Турнир "О правах и обязанностях» для обучающихся 1-8 классов Форма: конкурсная программа Возраст участников: 12 - 14 лет Цель: 1. Формирование правовой культуры обучающихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка. 2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения. Задачи: • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; • на примере сказочных героев показать, как нарушаются права человека; • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Ход мероприятия. Наш сегодняшний турнир посвящён Дню Конституции РФ. Конституция РФ – это важный правовой документ, который был принят 12 декабря 1993 года, по которому и развивается наше общество. В Конституции закреплены права и обязанности граждан России. - Каждый из нас живущих в обществе играет определенную роль, а может и несколько ролей. Кто-то рабочий, кто-то учитель, продавец, водитель, ученик, сын, дочь, брат. И вместе с тем все выполняют самую главную роль – являются гражданами своей страны. Мы с вами граждане великой России! В юридическом смысле «гражданин» - это, человек, который обладает правами, свободами, несет определенные обязанности в обществе. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией Российской Федерации. Что же такое Конституция и как она появилась? Конституция – основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Конституция РСФСР 1918 г.) Конституция СССР 1924 г.) Конституция СССР 1936 г.) Конституция СССР 1977 г). Конституция 1993 года принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Конституция стала отражением новой демократической России. Новую Конституцию называют Конституцией прав человека. Вот некоторые из них: Статья 19. Все равны перед законом и судом. Статья 20. Каждый имеет право на жизнь. Статья 21. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Да, важно знать не только свои права, но и обязанности – ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАНИНА Российской Федерации. Горячо любить свою Родину, хранить прошлое своей страны. Уважать законы, быть честным и смелым. Уважать права других людей, переживать боль и трудности своей Родины. Знать и чтить символы России. Соблюдайте Конституцию и законы России, уважайте права и свободы других людей – будьте достойными высокого звания –Гражданин Российской Федерации. Конституция начинается с гимна нашей страны. ( звучит гимн России) Ведущий :Здравствуйте, ребята! С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, общества стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка. Наше будущее зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни . Ребенок верит в любовь, силу и добро взрослых. - Скажите, кто, прежде всего, проявляет заботу о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья. Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной задачей считают защиту детей. Сегодня мы с вами поговорим об основных личных правах человека. Ведущий : Как вы думаете, что такое права человека? (Правила, по которым живут люди в стране) (Права человека - принципы, нормы отношений между людьми и государством, обеспечивающие возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага) Ведущий :Предлагаем вам не только поговорить о ваших правах и свободах, но и принять участие в конкурсной программе. Команды, займите места за столиками! (Представление членов жюри) Ученик 1:Все лучшее, что в человеке есть: Его права и жизнь его, и честь. А жизнью пользуясь по праву, Я гордо говорю: «Имею право!» Ученик 2 :Свободно жить под солнцем и луной И восхищаться красотой земной. Не быть рабом и пыток не терпеть А песню жизни вдохновенно петь. Ведущий :Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. Для этого была создана Конвенция о правах ребенка. (игрокам) Возникает вопрос, до какого возраста человек является ребенком? из Конвенции о правах ребёнка: 1: Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. 2: Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений. Ведущий :Государство взяло на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии. Конкурс: «Полет на воздушном шаре». Инструкция. Представьте, что вы - аэронавты, путешествующие на воздушном шаре. Набрав высоту, шар вдруг начинает стремительно падать вниз. В качестве балласта в корзине находятся «мешки» с названиями прав ребенка. Нужно оставить только три из них, чтобы шар вновь набрал высоту. Карточки: Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право на индивидуальность. Право свободно выражать свои взгляды. Право на специальную охрану и защиту. