ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
С почтением к А.А.Кокелю и с любовью к малой Родине
Место проведения пленэра: 429362, Российская Федерация, Чувашская Республика, Батыревский район, село Тарханы.
Срок реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2020 года. Демонстрация пленэрных работ детей в городе Чебоксары с 15 ноября по 11 декабря 2020 года в галерее “Серебряный век” Национальной библиотеки Чувашской Республики.
Аннотация.
Уникальный межнациональный культурный проект, не имеющий аналогов не только в нашей стране, но и на постсоветском пространстве, раскрывает Чувашию как интеллектуального и культурного центра России, а также что она является реальным местом для взаимопонимания разных народов, как в самой Чувашии, так и в её отношениях с народами мира. Кокелевский международный пленэр – прекрасный международный имидж Чувашии в сфере культуры, убедительно показывает и доказывает всему миру добрую атмосферу межнационального и межконфессионального согласия в республике и стране.
Для детей работа в составе с живописцами международной творческой группы явится уникальной возможностью общения, приобретения опыта и мастерства. Перед учащимися на детском кокелевском пленэре стоит довольно сложная задача: не просто написать пейзаж, а попытаться передать в характерных, но порой едва уловимых деталях дух и особую энергетику земли, даровавшей миру великого мастера кисти.
Проект посвящен организации и проведению пленэра учащихся МБУ ДО “Батыревская детская школа искусств” на малой родине основоположника профессионального изобразительного искусства Чувашии, выдающегося художника, талантливого педагога Алексея Афанасьевича Кокеля. Данное мероприятие будет иметь свое продолжение к юбилейной дате - 140-летия со дня рождения и 100-летия образования Чувашской автономной области, которые пройдут в 2020 году.
Пленэр учащихся должен проходить совместно с международным пленэром – симпозиумом “Роль изобразительного искусства в сближении народов, их дружбе и сотрудничестве”, где будут работать известные художники России (Чувашии, Татарстана, Башкирии), Беларусь, и у детей появляется возможность получить мастер-классы у художников различного жанра ИЗО: творческие встречи с художниками, сама среда, творческая атмосфера будут способствовать выбору детьми путей изобразительного творчества.
Также в этом проекте примут участие дети, обучающиеся на музыкальном отделении школы, они выступят с концертными номерами для гостей и участников плэнера. Такое интегрирование разных видов искусства в эстетическом воспитании детей, когда ребенком познаются различные средства каждого вида искусства, позволяет лучше освоить предмет.
Данный проект позволяет приобретать знания из окружающей действительности, анализировать увиденное, услышанное и создавать свои образы, активизировать творческую деятельность учащихся, что непосредственно относится и к учащимся Батыревской детской школы искусств музыкального и художественного отделений, также учащимся ДШИ соседних районов, приглашенных впервые на данное мероприятие.
Актуальность проекта:
Изобразительное искусство – действенное средство воспитания творчески активной личности, поэтому действенность и актуальность проекта заключается в необходимости создания художественно-творческой среды общения учащихся в каникулярное время, в создании условий работы для каждого участника, увлеченного изобразительным творчеством. Приобщая детей к изобразительному искусству, мы тем самым передаем им огромный эстетический и нравственный опыт, накопленный многими поколениями художников-педагогов.
Этот пленэр, который проходит вот уже 12-ый раз в селе Тарханы Батыревского района Чувашской Республики, на малой родине А.А. Кокеля – основоположника профессионального изобразительного искусства Чувашии, становится вдвойне ценным. Именно так, происходит и будет происходить тесное художественное общение детей с ведущими художниками нашей страны и зарубежья, и где также появляется возможность получить живой урок – мастер-классы. В том же ряду у юных художников есть возможность познакомиться с оригиналами картин выдающегося художника А.А. Кокеля, получить музейные уроки.
Пленэр – вид актуальной работа с детьми. Работа с натуры занимает особое место в программе по ФГТ ИЗО, где учащиеся приобретают практические знания, закрепляют теорию. У ребят формируется самостоятельное видение природы, окружающего мира. Пленэр – та форма работы, которая дает возможность вырасти профессионально, чему очень способствует получение уроков на мастер-классах. Руководители групп детей школы искусств наряду со своими подопечными будут вовлечены также на занятия пленэром.
Батыревский район - многонациональный, и дети приобщаются к культурному наследию разных народов: чувашского, татарского, русского, мордовского, украинского, белорусского и других национальностей. В настоящее время для нашей страны эта тема очень актуальна.
Данный проект является инновационным и пионерным, ибо не имеет аналогов не только в Чувашии, но и в России.
Настрой на эту работу имеет под собой научную основу. Поставлены конкретные цели и задачи, подсчитаны все расходы, закупаются необходимые материалы и оборудование.
На плэнере педагог ставит не только профессионально-художественные цели, но и воспитательные. Занимаясь в доме-музее А.А.Кокеля, изучая его творческое наследие, у ребят появляется чувство гордости за художника- земляка, желание стать таким же как он.
