СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ. ЛЕТНИК.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цль проекта-изучить историю русского  Воронежского женского народного костюма 19 начала 20 веков, выявить композиционно-конструктивные особенности для использования первоисточникав творческой деятельности.И изготовить праздничный девичий крестьянский костюм Воронежской губеринии 19 начала 20 веков -Летник.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект. НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ. ЛЕТНИК.»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей» с.Долгоруково




Региональный этап Всероссийского конкурса
краеведческих исследовательских и проектных работ «Отечество»





НАРОДНЫЙ КОСТЮМ

ВОРОНЕЖСКОЙ ГУБЕРНИИ. ЛЕТНИК

Номинация: Культурное наследие









Автор:Шахабидинова Мохинисо, 10 класс

Руководитель: Сидельникова Анжела Васильевна,

педагог д/о МБУДОЦДОД с.Долгоруково





с.Долгоруково, 2024 г.

Аннотация.


Автор раскрывает историю символики славянского орнамента, его происхождение, предназначение и применение в народном костюме, рассматривает и изучает особенности и смысл орнамента в народном костюме Воронежской губернии.

В работе использованы методы: определение понятий, наблюдение, моделирование, анализ и синтез.

Исследовательская составляющая: работа состоит из введения, глав, заключения, библиографического списка, распечатки презентации, приложений.

Основные полученные результаты:

- проанализирована символика славянского орнамента;

- определена роль орнамента в народном костюме;

- рассмотрена, сконструирована и предложена модель в народном костюме Воронежской губернии;























Список ключевых слов


Сукно – шерстяная ткань полотняного переплетения с ворсом, возникавшим в результате валяния и отделки сотканной ткани. Использовалось для шитья верхней одежды.

Холст – льняная или конопляная ткань полотняного переплетения домашней выработки. На праздничную одежду обычно шел тонкий холст, на будничную – более грубый.

Кумач – хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения красного цвета. Кумач в русской деревне применялся для шитья мужских и женских праздничных рубах, использовался для отделки одежды, головных уборов

Славяне - родовая и культурная общность близких по происхождению племен. Чтобы понимать многообразие славянского мира, надо изучить его корни, его истоки.

Орнамент - это самая распространенная форма изобразительного искусства,

сопровождающая человечество на всех этапах его культуры.

Культурное наследие - совокупность унаследованных человечеством от предыдущих поколений объектов, представляющих историческую и культурную ценность.

Символ - это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений. Термин « символ» тесно соприкасается с такими понятиями, как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ, первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа.

Например, в эпоху поздней античности крест стал символом христианства. В новейшее время свастика стала символом фашизма.

Содержание

Аннотация.....................................................................................................................

Список ключевых слов................................................................................................

Содержание...................................................................................................................

1. Введение....................................................................................................................

2. Женский костюм Воронежской губернии……………………………………….

3.Вариант реконструированного праздничного крестьянского костюма Воронежской губернии 19 начала 20 веков……………………………………….

3.1 Конструктивное решение народного костюма………………………………..

4. Выбор материалов………………………………………………………………..

4.1 Особенности технологической обработки и изготовления макета………….

4.2 Художественная отделка народного костюма……………………………....

4.3 Счетная вышивка……………………………………………………………...

5.Техника безопасности…………………………………………………………..

6. Экологическое обоснование……………………………………………………..

7. Результаты исследования……………………………………………………….

8. Самооценка……………………………………………………………………….

9. Реклама……………………………………………………………………………

10.Список использованной литературы…………………………………………...

10. Приложения………………………………………………………………..........























1.Введение

У каждого народа мира есть свои особенности и отличия от других: свои традиции, культура, язык, обряды, а также традиционный национальный костюм. Традиционная одежда создавалась многими поколениями. Она зависела от климатических условий той местности, где жил данный народ.
        Русский национальный костюм имеет свои особенности в зависимости от региона и отличается особенностями покроя, тканью, цветовой гаммой, орнаментом, составом костюма и способом ношения различных его частей. Традиционная русская одежда, несмотря на ее разнообразие, делилась на две группы: северно-великорусских губерний и южно-великорусских.
     На территории Воронежской губернии преобладал южно-великорусский тип, но со своими местными особенностями, причем различия могли быть даже в пределах одного села.

Нужно отметить, что своеобразные черты Воронежского народного костюма связаны, прежде всего, с историей заселения края и многонациональностью проживавших здесь народов.
  В народном костюме каждая деталь и каждый цвет были символическими. Так, в воронежском народном костюме обязательно присутствуют три цвета – белый, красный и черный.

А черный цвет – цвет земли и покоя – считается любимым в Воронежском крае, потому что символизировал еще и чернозем.
Любой русский народный костюм непременно был украшен орнаментом: повседневная одежда в меньшей степени, а вот праздничная обязательно украшалась элементами вышивки, бисером, блестками.






