СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая тема

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческая тема»

Применение приемов развития смыслового чтения на уроках географии

Яманова Ольга Константиновна учитель географии

Введение ФГОС ООО является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения четырёх междис­циплинарных учебных программ, среди которых программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Опираясь на данную программу, я определила для своей педагогической деятельности творческую тему «Применение приемов развития смыслового чтения на уроках географии».(слайд №1)

Слайд №2. Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уло­вить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, то есть осуществлять познавательную деятель­ность. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нуж­ную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – это важные задачи ряда школьных предметов. Немаловажную роль в данном процессе имеет предмет география. Слайд №3.

Формирование универсальных учебных действий смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных УУД. Обсуж­дение представляет собой коллективный обмен мнениями, организуемый рядом проблемных вопросов. Это предполагает обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребёнка и с окружающим реальным миром. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре - происходит не про­стое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек, действительно, вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними обра­зами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребёнок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следу­ющая важная ступень развития - речь письменная.

Считаю немаловажным соблюдать преемственность в освоении стратегий смыслового чтения между начальной и основной школой. В основной школе необходимо повышать мотивацию к чтению, реализуя следующие цели:

- формирование целостного представления о мире, и в частности о мире чтения, основанного на приобретенных знаниях, умениях, способах читательской деятельности,

- приобретение опыта познания и самопознания на основе прочитанных произведений,

- осуществление осознанного выбора индивидуального читательского маршрута с учетом профильного обучения.

Главная задача педагога — помочь школьникам освоить различные стратегии работы с текстом.

На своих уроках применяю стратегию предтекстовой деятельности, которая направлена на постановку задач чтения и, следовательно, на выбор вида чтения, актуализацию предшествую­щих знаний и опыта, словаря - текста, а также на создание мотивации к чтению. Чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащимся читать текст и тем выше достигаемый результат. На уроках использую стратегию предтекстовой деятельности, наиболее часто использую «мозговой штурм». Слайд № 4

«Мозговой штурм» - это совместная работа по решению проблемы. На уроке по теме «Западная Сибирь», данный прием можно применить следующим образом: учитель предлагает ребятам внимательно прочитать название § и сформулировать свои ассоциации по теме в виде вопроса. Главное, не мешать ребятам комментариями и не останавливать их пока ассоциации не иссякнут. Все возникающие вопросы лучше записать. Последующее просмотровое чтение текста (наложение вопросов на текст), выявит глубину знания темы обучающихся.

Работа с географическими понятиями. Обычно в ходе урока географии вводится несколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом .Слайд №5. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками такую работу как:

- разобраться в значении понятий;

- научиться правильно их произносить;

- найти в тексте или в словаре их объяснение.

Детям можно предложить произнести эти слова хором, вполголоса, повторить их несколько раз ( в младших классах), разобраться в значении слов, записать их в тетрадь. Очень часто бывает, при объяснении географических понятий требуется кроме самого текста определения дополнительные материалы - рисунки, диаграммы, таблицы. Данной информации на страницах учебника географии достаточно

К стратегии текстовой деятельности относится Кластер, данный прием очень часто применяю на своих уроках. Кластер охватывает большее количество информации, чем можно полу­чить при обычной письменной работе, способствует установлению причинно- следственных святей. Слайд №6.

Кластер применяется для систематизации имеющейся информации и выяв­ления возможных областей недостаточною знания. Для создания кластера вы­писываются ключевые слова по рассматриваемой теме, затем графически изо­бражаются связи между этими понятиями. Кластер составляем индивидуально и по всей теме.

Слайд №7 таблица . Таблица – перечень сведений, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам, где обучающиеся самостоятельно дополняют информацию с помощью текста. И данную работу можно соотнести к краткой исследовательской работе.

Еще одна стратегия приемами которой мы пользуемся на уроках, это стратегия послетекстовой деятельности. Основная цель данной стратегии — достигнуть понимания текста на уров­не смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читатель­ских впечатлений до уровня законченной мысли.

Слайд №8. Применение приемов развития смыслового чтения так же играет большую роль при подготовке обучающихся к ОГЭ, т.е при выполнении задания №30. Например…

Работая над своей творческой темой, я сделала для себя выводы, что применение текстов на уроках мотивирует уча­щихся к познавательной деятельности, успеху и приобретению эмоционально-ценностного отношения к миру, создает атмосферу радости сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить одно из требований ФГОС - развить важнейшую компетентность личности школьника - умение учиться.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!