СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект на тему: «развитие речи детей посредством народной сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

К. Д. Ушинский

 

 

     Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект на тему: «развитие речи детей посредством народной сказки»»



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 58 «ЩЕЛКУНЧИК»

Московская область, г.Клин, ул.Чайковского, д.64А, корп.2 тел: (49624) 2-33-43, 2-11-71











ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ

НАРОДНОЙ СКАЗКИ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-5 ЛЕТ

ГРУППА №6 «ТЕРЕМОК»

ВЫПОЛНИЛА:

ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

КАТЕГОРИИ БЫЧКОВА Л.И.
























МАРТ - АПРЕЛЬ 2019Г.



«Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни»

К. Д. Ушинский



Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.



АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.

А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста.

В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.

Участники моего проекта являются дети 4-5 лет, воспитатели и родители. Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей я выбрала методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»


ПРОБЛЕМА

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.

Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.

Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.


ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА

Если использовать русскую народную сказку наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности детей.


ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

1. Развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей. Определить уровень развития речевого умения детей.

2. Создание системы работы и проверка педагогических условий по развитию речевого творчества детей.

3. Приобщение детей к культуре своего народа.

4. Расширение знаний детей об окружающей действительности, развитие умения тонко чувствовать художественную форму, мелодию и ритм родного языка.

5. Использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

6. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

7. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.


ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.

2. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.

4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.

5. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

6. Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.

7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.

8. Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду.

9. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней



Тип проекта: групповой, познавательно-творческий.


По содержанию: социально - педагогический.


Участники проекта: дети 4-5 лет группы №6, воспитатель группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, родители.


По времени проведения: краткосрочный (март-апрель)


По характеру контактов: в рамках ДОУ.


МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПPОЕКТА


ФОРМЫ:

Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность, индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.


МЕТОДЫ: наблюдение, рассказ, игры, театрализованная деятельность


ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА:

С ДЕТЬМИ

– в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей: проведение цикла тематических занятий по различным видам деятельности с целью обогащения педагогических воздействий, направленных на освоение ребенком определенного речевого содержания по средствам эффективного использования русских народных сказок;

- дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;

- специальные игровые задания;


Проект осуществлялся через образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие



С РОДИТЕЛЯМИ

- консультации

– посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад»:

- проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;

- проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

- Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

- Обогатить социальный быт дошкольников, расширится их кругозор;

- Повысить интерес детей к русской народной сказке;

- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

- Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

-Успешное овладение грамотной и связной речью.

-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;

-Использование образных выражений при пересказе сказок;

- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок;

-Грамотное овладение лексико-грамматическими средствами языка;

-Совершенствование звуковой стороны речи;

-Усиление интереса к занятиям;

-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.

- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;

- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;

- Родителей вовлечь в единое пространство «семья – детский сад»;

-Повысится культурный уровень дошкольников.


ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

Данный проект реализовался в 3 этапа.

I этап – подготовительный: подготовка целей и задач, подбор литературы по устному народному творчеству;

II этап – практический (основной): выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом;

III этап – заключительный. Завершающий: обобщение результатов работы, их анализ, выступление на педагогическом совете, участие в конкурсе по театрализованной деятельности


этапы

задачи

мероприятия

подготовительный

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы


Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического инструментария


Обогащение игровой среды

Пополнение игровой среды

Изготовление наглядности (атрибутов к сказке)


Педагогическое просвещение родителей

Оформление наглядно-агитационного материала по организации деятельности дома

практический (основной)

работа с детьми

Выявить уровень развития детей

Проведение диагностики


Реализация поставленных задач:

Речевое развитие:

Пересказ сказки по иллюстрациям



Чтение русских народных сказок



Отгадывание загадок про сказки



Дидактические игры: «Узнай сказку », «Что сначала, что потом», «Из какой сказки пришёл герой (героиня)?», «Как звать-величать?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Путаница», «Сложи картинку и узнай сказку»


Познавательное развитие

НОД: « Путешествие по Русским народным сказкам».



