СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Туризм и ГТО – путь к успеху!

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект по пропаганде и внедрению комплекса ГТО в образовательной организации

Просмотр содержимого документа
«Туризм и ГТО – путь к успеху!»

Проект по пропаганде и внедрению

Комплекса ГТО в образовательной организации



Тема: « Туризм и ГТО – путь к успеху!»



Общеобразовательная организация:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с. Измалково Измалковского муниципального района Липецкой области»



Фамилия, Имя, Отчество автора проекта:

Анохин Сергей Николаевич, учитель географии и биологии































Содержание

1

2

3

4

5

6

7


Актуальность проекта

Теоретическая обоснованность проекта

Цель и задачи проекта

Механизмы реализации проекта

Проверка умений и навыков

Перспективы реализации проекта

Приложения


3

4

6

7

9

10

11




































Актуальность проекта

Актуальность выбранной темы обусловлена возрождением в Российской Федерации национальной идеи, направленной на улучшение здоровья и патриотизма нации.

По результатам последних исследований всероссийской диспансеризации, доля здоровых детей снизилась с 45% до 34 %, вдвое увеличился удельный вес детей, имеющих хроническую патологию и инвалидность. Были отмечены ухудшения показателей физического развития: дефицит массы тела стал выявляться в три раза чаще, снизились функциональные возможности организма. Значительную роль в ухудшении физического состояния, росте заболеваемости современных детей играют не только социальные условия, но и малоподвижный образ жизни. Особую тревогу вызывает то, что проводимые исследования показывают высокую степень распространения вредных привычек среди детей и подростков. При этом, по мнению экспертов занятия спортом с раннего возраста формируют к двенадцати годам стойкое неприятие вредных привычек.

Проект призван решить ряд ключевых проблем, среди которых:

  • отсутствие устойчивого, мотивированного интереса участников образовательного процесса к активным видам физкультурно-спортивной деятельности у значительной части населения;

  • недостаточное привлечение всех участников образовательного процесса к регулярным занятиям физической культурой;

  • несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры, а также их моральный и физический износ задачам развития массового спорта в стране;

  • отсутствие активной пропаганды занятий физической культурой и спортом как составляющей здорового образа жизни;

  • здоровый образ жизни не стал нормой для большинства обучающихся;

  • недостаточная работа по пропаганде ценностей физкультуры и спорта в средствах массовой информации;

  • развитие туризма как средства укрепления здоровья и познания родного края.

Подходы в решении вышеназванных проблем в данном проекте основаны на опыте СССР в рамках введения всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) и Указе Президента РФ «О Всероссийском спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24.03.2014 № 172 .





Теоретическая обоснованность проекта

Развитие физической культуры и спорта – важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, укрепления человеческого потенциала и повышения качества жизни россиян.

За последние годы наметилась положительная тенденция в развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации. В первую очередь, это связано с улучшением материально-технической, нормативно-правовой, организационной, научно-образовательной и пропагандистской баз физкультурно-спортивного движения.

В стране функционируют около 262 тыс. спортивных сооружений. Развивают физическую культуру и спорт 331 тыс. штатных работников в 170 тыс. учреждений, предприятий и организаций. В настоящее время систематически занимаются физической культурой и спортом более 32 млн. человек, что составляет 22,5% общей численности населения страны.

Российские спортсмены достойно представляют нашу страну на крупнейших международных соревнованиях, включая Олимпийские игры. Российская Федерация становится все более привлекательной для проведения крупнейших международных спортивных мероприятий.

Вместе с тем, исходя из задач по повышению вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое развитие страны, необходимо существенно увеличить число российских граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни.

Однако, туристская составляющая комплекса ГТО наиболее сложна в реализации в условиях общеобразовательной организации, так как, требует специально подготовленных кадров, чему в последние годы уделялось недостаточно внимания

В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» и Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, к 2020 году должна достигнуть 40%, а среди обучающихся – 80%. Две трети российских детей в 14 лет уже страдают от хронических болезней, половина школьников имеет отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, да что там — 40% призывников не могут выполнить физкультурный минимум, предусмотренный для военнослужащих.

Исправить ситуацию и достичь указанных целей, призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. Ключевой из них стало введение в действие с 1 сентября 2014 г. в Российской Федерации Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), главной целью данной меры является охват всего населения страны общим спортивным движением. Предполагается, что нормы нового «ГТО» будут сдавать и взрослые и дети. Однако начнут внедрение именно в системе общего образования.