Обоснование актуальности выбранной темы


Образной летописью жизни наших предков, произведением искусства является народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим.

Кровную связь наших предков с природой, мы находим в народном костюме. Так как я проживаю в с.Долгуша ,то заинтересовалась историей своего села. И выяснила, что в «Списке населённых мест Воронежской губернии» отмечается 1859 года Долгуша.

В начале XX века Долгуша — крупное село с развитой торговлей и сельскохозяйственным производством, в котором до начала XIX века работала суконная фабрика. Познакомившись с историей села, я увидела в нашем музее

очень красивые куклы в народных женских и костюмах Воронежской губернии. Так как костюмы кукол не совсем точно передают детали я заинтересовалась, какие они были в реальности. Все выше сказанное и повлияло на выбор моей исследовательской работы, которая повествует о народной женской одежде жителей Воронежской губернии, показывает ее вариативность и многообразие, имеет практическую направленность и содержит иллюстрированный материал, наглядно дополняющий темы.

Актуальность

Изучение родных истоков, национальных корней и традиций, через живой

источник народного искусства – русский костюм. Я знаю как одевались в далеком прошлом мои предки и так как в данный момент я проживаю на территории Липецкой области мне хотелось бы узнать, как в далёком прошлом одевались женщины здесь. Ведь Липецкая область образована в том числе и из Воронежской губернии.

Объектом исследования является женский народный костюм Павловского уезда, Воронежской губернии 19 – начала 20 века.

Предмет исследования - в рамках данной работы был рассмотрен реально существовавший костюм, запечатленный на фотографиях, схемах, рисунках. Это позволило увидеть костюм таким, каким он был на самом деле, во всей сложности его элементов, а также потенциальный текст, как образная и знаковая система.

Цель – изучить историю русского Воронежского женского народного костюма 19 начала 20 веков, выявить композиционно-конструктивные особенности для использования первоисточника в творческой деятельности. И изготовить праздничный девичий крестьянский костюм Воронежской губернии 19 начала 20 веков - Летник.

Задачи:

- работа с архивными и литературными источниками;

- посещение мастерских народного мастера;

- разработка тематического планирования по курсу «Народная вышивка»,

-записи, фотографирование, оформление материала согласно требованиям;

- реконструкция женского народного костюма Воронежской губернии

Планирование деятельности

1.Анализ моделей для изготовления изделия.

2.Выбор материала для изготовления изделия.

3.Выбор вида отделки для изделий.

4.Изготовление изделий.

5.Отделка изделий.

6.Оформление документации.

7.Анализ проведенной деятельности

Результат проекта – изготовлен один из вариантов праздничного девичьего крестьянского костюма Воронежской губернии 19 начала 20 веков.

В данной работе чертежи (выкройки) и материал для «летника строченного» представляют собой реконструкцию народного костюма.


2. Женский костюм Воронежской губернии.


На протяжении многих веков большинство населения России составляли крестьяне. Самой судьбой своей неотделимый от земли, пахарь был частью родной природы, и костюм его в наибольшей степени отвечал особенностям жизни. Крестьянин лишь по крайней нужде отлучался из своего селения, чужедальние гости тоже были редки. Поэтому в его одежде, избежавшей внешних влияний, ярко выразились миропонимание, обычаи, характер, вкус - внутренняя суть коренного человека.

Костюмы разных губерний, уездов отличались характерными, ярко выраженными чертами, что проявлялось в цветовой гамме, покрое, количестве предметов одежды, характере украшений и в самой манере ношения костюма. Всё в народном костюме - и цветовая гамма, и каждая деталь - имело символическое значение.

Русская народная одежда, несмотря на разнообразие, делится на две группы: одежду крестьян северо-великорусских и южно-великорусских губерний. К южно-великорусской относится и одежда воронежских крестьян. Женский крестьянский костюм был двух типов: понёвный тип предназначался только для замужних женщин, сарафанный тип - для девушек.

Понятие понёва (понява) - общеславянское и обозначает кусок ткани, покрывало. Понёва - это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или хлопчатобумажной ткани, стянутая на талии узким пояском - гаещником. Из всех южно-великорусских губерний понёвы Воронежской губернии по богатству и художественным качествам были самыми красочными нарядами. По декоративно-художественному оформлению понёвы разных местностей различались между собой. В Воронежской губернии самой распространённой была понёва с чёрными клетками - черноглазка. Изредка встречались понёвы с бледно-синими клетками - синеглазки (рис. 1, 2).

