Липецкая область
Муниципальный этап Всероссийского конкурса изобразительного искусства, декоративно-прикладного и технического творчества
«Палитра ремёсел – 2025»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа села Ильино
Текстильная игрушка «Милый мышонок»
Автор: Антропкина Ульяна Анатольевна,
ученица 9В класса,
Педагог – Бокова Оксана Александровна,
учитель английского языка
Липецк – 2025
В данной работе изучена история появления и распространения текстильных игрушек в мире и России. В практической части работы рассказывается о выполнении изделия в изученной технике – текстильной игрушки.
Цель: выполнить творческую работу в технике «текстильная игрушка».
Для достижения поставленной цели были намечены задачи:
Изучить технику создания текстильных игрушек.
Изучить историю возникновения текстильной игрушки.
Разработать и выполнить творческую работу.
Практическая значимость моего исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться на уроках технологии в школе, а также на занятиях внеурочной деятельностью.
Историческая справка.
Из всех видов игрушек мягкая – самая поздняя по времени возникновения. Мягкие, текстильные игрушки - это модели животных и людей, которые заботливые мамы шили своим детям из разноцветных лоскутков и набивали их ватой или тканью. Впервые они появились в XIX веке.
В 1879 году немецкая девушка Маргарет Штайфф, у которой были физические ограничения, сшила небольшого мягкого слона по выкройке из модного журнала. Дело происходило в маленьком немецком городке, где все знали о том, какая талантливая рукодельница их соседка Маргарита, которая передвигается на инвалидном кресле. Слон получился настолько красивым, что жители Гингена-на-Бренце начали массово заказывать себе пошив мягких игрушек.
Предприимчивый отец Маргарет организовал мастерскую, где девушка трудилась со своими сестрами. Когда брат Маргарет успешно продал на ярмарке в окрестном городке целую партию игрушечных слоников, успех этой затеи стал очевидным. Так была основано знаменитое игрушечное производство «Steiff», которое не прекратило существование и по сей день.
В начале ХХ века племянник Маргарет – Рихард Штайфф предложил "скрестить" мягкую игрушку с куклой. Так появился медвежонок, у которого лапки двигались с помощью шарниров. Эта модель называлась “Медвежонок 55PB”, которая расшифровывалась как «плюшевый подвижный медведь 55 дюймов».
После невероятной популярности игрушки “Медведь 55PB” на выставке игрушек в Лейпциге, мишки Тедди начали массово продаваться в США, а затем и во всем мире. Всему миру известна фотография Никиты Хрущева с большим подаренным ему игрушечным медведем.
В XX веке началось массовое производство мягкой игрушки.
Первых игровых медведей с подвижными головой и лапами в России начали шить в начале 1920-х. У истоков их появления в России стояли Анна Алексеевна Геннерт и Анастасия Николаевна Изергина, дочь Николая Дмитриевича Бартрама - историка, искусствоведа, мецената, основателя первого Музея игрушки в Москве (музей открылся в октябре 1918 года).
Из книги А.Н. Изергиной: "Производства так называемой мягкой игрушки в России не было. В Хотькове, в женском монастыре, делали байковых, набитых соломой медведей. По преданию, для обучения монахинь этому производству Петр I привез из Голландии двух голландок. До революции в магазинах торговали мягкой игрушкой, главным образом, германского производства. В 1920 году отец был назначен деканом факультета научных пособий и художественной игрушки Московского техникума кустарной промышленности при ВСНХ. Весь подвальный этаж Музея был отведен под мастерские техникума. Началась большая организационная работа. Никогда еще не велось преподавание по изготовлению игрушек, а первым быть всегда трудно. Надо было подобрать кадры преподавателей, составить программу обучения, оборудовать мастерские инструментами и сырьем. Со всей своей энергией отец отдался этой работе.
В программу занятий он ввел семь предметов: историю игрушки, скульптуру, формовку игрушки из папье-маше, роспись, резную игрушку, игрушки из ткани: зверей и кукол. Труднее было с обучением производству игрушек из ткани. Методы конструирования выкроек и создания объемной формы игрушки не были разработаны".
Занятия по изготовлению игрушек из ткани в техникуме вела Анна Алексеевна Геннерт. Она не только преподавала в техникуме, она также написала книгу о пошиве игрушек из ткани, и возможно, это была первая книга по такой тематике в России. Книга вышла в свет 1926 году под редакцией Н.Д. Бартрама, была отпечатана в Москве.
Мягкие игрушки, в том числе мишки, в 1920-х годах изготавливались в небольших артелях, и только с начала 1930-х годов производство стало массовым, фабричным. Качество артельных мишек было невысоким, часто их шили из отходов других производств, использовали простые материалы - фланель, байку. Набивали мишек ватой, которая быстро комковалась, и медведь терял форму, либо опилками, которые со временем высыпались через прорехи в материале. Крепления лап мишек часто были веревочными, а голова пришивалась к туловищу. В целом, сшитые по такой технологии медведи сильно уступали по качеству зарубежным аналогам.
