the sofa Oblomov, a monument to the lost Temples of Simbirsk.
(В городе множество памятников, главным из которых, несомненно, является памятник Ленину, расположенный на главной площади Ульяновска. Не обошлось без памятников Карлу Марксу, НаримануНариманову, ульяновским танкистам, Ульянову и Ульяновчанке и другим политическим деятелям и освободителям города. Известен также памятник-обелиск вечной славы. А также великим художникам, писателям и поэтам А.С. Пушкину, А.А. Пластову, И.А. Гончарову и так далее. Здесь также есть такие интересные памятники, как памятник букве Е, памятник колобку, памятный знак Симбирцу, памятник дивану Обломову, памятник утраченным храмам Симбирска.)
Заключение
В настоящее время наблюдается стремительное развитие
туристической индустрии России, что приводит к увеличению спроса на
тексты туристической направленности. Данные тексты создаются не только с целью проинформировать реципиента о выбранном им направлении, но и с целью побудить его к совершению поездки, что приведет в дальнейшем к экономическому росту государства. В связи с этим изучение туристического текста приковывает внимание как отечественных, так и зарубежных лингвистов, которые рассматривают в своих работах его особенности, а также средства сохранения коммуникативного эффекта текста оригинала при переводе. Суммируя результаты проведенного исследования, необходимо отметить, что при работе с туристическим текстом важно принимать во внимание не только особенности текста оригинала, но и особенности реципиента переводного текста, связанные с его принадлежностью к иной культуре и языковому коллективу. Благодаря этому переводчик сможет создать текст, при прочтении которого у иноязычного реципиента не возникнет затруднений в его восприятии, следовательно, текст перевода сможет обеспечить коммуникативное воздействие, близкое тому, на которое рассчитывал автор оригинала, создавая свой текст. В заключение можно сказать, что все задачи были выполнены, цель достигнута. Чтобы привлечь туристов, на маршруте должно быть то, что они захотели бы увидеть или, чем захотели бы заняться
Любому менеджеру по туризму необходимо грамотно и профессионально составлять туры, организовывать дифференцированное обслуживание групп различного социального и возрастного состава.
На основе проведённых мною исследований можно сделать следующие выводы:
1. Ульяновск- один из самых красивых городов России, иностранным туристам обязательно стоит посетить его. Ведь тут много интересных мест, достойных внимания.
2.Ульяновск- родина многих знаменитых личностей, которые внесли немалый вклад в развитие страны. Здесь много музеев и достопримечательностей, гулять по нему можно бесконечно, чтобы обойти все важные места не хватит и дня. Так же тут есть красивая набережная, а летом можно даже искупаться на Волге, так что каждый найдет себе развлечения по душе.
Ульяновск- прекрасный город для посещения и побывать в нем стоит каждому. Надеюсь мой проект помог вам убедиться в том, что его стоит посетить.
Интерес и любовь к родному краю — это неотъемлемая часть человеческого сознания. Чем больше мы узнаем культуру родного края, тем больше мы начинаем любить его. А чтобы лучше узнать родной край, нужно либо посещать музеи и читать специальную литературу, либо просто сходить в туристический поход.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Hammerly Hector. An Integrated Theory of Language Teaching / H. Hammerly - New-York : RDH. - 2002. - 231 p.
Lado R. Linguistics Across Cultures / R. Lado. - Mich. Press. - 1957. - 182 p.
Базанова, А. С. Изучение страноведческого аспекта на уроках английского языка / А. С. Базанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 511-512. — URL: https://moluch.ru/archive/312/71004/ (дата обращения: 22.01.2024).
Боголюбова, Н. М. Межкультурная коммуникация. Москва :Юрайт, 2023. 253 с.
Окромчедлишвили Е.Н. Экскурсия как форма коммуникации // Материалы XV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум»
Халеева, И. И. О тендерных подходах к теории обучения языкам и культурам // Известия Российской академии образования. – № 1. – 2000. – 11 с
Источники из сети Интернет:
https://mosaica.ru/ru/ul/news/2018/06/20/inostrantsy-v-gorode-gosti-ulyanovska-rasskazali-kak-ikh-vstretila-rossiya-vo-vremya-provedeniya-chm-2018?from=topnews
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://visit-ulyanovsk.ru/about.php
https://www.atorus.ru/node/53537
Приложение
Опрос
1. Хотели бы посетить экскурсию по нашему городу на английском языке?
А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить
2. Какой формат путешествия по г. Ульяновску вам кажется наиболее привлекательным?
А) Исторические места и объекты
Б)Природные места
В) Военно-исторические объекты
Г) Музеи, театры, галереи
Д) Комбинированные туры
3. Предпочтительный способ передвижения во время экскурсии по г. Ульяновску:
А) Пешие прогулки
В) Автобусный тур
Г) Комбинированный вариант
4. Как часто Ульяновск посещают иностранцы?
А) Часто Б) Иногда В) Редко Г) Никогда
5. Какие 5 мест вы посоветуете посетить гостям нашего города?