ФЭМП (развивающие игры): «Сложи узор» – «Волшебное яблоко», «Девочка Снегурочка», «Змей Горыныч», «Зайчик», «Кораблик»; «Палочки Кюизенера» – «Теремок», «Зайчик», «Мышка», «Петушок», «Емеля», «Дворец»,



Конструирование: «Построй избушку» (строитель); «Мебель для трех медведей»


Социально –коммуникативное развитие

Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»



Обыгрывание сюжетов из сказок: «Волк и Лиса», «Кот, петух и лиса», «Колобок на новый лад»



Настольно -печатные игры: «Любимые сказки»


Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников-иллюстраторов Е. Рачёва, В. Конашевича.



Рисование «По мотивам русских народных сказок» (акварельные краски, мелки, фломастеры).



Лепка «Мои любимые герои».



Показ воспитателем театров по сказкам: «Заюшкина избушка» (Би-ба-бо), «Кот, Петух и Лиса» (на конусах),

Музыкальный руководитель


Музыка: подбор музыкального материала для обыгрывания сюжетов сказок, русских народных песен, хороводов, музыкальных народных игр.

Инструктор по физической культуре

Физическое развитие

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Кошки-мышки», «Два Мороза» и др



физминутка «Сказки»; пальчиковая гимнастика «Любимые сказки», дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Инструктор по физической культуре


Музыкально-ритмическая сказка «Волк и семеро козлят»

Работа с родителями


Индивидуальные и групповые консультации



Выставка рисунков родителей «Мой любимый герой сказки»



Пополнение книжного уголка.



Открытые праздники и развлечения.

заключительный


подведение




Выставка творческих работ детей и родителей



Участие в конкурсе театрализованной деятельности



Открытый показ Музыкально-ритмической сказки «Волк и семеро козлят»



Выступление с проектом на педагогическом совете

Достигнутые результаты:

Результаты проекта:

1. В группе созданы необходимые условия для развития связной речи детей.

2. Расширился кругозор и активизировался словарный запас детей.

3. Речь детей стала более выразительной и эмоционально окрашенной.

4. Дети с интересом и удовольствием обыгрывают сюжеты знакомых сказок, играют в разные виды театров, в дидактические и настольно-печатные игры по русским народным сказкам.

5. Дети используют полученные знания, умения и навыки в своих творческих работах.

6. Родители активно участвовали в ознакомлении детей с русскими народными сказками, выполнении творческих работ по их сюжетам.

7. В конкурсе театрализованной деятельности дети стали лауреатами.








ПРИЛОЖЕНИЕ:

  1. КОНСПЕКТЫ НОД.

  2. СЦЕНАРИИ ПОСТАНОВОК.

  3. КАРТОТЕКИ ИГР.

  4. КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  5. ФОТОМАТЕРИАЛЫ.


Русские народные игры:

У бабушки маланьи.

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами,

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

Катай каравай.

Одному из детей завязывают глаза, потом поворачивают его несколько раз вокруг оси и, продолжая поворачивать поют:

Катай каравай,

Поворачивай , давай,

К лесу – куролесу,

В огород залезу,

Плетень изломаю,

Гряды ископаю.

Говори, слепой,-

Куда головой?

«Слепой» должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Например, к стене, к окну и т.д. Если он отгадывает правильно, тот его место занимает другой участник.

Аисты и лягушки.

Дети делятся на две группы: «аисты» и «лягушки» - и располагаются на противоположных сторонах площадки. Аисты стоят на одной ноге, а Лягушки прыгают к ним со словами:

На одной ноге стоишь,

На болото ты глядишь,

А мы весело, прыг – скок,

Догони – ка нас, дружок!

Аисты догоняют Лягушек. На следующий раз дети меняются ролями.


Дидактические игры:


«Назови сказку по главному герою» 

Цель : развивать быстроту реакции, активность, самостоятельность мышления, учить называть сказку по персонажу.

Предлагаются изображения героев сказки, дети называют в каких сказках они встречаются. Например: петух – «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Зимовье», «Кот, петух и лиса» и др

«Расскажи сказку по иллюстрациям» 

Цель: побуждать детей к пересказу знакомой сказки; создать условия для  творческого самовыражения.