Одной из важнейших составляющих женского костюма был передник. Его носили в комплексе и с понёвой, и с сарафаном. Были зафиксированы следующие разновидности передников: туникообразный, нагрудный, поясной. Туникообразный передник - запан, завеска, нарукавник, насовник - является наиболее древним и восходит к плечевой туникообразной одежде. Нагрудный передник - фартук, занавеска - шился с грудинкой, повязывался выше груди и укреплялся на шее и плечах при помощи шнурков. Основной частью комплекса девичьей одежды был глухой многоклинный сарафан из тонкой шерстяной ткани домашней выделки всегда чёрного цвета (рис. 3). Шился он из шести или семи клиньев, расположенных сзади, и одного прямого сквозного полотна - спереди. Проёмы для головы и рук украшались полосками кумача, вышивкой и иногда позументом или вилючим гарусом. Подол окаймляли красным поясом (плотной тесьмой домашнего ручного плетения шириной два-три сантиметра).

Девочки-подростки подпоясывали сарафан вязаным цветным кушаком, девицы постарше – тканным из тонкой шерсти кушаком красного, малинового, зелёного и реже синего цвета. Основу женского костюма повсеместно составляла рубаха - станушка (рис. 4).

Без головного убора комплекс одежды был бы неполным и согласно обычаю древних восточных славян даже и не мыслился (рис. 5, 6).

Архаической деталью женского костюма были поясные украшения в виде одиночных или парных подвесок. Подвески представляли собой прямоугольные куски ткани на твёрдой основе, украшенные вышивкой, позументом, бисером, пуговицами, лентами и подвешенные петлёй к поясу (рис. 7, см. рис. 1, 2, 3). На территории Воронежской области бытовали наспинные женские украшения: нанизанный на тесёмку шёлковый шнур или лента, дополненная вышивкой, стеклярусом, кисточками - мохрами. Такие украшения называли: заметка, задник, манжеты, подмахорник (рис. 8).

Крестьянская одежда шилась и украшалась так, как это полагалось делать в

данной местности, поэтому тверской народный костюм можно отличить от

костюмов других местностей России. Существовали свои законы изготовления костюма, но двух совершенно одинаковых не встречалось. В рамках традиции существовало бесконечное количество вариантов.


3. Вариант реконструированного праздничного крестьянского костюма Воронежской губернии 19 начала 20 веков


Описание костюма - женский праздничный костюм Воронежской губернии 19 века с летником - пример многослойной одежды, характерной для южных губерний России. Летник носили в сочетании с поневой - домотканной шерстянной клетчатой одеждой типа юбки. Декоративное оформление костюма построено на сочетании геометрических узоров, вертикальных и горизонтальных цветных полос. Оно соответствует прямым линиям кроя одежды. Костюм состоит из: летник строченный, понева, платок и обувь(рис. 9).

Летник - верхняя распашная одежда, средней длины, сшитая из шерстянного сукна черного цвета, без воротника.

Покрой отражает влияние городской одежды: полуприлегающий силуэт, на спинке по линии талии подрез и рельефы от линии проймы, вшивные выкроенные, длинные рукава, карманы.

Летник украшен ручной и машинной вышивкой по краям рукава, по линии низа, линии борта и горловины спереди. Вышивка выполнена гарусными цветными нитками.

Окаймление края кумачом было традиционно для русской одежды, оно выполняло функцию оберега. Для 19 века этот оберег превратился лишь в декоративный элемент.

К такому костюму на голову надевали кумачовый платок (платок, который носили русские женщины - это результат развития восточного покрывала. Манера завязывать платок под подбородкам пришла на Русь в XVI-XVII вв., и научились они этому у немцев.

На ногах были толстые белые чулки и туфли из грубой кожи, украшенные цветными гарусными нитками. (Рис.10).

3.1 Конструктивное решение народного костюма


Летник. Легкое женское праздничное пальто, выполненное из полушерстяного сукна черного цвета, без подкладки.

Пальто полуприлегающего силуэта, средней длины (до линии колена), однобортное, с длинными рукавами, без воротника.

Перед с рельефом от линии груди и до линии низа, с подрезом по линии талии, в боковой части - карман прорезной с листочкой.

Спинка отрезная по линии талии, верхняя часть - со средним швом и двумя рельефами от линии проймы и до линии подреза, нижняя часть спинки - цельная, расклешенная к низу.

Рукав втачной, длинный, одношовный, зауженный слегка к низу.

Пальто без воротника, линия горловины спереди по форме "каре".

Отделка: - вышивка цветными гарусными нитками выполненная вручную;

- окантовка по линии низа изделия и рукава, по линии борта и горловины, выполненная из хлобчатобумажной ткани красного цвета;

С внутренней части пальто по линиям вышивки закреплена подкладка из цветного ситца.





4. Выбор материалов

При выполнении исследовательской работы, для народного костюма были подобраны современные ткани, но по фактуре и отделке напоминающие ткани 19 века.

