СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект галерея портретов русских поэтов серебряного века (оформление кабинета литературы)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

 

 А значит, школьный кабинет литературы– это то место, где формируются мысли о будущем у подрастающего поколения. Вся школа для детей – это огромная мастерская. Уютный кабинет, да еще оформленный своими руками, – это отдельный участок той самой мастерской, того помещения, где должна протекать яркая, увлекательная и, конечно, познавательная школьная жизнь. В идеале кабинет литературы должен стать территорией творчества и вдохновения, средой комфортного общения моих одноклассников с волшебным миром литературы.

 

Так и родилась идейная концепция   этого творческого проекта – нарисовать портреты поэтов серебряного века русской поэзии для оформления кабинета литературы нашей школы.

 

Материалы галереи портретов поэтов серебряного века – один из способов формирования интереса, помогающего приобретать знания о поэзии начала 20-го  века, стимулирующего работу ума и души  обучающихся.

 

Практическим выходом к данному проекту стали  5 портретов поэтов  серебряного века русской поэзии (Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского), выполненных в графической технике с использованием угольного карандаша.

 

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект галерея портретов русских поэтов серебряного века (оформление кабинета литературы)»

Воспитание интереса к литературе, книжной графике, как отдельному жанру

изобразительного искусства, творчеству известных художников-иллюстраторов.

 Развитие творческих способностей, художественного и эстетического вкуса

посредством знакомства и чувственного восприятия известных произведений

художников-иллюстраторов.

 Обучение умению создавать узнаваемые интересные образы литературных

героев, выполнять иллюстрацию в едином художественном стиле, создавать

гармоничную композицию, отражающую литературный замысел.

 Развитие познавательной, исследовательской, интеллектуальной деятельности

обучающихся, умения выступать перед аудиторией, рассказывать о

произведениях искусства и своих творческих работах.

 Воспитание культуры поведения.

Воспитание интереса к литературе, книжной графике, как отдельному жанру

изобразительного искусства, творчеству известных художников-иллюстраторов.

 Развитие творческих способностей, художественного и эстетического вкуса

посредством знакомства и чувственного восприятия известных произведений

художников-иллюстраторов.

 Обучение умению создавать узнаваемые интересные образы литературных

героев, выполнять иллюстрацию в едином художественном стиле, создавать

гармоничную композицию, отражающую литературный замысел.

 Развитие познавательной, исследовательской, интеллектуальной деятельности

обучающихся, умения выступать перед аудиторией, рассказывать о

произведениях искусства и своих творческих работах.

 Воспитание культуры поведения.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа №9 города Ярцево Смоленской области












ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ГАЛЕРЕЯ ПОРТРЕТОВ РУССКИХ ПОЭТОВ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

(ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА ЛИТЕРАТУРЫ)




Выполнила:

обучающаяся 10 класса Карпенкова София


Руководитель: Маслобойникова Н.И.






2022


Содержание.


I. Паспорт проектной работы. …………………………………………………………3-6

1.1. Аннотация к проекту…………………………………………………………………3

1.2. Цель и задачи проекта………………………………………………………………..4

1.3. Целевая аудитория. ……………………………………………………………………4

1.4. Этапы и методы работы над проектом………………………………………………4-5

1.5. Необходимое оборудование. Правила безопасности при работе с компьютером .5-6

1.6. Отзыв руководителя. …………………………………………………………………..6

II. Описание процесса исполнения. ……………………………………………………6-7

III. Выводы и самоанализ работы над проектом. ……………………………………..7

IV. Список источников информации……………………………………………………8

Приложение.






























I. Паспорт проектной работы.


Структура паспорта проекта


Содержание

I.1.Аннотация к

проекту

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.


