СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Турнир вежливости

Нажмите, чтобы узнать подробности

плакаты «Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид», «Будь вежлив со своими товарищами: не давай им кличек», «Не отвечай на грубость грубостью», «Неленивый человек приветлив и всегда внимателен к людям»; серии картин «Для развития речи».

Просмотр содержимого документа
«Турнир вежливости»

Турнир вежливости

Оформление зала: плакаты «Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид», «Будь вежлив со своими товарищами: не давай им кличек», «Не отвечай на грубость грубостью», «Неленивый человек приветлив и всегда внимателен к людям»; серии картин «Для развития речи».

Реквизит: самодельная кинокамера; доска-хлопушка «Дубль...»; медали; эмблемы; жетоны.

Звучит музыка, выходят ведущие.

1-й ведущий. Добрый день, дорогие ребята!

2-й ведущий. Здравствуйте!

1-й ведущий. Мы рады видеть вас в этом зале!

2-й ведущий. Сегодня здесь состоятся съемки фильма «Турнир вежливости».

1-й ведущий. Сценарист фильма (Ф. И. О.).

2-й ведущий. Режиссер (Ф. И. О.); операторы (Ф. И. О.).

1-й ведущий. В съемках принимают участие артисты из 3 «А» класса, знатоки правил вежливости и хорошего тона. В фильме они представляют команды: «Джентльмены» и «Рыцари».

2-й ведущий. Внимание! Внимание! Начинаем съемки. Оператор, мотор!

Ученик. Дубль 1 «Случаи из школьной жизни!».

Ведущие по очереди читают:

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут..., а впрочем, лучше

Его мы здесь не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите» —

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну я пошел, пока, всего...»

Не скажет он друзьям по школе

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только:

«Алешка, Петька, Ванька, Толька».

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но может быть, он вам знаком

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы... Мы скажем вам «спасибо».

 Конкурс 1

Капитаны команд по очереди отвечают на вопросы.

1. Кого в прошлом называли рыцарями? А сейчас?

2. Кто такие джентльмены?

1-й ведущий. Внимание! Словарь вежливых слов. Команды хором должны закончить фразу, начатую ведущим.

- Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо).

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит (добрый день).

- Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо).

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит при встрече (здравствуйте).

- Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста).

- И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания).

2-й ведущий. Внимательно послушайте стихотворение Л. Антонова «Вежлив Витя или нет».

Чтец.

Малыша обидел Витя,

Но перед школою в строю

Витя просит:

«Извините, я ошибку признаю».

На урок пришел учитель,

Положил на стол журнал,

Следом Витя:

«Извините, я немного опоздал».

Спор давно ведется в классе

Вежлив Витя или нет?

Разберитесь в споре нашем

И пришлите нам ответ.

1-й ведущий. Ну, а как вы считаете: вежлив Витя или нет?

Команды отвечают.

Ученица. Дубль 2 «Мы по улице идем». Оператор, мотор!

Ученик.

Ежели вы вежливы

И к совести не глухи,

Вы место без протеста

Уступите старухе.

И ежели вы вежливы, —

Тому, кто послабее, 

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

С. Я. Маршак. «Ежели вы вежливы»

Конкурс 2

Ведущий описывает ситуации, команды по очереди отвечают.

1. Представьте себе, что вы едете в автобусе!

(Стоят в ряд стулья, таблички: «вход», «выход». «Джентльмены», покажите, как войдете в автобус.)

(Дети входят в заднюю дверь, все места заняты.)

2. Остановка (входят девочка и «старушка» в очках с палочкой).

«Рыцари», как следует поступить? (Дети уступают место вошедшим.)

3. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, мальчик допустил четыре ошибки. Какие?

(«Скажите, пожалуйста, который час?»; не «часов», а «который час»; после ответа надо сказать «спасибо»; не кричать.)

4. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый— зовет меня Танька».- А ты как его зовешь?» — спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!» — ответила Таня.

Права ли Таня? (Нет.)

5. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)

6. По улице шли двое прохожих: одному 62 года, другому 8 лет. У первого в руках было 5 предметов: портфель, 3 книги и большой сверток. Одна книга упала. «У вас упала книга», — закричал мальчик, догоняя прохожего. «Разве?» — удивился тот. «Конечно. У вас было 5 предметов: 3 книги, портфель и сверток, а теперь осталось 4 предмета», — объяснил мальчик. «Я вижу, что ты хорошо знаешь математику, — сказал прохожий, с трудом поднимая книгу. — Но однако есть правила, которые ты еще не усвоил».

Что должен был сделать мальчик? (Поднять книгу и помочь прохожему.)

Песня «Вежливый вальс» .

Ученик. Дубль 3 «Салон моды». Оператор, мотор!