Дети раскладывают картинки по порядку и рассказывают содержание сказки.



Конспект НОД "Путешествие по русским народным сказкам"ОО «ПР»

Дошкольный возраст 4-5 лет. Группа №6 «Теремок»

Цель: Закрепление знаний детей о русских сказках.


Задачи: - Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам;


- Расширить словарный запас;


- Закреплять название русских народных сказок.


- Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.


- Воспитывать интерес к русским народным сказкам;


Предварительная работа:


- Чтение русских народных сказок.


-Беседы по прочитанным сказкам;


- Рассматривание иллюстраций к сказкам;


- Игры – инсценировки по русским народным сказкам.


Материалы и оборудование:


Книги: Русские народные сказки, фигурки животных к сказкам, раскраски, игра-«Собери картинку»; планшет, ноутбук.


Интеграция образовательных областей:


Речевое развитие, познавательное развитие, худужественно-эстетическое развитие.


Ход НОД:


.(Организовываю выставку и подвожу детей)


. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


А что это за сказки?


Откуда к нам пришли сказки?


Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства.


А чему учат нас сказки?


. Из сказок мы узнаем, что с человеком может случиться беда, если он совершает плохие поступки. Помните, ребята, недавно мы с вами читали много сказок?


Назовите, какие вы помните сказки?


Ребята, а хотите отправиться в путешествие по Русским народным сказкам?


А на чем можно отправиться в сказочное путешествие?


Я сегодня вам предлагаю отправиться в наше путешествие на ковре-самолете.


А наши книжки мы возьмем с собой.


(звучит музыка «В гостях у сказки»).


2.Вот ребята мы и прилетели. Скорее занимайте места.


Ребята, смотрите, что вы видите?(на слайде перемешаны сказки).


Да, но только сказки то все перемешались. все персонажи сказок, перемешались в одну сказку.


Ребята, а кто такие персонажи?


Что же нам делать?


Конечно, мы будем их распутывать, а для этого ребятки, нам нужно показать свои знания о Русских-народных сказках.


Ответить на все вопросы, которые нам предлагают.


Посмотрите, здесь лежит большой конверт с заданиями.


Поможем сказкам распутаться?


3.И так, я открываю конверт с первым заданием под цифрой 1.


Здесь есть загадки, нам нужно их отгадать, как только вы правильно отгадаете, на экране вы увидите картинку из сказки.


На полянке есть загадки


Отгадайте без подсказки


Называйте, посмелей


Этих сказочных друзей!


Стоял домик расписной,


Ох, красивый он какой!


В нем зверюшки жили –


Жили не тужили.


Но пришел медведь


и давай реветь.


Мишка домик завалил,


Чуть друзей не раздавил.


- Какая это сказка?


(«Теремок»)


- Кто первый пришел к теремку?


Кто последний?


-Почему медведь не смог войти в теремок?


-Молодцы, а теперь слушайте следующую загадку.


- Продолжаем отгадывать сказки.


- Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то…


А это из какой сказки?


А куда они пропали?


Сидит в корзинке девочка


у мишки за спиной.


Он, сам того не ведая,


несет ее домой. …


- Что говорила Маша, когда медведь хотел сесть на пенек, съесть пирожок?


В сказке лисонька плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.


Что за сказка?


Ах ты, Петя-простота,


Сплоховал немножко:


Не послушался кота,


Выглянул в окошко.


-Кто выманил петушка?


Перед волком не дрожал,


От медведя убежал,


А лисице на зубок


все ж попался?


Она снесла яичко, да не простое, а золотое.


Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?


Вот какие вы ребята молодцы, хорошо вы знаете сказки..


А теперь ребята у нас следующие задание. Мы поиграем в игру «Море-волнуется».


На счет море волнуется 3, вы должны замереть и превратиться в одно из сказочного героя-животного, а мы угадаем, какое вы животное.


Молодцы ребята, вы очень хорошо изобразили животных.


А у нас впереди новое задание» Собери картинку».


На столах перед вами лежат конвертики, в них разрезные картинки, вам нужно собрать сказку А теперь, у нас следующие задание.


Игра:»Чудесный мешочек».


