СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Степовая Л.А. Творческие работы на уроках

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Степовая Л.А. Творческие работы на уроках»

Диктант? Диктант!

Степовая Людмила Анатольевна (МАОУ «СОШ № 25 г. Челябинска»)

Наверное, не открою никакого секрета для уважаемых читателей, если скажу мнение коллег и родителей, что сейчас уровень грамотности современных учащихся немного снизился. О причинах этого, наверное, можно рассуждать долго и много, но сегодня хочу обратить внимание на то, сколько времени уделяется диктантам на уроках русского языка.

Всем известно, что диктант средство обучения и контроля. И я уже предвижу Ваш комментарий: диктант – это искусственная форма, потому что в обычной жизни мы очень редко пишем под чью-то диктовку. Может быть, только при заполнении каки-либо определённых документов, где нам предлагают записать что-то по диктовку. Несмотря на все доводы. Надо стараться повышать грамотность наших детей.

Хочу поделиться с Вами своими идеями и наработками. На уроках русского языка использую разные виды диктантов: диктант с грамматическим заданием, предупредительный диктант, объяснительный диктант, диктант с взаимопроверкой и самопроверкой и так далее. Вашему вниманию предлагаю другие виды диктантов – творческие и заранее подготовленные учащимися.

Ребятам 5-7 классов нравятся такие виды диктантов, как заранее подготовленный. Два человека из класса (могут вызваться сами или назначить учитель) на основе пройденных упражнений или слов в рамочках из учебника составляют словарный диктант, обязательно подходят к учителю на консультацию, а на следующем уроке проводят в классе словарный диктант. Один ученик читает слова для первого варианта. А другой – для второго варианта. Форма контроля может быть разной: ребята, которые составляли слова по вариантам, забирают диктанты и проверяют соответственно варианты. Проверить может и учитель, сказав результаты. Возможны другие формы контроля. На следующей неделе к данной работе могут подключиться ещё два желающих ученика. И тогда у ребят есть возможность не только самим искать слова и видеть, как они пишутся, но и выбирать из числа известных орфограмм те, которые им кажутся трудны для написания. По выбору слов для диктанта учитель определяет их «заинтересованность» в видах орфограмм.

Творческий диктант, думаю, нередко используют все учителя русского языка. Текст, который предлагает учитель на уроке, можно детям не записывать дословно, можно заменить определённое слово его синонимом. Диктант от третьего лица можно заменить первым. Добавить описание интерьера или описание внешности человека. Конечно, учитель должен дать немного времени для осмысления учащимися своих творческих планов.

Старшеклассникам нравится такой вид диктанта, как диктант с продолжением. Учитель читает текст, проверяем записанный вариант, а затем ребятам предлагаю закончить текст диктанта предложениями, в которых обязательно будут использованы эпитеты, парцелляция или анафора.

Возможно, все мы используем на уроках такие виды диктантов, а если нет, предлагаю вам попробовать это сделать на своих уроках.