Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сокольниковская средняя общеобразовательная школа
Тамбовской области Моршанского района
Творческая дискуссия «Чтобы детям было интересно…»
Опыт работы по развитию творческих способностей детей.
Подготовила учитель начальных классов
Анисимова Оксана Михайловна
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.
Творческие способности заключаются в умении находить новые оригинальные решения каких-либо задач.
Сегодня творческие способности - это комплексное понятие, включающее:
-умение познавать все новое;
-стремление к познанию;
-активность и живость ума;
-умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
-стремление к постоянным открытиям;
-умение применять на практике полученные опыт и знания;
-свобода воображения;
-интуиция и фантазия, в результате которых и появляются открытия и изобретения.
Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у школьников.
Зачастую, многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. Поэтому в классе нужно постараться создать творческую атмосферу. На развитие творческих способностей у детей благоприятно влияют различные виды деятельности.
Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это вовсе не значит, что нельзя содействовать его образованию и проявлению». Он отмечал, что изобразительная деятельность - самый первый, самый доступный и привлекательный для детей вид творческого труда.
В начале урока изобразительного искусства, в зависимости от темы и планируемых результатов, учащимся прочитывается сказка, стихотворение, загадывается загадка, используются игровые моменты, применяется наглядный материал. Например, тема «Зимнее дерево». Использую словесный метод. Я читаю стихотворение С.Есенина «Белая береза», сопровождая показом этого дерева на слайде. А затем ребятам задаются вопросы, такие, как: «О каком дереве писал поэт?» «С чем сравнивается снег?» «Где стоит береза?» и т.д. Но обязательно ответы должны быть полные, не односложные. Кто-то из ребят может описать зимнее дерево, которое он видел, гуляя в лесу, в парке, лесополосе.
Также на этапе до рисования применяю наглядные методы, когда выходим на экскурсии. Со всеми ребятами каждый год мы очень любим выходить и любоваться осенними и весенними изменениями в природе, а затем отображать их на рисунках. Применяю часто здесь такой прием, как составление рассказа по цепочке. Например, первый ученик: Наступила осенняя пора. Второй ученик: Перелетные птицы улетают на юг. Третий ученик: Деревья окрашиваются в разные цвета. и т.д.
Во многом способствует развитию творческих способностей и практический метод в форме игры. Например, найди и опиши самый разноцветный лист дерева.
Благодаря развитию данных способностей, дети моего класса занимают призовые места в творческих конкурсах школьного и муниципального этапов.
На уроках литературного чтения, а также на различных праздниках, утренниках дети в играх - драматизациях , исполняют роль «артиста», самостоятельно создавая образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
На разных уроках может присутствовать сюрпризный момент — неожиданное интересное событие, например, визит сказочного героя, приглашающего принять участие в увлекательной игре, просящего учащихся о помощи или зовущего в познавательное путешествие, пробуждает любопытство и желание творить, помогает мотивировать ребят на исследовательскую работу.
На уроках математики использую следующие виды работ:
-Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю».
Для развития воображения:
-Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.
-Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.
- Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур.
-Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Здесь я даю детям задания, решение которых они находят самостоятельно.
-Раздели фигуры на группы. Найди «лишний» рисунок. Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.
-Решение творческих задач.
Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: Монгольская игра «Танграм» (составление прямоугольника из треугольников и четырёхугольников)
Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.
На уроках окружающего мира помимо традиционных форм проведения урока, часто использую нетрадиционные. Экскурсии- это неотъемлемый элемент данного урока, в течении которого развивается наблюдательность –качество, необходимое для успешного обучения и дающее толчок к творчеству.
Проектная деятельность школьников на уроках технологии направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи разработки замысла изделия до практической реализации задуманного. Примеры проектов на наших уроках: «Как родились ремесла». «Техника в жизни человека». «Как рубашка в поле выросла» и др.
Ученые давно доказали, что заставляя ребенка усваивать знания и умения в готовом виде, мы не только не учим его творчеству, но губим его природные задатки, если таковые имеются. Поэтому формирование опыта творческой деятельности является неотъемлемой составляющей содержания любого образовательного предмета.