Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образования Администрации города Бийска»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6» им. Н.П. Красильникова»
Творческий отчёт
Обобщение опыта работы
Автор: Веснина Ирина Александровна учитель начальных классов
Бийск 2022г.
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на
старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые
им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек
не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у
него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен
к памятникам истории своей страны, - он, как правило,
равнодушен к своей стране»
Д.С. Лихачев.
Сегодня все понимают, что важнейшим условием развития и процветания любой страны является ценностные ориентиры, мировоззренческие позиции в обществе. Формирование гражданственности и патриотизма остается одной из приоритетных и важных задач системы образования в стране. В стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года отражены направления и гражданственность, и патриотизм. Формирование российской идентичности непосредственно связано с формированием идеи Отечества – основы патриотизма у обучающихся.
Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм, любовь к Родине у школьников. Патриотизму нельзя научить, о нем нельзя проинформировать. Это чувство. Это эмоциональное отношение к Родине. Это преданность и забота.
Многочисленные факты, свидетельствующие о примерах патриотизма и героизма жителей нашей необъятной страны, не просто несут в себе исторические знания, но и позволяют воздействовать на эмоциональный мир учащихся, создать условия для того, чтобы обучающиеся задумались о своих чувствах: гордости, сопричастности к историческому прошлому своей малой родины и событиям сегодняшних дней, ответственности. У учащихся возникает чувство преемственной связи с событиями, происходившими в нашей стране. Ведь участниками этих событий были наши земляки, родственники.
Строчка известной песни: «…никто не забыт, ничто не забыто» ‒ особо актуальна в свете современных событий.
Важная отличительная черта педагогического творчества состоит в том, что учитель творит в реальном времени в процессе совместной деятельности с учениками, прикасаясь к прошлому.
Этапы осуществления творческой педагогической деятельности:
Идея, педагогический замысел, направленный на решение проблемной ситуации;
Создание мотивационного видео-документального ряда;
Разработка плана действий; Реализация плана в деятельности; Рефлексия учащихся и учителя.
Мероприятия, посвященные памяти о мужестве и героизме русского солдата времен ВОВ, занимают особое место в системе воспитательной работы. В таких мероприятиях целесообразно использовать документальные видеоматериалы, проекты учащихся. Например, можно предложить обучающимся проект «Наши герои Великой Отечественной войны».
Реализации проекта предшествует проведение классного часа, приуроченного к празднованию Дня Победы. Целью является создание педагогических условий для актуализации у обучающихся эмоционально- и экзистенциально-ценностных переживаний подвига русского солдата в годы войны с последующим мотивированием учащихся к разработке и проведению социально значимых проектов, к участию в исследовательских практиках, продолжающих работу по формированию и укреплению чувства патриотизма.
Задачи мероприятия:
‒ расширение представлений учеников о событиях Великой Отечественной войны; сохранить память о героях-земляках, погибших в Великой
Отечественной войне;
‒ формирование и укрепление патриотического мироощущения учащихся через истории и подвиги прадедов;
‒ формирование чувства гордости за своих соотечественников, чувства сопричастности к событиям военных лет, чувства ответственности за свои сегодняшние поступки, уважение к ветеранам, гордость за земляков – участников военных действий через рассказы об историческом прошлом, стихотворения;
‒ мотивирование обучающихся к нравственным поступкам, доброжелательности, дружелюбию.
‒ стимулирование у обучающихся духовных потребностей к патриотизму, гражданственности, гордости за свою Родину, за свою семью, стремление к миру.
Планируемые результаты:
‒ в достижении личностного результата – актуализация у обучающихся эмоционально-ценностных переживаний событий войны и чувства сопричастности к ним как наследников; формирование ответственности за сохранение и приумножение отечественного наследия; укрепление патриотического мироощущения;
‒ в достижении метапредметного результата – обнаружение обучающимися мировоззренческого потенциала содержания таких предметов, как окружающий мир, литературное чтение, родной язык; развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией;
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: классный час организован в форме художественнопублицистической композиции.
С уходом ветеранов войны утрачивается возможность непосредственного общения поколений, прикосновения к воспоминаниям и сопереживания событиям военных лет. Ввиду этого педагогически целесообразным видится организация занятий, на которых используются стихи, отрывки произведений военных лет; обращение к воспоминаниям очевидцев событий. В ходе занятия учащимся предоставляется возможность услышать воспоминания «детей войны», фрагмент воспоминаний бийских тружеников тыла (записи интервью).
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: информационно-коммуникационные технологии, диалоговые технологии, технология рефлексии, личностно ориентированные технологии, элементы технологий развития критического мышления и проблемного обучения, прием ассоциаций, метод эмоционально- и экзистенциально-ценностного переживания.
Подготовительный этап:
Проведение опроса обучающихся, в ходе которого выявляется, какой смысл учащиеся вкладывают в такие понятия, как «патриотизм», «Отечество», «гражданский долг», «Родина», «верные сыны Отечества», «герой», «подвиг» и т.д.
Организация просмотра видео сюжета «Парад Победы», позволяющего погрузить учащихся в историко-культурный контекст эпохи.
Распределение ролей и материалов для подготовки к мероприятию.
Оформление кабинета – изготовление символа мира – голубей.
Привлечение родителей к созданию литературно – музыкальной композиции «На привале» (отрывок из поэмы «Василий Теркин» Александра
Твардовского), «Фронтовая медсестра» (Андрей Лихачёв);
Привлечение учителя музыки к изучению песен военных лет и исполнению с ребятами песни «Ты же выжил солдат»;
Проектная деятельность обучающихся «Наши герои Великой Отечественной войны».
Взаимодействие с семьями учащихся с целью организации видеоряда мероприятия, включающей в себя документы, медали, фотографии, письма из семейных архивов. Привлечение родителей к участию в самом мероприятии.
Работа над проектом «Наши герои Великой Отечественной войны» может быть продолжена в следующем учебном году и может включать в себя: знакомство с судьбами отдельных людей, с подвигами рядовых граждан, выполнявших свой долг. При этом центральным аспектом работы остаётся аспект сохранения исторической памяти.
Использование ИКТ технологий позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, углубить творческие возможности, стимулировать и развивать психические процессы: мышление, восприятие, память школьников.
Опыт проведения мероприятий патриотической направленности может быть востребован классным руководителем, преподавателями истории, обществознания, и тем, кому не безразлична судьба Родины и мира. Педагоги значительно помогут ученикам освоить такие понятия, как патриотизм, героизм, долг, честь, отвага. А так как игра, музыка, творчество – это средства эмоционального развития детей, то и подобные мероприятия позволят добиться ценностного развития личности школьников.