Применение приемов развития смыслового чтения на уроках географии
Яманова Ольга Константиновна учитель географии
Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междисциплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».
Опираясь на данную программу, я определила для своей педагогической деятельности творческую тему «Применение приемов развития смыслового чтения на уроках географии».(слайд №1)
Слайд №2. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятельность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – это важные задачи ряда школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе имеет предмет география. Слайд №3.
Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных УУД. Обсуждение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Это предполагает обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребёнка и с окружающим реальным миром. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре - происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек, действительно, вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития - речь письменная.
Считаю немаловажным соблюдать преемственность в освоении стратегий смыслового чтения между начальной и основной школой. В основной школе необходимо повышать мотивацию к чтению, реализуя следующие цели:
- формирование целостного представления о мире, и в частности о мире чтения, основанного на приобретенных знаниях, умениях, способах читательской деятельности,
- приобретение опыта познания и самопознания на основе прочитанных произведений,
- осуществление осознанного выбора индивидуального читательского маршрута с учетом профильного обучения.
Главная задача педагога — помочь школьникам освоить различные стратегии работы с текстом.
На своих уроках применяю стратегию предтекстовой деятельности, которая направлена на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, словаря - текста, а также на создание мотивации к чтению. Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащимся читать текст и тем выше достигаемый результат. На уроках использую стратегию предтекстовой деятельности, наиболее часто использую «мозговой штурм». Слайд № 4
«Мозговой штурм» - это совместная работа по решению проблемы. На уроке по теме «Западная Сибирь», данный прием можно применить следующим образом: учитель предлагает ребятам внимательно прочитать название § и сформулировать свои ассоциации по теме в виде вопроса. Главное, не мешать ребятам комментариями и не останавливать их пока ассоциации не иссякнут. Все возникающие вопросы лучше записать. Последующее просмотровое чтение текста (наложение вопросов на текст), выявит глубину знания темы обучающихся.
Работа с географическими понятиями. Обычно в ходе урока географии вводится несколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом .Слайд №5. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками такую работу как:
- разобраться в значении понятий;
- научиться правильно их произносить;
- найти в тексте или в словаре их объяснение.
Детям можно предложить произнести эти слова хором, вполголоса, повторить их несколько раз ( в младших классах), разобраться в значении слов, записать их в тетрадь. Очень часто бывает, при объяснении географических понятий требуется кроме самого текста определения дополнительные материалы - рисунки, диаграммы, таблицы. Данной информации на страницах учебника географии достаточно
К стратегии текстовой деятельности относится Кластер, данный прием очень часто применяю на своих уроках. Кластер охватывает большее количество информации, чем можно получить при обычной письменной работе, способствует установлению причинно- следственных святей. Слайд №6.
Кластер применяется для систематизации имеющейся информации и выявления возможных областей недостаточною знания. Для создания кластера выписываются ключевые слова по рассматриваемой теме, затем графически изображаются связи между этими понятиями. Кластер составляем индивидуально и по всей теме.
Слайд №7 таблица . Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам, где обучающиеся самостоятельно дополняют информацию с помощью текста. И данную работу можно соотнести к краткой исследовательской работе.
Еще одна стратегия приемами которой мы пользуемся на уроках, это стратегия послетекстовой деятельности. Основная цель данной стратегии — достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
Слайд №8. Применение приемов развития смыслового чтения так же играет большую роль при подготовке обучающихся к ОГЭ, т.е при выполнении задания №30. Например…
Работая над своей творческой темой, я сделала для себя выводы, что применение текстов на уроках мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху и приобретению эмоционально-ценностного отношения к миру, создает атмосферу радости сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить одно из требований ФГОС - развить важнейшую компетентность личности школьника - умение учиться.