Творческий проект «История возникновения фортепиано»
Автор проекта Стрибный Максим, ученик 7 класса МОУ СОШ №7
Имени Героя РФ С.Н. Мельникова, г.о. Жуковский
Руководитель проекта:Ружникова Ирина Алекссандровна
Учитель музыки МОУ СОШ №7 имени Героя РФ
С.Н. Мельникова г.о. Жуковский МО
Цели проекта: познакомиться с историей возникновения самого популярного
музыкального инструмента-фортепиано, узнать имена мастеров-создателей и композиторов, которые писали для фортепиано.
Текст проекта::
Чтобы узнать историю фортепиано, окунёмся вглубь веков- в 1709г.
Представьте себе богатый дом Фердинандо ди Медичи во Флоренции, в котором большой приём гостей. Все ждут очередного чуда, ведь принц Фердинандо всегда готовит что-то необычное, феерическое, шокирующее. Будучи просвещённым вельможей и тонким знатоком искусства принц владел огромной библиотекой, коллекцией клавесинов, да и сам прекрасно играл на клавесине. Он всегда приглашал на такие вечера либо известного композитора с его новыми сочинениями, либо прославленного скульптора, художника или гастролирующего виртуоза.
Что же будет на этот раз! Клависинных дел мастер, хранитель коллекции клавесинов во дворце принца, Бартоломео Кристофори приготовил сюрприз, которым на этот раз собирается удивить гостей хозяин дома. И вот гости собираются в просторном, изысканно убранном зале, устремляя взор на скрытый под чехлом инструмент. Наступает тишина, чехол снят, инструмент ожил под пальцами Бартоломео Христофори.
Так появился на свет новый инструмент фортепиано, что в переводе с итальянского означает громко-тихо, то есть он мог играть и громко,и тихо, чего не было у клавесина. Гости удивились, но звук им не понравился, он был резким и сухим, так как молоточки были обтянуты кожей, а не как сейчас войлоком. Певучим звуком он похвастаться пока не мог, за что великий И.С.Бах неодобрительно назвал его «инструментом кастрюльщика». Итак, фортепиано предстояло еще долго бороться за жизнь, но Бартоломео был уверен, что у фортепиано большое будущее и снова начал работать над его усовершенствованием. А пока что клавесин продолжал звучать своим нежным и привычным тихим звуком.
*Звучит клавесин.
Через 7 лет ,в 1716г. такая же модель фортепиано была изобретена во Франции французом Мариусом, а ещё через год, в 1717г. учитель музыки Шретер изобрёл её в Германии, причём независимо друг от друга.. Дрезденский мастер Готфрид Зильберман познакомился с их чертежами и стал упорно дорабатывать фортепиано, т.к. был лучшим мастером дрезденской фабрики музыкальных инструментов Прошло 20 лет! Уже совсем старый И.С.Бах снова сел уже за зильбермановское фортепиано и сказал, что он всю жизнь ждал именно такой инструмент и что теперь он достоин всяких похвал!
*Звучит фортепиано.
Что же было дальше?. А вот что: теперь судьба фортепиано была в руках композиторов и исполнителей. От того, признают они его или нет, зависело будущее инструмента.
Дальнейшая судьба фортепиано второй половины 18в -- начала 19в. связана с Веной, столицей Австрии, которая была в это время музыкальной столицей Европы.
К этому времени фортепиано завоевало всю Европу, во всех городах жили и выступали пианисты. А в Вене туристу всегда покажут те здания и дома, в которых жили выдающиеся композиторы или ставили свои произведеиия. Совершим и мы небольшую музыкальную экскурсию по Вене.
Йозеф Гайдн. Вот здание Венского университета, где исполнялись знаменитые оратории Гайдна. К тому же он свидетель первых шагов фортепиано. Великий труженик, прожил 77 лет, его называли «папаша Гайдн», добрейший человек и музыка у него светлая, добрая. 40 лет писал для фортепиано. Из них лучшее--сонаты. В них музыка то стремительная и задорная, то похожа на детские или народные танцы, то мягкая, нежная и благородная. Полные жизни и очарования, сонаты не утратили своей прелести и сегодня.
*Звучит фортепианная музыка Гайдна.
Вольфганг Амадей Моцарт. Вот здание Венского Национального театра--здесь ставились оперы Моцарта, самая знаменитая «Дон - Жуан». Вся Вена ходила на фортепианные концерты Моцарта, их тогда называли «академиями». Слушатели с нетерпением ожидали не только виртуозной, блестящей игры Моцарта, полной огня, энергии и жизни, но и его импровизаций на фортепиано, о которых современники говорили: « Кто не слышал Моцарта, фантазирующего на фортепиано, тот не может даже отдалённо себе представить, каких высот он здесь достиг!». Более 20 «Концертов для фортепиано с оркестром», множество фортепианных сонат и просто пьес--вот перечень фортепианной музыки, которую он написал, прожив всего 35 лет жизни. Гений в музыке!
*Звучит фортепианная музыка Моцарта.
Людвиг ван Бетховен. Недалеко от Вены был город Гейлигенштадт, ныне поглощённый разросшейся австрийской столицей. Его длинное название знакомо теперь людям всего мира: оно связано с именем великого немецкого композитора. Здесь можно увидеть памятник Бетховену, побывать в крохотном домике, глее он жил, пройти по аллее, носящей его имя.
Если Гайдн и Моцарт ещё использовали иногда для своего творчества клавесин, то Бетховен признаёт только фортепиано. Он не только виртуозно владеет инструментом, но и постоянно работает над его усовершенствованием. К его мнению прислушиваются ведущие фортепианные мастера Вены.
Целый мир откроется каждому, кто услышит фортепианные сонаты Бетховена! Чисто технически это и сейчас испытание для любого пианиста. Бетховен поднял технику игры на небывалую высоту! Вместе со своим учеником Карлом Черни они создали первые пособия по технике игры, что стало поистине «революцией» в этой области. А как звучит фортепиано Бетховена! Ничего подобного мир ещё не слышал! Глубокая печаль и победный восторг, мужественный натиск и нежнейшая лирика-- нет , кажется, таких чувств, которые не отразил бы великий гений Бетховена. Когда Моцарт впервые услышал игру 16-летного Бетховена, он сказал:
« Этот молодой человек когда-нибудь заставит всех говорить о себе». Им написаны: знаменитые «32 сонаты», Концерты для фортепиано с оркестром, просто отдельные пьесы. На всём печать гениальности!
*Звучит фортепианная музыка Бетховена.
К сожалению , ни в одном из венских музеев мы не найдём фортепиано, принадлежавшее Гайдну, Моцарту и Бетховену. Сохранился рояль Чайковского, орган Баха, но инструменты гениальных венских композиторов история не сохранила.
Литература.
Зильберквит М. Рождение фортепиано. М., 1973
Шорникова М. Музыкальная литература. Ростов-на Дону, 2016
Прохорова И. Музыкальная литература. М., 1985
Брянцева В. Музыкальная литература. М., 2006
Ермакова О. Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2015