Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 81 г.Владивостока»
Творческий отчет
учителя русского языка и литературы
Мороз Любови Григорьевны.
«Педагогические технологии в работе учителя русского языка и литературы»
Г. Владивосток
Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.Задачей современной школы становится формирование человека, совершенствующего самого себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за них, находить пути их реализации, т.е. овладеть метапредметными умениями, включающими личностные результаты (систему ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся).В своей работе я применяю педагогические технологии на основе системно-деятельностного подхода к обучению. Суть этого подхода состоит в том, чтобы на уроках создать условия, при которых учащиеся самостоятельно добывают знания. Ученик должен задать себе вопросы: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. С-д подход на моих уроках осуществляется через включение элементов исследовательской деятельности; вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность. При этом все дидактические принципы с-д подхода реализуются в процессе обучения (деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности и творчества). Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог.
Формирование личности ученика и духовное развитие осуществляется в процессе его собственной деятельности в основном на учебном занятии. Учитывая это, на уроках литературы провожу инсценирование любимых страниц изучаемых произведений, например: инсценированные уроки по басням Крылова, рассказов Чехова «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия» и др. В этом случае учащиеся вживаются в роль героев, тем самым лучше понимают образ героя. С этой целью по внеурочной деятельности совместно с учителем музыки, живописи разработан интегрированный урок литературы «Образ Ярославны в разных видах искусства », подготовка к этому уроку дала возможность учащимся создать проект, работая с различными источниками информации, включая электронные, Интернет.
Таким образом, системно-деятельностный подход обеспечивает готовность к самообразованию; использованию информационных ресурсов; социальному взаимодействию; развивает коммуникативную и технологическую компетентность.
Достоинством деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: ИКТ и др.
Тестовые технологии. Разнообразные виды тестов применяю, начиная с 5 класса, т.к. с 5 класса начинаю подготовку к будущим экзаменам. В моей методической копилке создана целая коллекция тестов как по русскому языку, так и по литературе, как созданные мною лично, так и ребятами, а также взятые из методических источников и интернета для всех классов.
Проблемные. Проблемное обучение – это обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки
В 7 классе по учебнику В.Я.Коровиной проводила урок по творчеству Л.Андреева «Нравственные ценности рассказа «Юшка» с применением проблемной технологии. В центре внимания стояла проблема: Как вы понимаете пословицу «Не стоит село без праведника»?, а по творчеству Л.Андреева в его рассказе «Кусака» была поставлена проблема: Взаимоотношения человека и животных; жестокое и равнодушное отношение людей к «братьям нашим меньшим».
В моей практике системно-деятельностный подход осуществляется на различных этапах урока.
В начале урока создается проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем. На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Коллективная деятельность учащихся организуется в форме мозгового штурма, с помощью которого выбирается метод разрешения проблемной ситуации. Данный прием используется тогда, когда можно предложить наибольшее количество вариантов разрешения проблемы. Использование метода мозгового штурма позволяет продемонстрировать учащимся, что у одной и той же задачи может быть несколько различных решений и каждое из них является правильным. Просто все зависит от конкретных заданных условий. Умение высказывать свои мысли способствует раскрепощению сознания детей, развитию их критического мышления и творческих способностей.
Например: На уроке литературы при изучении темы «Теория стихосложения» ученики должны проанализировать известные стихи и предположить, по каким принципам они могут строиться. Дети в ходе работы должны прийти к тому, что созданное стихотворение должно иметь ритм, который можно «простучать», рифмоваться между собой могут разные строки, могут быть разные виды рифмовки.