В нашем районе занятия изобразительным искусством, как видом деятельности востребовано среди детей и их родителей. Об этом говорит успешная деятельность пяти структурных подразделений художественного отделения при образовательных учреждениях района, где обучаются около сотни ребят. Отрадно отметить то, что только от Батыревского структурного подразделения, в художественные вузы и ссузы страны поступили около 40 выпускников ДШИ, что составляет более 50 % от общей численности обучающихся.
Цель:
создание условий для занятия изобразительным искусством на Кокелевском пленэре, работа в условиях родного пейзажа, воспитание у детей чувства патриотизма, любви к Родине, окружающей среде, семье, людям;
- развитие и расширение межрегиональных и международных культурных связей;
- популяризация изобразительного искусства и имени первого профессионального художника из чуваш А.А. Кокеля среди населения, способствование созданию новых традиций и развития творчества детей.
6. Задачи:
- раскрыть сущность понятия “Пленэр”, определить его структуру, содержание;
- изучить виды мобильных планшетов для занятий изобразительным искусством на пленэре, складных стульев, выставочных витрин;
- выбрать наиболее оптимальный вариант;
- разработать чертежный проект выставочной витрины для пяти структурных подразделении МБУ ДО “Батыревская детская школа искусств”;
- вести плановую работу по выпуску каталога пленэрных работ учащихся;
- знакомить учащихся с жипописным наследием художника А.А. Кокеля.
- организовать обмен опытом и творческими достижениями коллективов школ искусств;
- воспитать через занятия пленэра у обучающихся ценностного отношения к малой родине, к традициям разных народов.
- подготовить и организовать концертную программу для выступления перед участниками и гостями пленэра-симпозиума.
7. Продолжительность проекта: ежегодно.
8. Основные формы реализации проекта: Занятия на природе, проведение мастер-классов совместно с силами ведущих художников страны и зарубежья, участников Кокелевского пленэра. Живые уроки в доме-музее А.А. Кокеля. Разработать положение о пленэре и разослать в Шемуршинский, Яльчикский и Комсомольский районы с приглашением коллективов школ искусств для участия в данном мероприятии и обмена опытом.
9. Ожидаемые результаты проекта:
- расширение понятия у детей о работе на пленэре;
- повышение уровня нравственной воспитанности у учащихся;
- обогащение знаний о малой родине выдающегося художника А.А. Кокеля и его музее;
- овладение художественно-практическими умениями и навыками при рисовании на открытом воздухе.
- воспитание у детей чувства гордости за своего художника-земляка, подарившего нам богатое творческое наследие.
- проведение данного мероприятия ежегодно, привязав к международному кокелевскому пленэру-симпозиуму.
- частичный анализ эффективности проекта, провести, опираясь на отзывы зрителей, помещенных в книге отзывов и предложений.
10. Организаторы и участники проекта:
Руководитель пленэра учащихся ДШИ – Антонова А.В.
Куроторы пленэра: Шакиров М.А., Сергеев В.П.
Художники-педагоги мастер-классов: ведущие художники-участники пленэра.
Художники-педагоги: Чуварова Р.М., Чумарова Г.М., Мишина Е.П., Сергеев В.П., Шакиров М.А., Горбунов В.Г.
Партнёры проекта:
Администрация Батыревского района ЧР.
Управление образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Батыревского района.
Администрация Тарханского сельского поселения Батыревского района ЧР.
Актив сельского дома культуры Тарханского сельского поселения ЧР.
Спонсоры и другие заинтересованные организации и лица.
Заключение.
Творчество на открытом воздухе – одно из важнейших элементов эстетического развития ребенка, благоприятная основа для формирования нравственной воспитанности.
Пленэрная практика – это определенная система обучения и воспитания, система планомерного изложения знаний и последовательного развития умений и навыков.
Исходя из данного проекта, следует отметить и его уникальность. На совместном детском международном пленэре ведущих художников России, Беларуси будет происходить не только передача знаний и опыта старшего поколения в подрастающее, но также международный культурный обмен, объединяющий художников разных национальностей.
Важно и то, что детский кокелевский пленэр, являясь региональным, со временем, может перерасти до республиканского и международного масштабов. Природа здесь уникальна, на редкость красива и разнообразна: вековые сосны, озёра, не менее старинные чувашские дома-избушки, приветливый и добродушный народ не оставят равнодушным даже избалованных вниманием пленэристов.
Работы детей, накопленные годами, станут основой богатого по содержанию и красочного внутренне каталога. Сами работы, выполненные детьми под руководством опытных художников, украсят любую, не только республиканскую выставку детского творчества. Избранные работы учащихся пополнят фонды создающейся в 2018 году в селе Тарханы Сельской картинной галереи современных художников России, Беларуси.
В последнее время все больше укрепляет свои позиции «художественный» туризм. Путешественники целенаправленно едут в определенный регион или страну, с целью посещения выставки живописи, местного музея. Такого рода Арт-туризм рассматривается как перспективная ситуация дальнейшего развития художественной жизни, где происходит совмещение знакомства с местными достопримечательностями, культурой данного народа.
Подводя итог нашему проекту, хочется всем пожелать: больше встречаться с родной природой, общаться с ее людьми. Жизнь рядом напомнит о любви к ближнему, научит восхищаться красотой человеческой души и величием природы, откроет неведомые стороны богатейшего мира творчества, принесет радость, здоровье и наслаждение.