Творческая работа
по « Методике преподавания юриспруденции»
тема: «Особенности педагогической деятельности в высшей школе».
Особенности педагогической деятельности в высшей школе.
Высшая школа, как специфический социальный институт, занимает особое место в системе образования. Во-первых, ее учебные заведения предназначены для обеспечения, прежде всего, профессиональной подготовки будущих специалистов в соответствии с потребностями как общества, так и самих учащихся. Во-вторых, преподаватели высших учебных заведений имеют дело не с детьми, а с взрослыми людьми со своими сложившимися целями и жизненными ценностями, со своей нравственно-этической парадигмой. В-третьих, одной из важнейших задач высшей школы является выполнение научных исследований в соответствии с профилем кафедр. Результаты этих исследований часто составляют основу професионально-квалификационного роста преподавателей и служат источников обновления и совершенствования содержания учебного материала. В-четвертых, для многих высших учебных заведений характерной является ситуация, когда при высоком уровне профессиональной компетенции многих преподавателей у них отсутствует хотя бы какое-то педагогическое образование.
Отмеченные обстоятельства самым непосредственным образом отражаются на содержании и характере педагогической деятельности в высшей школе, так как они в значительной степени определяются профессиональными и личностными качествами субъектов этой деятельности, то есть в данном случае преподавателей вузов. Преподаватель высшей школы является, как правило, и ученым, и педагогом одновременно. Первое обстоятельство обеспечивает высокий профессиональный потенциал преподавателя, формируемый большой и систематической специальной подготовкой, самообразованием, самовоспитанием и самосовершенствованием. Эти процессы включают собственные исследования, участие в научных конференциях, регулярное знакомство с научно-технической информацией (путем знакомства с новой монографической литературой, специальными журналами, через Интернет, посещением специализированных выставок и т.п.).
Второе же обстоятельство в значительной мере остается неопределенным, поскольку до недавнего времени многие виды профессионального образования не предусматривали специальной психолого-педагогической подготовки. Поэтому многие преподаватели постигали закономерности и “секреты” педагогической деятельности, приобретали необходимые знания, умения и навыки только в результате жизненного опыта и практики преподавания, а также в результате осмысления (к сожалению, далеко не всегда критического) преподавательской деятельности своих педагогов и научных руководителей. Новые же реалии жизни и деятельности в условиях постиндустриального общества, рыночной экономики, глобализации всех видов мирохозяйственных связей и широкой информатизации самых различных сфер жизнедеятельности выдвигают и новые требования к педагогическому обеспечению преподавательской деятельности в высшей школе.
Таким образом, педагогическая деятельность в современной высшей школе осуществляется в определенном смысле недостаточно системно, в какой-то мере инерционно, в условиях отсутствия общепринятой теории и без строгого научного обоснования принципов и закономерностей обучения и воспитания студентов, их личностного формирования и развития. Хотя достаточно известны глубокие исследования проблем педагогики высшей школы, изложенные в работах А.Н. Алексюка, С.И. Архангельского, Г. Джибладзе, Ф.И. Науменко, Н.Д. Никандрова, М.И. Самыгина, Ф. Янушкевича и других, целостной теоретической системы, в какой-то мере подобной общепринятой школьной дидактике, сегодня фактически еще не существует.
Практическая же необходимость в разработке такой теории очевидна. Она обусловлена, прежде всего, следующими обстоятельствами. Во-первых, сложилась парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, стремительно нарастающий объем научно-технических знаний и, соответственно, учебного материала, требует увеличения сроков обучения специалистов, а с другой – уже и сегодня у человека почти треть жизни (до 20-25-летнего возраста) приходится на учебу. Во-вторых, необходимость рационального разрешения противоречия между потребностью в увеличении сроков обучения и их ограничения некоторыми разумными пределами вынуждает искать, разрабатывать и использовать новые эффективные формы, методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса. В-третьих, рост общего объема знаний как проявление ускорения научно-технического прогресса сопровождается естественным сокращением цикла их устаревания и обновления. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость регулярного пересмотра содержания профессиональной подготовки специалистов, обновления учебных планов и программ изучаемых дисциплин. Все эти обстоятельства, вместе со спецификой высшей школы, должны найти свое отражение в формирующейся инновационной педагогике высшей школы как целостной теории обучения и воспитания будущих специалистов.
При разработке этой теории необходимо исходить из обеспечения единства учебно-познавательной деятельности студентов и обучающей педагогической деятельности преподавателей, и из творческого характера этих видов деятельности. Одновременно в ее основу должны быть положены аксиоматические принципы, определяющие обоснованность и целесообразность всех действий по эффективной организации и проведению учебного процесса в высших учебных заведениях. Однако до разработки этой теории каждый студент и аспирант, который хотел бы связать свое будущее с преподавательской деятельностью в высшей школе, помимо отличной профессиональной подготовки по избранной специальности, должен получить также необходимую психолого-педагогическую подготовку. Такая подготовка должна включать как глубокое овладение знанием общепедагогических принципов и законов, так и знание характерных особенностей педагогической деятельности в высшей школе.
Одной из таких особенностей является существование научной методологии педагогической деятельности и необходимость четких мировоззренческих позиций преподавателя высшей школы. Они базируются на естественнонаучной основе и опираются на достижения психолого-педагогической науки, на закономерные связи высшего образования и его содержания с потребностями общества, с научно-техническим и социальным прогрессом.
Как указывает С.И. Архангельский, непременным условием построения современной теории обучения в высшей школе является рассмотрение двух взаимосвязанных задач [4]:
1) соединение всего опытного, эмпирического в учебном процессе с доказательными методами современной науки, с аксиоматикой и средствами измерения;
2) объективное рассмотрение состояния учебного процесса и путей его развития.
По нашему убеждению, сегодня эти задачи обязательно должны быть дополнены еще двумя, которые состоят в следующем:
3) анализ передового опыта зарубежной высшей школы, в первую очередь в области организации инженерного образования, обеспечившего существенный отрыв экономически развитых государств в сфере разработки и использования высоких технологий;
4) широкое использование в учебном процессе тех огромных возможностей его интенсификации и одновременно активизации познавательной деятельности студентов, которые открывают информационные технологии.
Исходя из взаимосвязанного рассмотрения этих задач, для построения теории высшего образования необходимо проанализировать как культурно-исторический опыт предыдущих этапов его развития, так и ё. Такая теория должна иметь необходимую содержательную основу и достаточную научную строгость и объективность. В то же время она должна отражать основные особенности педагогической деятельности в высшей школе, знание которых необходимо не только каждому начинающему преподавателю или студенту, который стремится посвятить себя преподавательской деятельности, но и опытным педагогам-практикам.