Особенно часто приходится обращаться к проблемным технологиям в старших классах на уроках русского языка и литературы при подготовке к итоговому сочинению, где главной целью написания сочинения является умение определить проблему в тексте, найти ответ к ней. А их может быть много, разных. Например, изучая повесть Леонида Андреева «Иуда Искариот» мы обращаемся к проблеме добра и зла. Хотя в этом произведении затрагивается много и других проблем. Урок начинается с проблемного вопроса: почему, по вашему мнению, Иуда предает Христа? Ответов много: зависть, корысть, трусость, ревность…Но мы находим еще один новый и неожиданный ответ: любовь. Материал к этому уроку опубликован на моем сайте проекта «Мультиурок» под названием «Новая трактовка добра и зла в повести Л.Андреева «Иуда Искариот»». «…Что же толкает человека на предательство? (размышления по содержанию повести "Иуда Искариот" Л.Андреева)...Иуда уверен, что его измена поможет обрести Христу то величие, которое заставит многих поверить в его божественное происхождение, что его предательство возвысит Иисуса, сделает его истинным богом в глазах остальных людей... Воскресенский Саша 11 класс
Какие проблемы мы рассматриваем на своих уроках? В первую очередь это нравственные проблемы:
1.истинные и мнимые ценности (Господин из Сан-Франциско.)...своим рассказом Бунин показывает, что истинную значимость имеет душа, внутреннее развитие человека. Но мир 20-21 века совершенно забыл об истинных ценностях, подменив их ложными идеалами. Ориентиры на мир денег, физического довольства, внешнего лоска неминуемо ведут к гибели...Сердюкова Альбина 10 класс
1. проблема добра и зла Поднятая автором проблема- очень злободневная....Добро и зло противоположны по сути, но все-таки связаны между собой. Без добра нет зла и наоборот. В наше время много людей переходит на сторону зла, т.к. творить добро труднее, что явно не привлекает людей...Зло вызывает противоречия у людей, а значит и дробит общество...Тягин Никита 11кл.
Очень важно быть благодарным друг другу, тогда мир станет добрым и счастливым! Мацаева Настя 11класс
2.Проблема выбора Я полностью согласна с автором с Д.С.Лихачевым, который поднимает проблему выбора. Мы сами создаем добро и сами делаем себя счастливыми. … Каждый день мы совершаем выбор. Пойти пешком или поехать на автобусе, съесть яблоко или конфету, дарить людям радость или быть счастливыми- это тоже наш выбор. Котовская Даша 11 класс
3. проблема счастья Я могу сказать очень уверенно: счастье каждый понимает по-своему. Счастье все больше становится синонимом слову деньги. А на самом деле- это то, что позволяет душе расцветать, испытывать радостное волнение. Именно о том, что есть истинное счастье, и писал Булгаков. Счастье не может быть материальным, в первую очередь, - это состояние души. Еремеева Оля 11класс
4. любовь Что такое любовь? Любовь- это уникальное чувство, когда человеку хочется жить ради кого-то, наполнять жизнь любимого человека счастьем, следить за тем, чтобы любимый человек жил, радуясь каждому дню, хочется совершать невообразимые поступки для любимого человека...настоящая любовь, даже если она безответная, делает человека счастливым, об этом же говорил Бунин: "Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена..." (по рассказам Куприна) Воскресенский Саша 11 класс
5. предательство много причин для совершения предательства: зависть, корысть, ненависть, малодушие, трусость и т.д. Предательство как проявление любви.
...6. сочинение Капшук 7. проблема одиночества талантливых людей ... талантливые люди часто остаются одни, потому что другие не признают их талант. Скорее всего, людьми движет зависть- они не могут признать того, что кто-то может быть лучше или успешнее их...люди часто становятся одинокими от непризнания и непонимания окружающих... Ганичев "История адмирала Ушакова"Савченко Катя 10 класс
8. проблема оценки таланта человека современниками писатель изображает великого адмирала, забытого абсолютно всеми. «...вот она, вся суть узкомыслящих и завистников. Если ты не такой заурядный, как они, если ты знаешь или уеешь больше, чем они, если ты лучше их в чем-то, то ты всего лишь чудак, сумасшедший, или максимум - везунчик...»Капшук Лена 10 класс
9. проблема воспитанности Наташа Ростова, Митрофанушка). …
10. Проблема благодарности В современном обществе есть огромная нравственная прблема- люди не умеют отвечать добром на добро......
11. проблема любви к родине и природе В наше время многие люди ужасно относятся к природе: мусорят, охотятся, а иногда даже устраивают пожары! Про любовь к Родине так вообще! Огромное количество людей хотят уехать из страны, не любят родину из-за ошибок правительства, хотя сами зачастую живут по принципу "моя хата с краю" и не пытаются сделать для родины и природы ничего, а только жалуются. Автор в тексте говорит, что любовь к родине формируется через любовь к родной природе, о том, что они неразрывно связаны.... Как можно любить Родину, если ты не уважаешь природу? Не уважаешь ее красоты, не бережешь её? Я знаю человека, который бьет себя в грудь и кричит, как он любит родину, но при этом не может и фантик выбросить в мусорку, которая под боком, а кинет его на землю. Соответственно, я не могу верить в истинность его чувств к Родине....Тягин Никита11 кл
12.история ...в каждом из нас воспитывает добро знание истории, …Еремеева Оля 11
14...я понял, что история моей страны - моя история...Водянников Кирилл 9 класс
- урок-дискуссия. Когда мы обращаемся на уроках к названным проблемам, нередко обсуждение их переходит в дискуссию Например, на уроке по развитию речи по теме «Публицистический стиль. Публичное выступление» в 7 классе (опубликован на личном сайте) в центре обсуждения –дискуссии стоял вопрос: Благо или вред приносит научно- технический прогресс для экологической системе Земли? На уроке было рассмотрено много разных доказательных точек зрения на эту проблему. В конце дискуссии ребята пришли к выводу: Нельзя остановить прогресс, несмотря на то, что он приносит много вреда природе и животному миру. Для того, чтобы наносить природе минимальный вред, необходимо научно подходить к вопросу сохранения окружающей среды. Такие уроки провожу, если проблема имеет для учеников большое морально-этическое значение и вызывает их живой интерес.