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки. Вопросы для обсуждения игры. 1.Почему вы оставили только эти три права? 2.Какое они имеют значение для вас? Ведущий : Помимо прав у каждого человека есть обязанности и ответственность. Права тесно связаны с обязанностями. Реальное соблюдение прав и обязанностей – не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл права. Именно права человека делают нас людьми. Наши права – это те принципы, благодаря которым мы ощущаем свое человеческое достоинство. Права важны для каждого человека. Викторина «Право» Команды по очереди отвечают на вопрос. Если команда затрудняется с ответом, можно просить помощи у зала, но получаете меньшее количество баллов. 1. Права ребенка гарантированы и зависят в первую очередь: 1) от самого ребенка; 2) от его родителей; 3) от государства. 2. Право на выбор занятий и объединения есть: 1) у каждого; 2) только у взрослых; 3) у учащихся школ. 3. Каждый ребенок имеет право на свободу вероисповедания, если: 1) с этим согласны его родители; 2) это не приносит вреда государству; 3) это не приносит вреда чести и достоинству других членов общества. 4. Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижению возраста: 1) 8 лет; 2) с 10 лет; 3) 12 лет; 4) 16 лет. Конкурс «Право – обязанность – желание» Задание: Возле высказывания команда должна поставить П, О, Ж. 1. Жить с родителями П 2. Учиться, посещать школу П 3. Целыми днями играть на компьютере Ж 4. Жить по совести О 5. Перебегать улицу, где удобно Ж 6. Дышать свежим воздухом П 7. Не учить уроки Ж 8. Добросовестно учиться О 9. Достойно вести себя в школе и вне школы О 10. Отдыхать на каникулах П 11. Слушать родителей О 12. Гулять поздно без сопровождения взрослых Ж 13. Иметь стол или место для занятий П 14. Ходить в библиотеку П 15. Выполнять требования учителей О 16. Иметь имя и фамилию П 17. Не унижать других О 18. Целыми днями разговаривать по телефону Ж 20. Обращаться к врачу в случае болезни П 21. Получать помощь, если попала в беду П 22. Беречь имущество О 23. Полоскать горло, когда оно болит Ж 24. Беречь природу О Чтение стихотворения «Что нужно для счастья?». (читает ученик) Человеку много нужно, Чтобы счастливо прожить. Нужен дождь и даже лужи, Нужно с кем-нибудь дружить. Нужен ветер, нужно море, Нужно солнце и леса, Нужно счастье, нужно горе И родные голоса. Невозможно без природы, Без синеющих небес. Хорошо иметь свободу, Мир загадок и чудес. Чтобы жить на белом свете, Чтоб остался рядом друг, Надо главное заметить, Всё почувствовать вокруг. Конкурс«Задачкино» Проанализируйте ситуации. Какие меры наказания понесут ребята? Порча чужого имущества На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон. (Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители). Осквернение зданий На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом. (Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.) Конкурс « СООТНЕСТИ ПОСЛОВИЦУ СО СТАТЬЕЙ» Пословицы для 1 команды: 1. Любишь кататься – люби и саночки возить. 2. Грамоте учиться – всегда пригодится. 3. Правда суда не боится. 4. По заслугам и почёт. 5. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 23: право на труд) (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье ) (статья 26: право на образование) (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд) 5.(статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда) Пословицы для 2 команды: 1. Дело мастера боится. 2. Волка ноги кормят. 3. Делу – время, а потехе – час. 4. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. 5. Один в поле – не воин. 1. (статья 24: право на отдых и досуг) 2.(статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд) 3. (статья 23: право на труд) 4. (статья 20: право на свободу мирных собраний) 5. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами) Ответы 1 команды (статья 23: право на труд) (статья 26: право на образование) (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда) (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд) (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье ) Ответы 2 команды 1. (статья 23: право на труд) 2.(статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд) 3. (статья 24: право на отдых и досуг) 4. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами) 5.(статья 20: право на свободу мирных собраний) «Загадывание желаний» Усадите детей в кружок. Скажите, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это также можно сделать небольшими группами или парами): Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы... потому что... Если бы я мог быть птицей, то я бы... потому что... Если бы я мог быть насекомым, то я бы... потому что... Если бы я мог быть цветком, то я бы... потому что... Если бы я мог быть деревом, то я бы... потому что... Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы... потому что... Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы... потому что... Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что... Если бы я мог быть улицей, то я бы... потому что... Если бы я мог быть государством, то я бы... потому что... Если бы я был другой страной, то я бы... потому что... Если бы я мог быть игрой, то я бы... потому что... Если бы я мог быть пластинкой, то я бы... потому что... Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы... потому что... Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы... потому что... Если бы я мог быть пищей, то я бы... потому что... Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы... потому что… Конкурс «Устами младенца» В этом конкурсе своими размышлениями делятся малыши. Вам необходимо определить «понятие» и сказать первым. На обдумывание даётся 30 секунд. 1. Это большой дом, туда приводят плохих дядей и теть. 2. Там их ругают и даже могут наказать. 3. В этом доме есть строгий дядя, он стучит молотком, и все встают. (суд) 1. Они бывают разные. 2. Люди должны их знать, чтобы всё было хорошо. 3. Мама говорит, что его нарушать нельзя! (закон) 1. Это есть у каждого. 2. А Вы, знаете, мы их любим, потому что они нам многое разрешают. 3. Поэтому мы можем жить, учиться, отдыхать, всё говорить. (права) 1. Такое делать очень плохо и некрасиво. 2. Если это случится, то можно позвать дядю милиционера. 3. Как не стыдно забирать чужое без разрешения. (кража) Задания для болельщиков 1.“Угадай-ка!” Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила). В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка). Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек) Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок). Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный). Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса). Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино) Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица) Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка) Песня «Ты , да я, да мы с тобой!» Конкурс «Песни о правах» Звучат песни. Игроки должны сказать, о каких правах идет речь. 1. «В каждом маленьком ребенке» (право на всестороннее развитие) 2. «Песня бременских музыкантов» (право на свободу передвижения, мирных собраний) 3. «Наташка-первоклашка» (право на образование) Ученик1: Пока вы все - ученики, Учите уроки , подавайте дневники. Досугу – час, а в школе все вниманье. Используете вы право на… (образование) Ученик 2 : Имеем право, мы иметь права, Но ведь моралью люди связаны Поэтому, чтобы достойно жить, Мы очень многое обязаны. Ведущий :А сейчас предлагаем обсудить важные вопросы, появившиеся с момента появления первых школ и учащихся в них: «Что школьники могут делать и чего не могут делать?», «Что они обязаны делать и чего не обязаны?», «На что они имеют право и на что не имеют?». Без ясного ответа на эти вопросы жизнь в школе превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Все мы разные, но одно у нас общее – это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять. Школа – это часть государства. Каждый школьник имеет свои права и обязанности.В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся? Как он называется, ребята? Ответ:Устав школы, в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Ведущий : Как вы думаете, можно ли права отделять от обязанностей? Ответ:Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право – нарушить порядок. Нарушить порядок – нарушить обязанности. Конкурс «Права и обязанности».Распределите в два столбика права и обязанности школьника. 1. Уважение мнений всех учащихся и учителей. 2. Бесплатное образование. 3. Удобное рабочее место. 4. Посещение школы в предназначенное для этого время. 5. Активное приобретение знаний. 6. Защита личной собственности. 7. Примерное поведение на уроках и переменах. 8. Соблюдение техники безопасности и правил дорожного движения. 9. Бережное отношение к школьному имуществу. 10. Сотрудничество с учителями. Ответ: Права: 2, 3, 5, 6, 10. Обязанности: 1, 4, 7, 8, 9 Конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА» Командам раздаются карточки с изображениями различных сказочных персонажей. Необходимо определить какое право сказочного героя нарушено и написать его на обороте карточки. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». За каждую правильно подписанную карточку команда получает 0,5 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе - 2 балла. Ответ. 1 карточка: Право на свободу. 2 карточка: Право на жизнь. 3 карточка: Право на владение личным имуществом. 4 карточка: Право на неприкосновенность жилища. . Разговаривая о правах, нельзя не говорить об обязанностях. Обязанности неразрывно связаны с правами. Все вы на сегодняшний день – ученики, учащиеся. Учеба – это ваш первый и главный труд. И чтобы ваш труд давал хорошие результаты, необходимо выполнять определенные обязанности. А какие, давайте прочитаем. Сообщение: «Обязанности обучающихся»: 1. Посещать все уроки, не опаздывая на них. 2. На уроках вести себя в соответствии с правилами поведения в школе. 3. Успевать по всем предметам школьного курса. 4. Во время перемен, в столовой, на общественных мероприятиях соблюдать культуру поведения. 5. Соблюдать культуру внешнего вида. 6. Бережно относиться к школьному, общественному имуществу. | - И каждый из вас должен подумать, какие обязанности он нарушает, какие выполняет. Сравните свои поступки с этими обязанностями. Наверное, каждый знает о себе, кто любит опаздывать в школу, как себя ведет на переменах и уроках; какие оценки получает по предметам; и насколько опрятен в отношении своего внешнего вида и личных вещей. И сейчас задайте себе такой вопрос: «Если я буду нарушать права и обязанности, что будет?» Давайте подумаем вместе и ответим на этот вопрос. Как будут относиться к вам учителя, если вы будите прогуливать уроки, или опаздывать на них? (Не будет понимания с учителями; будут конфликты; записи, замечания в дневниках). -Если не успевать по всем предметам, приносить плохие оценки домой, какова будет реакция родителей? (Будут часто наказывать). Если не соблюдать культуру поведения на уроках, переменах, в столовой, на общественных мероприятиях? (Будут конфликты и ссоры). Если не соблюдать культуру внешнего вида, к вам потянутся люди, с вами захотят дружить? (Нет, не будет друзей). - Итак, сделаем вывод: Вы хотите, чтобы у вас были конфликты и наказания со стороны учителей и родителей? (Нет). Хотите иметь в дневниках только оценки «0», «1!, «2»? (Нет). Хотите жить без друзей (Нет). Значит, вам на сегодняшний день жизненно необходимо выполнять обязанности учащихся и, конечно же, уважать права других людей. Конкурс «АФОРИЗМЫ» Команды получают по три набора карточек, на каждой из которых написано по 1 слову. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла. 1 набор: добродетели, должны, законы, и, искоренять, насаждать, пороки (Цицерон, древнеримский оратор). 2 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного (Екатерина II, русская императрица). 3 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны (Цицерон, древнеримский оратор). Ответ. 1) Законы должны насаждать добродетели и искоренять пороки. 2) Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить. 3) Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными. Ведущий:А пока команды выполняют задание, конкурс для болельщиков Выбрать только те предложения, которые приемлемы для класса: 1. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу. 2. Будь лично ответственным за свои слова и поступки. 3. В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками в отдельности. 4. В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений. 5. Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени. 6. В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее. 7. В классе должен быть вожак, и все должны ему подчиняться. 8. Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи. 9. Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других. 10.Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать в постоянное пользование любую вещь, которая тебе понравилась. 11. Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки. 12.Следить за порядком и чистотой только на своей парте, остальное – уберет дежурный. 13.Содержать в чистоте кабинет, установить график дежурства. 14.Вести себя хорошо только на перемене, а на переменах можно баловаться и шалить. Ведущий :Наша конкурсная программа закончилась. Слово для подведения итогов предоставляется жюри. Права важны для каждого человека и для страны в целом. Но права и свободы нуждаются в бережном отношении.Необходимо с детства научиться пользоваться своими правами, помня, что твои права не должны нарушать прав другого человека и приносить ему вред. |