Г
осударственное бюджетное
общеобразовательное учреждение Самарской области
«Школа-интернат № 4 для обучающихся
с ограниченными возможностями городского округа Тольятти»
Турнир
«Знатоков права»
(7-е классы)
социальный педагог:
И.Н. Логина
2020-2021 уч. год
Турнир «Знатоков права»
Цель:
обобщить знания детей об основных правах ребенка
научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни
формировать уважительное отношение друг к другу
Задачи:
закрепить знания о Конвенции о правах ребенка
развивать умение работать в группе
Оборудование: карточки с буквами АВС, фломастеры, ручки, карандаши, таблица для занесения результатов игры.
Ход турнира
Здравствуйте участники турнира! В рамках декады правовых знаний в классах проводились классные часы и в итоге в ваших классах мы решили провести правовой турнир. Участники продемонстрируют свои знания, а жюри их оценят. И я хочу представить вам членов нашего жюри - … Нашему жюри предстоит определить команду победителя и кандидатов на звания в следующих номинациях:
«Самый остроумный»
«Самый интеллектуальный»
«Самый активный»
«Знаток права»
Но, прежде чем мы начнем наш турнир, я хочу попросить вашего внимания. Жизнь всех людей издревле регламентируется какими-либо нормами права. За нарушение закона человек всегда всегда подвергался наказанию. Существование единого закона в государстве помогает регулировать поведение всех людей, снизить уровень преступного и противоправного поведения. Знание своих прав и обязанностей помогает человеку избежать многих проблем и реализовать себя в своей жизни.
Поскольку мы находимся в школе, то для нас действуют свои нормы и правила, указанные в Уставе школы, и все участники образовательного процесса обязаны их выполнять. А теперь начнем наш турнир!
I. Разминка-игра «Всякая всячина».
Команды должны ответить по очереди на вопросы. Ответ команды оценивается по пяти бальной системе.
Вопрос 1-й команде: Кто является главой Российской Федерации? (президент)
2-й команде: Чем по национально-государственному устройству является Россия? (федерацией)
1-й команде: Что такое презумнция невиновности? (обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока не доказана его вина)
2-й команде: Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ)
1-й команде: Кто в соответствии с Конвенцией «О правах ребенка» считается ребенком? (лицо, не достигшего возраста 18 лет)
2-й команде: Отдельный гражданин как субъект гражданского права? (физическое лицо)
1-й команде: Президент России является главой партии, государства или права? (государства)
2-й команде: Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и гражданским делам? (Верховный суд РФ)
II Конкурс «Черный ящик»
Командам необходимо угадать, что находится в ящике?
Вопросы задаются по очереди, при отсутствии ответа, вопрос переходит к другой команде.
1. В ящике находится то, что в переводе с латинского означает «установление», «устройство» (Конституция).
2. В ящике лежит то, что было принято в 1989 г. и говорит о правах лиц, не достигших возраста 18 лет? (Конвенция).
III Конкурс Капитанов команд.
Выходят капитаны команд и по очереди отвечают на вопросы. Подсказки не допускаются. Каждому будет задано по 4 вопроса.
1. В каком возрасте начинается административная ответственность? (16 лет)
2. Чем занимается УК РФ? ( защита отношений между людьми)
3. какие документы необходимо при устройстве на работу? (трудовая книжка, паспорт, медицинская книжка)
4. Что такое правонарушение? (нарушение закона)
1. Исполнительную власть в РФ осуществляет? (правительство РФ)
2. Федеральное собрание является постоянно, временно или по вызову действующим органом? (постоянно)
3. Президент РФ избирается на какое время? ( 4 года)
4. Кто подписывает или обнародует Федеральные законы? (президент)
IV «Анаграммы»
Участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков — за 5 мин. отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм. За каждую анаграмму дается 1 балл.
Карточка №1
К О Р Ё Н Б Е - ребёнок К У Н Т Е М О Д — документ
В Е Н К Я И Ц О Н — Конвенция М Я С Ь Е - семья
К О Н З А - закон В О Р А П - право
Карточка № 2
Я Д П О Р О К - порядок С О Д Р О П К Т О - подросток
С Т У К О П О П — поступок Б О З А Т А - забота
К Е П О А — опека Н Е М Е Н И Е - мнение
Карточка № 3
Ц И К Л А Р А Д Е Я - декларация Б О С Т В О Щ Е -общество
Е Б Р А Н И С О — собрание С И Л А Г О С Е - согласие
М Р А Н О — норма Г Р И Н Н А Д А Ж — гражданин
V. Определение уровня правовых знаний
Участники команд получают 3 карточки АВС. Игроки внимательно слушают вопросы ведущего, обсуждают в течение 15 сек. (по команде ведущего капитан показывает одну из карточек, которая по их мнению содержит правильный вариант ответа А В С).
1. Какова цель ООН?
А — защита прав человека
В — проведение Олимпийских игр
С — наказание преступников
2. В каком документе изложены основные права человека?
А — в Конституции
В — в Конвенции о правах человека
С — в Декларации прав человека
3. Что является высшей ценностью в России по Конституции РФ?
А — промышленный и военный комитет
В — человек, его права и свободы
С — государство
4. В каком документе изложены права ребенка?
А — в Декларации
В — в Конвенции
С — в Конституции
5. С какого возраста человек имеет право участвовать в управлении своей страны?
А — 14 лет
В — 16 лет
С — 18 лет
6. В каком году принята Конвенция «О правах ребенка»?
А — в 1945 г.
В — в 1989 г.
С — в 1973 г.
VI Подведение итогов
Жюри подводит итоги, в это время ведущий беседует с участниками турнира.
1. Ведущий: «К сожалению наш мир не стал безопаснее: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемия. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными являются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании взрослых».
2. Жюри озвучивает команду-победителя и победителей номинаций.
Ведущий: Вот и закончился наш турнир. Мы с вами затронули лишь маленькую часть правовых знаний и требование к современному человеку нашего общества — это быть грамотными в правовом отношении тоже. Спасибо всем за участие в нашем турнире.