- - урок-исследование. Провожу такие уроки чаще всего, когда нужно проанализировать язык художественного произведения, поговорить о средствах художественной выразительности. Например, сравниваем два «Памятника» - Г. Державина и А. Пушкина - или две «Птички» - А. Пушкина и В. Туманского - и делаем выводы о различии мировоззрения и творческого метода авторов.
Проблемные уроки считаю удачными, если ученики смогли самостоятельно сделать один или несколько выводов; ученики смогли установить связи между явлениями; в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики; если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.
Часто после такого проблемного урока дома предлагаю письменно оформить свое мнение по проблеме. Эта работа имеет и для учеников среднего звена, и для старшеклассников большое значение, т.к. обсуждение именновопросов формирует ученика нравственно, коме того, такие умения требуются на экзаменах в новой форме.
Личностно-ориентированные технологии. Использую идеи педагогики сотрудничества, главной я выделила установку на понимание, сопереживание, относительную независимость и самостоятельность учеников, также установку на выявление творческого потенциала каждого ученика, на коллективное творчество.
Моя задача при проведении личностно ориентированного урока:
Поощрять учащихся к высказываниям, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
оценивать труд учеников не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
выявлять и обобщать все версии учеников, а затем выделить и поддержать те из них, которые наиболее соответствуют теме урока, цели, задачам
способствовать накоплению каждым ребенком своего личностного опыта;
предлагать на выбор различные учебные задания
использовать разнообразные формы и методы учебной деятельности, чтобы раскрыть ученика
создавать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
поощрять учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять свои и чужие ошибки (проверочные работы по русскому языку, письмо по памяти по литературе с самопроверкой и взаимопроверкой)
На уроках русского языка с целью развития индивидуально-творческих способностей учащихся использую разноуровневые задания с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося. Это задания высокого уровня, среднего и низкого, которые помогают определить истинные знания учеников, а им преодолеть психологический барьер- боязнь не справиться с заданием. На уроках литературы вначале включаются слабые учащиеся, которые отвечают на вопросы низкого уровня сложности. Затем ученики среднего уровня, для которых ответы на первые вопросы не вызывают затруднений. Самые сложные вопросы учащимся продвинутого уровня, которые, кроме того, обобщают мнение, высказанные слабыми и средними учениками.
Например, при изучении лирики М.Ю.Лермонтова в 9 классе при работе над стихотворением «Поэт» предлагаю следующие задания
для учащихся минимального уровня литературного развития:
- Как можно охарактеризовать поэтические интонации стихотворения?
- Почему в стихотворении «Поэт» более половины текста посвящены истории кинжала?
Для учащихся среднего уровня литературного развития:
- Найдите в тексте старославянизмы. Какой характер они придают описаниям?
- Какие метафоры и с какой целью соотносят кинжал с образом человека?
Для учащихся высокого уровня литературного развития:
- Сопоставьте 3 и 10 строфы. Какой подтекст при этом выявляется?
- Почему в 7 и 11 строфах преобладают вопросительные интонации, а не утверждения?
В моей педагогической копилке собраны разные приёмы, методы, формы преподавания русского языка и литературы, активизирующие учебный процесс. Так, например, на уроках русского языка даю инструкцию: «Почувствуйте себя в лесу. Опишите свои чувства, используя причастия». Так развивается воображение и творчество подростка через развития фантазии. Метод даёт возможность выражать свои чувства в социально приемлемой манере.
Изучая литературное произведение, использую любую возможность обратиться к личностному опыту ребёнка, стараюсь вовлечь его в размышление не только над литературоведческими проблемами, но и общечеловеческими, например, изучаем роман И.А. Гончарова «Обломов» в 10 классе. Обсуждаем, каков идеал жизни Обломова, каков идеал жизни Штольца. Возникает естественная ситуация обсуждения идеалов современного человека. Задаю вопрос: «А каков ваш идеал жизни?» Разбудить душу ученика, его способность сочувствовать, сопереживать, заставить задуматься о своем предназначении в жизни – вот формула успеха.