В этом мешочке спрятались звери, вы будите подходить по одному, засовывать руки в мешочек, и доставать одного зверя, кто вам попадется вы должны назвать зверя и в какой сказке мы встречаем этого персонажа. А помогут нам наши книжки, которые мы взяли с собой в наше путешествие.


Молодцы ребята, мы выполнили все задания и помогли сказкам распутаться.


На этом наше путешествие заканчивается.И так, садимся на наш ковер самолет и летим обратно.


(звучит музыка:»По дороге с облаками».)


Вот мы и на месте. Понравилось наше путешествие?


А как называлось наше путешествие?


А теперь ребятки подойдите к столам и возьмите себе раскраску, там вам попадется одна из русских народных сказок.




















Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(Рисование) Тема: «Колобок»

Дошкольный возраст 4-5 лет. Группа №6 «Теремок»


Программное содержание: Закрепить знания детей о хлебе. Научить рисовать колобка. Закреплять умение правильно держать кисть, использовать их при создании изображений. Развивать внимание. Воспитывать аккуратность при работе с красками.


Оборудование: Наглядное: колоски, иллюстрации с изображением колоска, поля пшеницы, игрушка колобка и коробка для него.


Раздаточное: бумага А5 голубого цвета, гуашь, баночки для воды, кисти.


Ход занятия.


Вводная часть:

Воспитатель вносит Колобка, спрятанного в коробочке.


- Ребята, к нам сегодня в гости герой из сказки. Но он не хочет выходить из коробки, пока вы не отгадаете загадку и не назовете кто он. А загадка такая:


Он от дедушки ушел


И от бабушки ушел.


Только, на беду, в лесу


Встретил хитрую Лису. (Колобок)


Если дети не отгадали, то загадывает другую загадку:


Его съесть хотели все,


Но попал он в пасть к лисе.


Сдобный, маленький клубок


В сказке звался. (Колобок)


- Молодцы. (Достает Колобка из коробки. Дети здороваются с ним, рассматривают его)


Воспитатель рассказывает детям, что Колобок – это хлеб. Хлеб выпекают из муки, которые получают из зерна, которые вырастают из колосков пшеницы (демонстрирует колоски и их изображения, чтобы собрать зерно засеивают целые пшеничные поля (демонстрация изображений).


Воспитатель говорит детям, что Колобку очень одиноко и ему очень бы хотелось, чтобы у него появились такие же друзья, как и он – Колобки, но для этого их нужно нарисовать.


Педагог показывает как рисовать колобка. Сначала круг, затем руки и ноги. Колобок любит гулять по траве (рисует траву). После того, как туловище подсохло, рисуем глаза-бусинки, нос-овал, рот. Рисунок можно дополнить солнцем, цветами. Колобку можно нарисовать кепку или бантик.


А теперь немного отдохнем.


Физминутка «Мы лепили колобок»Мы лепили колобок


Колобок – румяный бок (дети ладошками изображают как лепят тесто).


На окошке он сидел (присаживаются на корточки,


Да в окошечко глядел (поворачивают голову в разные стороны).


По дорожке покатился (поднимаются, делают руками круговые движения,


В лес зеленый укатился. (руку поднимают ко лбу, «смотрят в даль»).


Там растут большие ели (руки тянут вверх,


Ходят зайцы, да медведи (дети имитируют как прыгают зайчики, и ходят медведи).


Вот какой колобок,


Колобок, румяный бок (руки на пояс и покачиваются в разные стороны).


Основная часть. Воспитатель напоминает детям как правильно держать кисть:


Кисточку-подружку дети бережно берут:


Этим пальчиком поймали,


Этим пальчиком обняли,


Этот сверху тут как тут.


По голубому листочку кисточка гуляет,


Детям рисовать Колобок помогает.


Дети рисуют. Воспитатель напоминает о последовательности рисования: туловище, руки, ноги, трава, глаза, нос, рот; технических приемах – как правильно держать кисть, направлении движения при закрашивании, об аккуратности. Индивидуальная работа. Педагог стимулирует детей к дополнению рисунка элементами: солнце, цветы и т. п.


Заключительная часть.