Настоящий проект «Система внедрения ГТО в образовательном учреждении» содержит актуальность выбранной темы, цели и задачи, анализ ситуации и желаемых результатов, проектное решение, оценку необходимых для реализации проекта ресурсов, описание ожидаемых результатов, возможных рисков и способов снижения.

Проект является практически значимым для систем образования регионального, муниципального уровней. Идея проекта состоит в получении адаптированной к веяниям времени системы внедрения комплекса ГТО, рекомендаций по ее реализации, а также возможности реализации данного проекта в любом образовательном учреждении, находящемся на территории Российской Федерации.































Цели и задачи проекта

Цели:

Создание системы внедрения туристского компонента комплекса ГТО в образовательном учреждении и разработка рекомендаций по ее реализации;

Всестороннее развитие учащихся средствами туристско-краеведческой деятельности;

Гармоничное развитие личности посредством знакомства с естественно-природными ландшафтами, их флорой и фауной;

Воспитание бережного отношения к миру растений и животных;

Обозначение роли дикой природы для организации жизнедеятельности человека;

Пропаганда туризма, ориентирования и краеведения;


Задачи:

1) изучить нормативно–правовую базу, определяющую правовое поле процесса внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении;

2) разработать ресурсное обеспечение проекта;

Объект проекта: физкультурно-оздоровительное и туристско- краеведческое направления деятельности.

Предмет проекта: внедрение туристского компонента комплекса ГТО в образовательном учреждении.

Новизна проекта заключается в возрождении системы комплекса ГТО эпохи Советского Союза в новом современном формате с учетом приоритетов государственной политики в сфере развития физической культуры, спорта и туризма.















Механизмы реализации проекта

Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствова­ние его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Выполнение нормативов комплекса ГТО по туризму проводится в пеших, лыжных, водных (на гребных судах), велосипедных походах с активным передвижением по всему маршруту в местах, имеющих историческое и культурное значение. В велосипедных походах длина маршрута увеличивается вдвое.


Минимальные знания и умения (туристские навыки) школьника:

Должен знать:

− правила безопасного поведения в экскурсиях, в туристском походе, при поездке на транспорте.

− обязанности членов группы в походе.

Должен уметь:

− составить список личного снаряжения для участия в однодневном походе; уложить рюкзак, подобрать обувь и одежду для участия в однодневном походе;

− установить палатку, заготовить дрова, развести и поддерживать костер;

− подготовить сухой перекус и вскипятить на костре чай;

− передвигаться в группе по равнине, в лесу, преодолевать несложные естественные препятствия;

− определять масштаб и расстояние по карте и на местности, знать условные знаки топографических (спортивных) карт;

− оказывать первую помощи при обморожении, тепловом и солнечном ударах, поражении электрическим током; накладывать простейшие повязки; обрабатывать раны, ссадины, порезы, мозоли.



Итоговые знания и умения (туристские навыки) школьника:

Должен знать:

− правила безопасности при проведении туристских походов, соревнований;

− порядок действий в случае поиска отставшего или заблудившегося члена группы;

− действия при травме, заболевании участника.

Должен уметь:

− подготовить личное и общественное снаряжение для проведения двух - трехдневного похода с ночлегом;

− выбрать место бивуака, установить палатку, заготовить дрова, развести и поддерживать костер (2-3 типа); изготовить простейшее временное укрытие;

− составить меню и перечень продуктов для двухдневного похода, приготовить на костре обед;

− двигаться в составе группы в лесу, преодолевать болота, ручьи, овраги и другие естественные и искусственные препятствия, владеть навыками страховки альпенштоком;

− ориентироваться на местности: работать с картой и компасом, определять свое местонахождение; сохранять заданное направление движения; определять направления выхода в случае потери ориентировки; − оказывать помощь утопающему, изготавливать транспортировочные средства и владеть 2-3 приемами транспортировка пострадавшего.


Отчетным документом о совершении туристского похода является маршрутный лист или маршрутная книжка установленного образца; приказ по образовательной организации о совершении похода; протокол, справка или выписка из протокола о совершении участником туристского маршрута, включенного в программу туристского мероприятия.

Умения и навыки проверяются практическим путем, преодолевая препятствия и выполняя задания на маршруте во время проведения туристского похода, а также на туристских слетах и соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию различного масштаба, начиная от школьных.





