Развитие индивидуальных способностей обучающихся не оканчивается на уроках. Я убеждена, что педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать, как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения. Это и есть основная задача личностно-ориентированного обучения
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала. Развивая аналитическое мышление учащихся использую в своей работе «Тетрадь-справочник», который создаю совместно с учащимися на протяжении всего периода обучения и который является основным материалом для подготовки к экзаменам. Тетрадь-справочник мы начинаем вести в 5 классе и заканчиваем только в 11-м. Достоинства этой работы неоспоримы: 1) учащиеся сами заполняют ее, 2) видят 3) слышат 4) учатся строить монологический ответ только на основе схем и таблиц, 5) учатся переводить теорию в знаки и схемы, 6) подготовка к экзамену начинается в 5 классе, 6) уже в 5 классе дети начинают понимать, что русский язык- это стройная система. Достоинство этой работы в том, что в этот справочник ребята вложили свой труд, относятся к нему очень бережно. Тетрадь-справочник – это не записывание правил, а построение только схем и таблиц попутно с моим объяснением. Обращаясь к необходимой теме, они вспоминают и объяснение материала, и свою работу, тем самым хорошо усваивая материал. Схемы и таблицы могут заполнятся несколько лет подряд, в конечном итоге превращаясь в совершенно стройную языковую систему.
Игровые. В среднем звене применяю эти технологии для привлечения внимания к предмету, для психологической разгрузки. Использую разнообразные игры со словом.
библиотекаматериалов Игра помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроках русского языка и литературы является приобретение практических навыков, перевод знаний в опыт, снятие ряда трудностей, связанных с запоминанием материала, изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету.
Немаловажно также и то, что игра на уроках способствует обогащению словарного запаса учеников, расширяет их кругозор. Она несёт в себе эмоциональный заряд, решает общеучебные и развивающие задачи и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации. В своей работе использую и различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, виртуальные и реальные экскурсии, вечера «В поэтической гостиной», олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.
На уроках применяю следующие виды дидактических игр:
Игры-упражнения. Такие игры я часто использую на уроках литературы презентации. Так, например, мною созданы тесты, викторины по темам: Салтыков-Щедрин (7 класс), М. Ю. Лермонтов «Песня про купца Калашникова» (7 класс), Былины (7 класс). Викторина по былинам предваряет и завершает урок и организует повторение. Она включает мини-кроссворды на знание теории литературы, вопросы викторины с выбором ответа на знание текста былин. Практически любой урок литературы я стараюсь завершить игровой тестовой или викториной проверкой знаний, полученных на уроке.
Игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. Множество таких уроков я провожу в 5-6 классах, в которых игровой момент должен быть наиболее реализован в связи с возрастными особенностями учащихся и в связи с тем, что игра являлась основной формой усвоения материала в начальной школе. Такие соревнования проводятся по темам: «Русская народная сказка», «Сказки А. С. Пушкина», «Басни», «Сказки Андерсена», «В стране речевого этикета», «В гостях у азбуки» и другие. На таких уроках ребята не только соревнуются, но и инсценируют сказки, басни, что развивает творческий потенциал учащихся.
На уроках русского языка это может быть минутка-разминка «Говорите по-русски правильно». В каких формах можно предложить задания детям?
«Составь текст и озвучь его». Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Назначиются эксперты, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)
Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык. Практика. 5-й класс».)
Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм
«Третий лишний». Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу и т. д. Например: лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный); горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное); революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).
"Выбери три слова» (Ее можно использовать на закрепление любых тем по русскому языку Цель: Проследить за формированием орфографического навыка с учетом этапа работы над
орфографией. Подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем.
Внеклассные мероприятия
Нельзя пройти вниманием мимо внеклассных мероприятий в форме спектаклей, литературно- музыкальных композиций, ведь что это, как не игра? Такие вечера помогают
ребятам раскрыть себя, свои актёрские способности, расширить сведения о биографиях писателей и поэтов. Это всегда большие праздники, к которым мы готовимся не один месяц.