Организуется выставка работ детей. Дети рассматривают рисунки и вспоминают, как рисовали Колобка и для чего. Воспитатель отмечает аккуратность выполнения работы, акцентирует внимание детей на том, как много Колобков нарисовали ребята, и у Колобка теперь много друзей, дает положительную оценку. Ребята прощаются с Колобком.



































Конспект НОД ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(Лепка) Тема: «Медведь»

Дошкольный возраст 4-5 лет. Группа №6 «Теремок»



Цель: Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление.


Задачи: Учить лепить предмет состоящий из нескольких частей. Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом примазывания. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке.

Материал: пластилин; доски для лепки.

Ход занятия:


Воспитатель: Ребята сегодня к нам придет гость, но прежде чем он появится, мы должны отгадать кто это. Я вам загадаю загадку, а вы назовите мне правильный ответ.


Косолапый и большой,


Спит в берлоге он зимой.


Любит шишки, любит мёд,


Ну-ка, кто же назовет?


Дети: Медведь.


Воспитатель: Правильно! Послушайте, небольшой отрывок, в котором рассказывается о медведе «Кто из нас не знает медведя? Большой, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь не такой. Он очень подвижный и маневренный. Медведь — грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами. Хотя медведь – это типичный хищник, он любит полакомиться и растительным десертом: ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешками растений, но не бойтесь, наш гость очень добрый, он попал к нам из сказочной страны» Мишка мне сказал, что ему одному скучно в берлоге зимой, чем мы ему можем помочь? ( Ответы детей) Давайте, мы слепим маленьких медвежат.


Физкульминутка


ТРИ МЕДВЕДЯ


Три медведя шли домой.


(ходьба на месте вперевалочку)


Папа был большой-большой,


(руки поднять над головой, потянуться)


Мама с ним поменьше ростом,


(руки на уровне груди)


А сынок – малютка просто.


(присесть)


Очень маленький он был,


(присесть и покачаться)


С погремушкою ходил,


(руки перед грудью сжать в кулаки)


Дзинь-дзинь,


Дзинь-дзинь.


(имитация игры на погремушке)


Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь пройдемте, будем лепить медвежат.


Дети: проходят к столам и садятся на свои места.


Воспитатель: Ребята, из каких частей состоит мишка?


Дети: Из туловища, головы, лап и хвоста.


Воспитатель: Туловище как мы будем лепить, на что оно похоже?


Дети: туловище похоже овал.


Воспитатель: А голову?


Дети: На круг.


Воспитатель: Мордочка у медведя вытянутая, и у него есть ушки. Сколько ушей у медведя? Давайте посчитаем?


Дети: 1 – 2. 2 уха.


Воспитатель: Как вы думаете, с какой части тела начнем работу?


Дети: С туловища, к нему будем присоединять все части тела.


Воспитатель: А что будем лепить после того, как туловище сделали?


Дети: Будем лепить голову.


Воспитатель: Мы слепим туловище и голова, соединим их. Что же осталось нам слепить, чтобы мишка был готов?


Дети: Лапы и хвост.


Воспитатель: Сколько лап у медведя, давайте посчитаем.


Дети: 1, 2, 3, 4 -4 лапы.


Воспитатель: Мы сделаем их из шариков, но нам понадобится 5 шариков, для чего пятый?


Дети: Для хвостика.


Воспитатель: Ребята, когда вы начнете работать, я включу вам музыку. На наших столах лежит пластилин, надо разделить его на 3 части, из большей части мы слепим туловище, из другой части – голову, а последнюю часть нам надо разделить еще на 5 равных частей, это будут лапы и хвост. Приступаем к работе.


Во время работы воспитатель дает детям советы, если необходимо, оказывает помощь.


















Сценарий сказки «Колобок на новый лад».

(4-5 лет)

Программное содержание: Воспитывать любовь и уважение к театральному искусству. Совершенствовать умение драматизировать сказку, входить в образ героя. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа. Совершенствовать исполнительские умения и навыки.

Предварительная работа: Чтение сказки «Колобок». Придумывание детьми нового сюжета сказки. Беседа по содержанию сказки. Рассуждение о поступке лисы.

