Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Брянска
Конкурс учебных проектов учащихся общеобразовательных учреждений г. Брянска
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Откуда в хлебе дырочки берутся?»
Естественнонаучная исследовательская работа.
«Естествознание. Живая природа»
Выполнил: ученик 4г класса
Киселев Матвей Дмитриевич
Руководитель:
учитель начальных классов Боровикова Оксана Александровна
МБОУ «СОШ №28» г. Брянска
Консультант: технолог-кондитер Брянского хлебокомбината №1
Ильина Евгения Леонидовна
Брянск 2019
Оглавление
Введение…………………………………………………………….2-3
Методика исследований……………………………………………4-6
Результаты исследований и их обсуждение……………………..7-11
Выводы……………………………………………………………….12
Заключение………………………………………………………… 13
Список использованной литературы………………………………..14
Приложения…………………………………………………………..15
Введение
Хлеб и хлебобулочные изделия – неотъемлемая часть рациона любого человека. Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу, отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи. Ценность хлеба ничем нельзя измерить.
Однажды рассматривая хлеб за обеденным столом, я задумался, почему хлеб такой мягкий и пышный? Мне стало интересно, что ему придаёт такое свойство? А самый главный вопрос – почему в хлебе столько дырочек?
С этим вопросом я обратился к маме. Она рассказала мне, что дырочки в хлебе - это «работа» дрожжей – вещества из микроскопических грибков, вызывающих брожение.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах.
В виде проектного продукта, я выбрал домашний злаковый хлеб. Процесс изготовления оказался очень интересным и увлекательным.
Собранный материал и сделанные мною выводы, несомненно, будут интересны и полезны всем детям, начиная c младшего возраста и заканчивая старшими школьниками.
Цель проекта:
Задачи проекта:
Изучить историю появления хлеба.
Узнать при каких условиях в хлебе появляются дырочки.
Выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества дырочек.
Посетить хлебокомбинат.
Научиться выпекать хлеб в домашних условиях.
Гипотеза:
Почти во всех хлебных изделиях всегда бывают дырочки, их может быть много или мало. Предположим, хлеб, в котором больше дырочек, вкуснее.
Практическая значимость исследовательской работы
Собранный материал и сделанные мною выводы, несомненно, будут интересны и полезны всем детям, начиная c младшего возраста и заканчивая старшими школьниками. Материал можно применять на уроках технологии, на классных часах и воспитательных мероприятиях.
Методика исследований
1. Постановка проблемы.
Задачи этапа:
Выбрать тему проектной работы.
Определить вид проекта.
Народная мудрость гласит - «Хлеб – всему голова». Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Мы садимся за стол завтракать, обедать, ужинать, и видим на столе хлеб: такой хрустящий, вкусный, ароматный!
Однажды я заметил, что в изделиях из муки есть дырочки… Мне стало интересно, что это за дырочки, как они называются и откуда появляются в хлебе.
Я решил об этом узнать больше. Со своими вопросами я обратился к маме, она объяснила, но остались непонятные моменты для меня. После чего мама предложила мне поразмышлять в этом направлении. Мы сформулировали тему и выбрали творческий проект.
2. Организационный этап.
На данном этапе мне нужно было определить направление моей работы.
Поставить перед собой задачи и разработать план действий.
Задачи этапа планирования:
1. Сбор информации, обозначить сроки работы на каждом этапе проекта.
2. Выбрать источники информации, на которых будет строиться моя работа.
3. Определиться с продуктом проекта.
Для сбора информации я обратился в школьную библиотеку, а также искал нужный материал в интернете.
При выборе продукта проекта я решил посоветоваться с мамой, и мы решили испечь злаковый хлеб в домашних условиях.
3.Поиск и сбор информации.
Задачи этапа:
Собрать наиболее полную и полезную информацию по теме проекта.
Посетить хлебокомбинат.
Собрать фото - информацию и снять видеофильм.
Найти рецепт приготовления домашнего хлеба.
Проанализировать и обобщить собранный материал.
Данный этап проекта оказался одним из самых сложных и продолжительных. Занял он более четырех недель. В сборе информации мне помогали родители, библиотекари, одноклассники.
После выполнения данного этапа я собрал и сопоставил полученные данные для составления презентации.
Методы этапа поиска и сбора информации:
Анализ литературы.
Интервью.
Метод фотографирования и видеосъемки.
Анкетирование.
Экспериментирование.
Метод сравнения и обобщения.
4.Изготовление продукта проектной работы.
Задачи этапа:
1. Найти рецепт для выпечки хлеба в интернете.
2. Подобрать необходимые ингредиенты для работы.
3. Испечь хлеб.
На данном этапе мне не понадобилось слишком много времени. В один из выходных дней я вместе с мамой выпекал хлеб. Это занятие мне показалось очень интересным и увлекательным.
5.Оформление презентации проекта.
Задачи этапа:
Систематизировать собранный материал.