Проверка умений и навыков

Умения и навыки проверяются практическим путем, преодолевая препятствия и выполняя задания на маршруте во время проведения туристского похода, на туристских слетах и соревнованиях. В центрах тестирования рекомендуется проверку умений и навыков проводить в форме туристской полосы препятствий, включая в этапы различные задания.

1. Установка палатки (группой не более 4-5 человек) – от 5 до 15 минут (в зависимости от конструкции).

2. Разведение костра (без учета времени на заготовку дров) - до 10 минут. По выбору организаторов: а) пережигание нити, расположенной на 20 см выше уложенных дров; б) установление устойчивого пламени в течение 1 минуты; в) подготовка кострища (в случае отсутствия специально оборудованного для костра места).

3. Преодоление от 2 до 4-х естественных препятствий без учета времени (по усмотрению организаторов) а) преодоление болота по кочкам б) преодоление болота по жердям (сланям, гати) в) переправа по бревну с перилами (веревками) г) переправа по параллельным перилам (веревкам) д) преодоление чащобного участка, завала е) спуск по склону при помощи перил (веревок) ж) подъем по склону при помощи перил (веревок)

4. Вязка узлов: 2-3 узла из следующих шести: прямой, встречный, проводник, схватывающий, брамшкотовый, восьмерка.

4. Навыки ориентирования: в течение времени до 3 минут определить азимут на заданный предмет с точностью до 20 градусов.

5. Оказание первой помощи (без учета времени) по выбору организаторов: а) наложение шины при закрытом переломе ноги (руки) б) ответить на вопросы (тестирование) по действиям в случае обморожения, теплового удара, поражения молнией; в) остановка кровотечения;

6. Способы транспортировки пострадавшего – один из трех предложенных (на волокуше, на руках, на импровизированных носилках).











Перспективы реализации проекта

В результате реализации проекта ожидается формирование социально-адаптированной, гармонично-развитой личности ведущей здоровый образ жизни, хорошо умеющей взаимодействовать с обществом. Обучающие в рамках сдачи нормативов ГТО получат навыки выживания в сложных природных условиях и в экстремальных ситуациях. Получат первичные навыки в альпинизме и спелеологии. Наиболее активные получат возможность приобрести начальное профессиональное образование в сфере туризма.

























Приложения

Приложение 1


Список используемой литературы.


  1. Дрогов И.А., Константинов Ю.С., Маслов А.Г. Полевые туристские лагеря. «Владос», Москва, 2000 г.

  2. Константинов Ю.С. Туристские слёты и соревнования учащихся. Москва, 2003 г.

  3. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. Москва, 1995 г.

  4. Сборник нормативных документов по ТКР с учащимися. Москва.

  5. Справочник туриста. Полезные советы. «Рипол-классик», Москва, 2003 г.








Приложение 2

Групповое обязательное снаряжение.

1.Палатки (с тентами).

2.Спальные мешки.

3.Коврики.

4.Костровое и кухонное снаряжение (тёрка и половники).

5.Топоры-2 шт.

6.Лопата.

7.Ёмкость для воды и приготовления пищи.

8.Ножи-3 шт.

9.Рукавицы для костра-2 пары.

10.Часы-3 шт.

11.Компасы-3 шт.

12.Верёвка хозяйственная-10 м.

13.Фотоаппарат.

14.Бумага, карандаши, краски.

15.Репшнуры по 3 м.-8 шт.

16.Верёвки для вязки узлов-10 шт.

17.Фонари-3 шт.

18.Медицинская аптечка.

19.Ремонтный набор.

20.Тент для лагеря.

Приложение 4


Личное обязательное снаряжение.

1.Запасная обувь.

2.Носки: шерстяные-1 пара, простые-2 пары.

3.Шерстяной костюм.

4.Ветровка.

5.Тёплая куртка.

6.Тёплая шапочка.

7.Головной убор от солнца.

8.Перчатки (рукавицы).

9.Полиэтилен (1х1 метр).

10.Дождевик.

11.Рюкзак, коврик, спальник.

12.Кружка, ложка, миска, нож.

13.Блокнот и ручка.

14.Полиэтиленовый пакет (8х15см)-3 шт.

15.Пластиковые бутылки, ёмкостью на 3л.

16.Прищепки-4 шт.

17.Умывальные принадлежности (мыло, полотенце, зубная щётка, зубная паста).