В качестве материала для женского костюма использовался хлопчатобумажный сатин, сукно и шерстяная ткань. Данная ткань по цвету, фактуре и свойствам наиболее точно приближена к исходной ткани.

Для летника использовали полушерстяное сукно черного цвета.

4.1 Особенности технологической обработки и изготовления макета

Вся работа по изготовлению макета строилась на фотографиях костюма, была возможность рассмотреть и проанализировать данный костюм в трех ракурсах: спереди, сзади и сбоку, сравнить его с костюмами других деревень и сел Воронежской области. Сложность при изготовлении макета состояла в том, что информации по изучаемому вопросу очень мало, приходилось в основном пользоваться фотографиями.

При изготовлении народного костюма использованы машинные и ручные способы обработки.

Машинные операции используются при соединении основных деталей:

- соединение деталей летника;

- соединение «стана» с рукавами;

-соединение деталей поневы.

Ручные операции используются:

- при обработке низа рукавов;

- при обработке низа изделия;

- отделка поневы и летника вышивкой;

Предлагаемые виды стежков и строчек при ручном способе:




Рубец потайной.



Для незаметной подшивки края ткани тонкими прочными нитками; на иголку берётся 1 или 2 нити ткани и на некотором расстоянии 2 – 3 нитки подогнутого края. Нить можно пропустить в подогнутый край до следующего стежка, не затягивая.


С отгибкой на обе стороны с подрубкой краев.




Края сшитого любым способом шва отгибаются на обе стороны, подгибаются и подрубаются незаметно. С лица могут быть декоративные швы.



С отгибкой одного из полотен наружу.





Одно полотнище с кромкой, другое отогнуть и сшить полотнища любым простым швом.



Предлагаемые виды стежков и строчек при машинном способе.




Стачной.






Стачной с обметыванием срезов.





Накладной с закрытым срезом.





Накладной с двумя закрытыми срезами.





Вподгибку с закрытым срезом.




При изготовлении макета изделия использовались следующие инструменты и приспособления. 

Для ручной вышивки нужны несложные инструменты: пяльцы, ножницы, иглы, наперсток, сантиметр, канва.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют ее от деформации. Пяльцы состоят из двух обручей, входящих один в другой. Меньший обруч свободно входит в большой. Ткань для вышивки кладется на меньший обруч и расправляют ее так, чтобы нитки не перекосились. Сверху накладывают большой обруч, нажимают на него и ткань запяливается, а затем регулируют винтом натяжение ткани.

Ножницы должны быть трех видов: маленькие с острыми концами для подрезки и выдергивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие – для разрезания тканей.

Иглы должны быть короткими с удлиненным ушком (вышивальные). В большое ушко легко вдевать рабочую нитку в несколько сложений.

Наперсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец руки от уколов при проведении иглы в ткань. Наперсток подбирают точно по размеру пальца.

Сантиметр служит для определения точного размера изделия.

Канва служит вспомогательным материалом для вышивания. Она пришивается на ткань, на ней делается вышивка. Когда вышивка готова, канва выдергивается, а вышитые узоры остаются на основной ткани.

Макет изделия может быть выполнен как ручным, так и машинным способом. В нашем проекте изделие на 70% выполнено машинным способом.

Предлагаемые виды стежков и строчек при ручном способе.

4.2 Художественная отделка народного костюма

Первоначально изделие я раскраила, затем сделала разметку расположения вышивки и на соответствующих деталях кроя выполнила вышивку. Детали отпарила. Далее осуществила сборку всех деталей в сочетании современной технологии обработки с приёмами традиционного шитья периода конца XIX – начала XX вв.

Декоративным оформлением летника служит вышивка счетными швами, которая выполняется гарусными цветными нитками.

Хочется сказать о счетной вышивке.

В основе этой вышивки лежит отсчет нитей ткани и последовательное заполнение узора по рисунку. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность ткани, не стягивая её нитей и не нарушая структуру.

Для счетной вышивки рекомендуется применять ткань полотняного переплетения, у которой хорошо видна структура.

Двусторонний шов.

Самым древнейшим швом считается двусторонний шов. Этот двусторонний шов представляет собой ряд прямых и диагональных стежков, которые прокладываются по контуру рисунка.

Двусторонний шов одинаково выглядит и с лицевой, и с изнаночной стороны - отсюда и его название. Технология выполнения этого шва заключается в том, что сначала определяют основную ведущую линию узора, к которой должны присоединиться все внутренние и внешние побочные стежки. Затем по контуру рисунка прокладывают стежки швом "вперед иголку" сначала в одном направлении, затем иглу разворачивают и также швом "вперед иголку" заполняют пропущенные места с лицевой и изнаночной стороны.