А значит, школьный кабинет литературы– это то место, где формируются мысли о будущем у подрастающего поколения. Вся школа для детей – это огромная мастерская. Уютный кабинет, да еще оформленный своими руками, – это отдельный участок той самой мастерской, того помещения, где должна протекать яркая, увлекательная и, конечно, познавательная школьная жизнь. В идеале кабинет литературы должен стать территорией творчества и вдохновения, средой комфортного общения моих одноклассников с волшебным миром литературы.


Так и родилась идейная концепция этого творческого проекта – нарисовать портреты поэтов серебряного века русской поэзии для оформления кабинета литературы нашей школы.


Материалы галереи портретов поэтов серебряного века – один из способов формирования интереса, помогающего приобретать знания о поэзии начала 20-го века, стимулирующего работу ума и души обучающихся.


Практическим выходом к данному проекту стали 5 портретов поэтов серебряного века русской поэзии (Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского), выполненных в графической технике с использованием угольного карандаша.


Этот творческий проект позволит активизировать творческое мышление, запоминание, усвоение материалов о русской поэзии начала 20-го века посредством приема ассоциации1 – обращение к реалиям исторической, современной творческой и духовной жизни русских поэтов.


Творческий проект выполнен в форме портретов формата А3 русских поэтов начала 20-го века, оформленных в эстетические рамки.

В результате выполнения творческого проекта я приобрела опыт исследовательской деятельности, умения выражать и отстаивать свою точку зрения, оформительские навыки.


Материалы работы могут быть использованы в урочной и внеурочной деятельности, в библиотечной работе.



I.2. Цель проекта





Задачи

проекта











Продукт проекта





Актуальность проекта


Приобщение к поэзии серебряного века посредством создания тематической галереи портретов поэтов серебряного века русской поэзии (Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского) для кабинета литературы

Воспитание интереса к литературе, книжной графике, как отдельному жанру

изобразительного искусства, творчеству известных художников-иллюстраторов.

 Развитие творческих способностей, художественного и эстетического вкуса

посредством знакомства и чувственного восприятия известных произведений

художников-иллюстраторов.

 Обучение умению создавать узнаваемые интересные образы литературных

героев, выполнять иллюстрацию в едином художественном стиле, создавать

гармоничную композицию, отражающую литературный замысел.

 Развитие познавательной, исследовательской, интеллектуальной деятельности

обучающихся, умения выступать перед аудиторией, рассказывать о

произведениях искусства и своих творческих работах.

 Воспитание культуры поведения.

Воспитание интереса к литературе, книжной графике, как отдельному жанру

изобразительного искусства, творчеству известных художников-иллюстраторов.

 Развитие творческих способностей, художественного и эстетического вкуса

посредством знакомства и чувственного восприятия известных произведений

художников-иллюстраторов.

 Обучение умению создавать узнаваемые интересные образы литературных

героев, выполнять иллюстрацию в едином художественном стиле, создавать

гармоничную композицию, отражающую литературный замысел.

 Развитие познавательной, исследовательской, интеллектуальной деятельности

обучающихся, умения выступать перед аудиторией, рассказывать о

произведениях искусства и своих творческих работах.

 Воспитание культуры поведения.

1. Очертить круг всех русских поэтов и писателей, которые могли бы составить галерею портретов для оформления кабинета литературы.

2. Определить эпоху и имена тех поэтов и писателей, которые попадут в галерею.

3. Расширить знания о поэтах серебряного века русской поэзии: их личности, судьбе, творчестве.

3. Изучить и применить на практике азы проектной технологии.

4. Развить творческие способности и ассоциативное мышление.

5. Создать условия, помогающие воспитывать интерес к творчеству поэтов начала 20-го века.


Тематическая галерея портретов поэтов серебряного века русской поэзии (Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского) для кабинета литературы.


Актуальность темы проекта связана с пониманием того, что сегодняшние школьники являются частью будущего общества, с ними связано сохранение или уничтожение исторической памяти о литературном наследии серебряного века русской поэзии.


