Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Колосок»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Тема: «Привлечение родителей в
воспитательно - образовательный процесс ДОУ
через организацию проектной деятельности»
воспитатель:
И.В. Пирожкова
I квалификационная категория
п. Октябрьский, 2019г.
«Расскажи – и я забуду,
покажи – я запомню,
дай попробовать и я пойму»
(китайская пословица)
Я бы хотела поделиться опытом своей работы по привлечению родителей в воспитательно - образовательной процесс ДОУ через проектную деятельность.
В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т.е. владеть универсальными учебными действиями.
В связи с модернизацией системы дошкольного образования, на одно из ведущих мест, при современных условиях деятельности дошкольной образовательной организации, выдвигается взаимодействие с родителями воспитанников, что отразилось в документах Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Законе об образовании в РФ. В этих документах, одним из важнейших условий для обеспечения полноценного развития детей, является вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО, с целью установления партнерских отношений участников педагогического процесса и перехода от сотрудничества по обмену информацией и педагогических знаний к межличностному общению диалогической направленности. При активном вовлечении родителей в педагогический процесс, раскрываются потенциальные возможности семьи, формируется, доверие к компетентности другой стороны происходит конструктивный диалог, под которым подразумевается личностно - ориентированное общение и обоюдное приобретение положительного опыта воспитания.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждой ДОО, так и на уровне муниципальной системы дошкольного образования в целом. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. Взаимодействие с родителями (законными представителями) является важным психолого - педагогическим условием реализации Программы воспитания и образования ребенка, а также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Родители являются основными заказчиками услуг ДОО, в результате чего нужно подобрать такие формы и методы работы, чтобы заказчики услуг, являлись непосредственными участниками образовательно - воспитательного процесса.
От вовлечения родителей в образовательный процесс дошкольной образовательной организации, взаимодействия - совместной деятельности родителей и педагогов, зависит дальнейшее развитие ребенка. От качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей, а значит, и уровень семейного воспитания детей.
Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей и родителей над определённой практической проблемой (темой). Совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс.
Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Проектная деятельность интересна тем, что все участники образовательного процесса некоторое время как бы проживают тему через разные формы совместной деятельности: поиск ответов на вопросы, чтение, рассматривание иллюстраций и фотографий, изготовление подарков-сувениров, рисунков, макетов и др.
Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей. Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого – ни будь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения. Анализируя различные формы взаимодействия детей и родителей, родителей и педагогов, я искала такие формы, которые позволили бы развивать у детей самостоятельность в решении проблем, умение организовывать свою деятельность и в то же время помочь родителям выстраивать свои отношения с детьми. Формы, которые бы не оставляли родителей равнодушными слушателями, а делали бы их равноправными, заинтересованными участниками.
И именно поэтому я решили использовать во взаимодействии с родителями инновационное направление – проектную деятельность, которая как раз и позволяет решить все поставленные задачи.
Цель: Повысить роль родителей в образовательно – воспитательном процессе через проектную деятельность.
Для достижения данной цели необходимо выполнить ряд задач:
создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимание и доверие между всеми участниками педагогического процесса;
выработать единый подход к воспитанию, развитию и общению с ребенком в ДОО и семье;
повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях распространять положительный опыт воспитания в семье;
расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОО, устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
В воспитательно – образовательной работе проектной деятельностью занимаюсь уже 4 год. Воспитывать интерес к проектной деятельности у детей начали достаточно рано - с младшего дошкольного возраста. Постепенно, начиная с азов, проектная деятельность переросла, в целую систему работы и набирает всё больший интерес как у педагога, так детей и родителей. Проекты организуются в течение всего учебного года, активно включая родителей в образовательный процесс.
Свою работу по проектной деятельности я начала с того, что составила план работы с родителями на год, расписала, какие будут реализованы проекты и прогнозируемый результат, формы и методы работы. А так же какие знания и умения получат дети в ходе реализации спланированных проектов.
п/п | Название проекта | Цель |
1. | «Хлеб всему голова» | Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его |
2. | «Скоро в школу» | Формирование «внутренней позиции школьника» у детей подготовительной к школе группы в процессе реализации проекта «Скоро в школу» |
3. | «Под крышей дома моего» | Сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций |
4. | «Сенсорные панорамы» | Совершенствования познавательной и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. |
5. | «Новый год у ворот» | Создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала старших дошкольников. |
6. | «Зимующие птицы» | Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах |
7. | «Наша Армия сильна – охраняет мир она» | Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста |
8. | «Космос и мы» | Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоении космоса людьми |
9. | «Книжкина неделя» | Развитие интереса к художественной литературе, формирование литературного вкуса, а так же воспитание будущего читателя |
10. | «Этот День Победы» | Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне |
11 | «Я – то, что ем» | Способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о роли правильного питания в жизни человека в ходе реализации проекта «Я – то, что ем». |
«Этот День Победы»
Совместно с родителями мы организовывали мероприятия - творческие выставки, праздники, вечера, экскурсии, мастер – классы, мини – музеи.
«Я – то, что ем»
«Под крышей дома моего»
«Космос и мы»
»
«Сенсорные панорамы»
«Новый год – у ворот»
Мастер – класс «Рисуем вместе»
При взаимодействии с родителями в проектной деятельности соблюдались следующие правила:
Информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов.
Добровольность и возможность выбора.
Чувство успешности. Родители, как и дети должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
Использование проектной деятельности позволило:
повысить профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам взаимодействия с семьей;
приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование проектной деятельности дали определенные результаты. Родители из наблюдателей и зрителей стали активными участниками встреч и помощниками педагогов, создана атмосфера взаимоуважения.
Родители стали проявлять интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своих детей. Вовлечение родителей в жизнь ДОО их активное участие стало для них важно не, потому что этого хочет педагог, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Список литературы:
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Детский сад и молодая семья: основы успешного взаимодействия. Под ред. Н. В. Микляевой, тв. Центр «Сфера», М. – 2015
А. В. Дронь, О. Л. Данилюк, Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель», изд. Детство-Пресс, С - Пб – 2016
В. А. Деркунская, Проектная деятельность дошкольников, Центр педагогического образования, М. – 2016
Н. А. Кочкина, Метод проектов, изд. «Мозаика-синтез, М. – 2012
Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова, Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, изд. АРКТИ, М. – 2015
Проектная деятельность в ДОУ. Из опыта апробации структурных компонентов к дошкольному образованию: метод. пособие / под общ. ред. И. Л. Паршуковой – Спб.: ЛОИРО, 2016. – С. 139.