Конкурсное задание
«Творческая работа по теме:
«Новые возможности для творчества в образовательной деятельности»
Современный учитель – творческий, разносторонне развитый, высоконравственный человек с активной жизненной позицией, неравнодушный к работе, здоровью и судьбам своих учеников. Я считаю, что конкурс «Педагогический дебют»– это ещё одна возможность для творческого развития учительского потенциала, это взаимный обмен бесценным опытом с коллегами из других школ, возможность увидеть незамеченное и расширить горизонты возможного.
Быть молодым, неопытным педагогом - дело трудное. Все с чего-то начинали, у всех были препятствия на профессиональном пути, которые они преодолевали, учились на ошибках и становились успешными учителями, «профессионалами своего дела».
По-разному приходят в школу учителя, и по-разному складываются их судьбы. Это неизбежно, так как диплом педагогического вуза – всего только документ на право приобщения к большому и необыкновенно сложному труду.
Мой педагогический стаж совсем не большой и составляет всего 2 года. Что подвигло меня, человека зрелого возраста, кардинально поменять профессию. Отвечу, может быть, банально: любовь к детям и знание английского языка, которое получила в языковой среде. За два года, проведенные в стенах российской школы, я пришла к пониманию того, что многим наша работа кажется будничной: тетради, журналы, уроки… А, по сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые, искренние и порядочные люди - наши дети. И очень ответственная, потому что нам доверили самое дорогое - Ребёнка.
В современном обществе в период модернизации, инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность нестандартно мыслить. Выполнить требования ФГОС и не быть при этом творческим невозможно. Всегда необходимо помнить о тех конечных результатах, к которым мы идем, воспитывая Человека, о требованиях, предъявляемых на современном этапе.
Творчество. Оригинальность и нестандартность мысли. Наверное, не ошибусь, если скажу, что в любые времена именно эти качества дети хотят видеть в своем учителе. Человек, выбравший профессию педагога, несомненно, предполагает, что сама профессия обязывает всегда быть креативным, мобильным, меняться вместе с изменением образовательного процесса.
Педагогическая концепция каждого учителя – это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которых растет и получает образование ребенок. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением. Моя концепция основывается на любви к детям.
Сегодня очень важно каждому учителю преподавать «по-новому», да и вообще менять свои подходы к обучению. Ведь все победы начинаются с побед над самим собой. После понимания необходимости перемен в образовании, можно, нет, нужно применять новые технологии, приемы и методы обучения, которые разнообразят урок, делают его насыщенным, интересным, нестандартным, но, самое главное, «новый» урок поможет ученику творчески проявить себя и примерить ряд образов. Каждый урок – мастерская. Каждый ученик – произведение искусства. Учитель несет детям знания. Но как бы, ни был профессионально подготовлен учитель, если он не обладает теми личностными качествами, которые ценились в учителях испокон веков, в школе он работать просто не сможет. Я имею виду такие личностные качества, как ответственность, благородство, доброта, правдивость, находчивость, сообразительность, нестандартный подход, организованность, решительность, требовательность к себе, тактичность, фантазия и выдумка, чуткость и самокритичность.
У меня есть желание работать и творить. Вместе с желанием будет расти мой опыт, мой профессионализм.
Я преподаю английский язык. Чтобы вызвать интерес у учащихся к изучению иностранного языка, я стараюсь использовать такие методы, при которых у учащихся возникает желание к творческой, результативной работе и они становятся активными, раскованными, пытаются добиться успеха. Специфика иностранного языка как учебного предмета заключается в том, что общение является не только конечной целью обучения, а и средством ее достижения. Именно учитель делает все возможное и невозможное для этого.
Поскольку речь остается единственной универсальной базой мышления, знание иностранного языка следует рассматривать с точки зрения совершенствования интеллектуальных способностей (памяти, воображения, критического, логического, креативного мышления).
Реализация этой идеи невозможна без разработки и внедрения соответствующих технологий обучения. Школа не должна быть подготовкой к жизни, школа должна быть жизнью.
Современные инновационные технологии обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня знаний.
Для достижения коммуникативной компетенции - коммуникативных умений, сформированных на основе языковых знаний, навыков и умений - я использую новейшие методы обучения, сочетающие коммуникативные и познавательные цели.
Основными принцами современных методов являются: движение от целого к частному, ориентация занятий на ученика, целеустремленность и содержательность занятий, их направленность на достижение социального взаимодействия при наличии веры учителя в успех своих учеников, интеграция языка и усвоение ее посредством знаний из других областей наук.
Современная коммуникативная методика предлагает широкое внедрение в учебный процесс активных нестандартных методов и форм работы для лучшего сознательного усвоения материала. В практике моей работы достаточно эффективными оказались такие формы работы: индивидуальная, парная, групповая и работа в команде. Работа в команде позволяет создать условия для активной совместной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные - чтобы слабые разобрались в задании. И от этого выиграет весь класс, так как совместно ликвидируются пробелы в знаниях.
Наиболее эффективны в моей практике такие формы парной и групповой работы:
• внутренние (внешние) круги (inside / outside circles);
• мозговой штурм (brain storm);
• чтение зигзагом (jigsaw reading);
• обмен мнениями (think-pair-share);
• парные интервью (pair-interviews) и другие.
Эти формы работы способствуют расширению знаний и умений учащихся. В процессе общения ученики учатся решать сложные задачи на основе анализа соответствующей информации, выражать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, общаться с разными людьми, участвовать в дискуссиях.
Учитель достигнет успеха только тогда на своих уроках, когда поймет, что детям нравится все новое и интересное. Мы, учителя, должны помнить, что одна и та же модель проведения уроков, не дает возможности детям раскрыть себя полностью, останавливает развитие творческого потенциала обучения.
Условиями развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка являются изменение содержания обучения на основе усиления его мотивационного аспекта, прикладной направленности учебного материала и выбор адекватных форм его освоения с использованием имитационных и ролевых игр, проектов, создания творческих продуктов.
Есть разные способы стимулировать детей к активности и мотивации, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку. Игры способствуют интенсивной языковой практике. Но важно, чтобы игры доставляли радость, помогали в тренировке языковых явлений.
Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.
Планируя уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стараюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, я стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Каждый учитель иностранного языка, постоянно должен искать резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Пока мне многое не удается, но я буду делать все, чтобы не пропадал интерес к изучению моего предмета.
Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу - значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят ученикам и мне, учителю, радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен, а в детях творчество заложено самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться.
Процесс развития не стоит на месте, и возможно, что в скором времени на учебных занятиях будут использоваться совсем не такие технологии, как сегодня. Обновления в образовательном процессе будут происходить постоянно. Главное, творчески подходить к организации образовательного процесса. Работа должна вестись непрерывно, так как школа – это место, где ребенок чувствует себя уютно и комфортно, где он ощущает себя успешным человеком независимо от полученных отметок. Именно здесь человек начинает готовиться к будущему, строя свою маленькую карьеру, которая откроет перед ним двери в дальнейшую, новую жизнь.