I.3. Целевая аудитория

Материалы проекта будут интересны всем, кто учится и работает в школе: взрослым и детям; преподавателям, родителям, обучающимся, всем, кто не равнодушен к творческому наследию поэзии начала 20-го века. Он поможет отыскать пробелы в знаниях, развить познавательный интерес, привить любовь к творчеству русских поэтов: Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского.


I.4. Этапы работы над проектом


























Методы работы над проектом

Этап

Срок реализации

Содержание деятельности

Подготовительный

сентябрь - октябрь 2021

- Анкетирование учащихся 9-11-х классов «Я – в мире, мир – во мне» (См.Приложение №1 «Результаты анкетирования)

Внедренческий

ноябрь-декабрь 2021

- Подборка необходимой информации;

- Методическое сопровождение проекта: определение формы, целей и задач, методов выполнения и этапов деятельности

Реализация

январь- февраль 2022

Создание проекта

Аналитический

март 2022

Выявление плюсов и минусов проекта, рисков в восприятии проекта, вариантов использования.

Презентация

апрель 2022

Защита проекта.


Теоретические методы: анализ, систематизация, классификация, обобщение;

Эмпирические методы: анкетирование, беседа, творческая графическая интерпретация.



I.5. Необходимое

оборудование.


Правила безопасности.


Компьютер, мультимедийная установка, программа Microsoft Office PowerPoint 2007, цветной принтер, фотобумага, папка с файлами.


При работе с компьютером

строго запрещается:

  1. Трогать разъемы кабелей.

  2. Прикасаться к экрану и тыльной стороне монитора.

  3. Включать и отключать аппаратуру без указания преподавателя.

  4. Дотрагиваться одновременно до корпусов двух компьютеров или до компьютера и батарей центрального отопления.

  5. Класть любые предметы на монитор или клавиатуру.

  6. Работать во влажной одежде или влажными руками.


Перед началом работы:

  1. Входите в кабинет спокойно, не толкаясь, ничего не трогая на столах.

  2. Убедитесь в отсутствии видимых повреждений рабочего места.

  3. Сядьте так, чтобы не наклоняясь, пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экран монитора информацию.

  4. Разместите на столе тетрадь, учебное пособие и т. д. так, чтобы они не мешали работе на компьютере.

  5. Внимательно слушайте объяснение преподавателя и старайтесь понять цель и последовательность действий, в случае необходимости обращайтесь к преподавателю.

  6. Начинайте работу на аппаратуре только по указанию преподавателя.


Во время работы:

  1. Нельзя работать при плохом самочувствии.

  2. Работать надо сидя на расстоянии 60 – 70 см (желательно 1 м) от экрана компьютера.

  3. Не сутультесь, не наклоняйтесь к экрану. Если Вы носите очки, - работайте в очках.

  4. Нельзя работать при недостаточном освещении.

  5. Не вставайте со своих мест, когда в кабинет входят посетители.

  6. При возникновении неисправности аппаратуры надо немедленно прекратить работу и сообщить о случившемся преподавателю.


При работе с ножницами

1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.


I.6. Отзыв

руководителя.

Выполнение проекта - создание тематической галереи портретов поэтов серебряного века русской поэзии (Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского) для кабинета литературы - непростая задача для школьника, так как работа долгосрочная, требует определенных умений, знаний и навыков. Кроме того, у обучающейся должны быть сформированы:

  • личностные УУД: стремление к саморазвитию, умение выделять главное, оценивать результаты своей деятельности, определять личностное отношение к излагаемому материалу; стремится к совершенствованию школьного пространства;

  • регулятивные УУД: определение плана действий и сроков реализации; адекватно самостоятельно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • познавательные УУД: устанавливает причинно-следственные связи на простом и сложном уровне;

  • коммуникативные УУД: умение в диалоге получать информацию, опыт публичного выступления, отстаивания своей точки зрения.

Считаю, что ученица продемонстрировала означенные выше компетенции, справилась с поставленными в проекте целями и задачами.

