Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию.
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества. Отличительный признак творческой деятельности детей – субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но в то, же время выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное. В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении ученика.
Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным и значимым периодом для выявления и развития творческого потенциала личности.
С психологической точки зрения возраст 7-10 лет является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Кроме того, мышление младших школьников более свободно, чем мышление более взрослых детей.
Развитие творческих возможностей учащихся важно на всех этапах школьного обучения. В начальных классах, особенно в первом классе, только начинает формировать способы учебной работы. Поэтому необходима непрерывная четкая линия, направленная на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на умение проводить анализ, сравнение, находить закономерности.
Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского творчества, ярко проявляющаяся при изучении математики.
Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности творчества.
Поскольку основная масса учащихся самостоятельно не овладевает более обобщенными приемами умственной деятельности, их формирование должно стать важной задачей обучения.
Математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Чтобы у младшего школьника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе являются различные творческие задания - задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто новое.
Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка найти решение дидактической проблемы, тем самым активизирует мыслительные процессы.
На уроках математики я использую такие задания, как,
Задачи в стихотворной форме. При проведении устного счета включаются упражнения и задачи, составленные в рифмованной форме. Это оживляет работу, вносит элемент занимательности. Задачи такого типа используются при изучении таблиц сложения, вычитания, умножения и деления
Ежик по лесу шёл,
На обед грибы нашёл:
Два – под берёзой,
Один - у осины.
Сколько их будет в плетёной корзине?
Дарит бабушка – лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте».
Сколько всех, пересчитайте!
6.
Сидят рыбаки,
Стерегут поплавки.
Рыбак корней
Поймал шесть окуней.
Рыбак Евсей –
Трёх карасе.
Сколько рыб рыбаки
Натаскали из реки?
Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал:
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
К серой цапле на урок
Прилетели семь сорок,
А из них лишь три сороки
Приготовили уроки.
Сколько лодырей – сорок
Прилетело на урок?
Математические игры. Смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им.
Игра «Состав числа»
Ребята играют парами, у каждого набор разрезанных цифр, один ученик кладёт на стол цифру 3, а другой 7, в результате получаем 10 и т.д.
Игра «Войти в ворота»
У ребят на столе набор разрезанных цифр. Какое число на двери? (20) Ребята могут войти только парами те, у кого в сумме получится 20. У двери стоит контролёр.
Игра «Сядь в трамвай»
Раздают карточки с цифрами, затем ведущий говорит:
- Идёт трамвай №8.
К нему могут сесть те ребята у которых в сумме получится число 8.
Игра « Подул ветерок»
На доске был составлен пример, подул ветерок и раскидал листики, помогите мне составить верное выражение.
Игра «Сколько на небе звёзд»
Учитель тучкой закрывает звёздочки. А ребята называют, сколько на небе звёзд.
Игра «Магазин примеров»
У ребят на столе разрезанные цифры на карточках.
Учитель вызывает к доске ученика, который покупает пример.
Например: У ученика цифра 9 и он покупает тот пример в котором результат число 9.
Игра «Магазин игрушек»
На столе лежат геометрические фигуры. Фигуру имеет право купить тот, кто назовёт какие – то характерные признаки, не называя её, или называет расположение её по отношению к другим фигурам.
Игра « Собери открытку»
На парту раздаются части открыток (открыток несколько). Затем вызывают тех, у кого получилось число 12 и эти ребята собирают открытку в целом.
Игра «Числовой ряд»
Ребята выстраиваются в 2 ряда по 10 человек, каждому прикрепляются цифра на спину. Учитель предлагает ребятам построиться по порядку. Чья команда быстрее построится и правильно та выигрывает.
Задачи в занимательной форме активизируют умственную деятельность. Помогают заинтересовать математическим материалом, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке, увлечь и развлечь детей.
«Буратино»
Мальвина открыла журнал и строго сказала: «Буратино, Вы меня огорчили. Вчера в диктанте Вы сделали 10 грубых ошибок и за это будете наказаны. Артемон, отведите Буратино в тёмный чулан. А Вас Пьеро, я лишаю сладкого на обед. У Вас на 4 ошибки меньше».
Сидя в чулане, Буратино обиженно шмыгал носом и долго ломал голову: сколько же ошибок сделал этот подлиза – Пьеро?
«Добрые дела»
Вини – Пух за один день сделал следующее: нашёл ослику хвост, сделал Сове колокольчик на дверь, стащил горшочек мёда у пчёл, подарил Кролику морковку, помог Пятачку надуть шарик и написал письмо своей бабушке. А Пятачок сделал добрых дел на два меньше.
Сколько добрых дел сделал Пятачок за день? Как ты думаешь, кому он мог помочь?
«Незваные гости»
На день рождения к Василисе Прекрасной пришли 10 гостей: Винни – Пух, Незнайка, Бармалей, заяц, Доктор Айболит, Алиса, Красная Шапочка, Волк, Карабас – Барабас и Баба – Яга. Из всех гостей Василиса Прекрасная приглашала только шестерых.
Сколько сказочных героев пришло без приглашения? как ты думаешь кто это?
Таким образом, применяя творческие задания на уроках, младший школьник стремится к творческой самореализации. Творческие задания обеспечивают эффективность развития творческой активности школьников, делают возможным овладение детьми опытом самостоятельной, новой для них деятельности, способствуют активизации мыслительной и творческой учебной деятельности, оказывают благотворное влияние на психическое развитие личности школьника.
Все это будет, если отношение учителя к детям, и отношение детей к учителю будут иметь характер позитивного творческого сотрудничества.