Оформить презентацию проекта.
Для оформления моей работы я выбрал доступную и интересную информацию, результаты исследований и экспериментов, видеофрагменты, фотографии и рисунки. Выбрал макеты слайдов и форму оформления для простоты и восприятия работы слушателями. Данный этап занял у меня несколько дней, т.к. все подготовительные работы уже были выполнены.
Методы работы: системный метод, классификация.
Рецепт приготовление домашнего хлеба.
Мука – 500г.
Сухие дрожжи – 10г.
Растительное масло – 50мл.
Вода – 300мл.
Сахар – 20г.
Соль – 10г.
Кунжут – 20г.
Семена льна – 20г.
Овсяные хлопья – 20г.
Семечки подсолнечника – 50г.
(Сайт www.o-хlebe.com)
Результаты исследований и их обсуждение.
Продукт: хлеб «Злаковый».
Описание процесса исполнения
Я часто слышу: «Хлеб всему голова», «Плох обед, коли хлеба нет»,
«Покуда есть хлеб да вода, все не беда», «Хлеб наш насущный хоть черный, да вкусный». Эти пословицы заставляют задуматься о значении хлеба в жизни человека.
Однажды я заметил, что в изделиях из муки есть дырочки… Мне стало интересно, что это за дырочки, как они называются и откуда появляются в хлебе.
Я решил этот вопрос задать своей маме. Мама мне рассказала, что дело всё в каких-то дрожжах, которые она добавляет, замешивая тесто на пироги и хлеб. Но этой информации оказалось недостаточно. Мне захотелось узнать еще больше информации об этом…
Так я определился с темой своего проекта, но засомневался будет ли мое исследование так - же интересно окружающим. Я решил спросить у одноклассников, составив анкету и проведя опрос. (Приложение 1).
В опросе приняли участие 33 человека. Это ученики 4г класса МБОУ СОШ №28. В результате анкетирования я выяснил, что большинство (30 чел.) учащихся любят хлеб. Только несколько человек ответили, что знают причину появления в хлебе дырочек. Отвечая на вопрос: влияет ли количество дырочек в хлебе на его вкус, почти все (25 чел.) засомневались с ответом.
После того, как я подвел итоги результатов опроса, сомнений не осталось, и я решил остановиться на выбранной теме.
На хлебокомбинат я решил отправиться вместе со своим другом.
Я составил список необходимых вопросов и взял интервью у технолога-кондитера Брянского хлебокомбината №1 Ильиной Евгении Леонидовны. (Приложение №2)
Так же я узнал много полезной и интересной информации в практической энциклопедии «Русская кухня», в книге Ники Белоцерковской «Рецептыши».
Достаточно много информации, я так же нашел в интернете и школьной библиотеке. Сравнив, проанализировав и отобрав найденный материал, я решил провести несколько интересных и познавательных экспериментов для своей работы.
Эксперимент №1.
Рассматривая хлебобулочные изделия, я решил выяснить, в каких изделиях больше, а в каких меньше дырочек.
Взяв разные виды мучных изделий, я решил сосчитать количество дырочек в хлебе, печенье, пирожном. Данные приведены в таблице №1. (Приложение №3)
Оказалось, что в печенье их совсем нет, в пирожном дырочек много, а в хлебе их вовсе не сосчитать. Я долго рассматривал дырочки в мучных изделиях, но вопрос: откуда берутся дырочки, так и остался для меня нераскрытым.
Далее возникла необходимость разобраться в том, что все-таки представляют собой дрожжи и как влияет на процесс брожения сахар.
Эксперимент №2.
Я взял два стакана и налил в них немного воды. В первый стакан положил 1 чайную ложку прошлогодних быстродействующих дрожжей, а во второй положил 1 чайную ложку свежих быстродействующих дрожжей. Хорошо перемешал. В стакан со свежими дрожжами добавил 1 чайную ложку сахара. В другой стакан сахар не добавлял. Оставив стаканы на кухонном столе, я стал наблюдать за процессом брожения.
Через 10 минут в стакане, в который добавили сахар, начался процесс брожения. Появилась пена, которая значительно, быстро начала увеличиваться и появились маленькие пузырьки углекислого газа. Чего не наблюдалось в первом стакане без сахара.
Через 30 минут, в стакане с сахаром процесс брожения активно продолжался. Пена поднялась на 7 см, на поверхности появилась пена маленьких пузырьков углекислого газа. Жидкость в стакане имела кислый, винный запах. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось. Вода мутная, видно, что дрожжи осели на дне стакана в виде осадка.
Это доказывает, что для выпечки мучных изделий необходимо использовать только свежие дрожжи, а для ускорения реакции добавлять сахар. Дрожжи – настоящие «сладкоежки». Для роста дрожжам необходим сахар, который они превращают в спирт и углекислый газ - таким способом они получают энергию, необходимую им для жизни. Данные эксперимента приведены в таблице №2, фото прилагается в фотоотчете. (Приложение 4)
Эксперимент №3.