В целом работа свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения, об умении самостоятельно мыслить. Продемонстрирована способность приобретать новые знания, способность творческого подхода и организованности.

Обучающаяся расширила свой кругозор, применила навыки практической деятельности, полученные в ДХШ, продемонстрировала творческие способности.

Презентация работы перед одноклассниками позволила ученице оценить свои возможности и способности, произвести самооценку.

Со стороны родителей обучающейся чувствовалась всесторонняя поддержка и заинтересованность. Они оказывали посильную помощь в успешной реализации творческого проекта.

Практическая значимость работы высока: она может успешно использоваться в урочной деятельности (при проведении уроков литературы), внеурочной деятельности (проведении тематических мероприятий), в библиотечной работе.


Руководитель проекта: Н.И.Маслобойникова

II. Описание процесса выполнения

Тематическая галерея портретов поэтов серебряного века русской поэзии (Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского) для кабинета литературы.

Полученную информацию из разных источников классифицировала: писатели и поэты, русские и зарубежные, по эпохе, жанровому своеобразию, творческому методу и, наконец, судьбе.

Остановившись на периоде Серебряный век русской поэзии, определила круг поэтов, чьи портреты составят галерею поэтов для оформления кабинета литературы в моей школе.

Создала презентацию, подготовила портреты в технике графика с использованием угольного карандаша. Эти портреты смогут служить готовым наглядным пособием для проведения уроков литературы, для оформления кабинета литературы или школьной библиотеки.


III. Выводы и самоанализ работы над проектом

В процессе выполнения работы я приобрела опыт проектной и практической деятельности.

В ходе работы над проектом я узнала много нового, интересного из биографии и творчества Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского русских поэтов начала 20-го века, в частности Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского. Изучение биографии поэтов Серебряного века помогло мне услышать голос поэтов далекой эпохи начала 20-века, увидеть своеобразие их личности, характера и судьбы.

Для истории русской культуры начало 20-го века – один из самых знаменательных этапов, период, когда творческий потенциал интеллектуальной элиты достиг наивысшего расцвета. Впервые за многовековую историю Россия превратилась в кипящий котел независимых идей и течений, черпая вдохновение в тех процессах, которые происходили в обществе, в умах художников. Произведения авторов, чьи портреты представлены в созданной мною галерее, и составляют наследие эпохи под названием «Серебряный век русской поэзии».

Еще я научилась собирать дополнительную информацию, выделять главное, обобщать, делать выводы, находить возможные пути решения проблем, создавать мультимедийную презентацию, развила оформительские навыки.

Поняла, как важно иметь такие качества, как целеустремленность, трудолюбие, усидчивость. Деятельность в ходе проекта способствовала развитию у меня чувств патриотизма, нравственности, духовности.


Плюсы проекта:

- его универсальность использования в урочной, внеурочной деятельности, библиотечной работе;

- галерея – это способ распространения интереса к творчеству русских поэтов: Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой и Владимира Маяковского;

- данную работу можно использовать как интернет-ресурс, поместить на сайт школы, города, и тогда количество респондентов будет соотноситься с возможностями использования Интернета.


Недоработки проекта:

- в мультимедийной презентации могла быть использована система ссылок и анимация.

- возможно было расширить список представителей поэзии начала 20-го века для портретной галереи.


Перспективное направление деятельности:

1. Продолжить работу по изучению творческого наследия поэзии начала 20-го века, творческой и личной биографии поэтов серебряного века.

2. Расширить тематику галереи портретов поэтов и писателей для оформления кабинета литературы.

3. Привлечь обучающихся нашей школы, получивших дополнительное образование в ДХШ, к созданию галереи портретов русских поэтов и писателей для оформления кабинета литературы и, возможно, иллюстрации их произведений


Возможные риски:

1. Ограниченность временного ресурса при создании проекта.

2. Галерея портретов поэтов начала 20-го века не составит конкуренцию традиционным типографским наглядным материалам и портретам для оформления школьных кабинетов.