Действующие лица: Колобок, бабушка, дедушка.

Птицы: Цапля, уточка, сорока – белобока.

Звери: Заяц, волк, медведь, лиса.

Реквизит: Домик, стол, стульчики, чайник, чашечки, половички. Костюмы для бабушки, дедушки, Колобка. Костюмы для птиц. Костюмы для зверей. Елочки, пеньки. Цветочная дорожка - сделанная детьми.

Сценарий.

Ведущий: Уважаемые зрители! Сегодня мы покажем вам спектакль: сказку «Колобок» на новый лад.

Ход спектакля: Дети (артисты) под музыку входят в зал и садятся на свои места.

Ведущий: Жили, были дедушка и бабушка. Жили – поживали, добра наживали.

Попросил дедушка бабушку испечь колобок.

(Дедушка и бабушка встают около стульчиков).

Дед: Бабушка испеки мне колобок.

Бабушка: Хорошо дедушка, испеку тебе колобок.

(Уходит за домик).

Ведущий: Пошла бабушка по амбару помела, по сусекам поскребла и наскребла муки на колобок. Замесила тесто на сметане, скатала колобок, испекла его в масле и посадила остывать.

(Выводит колобка, сажает на лавочку).

Ведущий: Пошел запах от колобка по всему лесу. Донесся до сороки.

(Подлетает сорока – белобока).

Сорока: Какой запах, какой запах!

Ведущий: И понесла сорока весть о вкусном и румяном колобке по всему лесу.

Надоело колобку лежать , вот он и покатился по дорожке.

(Дедушка и бабушка смотрят в след и изображают горе).

Ведущий: Катится колобок по дорожке, катится, а навстречу ему птицы.

Цапля: Ой, какой запах вкусный. Колобок, колобок мы тебя съедим.

Колобок: Не ешьте меня, я вам песенку спою:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

На сметане мешен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

И от вас птички убегу.


Ведущий: И покатился колобок дальше, только его птички и видели. Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему заяц. Увидел заяц колобка, такого румяного, вкусного и говорит.

Заяц: Колобок, колобок! Я тебя съем!

Колобок: не ешь меня, я тебе песенку спою, садись на пенек.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

На сметане мешен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

И от тебя убегу.


Ведущий: И покатился колобок дальше, только заяц его и видел.

Катится колобок по тропинке, а навстречу ему волк. Подошел волк к колобку, понюхал его и говорит.

Волк: Колобок, колобок! Я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня серый волк, я тебе песенку спою, садись на пенек.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

На сметане мешен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

И от зайца ушел,

И от тебя убегу.


Ведущий: и покатился колобок дальше, только волк его и видел. Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь. Подошел медведь к колобку, понюхал его, посмотрел какой колобок румяный, вкусный и говорит.

Медведь: Колобок, колобок! Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня косолапый, я тебе песенку спою, садись на пенек:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

На сметане мешен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

И от тебя убегу.


Ведущий: И покатился колобок дальше, медведь только в след ему посмотрел.

Катится колобок , катится, а навстречу ему лиса. Подошла лиса к колобку, понюхала его и говорит.

Лиса: Здравствуй колобок! Какой ты румяный, вкусненький. Я тебя съем.

Колобок: Не ешь меня рыжая, я тебе песенку спою, садись на пенек.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

На сметане мешен,

Я от дедушки ушел.

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел

И от тебя убегу.

Лиса: Не пущу, съем!

(Соскакивает с пенька, загораживает дорогу колобку).

Колобок: Да не ешь меня. Пойдем лучше к моей бабушке, она тебя пирожками угостит.

(Идут по дорожке).

Ведущий: Идут они по дорожке, видят медведь стоит. Медведь как зарычит.

Медведь: Вы куда?

Колобок с лисой: В гости к бабушке она нас пирожками угостит.

Медведь: Возьмите меня с собой!

Колобок с лисой: Пойдем.

Ведущий: Идут они по лесной дорожке, а навстречу им волк идет, зубами стучит от голода. Волк их спрашивает.

Волк: Вы куда?

Колобок, лиса, медведь: В гости к бабушке, она нас пирожками угостит.