Шов "вперед иголку" представляет собой ряд одинаковых равномерных стежков длиной от 2 до 10 мм. Промежутки между стежками одинаковы и по длине равны стежку или меньше его. Выполняется шов слева направо (Рис.15).

Шов "набор".

Шов "набор" представляет собой плотно уложенные ряды параллельных горизонтальных и вертикальных стежков, образующих на изнаночной стороне негативное изображение рисунка (Рис.16 ).

При выполнении этого шва за основу расчета принимается квадрат. Расчетный квадрат определяется количеством нитей ткани по вертикали и горизонтали (основа и уток). Выполняется шов "набор" швом "вперед иголку".

Первый ряд стежков выполняется справа налево. Согласно рисунку на иглу последовательно набирается необходимое количество нитей ткани, со

соответствующее расчетному квадрату. Второй ряд стежков шва вышивается также швом "вперед иголку" в обратном направлении и отстоит от первого ряда на одну нить ткани. Технология выполнения второго ряда аналогична первому (Рис.15).

Шов "ёлочка".

С лицевой стороны шов "ёлочка" напоминает еловую веточку - отсюда и его название (Рис.17).

На изнаночной стороне этот шов представляет чередование вертикальных и горизонтальных стежков. Шов "елочка" выполняется по следу трех горизонтальных линий, расположенных на одинаковых расстояниях друг от друга. Диагональные стежки выполняются попеременно вниз и влево, вверх и влево.

5.Техника безопасности


Во время пошива летника) я соблюдала технику безопасности при работе с иглами, булавками, ножницами; при работе на швейной машине; при работе с утюгом (см. приложение1).

Швейная терминология в ( приложении 2.)

Необходимые инструменты, оборудование, приспособления и материалы

Для выполнения ручных операций: иглы, булавки, ножницы, сантиметровая лента, линейка, портновский мел.

Для выполнения машинных работ: швейная машина, машинные иглы

№ 90.

Для выполнения утюжильных работ: утюг.

6. Экологическое обоснование


Костюм выполнен из экологически чистых материалов. Льняная ткань, используемая для изготовления сарафана воздухопроницаема, гигроскопична, неаллергенна. При работе с материалом не выделяются вредные для организма

человека вещества.

Производство практически безотходное, так как нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.

7. Результаты исследования


1.Традиционная одежда обширной территории Воронежской губернии

представляла существенную часть северно-русского национального костюма.

2.По особенностям кроя можно выделить несколько типов рубах бытовавших в Воронежской губернии в конце 19-начале 20 веков с прямыми поликами и без них.

3.Головные уборы подразделялись на девичьи и женские. Делались составными и обильно украшались. Девушки носили на голове твердые или

мягкие повязки, не закрывавшие волосы. Женские головные уборы надевались сразу после венца и под них убирались все волосы.

4.Человек, охраняя себя от неблагоприятных сил природы, покрывал одежду изображениями-оберегами.

8. Самооценка


На данную работу у меня ушло 2 месяца. В процессе пошива было нелегко, много времени затратила на изготовление вышивки.

Но все это меркнет перед красотой костюма, ведь я его сшила своими руками, а это самое главное , а еще я узнала столько ценного и полезного, много тонкостей и премудростей славных профессий: и художника, и конструктора, и модельера, и швеи. Самое важное — я «прикоснулась» к национальным традициям русского народа, о котором я раньше не знала.

Мною изготовлен костюм, который объединил в себе черты, характерные для традиционной крестьянской праздничной одежды Воронежской губернии 19 –начала 20 веков.

В дальнейшем я планирую продолжить исследование изготовить юбку понёву, чтобы создать полный образ женского праздничного костюма Воронежской губернии. Данный костюм будет использован при проведении праздников связанных с культурным наследием нашего народа в нашем центра дополнительного образования.








Реклама



Этно- одежда имеет право на жизнь и сейчас востребована не только для сцены и фольклорных праздников, но и отлично подойдет для тех, кто хочет

показать свою индивидуальность или просто придерживается стиля «кантри».

Многие приобретают народный костюм для себя. Вот и я сшила старинный наряд Воронежской губернии для себя. Это так красиво, не правда ли!?

По мотиву и форме моего костюма предлагаю вариант современного, в котором воспроизведены характерные особенности старинного силуэта.

Такое сочетание пропорций, длины и форм эффектно объединяет эти вещи, получился интересный облик современной девушки. Такие модели имеют право на жизнь и успех.






Список использованной литературы

  • Андреева, А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг [Текст]/А.Ю. Андреева.-СПб.: «Паритет»,2005.-136 с.-ил. - цв.вкл.

  • Бережнова Л.Н. Этнопедагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов ВУЗов /Л.Н. Брережнова, И.Л.Набок, В.И.Щеглов. - М.: Академия, 2007. – 240 с.- (Высшее профессиональное образование).