Ученица. Культурный человек прежде всего аккуратен в одежде. Он знает, как нужно одеваться в разных случаях, чего не скажешь о герое стихотворения Вл. Лившица «Неряха» (инсценировать).

Тротуар ему не нужен,

Расстегнувши воротник,

По канавам и по лужам

Он шагает напрямик!

Он портфель нести не хочет,

По земле его волочит.

Слез ремень на левый бок.

Из штанины вырван клок.

Мне, признаться, непонятно —

Что он делал? Где он был?

Как на лбу возникли пятна

Фиолетовых чернил?

Почему на брюках глина?

Почему фуражка блином

И расстегнут воротник?

Кто он этот ученик?

Подготовленные дети под музыку демонстрируют одежду: школьную, спортивную и т. д.

Исполняется танцевальный номер.

Ученица. Дубль 4 «Мы дома». Оператор, мотор! Вот что бывает, когда кто-то забывает о правилах культуры поведения дома.

Чтец.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

Ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все. 

Но, если к этой

Любочке Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу: —

У меня уроков много

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае —

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед,

Говорит она, толкаясь:

— Фу! Какая теснота! —

Говорит она старушке:

— Это детские места.

— Ну садись! — вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей ее красе.

Случается, что девочки

Порой бывают грубыми,

Хотя не обязательно

Они зовутся Любами.

А. Барто. «Любочка»

Конкурс 3

Ведуший. «Джентльмены», какие ошибки допустила Люба? (Ответ.)

А сейчас мы проверим команду «Рыцари».

Ведущий читает рассказ В. А. Осеевой «Печенье» («Живое слово, 1 КЛ.).

11очему печально смотрели мама и бабушка? (Ответ.)

Как надо было поступить? (Ответ.)

Ведущий (учитель). Воспитанный человек никогда не будет заводить длинный разговор по телефону. Он всегда помнит, что кому-то могут позвонить по очень срочному делу.

1-й чтец.

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой —

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

2-й чтец.

Придут домой ученики,

И начинаются звонки —

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

3-й чтец.

Андрей, что задано, скажи?

Ах, повторяем падежи?

Все слова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

4-й чтец.

— Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в карте шарил, шарил

Нет карты полушарий!

1-й чтец.

Не замолкают голоса,

Взвывает в трубке кто-то:

— А по ботанике леса,

Луга или болота?

2-й чтец.

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

3-й чтец.

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки.

4-й чтец.

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

А Барто. "Почему телефон занят"

Конкурс 4

Обыграть ситуации.

1. Мальчик звонит по телефону другу, чтобы пригласить его в кино, а к телефону подходит его старшая сестра. Как он поступит?

Участвуют по 1 человеку от команды (девочка и мальчик).

2. Мальчик звонит другу и приглашает в гости — поиграть в новую игру, а тот не может прийти. Как он должен ответить, чтобы друг не обиделся?

От каждой команды по 1 мальчику. Исполняются частушки.

Заиграй-ка, балалайка,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, не зевайте,

Выходите, плясуны!

Лида в круг вбежала смело,

Завертелась, как юла,

И под музыку запела

Про знакомые дела.

Тетя Сима попросила

Слазить Витю на чердак.

Извините, тетя Сима, Я

вам вовсе не батрак!

Коля ссорится с друзьями

В ход пускает кулаки,

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

В поезд входят три юнната, —

Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут.

Мама шла из магазина,

Рядом с ней шагала Зина.

Не догадывалась дочь

Маме груз нести помочь.

Говорит лентяйке мать:

— Убери свою кровать!

— Я бы, мама, убрала,

Только я еще мала.

Петя ловко ловит рыбу,

Может лодки мастерить

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

Ты играй повеселее,

Балалайка — три струны!

Подпевайте, кто умеет!

Не стесняйтесь, плясуны!

Конкурс 5

Ведущий. А сейчас рыцарский турнир «Волшебные  слова». Капитаны, кто больше знает «волшебных» слов?

Подведение итогов «Турнира вежливости» (подсчет жетонов, вручение медалей).

1-й чтец.

Клянемся рыцарями быть,

Всегда спасибо говорить,

Добрый день, до свиданья —

Нет в мире выше звания!

2-й чтец.

Клянемся рыцарями быть!

И лень, и грубость позабыть,

Учиться этикету —

Науку помнить эту.

3-й чтец.

Клянемся рыцарями быть!

В борьбе со злом добро добыть,

Невежу разить мечом волшебным,

И строгим словом и целебным.

Все. Клянемся рыцарями быть.

Заключительная песенка «Об очень важном».

Ведущий (учитель). Дорогие ребята! Наш турнир окончен, но хочется верить, что всегда будут среди вас настоящие друзья, мужественные и благородные люди, способные всегда прийти на помощь, защитить слабого, люди сильные, смелые И благородные — настоящие рыцари! А теперь прочитайте плакаты о вежливости.