А.Н. Изергина всю свою жизнь посвятила изучению технологии изготовления игрушек из ткани, писала книги и преподавала. С самого начала работы Музея игрушки в Москве, с 1918 года, Анастасия Николаевна помогала отцу, затем училась на курсах при музее, а после переезда музея в Сергиев Посад, в 1931 году, начала вести обучение для молодых мастеров там. Первая ее книга о пошиве мягких игрушек вышла в свет в 1937 году, затем были издания 1944 и 1947 годов.
В истории русского игрового мишки заметную роль сыграла также Софья Константиновна Россинская.
Софья Константиновна окончила в 1929 году курсы по изготовлению мягкой игрушки в мастерской при Музее игрушки Н.Д. Бартрама, затем работала в артели "Художественная игрушка". В ее понимании настоящая игрушка, создаваемая для ребенка, должна привлекать его внимание и побуждать к ролевым играм, должна быть довольно простой по внешнему виду и мягкой, приятной. Поэтому Софья Константиновна критиковала "глянцевых" медведей, сшитых из дорогого плюша необычных цветов, жестких на ощупь, статичных.
Софья Константиновна Россинская разрабатывала свои образы и модели игрушек исходя именно из игрового принципа. До производства идея игрушки тщательно обдумывалась, вынашивалась автором, затем отшивался пробный образец, и происходила его шлифовка, доработка. В разработках Софьи Константиновны появились медведи с выкройками головы, состоящей из четырех частей, вместо двух боковин и клина, как это было в классической выкройке. Голова мишки приобрела форму шара, что придало медведю примитивность, красочность, комизм и веселость, сделав его очень игровым. Кроме новых моделей шарнирных мишек, Софьей Константиновной была разработана модель мишки-муфты, функционального и мягкого.
Развитие текстильной игрушки идет по нескольким направлениям. Одно из них — это упрощение образа, создание простых игрушек. Другое — это движение к натуралистичности будущей игрушки. Однако, с веками текстильные игрушки стали и модной вещицей, и дорогим подарком, и частью интерьера. А для мастеров по изготовлению таких игрушек это увлекательное творческое хобби с неиссякаемыми возможностями.
Приготовление изделия.
Первоначально мягкая игрушка изготавливалась по авторским эскизам вручную, позже появились специализированные производства, знаменитые своими игрушечными коллекциями. Для изготовления текстильной игрушки нужны несколько обязательных элементов — выкройка или лекало, подходящие материалы. При изготовлении кукол кроме тканей и набивки может присутствовать технология изготовления рук и головы из дерева, глины, пластика и т. п. Постепенно текстильные игрушки стали традиционными для каждого ребенка.
Мягкая игрушка делается из различных тканей, экомеха, а для набивки используется холлофайбер, синтепон, иногда вата, как в старину и приятные на ощупь маленькие шарики.
В изготовлении мягких игрушек традиционно выделяют следующие этапы: создание или поиск готовой выкройки, подбор материалов для пошива, набивки, фурнитуры для деталей и декоративных элементов (одежды, обуви, аксессуаров, украшений для будущей игрушки), подбор инструментов, которые понадобятся для создания игрушки (иголки, нитки, ножницы, портновский мел, дополнительно плоскогубцы или что-то еще), разглаживание утюгом тканей, если такая необходимость, нанесение лекала на ткань, вырезание деталей, наметывание частей игрушки нитками, сшивание деталей, наполнение их, оформление мордочки игрушки (возможно, вышивание нитками ее элементов или пришивание бусин и пуговиц), пошив одежды и аксессуаров.
Я решила сделать игрушку из джинсовой ткани. Главной заслугой этого материала является прочность и долговечность.
Инструменты для работы: швейная машина, ножницы, иголки и булавки, наполнитель, декоративные элементы, игла и нитка. На джинсовую ткань перевели шаблон, сшили и вырезали. Затем набили его наполнителем (ватой) и вручную сшили все детали. Лапы пришили с помощью пуговиц, прошивая иголкой с толстой ниткой тельце насквозь. Такая техника позволяет конечностям двигаться. Нос и глаза вышили нитками, игрушку украсили бантом из атласной ленты.
Милый мышонок готов радовать своим обаянием и взрослых, и детей! Он украсит любую детскую комнату и будет одаривать улыбкой всех ее обитателей (приложение 1).
Литература:
Брагина М. Модные игрушки своими руками. – Ростов н/Д: Феликс, 2015.
Брагина М. Джинсовый декор. – Ростов н/Д: Феликс, 2015.
История мишки в России / https://www.medvedted.ru/Русский-мишка/?ysclid=m795g1lv78906618298
Приложение 1.