  • Божьева, Н.П. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность: Учебное пособие [Текст]/Н.П. Божьева – М.: Северный паломник, 2008. – 264 с.: ил.

  • Вакуленко, Е.Г. Народное дикоративно-прикладное творчество: теория, история, практика [Текст]/ Е.Г. Вакуленко.-Ростов н/Д:Феникс, 2007.-380, [1]с.: ил., [16] л. Ил.-(Высшее образование).

  • Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст]: Учебное пособие для студентов /В.И.Волынкин.- Ростов-н/Д: Феникс, 2007. – 448 с.

  • Глебушкин, С.А. Традиционный русский костюм ХIХ-ХХ веков из коллекции Сергея Глебушкина [Текст]/С.А. Глебушкин.-М.: Северный паломник, 2008-736 с.: ил.

  • Горожанина, С.В., Зайцева, Л.М. Русский народный свадебный костюм [Текст]/С.В. Горожанина, Л.М. Зайцева. – М.: Культура и традиции, 2003. – 128 с.

  • Гринкова, Н.П. Очерки по истории развития русской одежды /поясные украшения [Текст]/ Н.П. Гринкова.- Советская этнография.- 1934.-№1.-67 с.

  • Дудникова, Г.П. История костюма (Серия «Учебники ХХI века») [Текст]/Г.П. Дудникова.-Ростов н/Д:Феникс,2001.-416 с.

  • Дурасов, Г.П. Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке [Текст]/ Г.П. Дурасов, Г.А. Яковлева.-М.: 1990

  • Ефимова, Л.В., Алешина, Т.С., Самонин, С.Ю. Костюм в России ХV-начала ХХ века [Текст]/Л.В. Ефимова, Т.С. Алешина, С.Ю. Самонин. - М.: АРТ – РОДНИК, 2000. – 232 с., ил.

  • Жабрева А.Э. Русский костюм: Библиогр. указ. кн. и ст. на русс. яз., 1710 – 2001. – СПб.: Профессия, 2002. – 319 с.

  • Забылин, М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды [Текст]/М.Забылин. – М.: Эксмо, 2003. – 608 с.

  • Золотова, Т.Н. Одежда как элемент традиционных календарных праздников. Художественное моделирование и народные традиции [Текст]/Т.Н. Золотова. - Омск, 1995-с. 76-78.

  • Исенко, С.П. Введение в курс "Народный костюм". Лекция для студентов вузов культуры и искусств [Текст]/С.П. Исенко. - М., 2000-44с.

  • Исенко, С.П. Русский народный костюм. Программа курса для высших учебных заведений культуры и искусства [Текст]/С.П. Исенко.-М.,1996-28с.

  • Искусство родного края. Дидактические материалы к программе курса «Художественное краеведение». В помощь учителю образовательных учреждений [Текст]/Автор-составитель: Ползикова Л.В. – Липецк: ЛИРО, 2008. – 198 с.

  • История костюма в России с древнейших времен до наших дней: Библиогр. указ. кн. и ст. на рус. яз. 1710 – 2007 /Б-ка. РАН; Сост. А.Э. Жабрева. – СПб.: БАН, 2008. – 480 с.

  • Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст]/: Учебное пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования» /Казакова Тамара Гаврилов-на. - М.: Владос, 2006. – 255 с.

  • Калашникова, Н.М. Народный костюм (семиотические функции). Учебное пособие [Текст]/Н.М. Калашникова.-М.:Изд-во «Сварог и К»,2002.-374 с.

  • Каминская, Н.М. История костюма [Текст]/Н.М. Каминская. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 126 с.

  • Качаева, М.А. Сокровища русского орнамента/ Содержит альбом прорисовок [Текст]/М.А. Качаева. – М.: Белые альвы, 2008.

  • Кирсанова, Р.М. Русский костюм и быт ХVIII-ХIХ веков [Текст]/Р.М. Кирсанова.-М.:СЛОВО/SLOVO,2002.-224 с.

  • Климова, Н.Т. Ручная и машинная вышивка [Учебное пособие]/Н.Т. Климова – М.: Легкая индустрия, 2005.-224 с.

  • Комиссаржевский, Ф. История костюма [Текст]/Ф. Комиссаржевский. – Мн.: Современ. Литератор, 2001. – 496 с.

















Приложения


Приложение 1.


ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С УТЮГОМ


1.Опасности во время работы: возгорание шнура, ожоги паром о подошву утюга и от возгорания шнура, поражение электрическим током.

2.Что нужно сделать до начала работы:

- проверить целость шнура и чистоту подошвы утюга;

- приготовить проутюжильник и пульверизатор ;

- проверить наличие резинового коврика.