Инновационные. В своей работе использую наряду с традиционными разнообразные формы, а именно: лекцию, практикум, экскурсию(с обязательным сочинением после нее) , разнообразные игры со словами в среднем звене, КВН, видеоуроки, часы занимательной грамматики, уроки с элементами интеграции («Мастерство создания этюда в литературе и живописи» (русский-литература, рисование, музыка)), уроки-спектакли («Пушкин – это наше все»), театрализованные уроки (инсценировка рассказов Чехова, сказок Салтыкова-Щедрина, «Синяя птица»Метерлинка и др.) уроки-презентации, поэтические гостиные («В гостях у поэтов Серебряного века», «Послушаем Высоцкого» и др.)
ИКТ. Без ИКТ уже трудно представить учебный процесс.
Быстрое увеличение объёма циркулирующей в обществе информации ставит современного человека перед проблемой умения работать с ней: находить, отбирать нужное, хранить, упаковывать и быстро извлекать из хранилища, обрабатывать и преобразовывать. Причём информация сегодня всё чаще представляется не только в текстовом, наиболее привычном виде, но и как видео и аудиоматериалы, схемы и анимационная графика и т.п.
Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет реализовать идею развивающего обучения. В старших классах ребята готовят материал по заданию на выбор из предложенных тем, защищают свои работы в конце четверти(рефераты, участвуют в научно-практических конференциях). Развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности: олимпиады, КВН, экскурсии, конкурсы, тематические вечера, походы в театр с последующим обсуждением и письменной работой (отзыв, написать продолжение…). На самом деле, в этом направлении возможности безграничны. детское желание творить, создавать я использую на разных уроках, даю ученикам возможность самовыразиться.
Использование ИКТ позволяет повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.
Презентация позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. На сегодняшний день мною разработан ряд презентаций по отдельным темам для уроков русского языка и литературы. Кроме того, накопилось некоторое количество созданных учениками презентаций, которые можно использовать в ходе подготовки и проведения уроков.
Использование кроссвордов, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее.
В своих презентациях к урокам русского языка и литературы я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, предлагаю ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. В качестве домашнего задания я предлагаю найти учебный материал в Интернете, составить презентацию. Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева, Ахматовой, Цветаевой и других.
Учителя литературы сталкиваются с ещё одной проблемой - в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Иногда на уроках использую фрагменты готовых видеоуроков с разных сайтов «Бибигон», «Инфоурок», «Видеоуроки», «ЯндексШкола» и т.д.:
Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии использую в комплексе с другими методическими средствами.
Групповые технологии. Задания часто бывают дифференцированными, и здесь немаловажную роль играет работа в группах. Эти технологии активно использую во внеурочной деятельности и урочной деятельности. Особенно они хороши при «мозговом штурме».
Перспективно-опережающее обучение с использованием схем и таблиц. Использование этих технологий хочу продемонстрировать на примере темы «О Е после шипящих и ц». Впервые учащиеся сталкиваются с данной темой в 1й четверти 5 класса. Так как данная тема по учебной программе распределена на 3 года, то и работать по ней мы обязаны в течение 3х лет, постоянно возвращаясь к ней. Мы начинаем работу с таблицей, состоящей из 7 колонок, в 5 классе заполняем 1ю колонку ,а к таблице вернемся позже. Но уже в 5 классе я даю эту тему с опережением, таким образом, в 6 классе нам нет необходимости ее изучать. Мы только повторяем то, что уже узнали в 5 классе. В 6 классе мы говорим только о тех прилагательных, которые образованы от существительных. В 5 классе мы касаемся словообразования, в 6м – изучаем эту тему более глубоко. Вернемся к этой таблице мы в 7 классе при изучении темы «наречие». В 5 классе повторяется и формируется 1)умение определять состав слова, 2)умение правильно выделять морфемы,
В 6 классе формируется основа понимания, что правописание в р.я строится на морфологическом принципе, а для этого необходимо 1)хорошо знать части речи, их морфологические характеристики, 2)формируется языковая компетенция(знание и использование лингвистических терминов), 3)морфология и словообразование связаны между собой, поэтому необходимо умение правильно определять образование слова.
В 7 классе постоянная работа с таблицей 1)вынуждает учащегося систематически повторять и закреплять пройденный материал по морфологии и словообразованию, 2)закрепляется языковая компетенция, 3)формируется стойкое умение анализировать и систематизировать материал. Подобным образом мы изучаем много тем. По всем комплексным темам таблицы мы начинаем заполнять в 5 классе, на протяжении всего обучения мы возвращаемся к ним, дополняем, работаем с текстами, тем самым прочно усваивая материал
Все используемые технологии дают стабильно высокий результат. Это подтверждают итоговые работы, результаты ЕГЭ, ОГЭ