Волк: Возьмите меня с собой.

Колобок, лиса. Медведь: Пойдем.

Ведущая: И пошли они все вместе по лесу дальше. Видят, зайчик стоит, голодно ему. Зайка увидел колобка и зверей спрашивает?

Зайка: Вы куда?

Колобок, лиса, медведь, волк: Пойдем с нами. Мы к бабушке идем, она нас пирожками угостит.

Зайка: Возьмите меня с собой.

Волк, лиса и медведь: Пойдем.

(Идут по дорожке).

Ведущий: И пошли они все вместе по дорожке, видят птички у озера, птички спрашивают: вы куда идете?

Колобок, лиса, медведь, волк, заяц: в гости к бабушке, она нас пирожками угостит.

Птички: возьмите нас с собой.

Колобок, лиса, медведь, волк, заяц: Пошли.

Ведущая: И пошли они все вместе по дорожке к бабушке и дедушке. Увидели дедушка с бабушкой, что колобок вернулся, обрадовались. А колобок и говорит.

Колобок: Меня звери съесть хотели, но не съели. Бабушка угости нас пирожками.

Бабушка: Хорошо, сейчас напеку.

Ведущая: А давайте, мы все поможем бабушке напечь пирожков.

(Поем песенку: «Я пеку, пеку, пеку»).

(Бабушка берет разнос с пирожками и выносит зверям и птицам).

Ведущая: Вот такая наша сказка. И колобок остался цел и звери сыты. Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.


Представляем артистов.





«Роль сказки в жизни ребенка»


Консультация для родителей


«Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенка жизненных явлений.»


В.А. Сухомлинский


Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Во-первых, они развивают воображение, подталкивают к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.


Поэтому, если вы хотите помочь объяснить что-то ребенку, поддержать его, придется вспомнить язык детства – сказку.


Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал.


Лучше всего читать сказку перед сном, когда ребенок спокоен, находится в хорошем настроении и готов внимательно слушать. Читать нужно эмоционально. По окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить ребенка описать героев.


Сказкой можно снять тревогу у ребенка. Также можно поставить эмоциональную речь, сделать ее красивой и образной. Словарный запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь развивается.


Рассказывайте сказку интересно, как бы чувствуя, что это другой мир. Читайте с хорошей дикцией и интонацией, тогда ребенок научится четко выговаривать звуки.


В современном мире значение сказки в воспитании детей отходит на задний план. У ребенка есть мультики по телевизору, игры на планшете, зачем ему сказки? Мультфильмы интересно смотреть, но они не развивают воображение, ведь действие представлено на экране. Если вы хотите, чтобы ребенок развивался творчески, необходимо предоставлять ему простор для фантазирования.


В сказках заложена многовековая народная мудрость. Очень часто сказки обвиняют в ужасной реалистичности. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребенок воспринимает образно. Нужно разъяснить ребенку, что плохое должно погибнуть. Одним из самых главных моментов роли сказки в жизни ребенка – то, что здесь всегда побеждает добро. В будущем это очень поможет ребенку, научит его преодолевать жизненные трудности. Жизнь, конечно же, внесет свои коррективы, но несмотря на это в детском подсознании ничего не пропадет.


Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.


Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьется не на жизнь, а на смерть.


Не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.


Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. А то бесценное время, которое вы проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.


Прочитайте с детьми дома такие сказки:


«Петушок и бобовое зернышко»


«Кот и петух»


«Ворона»


«Гуси – лебеди»


«Лиса и журавль»


Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!










Консультация для родителей

«Воспитание сказкой. Русские народные сказки»


Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл.


Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое.


Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.


Воспитание сказкой


До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства.


В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием потому, что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью.


Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный.


Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.


Русские народные сказки


Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть.



























ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ:


Сказка «Волк и семеро козлят»




Постановка «Колобок на новый лад»

Чтение русских народных сказок.



ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование «Колобок»










Взаимодействие с родителями.


Кукольный театр.



Настольный деревянный театр.











.

Настольный деревянный театр











Выставка творческих работ родителей.


Выставка творческих работ детей.
































































Панно по русским народным сказкам.