3.Что нужно делать во время работы:

- выполнять влажно-тепловую обработку, стоя на резиновом коврике;

- включать и выключать утюг сухими руками, браться при этом за корпус вилки, а не за шнур; ставить утюг на специальную подставку;

- следить затем, чтобы шнур не касался подошвы утюга, и утюг не перегревался;

- использовать для увлажнения ткани пульверизатор.

4.Что нужно сделать по окончании работы: выключить утюг ; поставить его на специальную подставку.

5.Запрещается: допускать падение утюга, перекручивание провода с образованием петель и узлов, перегрев утюга; охлаждать перегретый утюг опусканием в воду или с помощью пульверизатора; ставить утюг на электрошнур; работать с неисправным утюгом и самостоятельно исправлять утюг и электрошнур; проверять нагрев утюга пальцами.



ПРАВИЛА РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ

1.Без разрешения учителя нельзя садиться за швейную машину.

2.Подберите волосы, подверните рукава, уберите аксессуары и украшения.

3.Уберите с платформы и станины швейной машины посторонние предметы.

4.Перед работой уберите из ткани все булавки и иголки.

5.Заправляя нить в машинную иглу, и устанавливая шпульный колпачок, не

держите ноги на педали.

6.Не наклоняйтесь близко к движущимся и вращающимся частям машины.

7.Садитесь за машину с чистыми руками.

8.Следите за правильным положением рук и ног.

9.Свет должен падать спереди или слева.

10.Во время работы не отвлекайтесь.

11.Стул должен стоять так, чтобы игла находилась перед вами.

12.Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула.

13.Изделие должно находиться на расстоянии 30-40 см от глаз работающего.

14.По окончании работы выключить машину и убрать рабочее место.


ПРАВИЛА НАЧАЛА И ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ.

Подготовка машины к работе:

1.Поставить машину на рабочий ход.

2.Поднять иглу и нитепритягиватель в верхнее положение.

3.Вынуть из-под лапки кусочек ткани.

4.Заправить верхнюю и нижнюю нити.

Начало работы:

1.Подложить под лапку, подготовленную для работы ткань и проколоть ее

иглой.

2.Оттянуть назад концы нитей.

3.Опустить лапку и приступить к работе.

Окончание работы:

1.Поднять иглу и нетепритягиватель в верхнее положение.

2.Поднять лапку и отвести ткань назад левой рукой.

3.Обрезать нити, оставляя в машине концы длиной 10-15 см.

4.Подложить кусочек ткани под лапку и опустить ее.


ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ

РУЧНЫХ ОПЕРАЦИЙ

1.Опасности в работе:

Повреждение пальцев швейной ниткой, иглой, булавкой;

Травма руки ножницами;

Травма глаз.

2.Что нужно сделать до начала работы:

Сосчитать количество иголок и булавок в игольнице;

Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.

3.Что нужно сделать во время работы:

Быть внимательной;

Надевать наперсток на средний палец рабочей руки, чтобы не уколоть его

при проталкивании иглы в ткань;

Вкалывать иглы и булавки только в игольницу;

Не пользуйтесь для шитья ржавой иглой.

Выкройки ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

Класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;

Передавать ножницы кольцами вперед и только с сомкнутыми

лезвиями;

4.Что нужно сделать по окончании работы:

Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть

столько, сколько было в начале работы.

Убрать рабочее место.


Приложение 2.

ТЕРМИНОЛОГИЯ РУЧНЫХ РАБОТ

Сметать - временно соединить сметочными стежками примерно равные

по величине детали одна с другой (спинку и перед, полотнища юбки и т.д.)

либо края детали по линиям срезов (рукава, манжеты) или участки детали по

контурным линиям (вытачки).

Приметать - временно соединить сметочными стежками меньшую по

размеру деталь с большей (кокетку с лифом, манжету с рукавом и т.д.).

Наметать - временно соединить сметочными стежками детали, наложенные одна на другую (накладной карман с полочкой, подборт с бортом и т.д.).

Вметать - временно соединить сметочными стежками детали по

выпуклым или вогнутым линиям (рукава с лифом -по линиям проймы,

воротник -по линии горловины и т.д.).

Заметать - временно закрепить сметочными стежками подогнутый край

детали (низ изделия, рукавов и т.д.).

Разметать - временно закрепить сметочными стежками ткань, разложенную по обе стороны от шва стачивания (припуски стачного шва для

выполнения расстрочного и т.д.).

Обметать - закрепить срезы швов, обметных петель и т.д. от осыпания нитей.

Выправить - аккуратно расправить ткань вдоль шва стачивания, чтобы

не было заломов. Для этого шов можно слегка разутюжить, а затем заутюжить в одну сторону в соответствии с моделью либо сделать сгиб по шву стачивания парных деталей с образованием канта или без него.

