Цели:
раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных сказок;
продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор
Ход занятия
Фея: Много жанров есть на свете: басни, повести, рассказы,
Но с рождения любят дети волшебство и мир прекрасный.
Что наш маленький народ, в мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски, а зовется чудо – сказки!
Фея: (Слайд 1)
Уважаемые гости, я рада вас приветствовать в этом зале. Вашему вниманию будет представлена защита исследовательской работы «Чудесный мир сказок»
Фея: (Слайд 2)
Я приглашаю вас вместе со мной отправиться в удивительное путешествие по страницам сказок, в прекрасный мир, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звезд и светил.
Сказки сопутствовали народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история.
Сказки создавались веками и передавались из поколения в поколение. Есть теория, что все сказки народов мира были созданы в одном месте, а потом разошлись по всему свету.
Одинаковые сказки встречаются, потому что желания людей разных народностей похожи между собой, близок их образ жизни, их представления об окружающем мире.
Фея: (Слайд 3)
«Для чего люди придумывали сказки? Что является основой любой сказки?»
(ответы из зала)
«Чем различаются и чем похожи сказки народов мира?»
(ответы из зала)
Между сказками разных стран много общего: сюжеты, герои, чудесные превращения, волшебные предметы, магические задания, всегда побеждает добро.
Сказки разных народов имеют и ярко выраженные национальные черты. Их национальная специфика сказывается в языке. Бытовых подробностях, характере пейзажа, укладе жизни.
(Слайд 4)
Известный персонаж сказок – хлеб круглой формы, который принял вид сказочного говорящего существа и проник в народные сказки мира. В русской сказке – Колобок, в американской – Пряничный (имбирный) человечек, в английской – Джонни-пончик.
(Слайд 5)
Любимый герой русских сказок – Иван-царевич, Иван-дурак, Иван– крестьянский сын. Это бесстрашный, добрый и благородный герой, который побеждает врагов, помогает слабым и завоевывает себе счастье. На Ивана-дурака похож английский Джек-лентяй. Оба они изначально бедны, но с помощью ума и смекалки преодолевают различные препятствия и в результате женятся на дочке царя. Простоватым человеком в немецких сказках выступает Ганс, который оказывается самым умным и добрым. Близки образы главных героев и других стран: Йиржик и Кубичек у чехов, Гала у поляков. Хитрый Петр у болгар.
(Слайд 6)
Широко известный в сказках персонаж Баба-Яга. Она изображается в русских сказках как существо опасное, демоническое, но она не является воплощением только злого начала, Она может быть и доброй Бабой-Ягой, помощницей, дарительницей. В доме у злобной старухи всегда, хаос, разруха, бардак. Но не стоит забывать о широте русской души. Это видно по тем вопросам, которые задает Баба-Яга своим героям. “Откуда идешь? Куда путь держишь?” И старуха дает путнику поесть, попить, готовит баню и помогает советами.
Бурьяга -в мордовской мифологии сказочный персонаж, напоминающий Бабу - Ягу.
(Слайд7)
В немецких сказках персонаж Бабы-Яги – Нехе (в переводе с немецкого «Ведьма». Немецкие Ведьмы живут в опрятных , аккуратных домиках, которые сделаны из печенья. сахара, пирогов. У нее в доме чистота, порядок, все имеет свое место. Все это говорит о менталитете, о национальном характере немцев.
Образ Бабы-Яги встречается и в сказках других народов. В Финляндии – это Лоухи, хозяйка сказочной страны. В Японии – Ямауба. Внешне она страшная, уродливая старуха. Волосы длинные, седые. Часто изображается в красном кимоно, грязном и рваном. Огромный рот ведьмы растянут во все лицо.
(Слайд 8)
Змей Горыныч – огнедышащее с несколькими головами, летающее высоко над землей. Когда появляется Змей, гаснет солнце, поднимается буря, сверкает молния, дрожит земля. Аналогом Змея в зарубежных сказках является Дракон. Он положительный персонаж, внушающий почтение.
(Слайд 9)
Кощей Бессмертный – насильник, коварный убийца, скряга. Сказки рисуют его костлявым стариком с запавшими глазами. Смерть его скрыта в яйце, яйцо – в гнезде, гнездо – на дубе, дуб – на острове, а остров – в безбрежном море. Сюжет, связанный с образом Кащея, – древний.