18.Полиэтиленовый мешок, ёмкостью 60 л.

Приложение 5


Ремонтный набор.

1.Плоскогубцы, шило, ножницы, иглы и нитки

2.Медная проволока.

5.Изолента.

6.Клей.

7.Булавки-10 шт.

8.Киперная лента-2 м.

9.Наждачная бумага.

10.Свечи.

11.Набор заплаток.

Приложение 6


Медицинская аптечка.

( из расчёта на 10 – 15 человек на сезон, 3-4 похода)

1.Жгут, ножницы…………………………………… по 1шт.

2.Пипетка………………………………………………… 2шт.

3.Нашатырный спирт……………………………………...1фл.

4.Дезинфицирующие средства:

1)перекись водорода, 3%……………………………….2фл.;

2)раствор йода, 5%……………………………………...3фл.;

3)раствор зелени бриллиантовой………………………2фл.;

4)нитрофунгин…………………………………………..2фл.

5.Сердечные:

1)валидол……………………………………………..30табл.;

2)корвалол, настойка валерианы…………………по 2фл.;

6.Болеутоляющие:

1)анальгин, парацетамол ………………………по 100табл.;

2)цитрамон…………………………………………...60табл.;

3)тетрациклин………………………………………..60табл.;

4)олететрин…………………………………………...40табл.

7.Желудочные:

1)уголь активированный…………………………..300табл.;

2)фурозолидон………………………………………30табл.;

3)панкреатин……………………………………….…60табл.

8.Перевязочный материал:

1)бинт широкий, бинт узкий ……………………по 5шт.;

2)вата…………………………………………………….1шт.;

3)лейкопластырь………………………………………..1рул.

9.Лейкопластырь бактерицидный………………………15шт.

10.Антисептики (Н2О2, йод, зелёнка):

1)стрептоцид……………………………………….100табл.;

2)мазь Вишневского…………………………………...1фл.;

3)мазь синтомициновая………………………………...2 шт.

4)мазь тетрациклиновая………………………………...1 шт.

11.Кровоостанавливающие:

1)викасол (в таблетках)……………………………….40шт.;

2)гемостатические губки………………………………10шт.

12. Нафтизин (тизин )……………………………….2 фл.

13. Мазь тетрациклиновая (глазная)………………………1 шт.

14. Бальзам «Звездочка»……………………………………3 шт.

Приложение 7


Перечень

минимума специального снаряжения, необходимого для проведения зачетного похода


1

2

3

4

5


Страховочная система

Жумар

Кроль

Блок однороликовый

Блок двухроликовый


3

2

2

1

2



6

7


8

9

10

Дюльферная восьмёрка простая

Дюльферная восьмёрка с дополнительными рогами

Зажим «капля»

Карабин муфтовый

Карабин автоматический

2


1


1

10

4






Приложение 3

Правила туризма.

  1. Учись туризму заранее, во время похода учиться поздно.

  2. Если быть, то быть лучшим.

  3. Если тебе трудно, помоги товарищу.

  4. Семеро одного ждут.

  5. Научился сам – научи товарища.

  6. Дорогу осилит идущий.

  7. Туристы ходят цепочкой, бараны – толпой.

  8. Пошел в поход – не бойся, боишься – не ходи.

  9. В походе ничего личного нет.

  10. Поход плюс полезное дело.

  11. Поход состоится в любую погоду.

  12. Плохой поход бывает у плохих туристов.

  13. После нас – лучше, чем до нас.

  14. Крик в лесу – сигнал беды.

  15. Не бери в поход то, что может пригодится, бери только то, без чего нельзя обойтись.

  16. Не делай быстрее, чем думает твоя голова.

  17. Взятую вещь верни в те же руки.









Приложение 4


Перечень условных травм и заболеваний.


Закрытый перелом голени без кровотечения.

Закрытый перелом голени с кровотечением.

Перелом бедра.

Разрыв связок голеностопного сустава.

Открытый перелом костей предплечья.

Перелом ключицы.

Повреждение позвоночника.

Артериальное кровотечение.

Термические ожоги.

Поражение грозовым разрядом.

Открытое ранение в области грудной клетки.

Ранение теменной части головы.

Удушье вследствие сдавливания грудной клетки.

Оказание первой помощи утопающему.

Пищевое отравление.

Тепловой удар.

ОРЗ.

Зубная боль.

Сердечно-сосудистая недостаточность.