Турнир смекалистых
«Язык родной, дружи со мной»
Цель: способствовать развитию мышления, интеллекта, смекалки, внимания памяти, воображения; обогащению словарного запаса; формированию познавательного интереса учащихся, их творческих способностей; формированию коммуникативной культуры, воспитанию любви к знаниям, языку
Лексика
Задание 1. Узнай слова-омонимы по из значениям:
1. собака (* * * * *) прейскурант такса
2. часть растения (* * * * * *) математический символ корень
3. сплетня (* * * *) медицинская принадлежность утка
Задание 10. Узнай слова-омонимы по их значениям
1. воинское подразделение (* * * *) кровопийца наоборот полк
2. элемент одежды (* * * * *) механизм ворот
3. молчание (* * * * * *) металл золото
Задание 15
Какие из этих названий – русские по происхождению:
простокваша ( квасить ) ,сливки(сливать) ряженка, йогурт, варенец (варить)?
Задание 23
Подберите антонимы (слова с противоположным значением) к слову лёгкий в таких словосочетаниях:
лёгкий чемодан – Тяжёлый лёгкий урок – Трудный
лёгкий ветер – Сильный лёгкая музыка – Серьёзная
лёгкий собеседник – Сложный
Состав слова
Задание 2. Собери словечко.
Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей делать слово из частей.
Его корень в слове снежинка
Приставка в слове подъехал
Суффикс в слове лесник
Окончание в слове ученики
Подснежники
Задание 6. Найди «четвертого лишнего»
Длинная, домишко, доставка, голосистый.
( «доставка», в нем есть приставка, у трех остальных слов состав слова – корень, суффикс, окончание)
Задание 10. Распредели слова по столбикам.
Поднос, переносица, носовой, носок, носорог, носилки, носящий, носить, заносы.
(1 – переносица, носовой, носорог, носок;
2 – поднос, носилки, носящий, носить, заносы, носок)
Задание 14
Представь, что есть язык, в котором корни слов не похожи на корни русских слов, а вот приставки, суффиксы и окончания такие же по звучанию и значению. Запиши, как будут на этом языке выглядеть слова:
Ребенок, детёныш КУЗДРЫ? куздренок
Житель планеты ШУКРИЯ? шукрианин
Самка БОКРА? Бокриха, бокрица
Маленький КУЖАМ кужамчик
Ласковое название РУДРА? Рудрик, рудричек
Загадки
Задание 3. Расшифруйте ребус
вектор
Задание 8 Найди лишнее слово. Докажи.
а) ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;
б) подстаканник, подснежник, подлесок, подорожник;
в) джунгли, ельник, бор, луг ,дубрава
а) слово «башмаки» изменяется по числу, а остальные слова – нет;
б) в слове «подорожник» приставка по-, а в остальных словах приставка под-;
в) все слова называют какой-то вид леса, а слово «луг» – нет).
Задание 16 Разгадай шарады
Мой первый слог – в линейках нотных. Два остальных – защита у животных. А целое соединит всегда Деревни, сёла, города. | Три буквы облаками реют, Две видны на лице мужском, А целое порой белеет В тумане моря голубом. |
(Ответы: дорога, парус)
Задание 22
Постройте смысловой ряд и догадайтесь, каким будет четвертое слово. Укажите способ решения: |
А) Квадрат – куб Б) Зерно – амбар В) Утро – ночь Г) Одежда – голый Д) Человек - ребенок | круг – шар деньги – Кошелек, банк зима – весна обувь – Босой, разутый овца - ягнёнок |
Звуки и буквы
Задание 5. «Необычные слова»
Мне недолго измениться : с с я рыба, с ф я птица. Сазан-фазан
Какой согласный звук нужно заменить в слове, чтобы домашняя птица превратилась в небольшого зверька с пушистым мехом? Курица- куница
Задание 13
| Букв | Звуков |
лагерь | 6 | 5 |
окрестность | 11 | 9 |
аллея | 5 | 5 |
бурьян | 6 | 6 |
рояль | 5 | 5 |
роль | 4 | 3 |
Определи, сколько букв и звуков в каждом слове:
Задание 18 Определи орфограмму и продолжи ряд слов (1, 2 слова):
1) завязал, коса, лениво, … Безударные гласные в корне , гласные в слабой позиции.
2) стриж, сугроб, гвоздь, … Парные согласные в корне, согласные в слабой позиции
3) капустный, поздний, устный, … Непроизносимые согласные в корне
4) вьюга, обезьяна, ружье, … Разделительные знаки
Задание 21
Прочитайте звуки, из которых состоят слова ель, муж, шей, лето в обратном порядке. Напиши слова, которые при этом получились.
( лей, шум, ешь, отель)
Фразеология
Задание 4
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?
Один в золе не воин. поле
Трус своей лени боится. тени
Купить кита в мешке. кота
Задание 9 Отгадайте загадку и вспомните крылатые выражения, пословицы, в которых встречается слово отгадка:
Кто над нами вверх ногами? С нами обедает – всего отведает.
Станешь гнать – начнёт жужжать.
(Муха) (Мухи не обидит; делать из мухи слона; как сонная муха; белые мухи)
Задание 17
Отгадай задуманное слово из фразеологизмов.
1. Ее толкут в ступе или носят решетом; ее набирают в рот; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы, иногда они выходят из нее сухими. (Вода)
2. Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают; не белье, а их развешивают. (Уши)
3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его следует искать в поле; на него бросают слова и деньги. (Ветер)
Задание 19
Что обозначают словосочетания:
белое золото – хлопок
чёрное золото – уголь
голубой уголь – Природный газ
голубой континент – Мировой океан
грамматика
Задание 7.
Как правильно сказать:
– У рыб нет зуб.
– У рыбов нет зубов.
– У рыбей нет зубей.
У рыб есть зубы.
Задание 12
Поставь имена существительные в форму Р.п. мн.ч.
яблоко помидор теленок килограмм
нет яблок, помидоров, телят, килограммов
Задание 20
Определите части речи в предложении. Попробуйте перевести это предложение на русский язык.
Верогузлая мокра трухавилась в корзлявом крувосте и литвинчиво крувостилась.
(признак, предмет, действие, предлог, признак, предмет, помощник (союз), признак действия, действие)
Задание 24. Верните в существительные
Новый – новость.
Суровый – суровость.
Сосновый – сосна.
Полный – полнота.
Красный – краснота.
Ясный – ясность.