3. Недостаточная сформированность навыков ИКТ.

4. Потеря интереса.







Список источников информации:

1. https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/obzor_russkoy_poezii_nachala_xx_veka/

2.https://infourok.ru/nauchnometodicheskaya-rabota-po-teme-izuchenie-poezii-serebryanogo-veka-na-urokah-literaturi-645556.html

3. https://godliteratury.ru/articles/2020/02/05/v-pomoshh-shkolniku-11-klass-poyeziya-sere

4. https://wiki.fenix.help/literatura/serebryanyy-vek

5. https://stud.wiki/literature/2c0b65635a2bd78b5c53a89421316d37_0.html

6. https://dmitrschool04.ru/personalii/literatura-nachala-veka.html

7. https://um.mos.ru/personalities/mayakovskiy/#:~:text=

8. https://www.culture.ru/persons/8266/vladimir-mayakovskii

9. https://www.culture.ru/persons/8260/anna-akhmatova

10. https://biographe.ru/znamenitosti/anna-ahmatova/

11. https://spadilo.ru/biography/anna-andreevna-axmatova/

12. https://biographe.ru/znamenitosti/marina-tsvetaeva/

13. https://spadilo.ru/biography/marina-ivanovna-cvetaeva/

14. https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-blok/

15. https://fb.ru/article/159630/biografiya-i-tvorchestvo-bloka

16.https://biographe.ru/znamenitosti/sergey-esenin/https://www.culture.ru/persons/8133/sergei-esenin

17. https://vseportrety.ru/por-pisatelipoety.html

18. https://www.m24.ru/articles/iskusstvo/23112015/90598




















Приложение №1

Был проведено 2 опроса среди учащихся 9-11 классов и учителей школы.

1. Анкетирование и составление диаграммы

Ф. И. О.

Считаете ли вы, что работу по оформлению кабинетов школы можно доверить обучающимся школы?

Вы готовы участвовать в оформлении кабинета литературы?



ДА

НЕТ

НЕ ЗНАЮ

ДА

НЕТ

ВСЕ РАВНО



21

2

1

2

20

2

Итоги опроса:

  1. Устный опрос.

Опрошено 20 обучающихся. Получены следующие результаты:

  1. Как вы думаете, нужно ли что-то изменить в оформлении школьных кабинетов?

  1. Да – 18

  2. Нет – 1

  3. Не знаю – 1

  1. Что именно, по вашему мнению, нужно изменить в оформлении кабинета литературы?

  1. Стеллажи –2

  2. Стенды – 8

  3. Портреты поэтов и писателей – 9

  4. Наглядные пособия–1

  1. Могут ли обучающиеся участвовать в оформлении кабинета литературы?

  1. Ни в коем случае – 4

  2. Да, обязательно 12

  3. Только под руководством учителя - 4

4. Хотели бы вы быть руководителем проекта по изменению стиля и дизайна кабинета литературы в школе?

1) Да – 2

2) Нет – 16

3) Не знаю - 2
























Приложение №2

АЛЕКСАНДР БЛОК

Русский поэт, писатель, публицист, драматург, переводчик, литературный критик. Классик русской литературы XX столетия, один из крупнейших представителей русского символизма.















































СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики, а в более позднем периоде творчества - имажинизма. В разные периоды творчества в его стихотворениях находили отражение социал-демократические идеи, образы революции и Родины, деревни и природы, любви и поиска счастья.


































ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

Русский советский поэт. Футурист. Один из наиболее значимых русских поэтов XX века. Классик советской литературы Помимо поэзии, ярко проявил себя как драматург, киносценарист, кинорежиссёр, киноактёр, художник, редактор журналов «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ»














































АННА АХМАТОВА

Поэт Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе





































МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Русская поэтесса Серебряного века, прозаик, переводчица



1 Ассоциация- союз, объединение.- БСЭ.с.85.