Выметать - временно закрепить сметочными стежками обтачанный и вывернутый край детали с образованием канта, рамки или шва на сгибе

(воротника, бортов, клапана, обтачных петель и т.д.).

Припосадить - уменьшить длину среза детали (плечевой срез спинки, окат рукава и т.д.), проложив мелкие стежки по линии притачивания и стянув ткань ниткой на нужную длину (излишек ткани сутюжить через влажную ткань, чтобы сборки исчезли).

Подшить - прикрепить подогнутый край детали (рукава, накладного кармана и т.д.) или изделия подшивочными стежками.

Пришить - прикрепить одну деталь к другой или мелкие детали, отделку, фурнитуру - к готовому изделию.


ТЕРМИНОЛОГИЯ МАШИННЫХ РАБОТ

Стачать - соединить примерно равные по величине детали одна с другой

(спинку и полочки, клинья юбки и т.д.) либо края детали (рукава, манжеты) по линиям срезов или участки детали по наметке (вытачки).

Притачать - соединить меньшую по размеру деталь с большей или часть детали с основной (кокетку с лифом, надставку с подбортом и т.д.).

Настрочить - соединить детали (отделку с деталью или готовым изделием), одна из которых наложена лицевой стороной вверх на лицевую сторону другой детали (накладной карман с полочкой, тесьму с полотнищами

юбки и т.д.).

Втачать - соединить детали по выпуклым или вогнутым линиям (рукава с лифом - по линиям проймы, воротник -по линии горловины и т.д.).

Застрочить - закрепить подогнутый край детали швом вподгибку с открытым или закрытым срезом (низ изделия, рукавов и т.д.) либо сгиб детали (складки).

Прострочить - закрепить ткань, сложенную по сгибу на желаемую ширину (складки, защипы).

Обтачать - соединить две детали одинаковой формы стачным швом с последующим выворачиванием их на лицевую сторону (клапан, манжету,

воротник и т.д. - с подкладкой) либо обработать срез ткани косой, подкройной поперечной или долевой полоской - бейкой, а также выкроенной по форме среза деталью - обтачкой.

Расстрочить - закрепить ткань, разложенную по обе стороны от шва

стачивания (припуски) или складки, отделочной строчкой с лицевой стороны.

Отстрочить - выполнить отделочную строчку по краю детали с лицевой стороны (воротника, манжет, бортов и т.д.).

Подрубить - закрепить машинной строчкой или вручную подогнутый

узкий рубчик ткани (нижние срезы юбки и рукавов, срезы обтачек, рюшей,

воланов и т.д.).


ТЕРМИНОЛОГИЯ ВЛАЖНО-ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ

Декатировать - прогладить ткань горячим утюгом через влажный

хлопчатобумажный или льняной проутюжильник, чтобы она дала усадку.

Разутюжить - зафиксировать ткань, разложенную по обе стороны от шва стачивания.

Заутюжить - зафиксировать ткань, заложенную в одну сторону от шва стачивания.

Приутюжить - уменьшить толщину шва, сгиба складок или края детали.

Сутюжить - уменьшить деталь кроя на участке обработки для придания

ей нужной формы (посадку рукавов, слабину в концах вытачек и т.д.). Сутюжку начинать с участков наименьшей посадки ткани.

Оттянуть - удлинить деталь кроя на участке обработки для придания ей

нужной формы (срезы двухшовных рукавов, воланов, беек и т.д.). Оттяжку

начинать с участков наибольшего растяжения ткани.

Отутюжить - устранить сгибы и замины на ткани.



Понёвы с бледно-синими клетками - синеглазки (рис. 1, 2).


Многоклинный сарафан































Рис.9 Реконструкция женского костюма 19 века

(Воронежская губерния)

















Рис.10 Схема выполнения "двустороннего шва".












Рис.11 Схема выполнения шва "набор".

















Рис.12 Схема выполнения шва "ёлочка".




Копии народного костюма




Верхняя одежда Воронежская губерния






























Выполнение шва «Набор»





























КОНФЕКЦИОННАЯ КАРТА

Наименование: Народный костюм

Рекомендуемые размеры: 42 – 46

Модель: 1


Моделирующая организация:

МБУДОЦДОД с.Долгоруково

Рекомендуемые способы ухода за изделием:

ГОСТ 16958 – 71


Автор модели:

Шахабидинова Мохинисо Толибжоновна

Наименование отделки:

ручная вышивка


Назначение материала

Название материала

Образец прикрепить

1

2

3

Основной

материал для летника

сукно п/ш

колор: асфальт


Прикладной

материал

1.ткань сатин 100% хлопок

колор кумач

2.ткань поплин

100% хлопок

колор: кумач


Скрепляющие материалы

швейные нитки «ГАММА» 45ЛЛ

колор асфальт

колор кумач