(Слайд 10)
В египетской сказке о двух братьях, Анупу и Битью, рассказывается, что сердце Битью было спрятано в цветке акации. Такой мотив встречается в индийских, немецких, норвежских сказках.
(Слайд 11)
Домовой – у славянских народов покровитель дома, который обеспечивает счастливую семейную жизнь, здоровье, плодородие. У шведов домового зовут Ниссе. Брауни – домовой в Англии. Это маленькие смешные человечки бурого цвета. Они симпатичные сказочные существа, очень любят посещать ферму. Пока хозяева спят, они выполняют всю домашнюю работу. Этих существ можно встретить в сказках “Малютка Брауни”, “Домовой из Хилтона”.
(Слайд 12)
Юртава – домовая, покровительница двора, хранительница хозяйства. Юртава часто встречается нам в мордовских народных сказках. Она любит во всём порядок. Юртаву представляют в виде женщины, одетой в мордовскую одежду, которая обитает в подполье, под печкой, в «красном углу».)
(Слайд 13)
Леший – частый персонаж русских сказок. Место жительства духа – глухая, лесная чащоба. К добрым людям они помогают выйти из леса. А плохим заставляет ходить кругами, путает. Он свищет, аукает, хохочет, плачет, хлопает в ладоши. Аналогом Лешего в германо-скандинавском и кельтском фольклоре является другой волшебный народ – эльфы. Они очень маленького роста. Эльфы являются духами леса, обычно они дружны с человеком, если бы не одна особенность – склонность к воровству. Они могут похитить скот, унести ребенка.Феи – красивые и добрые существа, приходят на помощь людям и всегда готовы отблагодарить человека за оказанную услугу.
(Слайд 14)
Вирява («вирь» – лес, «ава» – мать, женщина) – пожилая злая хозяйка леса. Когда охотники приходили в леса на промыслы – нужно было заговорить лесную хозяйку Виряву, чтобы она ослабила охрану своего царства, и можно было удачно охотиться. Считалось, что Вирява приходила слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. В это время свободно лови птицу и зверей.
(Слайд 15)
Русалки – полуженщина-полурыба, половина тела которых была покрыта чешуей. Эти существа всегда непосредственно связаны с водой и именно в ней они обитают.
Сирены – существа из греческой мифологии. Они имеют божественное происхождение, поскольку являются дочерьми морского бога и музы и обладают безупречными голосами. Своими песнями они завлекают моряков и сбивают их с морского пути, приводя к гибели.
(Слайд 16)
Ведява – русалка, хозяйка воды, была покровительницей плодородия. По религиозны воззрениям мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява - высокая женщина с длинными, до колен, волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Обычно она плещет водой или расчёсывает волосы. Ведява могла заманивать купающихся на глубокое место.
(Слайд 17)
Гномы – сказочные карлики из германского и скандинавского фольклора. Они бородаты, живут под землей, славятся богатством и мастерством.
Куйгорож («куй»- змея, «горож»- сова) – гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой. Дух обогащения, наживы и удачи.
(Слайд 18)
Легенды о троллях зародились в Скандинавии. Это удивительные волшебные существа. Они порождение гор, лесов, болот, морей. Шкура напоминают по цвету скалы, на теле растут деревья, кусты. Тролль огромен. Он хрюкает как свинья или его рев заставляет сотрясаться утесы.
Другое сказочное страшное существо из европейского фольклора – гоблин. Гоблины живут в пещерах и не переносят солнечного света. Внешне непривлекателен: длинные уши, когти, страшные глаза.
Фея:(Слайд 19)
Подведём итог, сделаем выводы: Чему нас учит сказка?
Различать добро и зло, справедливости, храбрости, помнить, что зло всегда наказуемо.
Изучая сказки народов мира, можно отметить, что они похожи сюжетом, героями и их испытаниями.
Отличие связано с особенностями другой культуры, природы, обычаями.
Мы провели в классе конкурс рисунков на тему «Моя любимая сказка», сочиняли свои сказки (представление «Книги сказок»).
Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.
Фея: А сейчас настало время прощаться. До свидания, друзья! Читайте сказки и помните:
Добро всегда побеждает зло!