Далее я решил разобраться зависит ли вкус и качество от выдержки теста.
Я решил провести эксперимент и испечь 4 маленьких каравая.
Для эксперимента мне понадобились: мука, соль, сахар, вода, сырые дрожжи. Из этих продуктов я замесил тесто.
После того как тесто постояло 5 минут, я поставил выпекаться первый каравай. Через 30 минут я поставил выпекаться второй каравай, через 1 час - третий, через 4 часа - четвертый.
Результаты эксперимента приведены в таблице №3, фото прилагается в фото отчете. (Приложение 5)
Проведенный эксперимент доказывает, что вкус и качество зависит от выдержки теста (нужно дождаться чтобы процесс брожения состоялся). Чем лучше прошел процесс брожения, тем больше появилось пор, тем вкуснее будет хлеб!
Итак, я подошел к этапу приготовления продукта. С помощью интернета (сайт mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/
Все пункты выполнялись строго по рецепту. Процесс приготовления хлеба мы с мамой засняли на видео.
Сколько радости у меня было, когда мы достали из духовки каравай! Ведь впервые в жизни я испек настоящий хлеб! Мой первый каравай запомнится мне, как он приятно обжигал мои пальчики, а удивительный ароматный запах наполнял всю нашу квартиру! А когда мы разрезали каравай, то я увидел в нём огромное количество дырочек.
После изготовления продукта я принялся за оформление презентации, в которую я включил данные из истории хлеба, а также данные своих экспериментов, фото и видео отчеты о проделанной работе.
Выводы
В ходе своей исследовательской работы я пришел к выводам:
Благодаря работе дрожжевых грибков - «тружеников» появляется в хлебе большое количество пор. Они вырабатывают углекислый газ.
Чем больше дрожжей в тесте, тем больше пузырьков углекислого газа. От этого тесто поднимается, «подходит», как говорят хозяйки и пекари. А затем в жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом теплом хлебе остаются.
Не будь дрожжевых грибков - сколько не меси тесто, а такого пышного, вкусного хлеба из него не получится.
Вкус и качество хлеба зависит от выдержки теста (нужно дождаться чтобы процесс брожения состоялся). Чем лучше прошел процесс брожения, тем больше дырочек-пор, тем вкуснее хлеб.
Заключение
Итак, сравнив разные виды хлебобулочных изделий, я определил, что в куске хлеба дырочек больше, чем в остальных изделиях. Они появляются на этапе приготовления теста - при его брожении. Вкус и качество хлеба зависит от выдержки теста. Чем лучше прошёл процесс брожения, тем больше дырочек, тем вкуснее хлеб.
Изучив литературу, проделав практический опыт, я выяснил, что дрожжи - это одноклеточные грибы. Они используются в хлебопечении, сельском хозяйстве, медицине. Дрожжи чувствительны к температуре окружающей среды. Скорость их размножения уменьшается в ответ на понижение температуры. Для процесса брожения необходим сахар. Дрожжи превращают сахар в спирт и углекислый газ. Таким образом они получают энергию, необходимую им для жизни.
Пути дальнейшего исследования: возможно процесс брожения применяется человеком не только при выпечке хлеба. Мне бы хотелось об этом узнать.
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы
Книгопечатная продукция
1. Почемучка. Энциклопедия для любознательных. М. Премьера. Астрель. АСТ, 2007 г.
2. Энциклопедия для детей. Том 14. Биология/ Глав. редактор В.Володин.- М. Аванта, 2004 г.
3. Ника Белоцерковская, «Рецептыши», 2006г. Издательство Эксмо.
4. Практическая энциклопедия «Русская кухня», 2005 г. Издательство
В. Курбацких.
5.Журнал «Золотые рецепты наших читателей» №21 сентябрь, 2019г.
6.Детская энциклопедия «Почему и потому». Составила О.Н.Корчагина.
М., Росмэн-пресс,2005 г.
Интернет - ресурсы
1.www.o-хlebe.com
2.www.prohleb.ru
3.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба.
4.lady.mail.ru/article/465547-vkusnye-bljuda-iz-cherstvogo-hleba/
5.http://storyof.ru/eda-i-napitki/istoriya-poyavleniya-xleba/ История названия.
6.http://vkusnye-idei.ru/show_current-82-569-1.html История возникновения хлеба.
Приложения
Приложение 1.
Анкета «Откуда в хлебе дырочки берутся»
1.Любите ли вы хлеб?
Да Нет
2.Замечали ли вы дырочки в хлебе?
Да Нет
3. Откуда они берутся в хлебе?
Знаю Не знаю
4.Зависит ли вкус хлеба от количества дырочек?
Да Нет Не знаю
Результаты анкеты
Вопросы | Да | Нет | Не знаю |
1 | 30 | 3 | 0 |
2 | 31 | 2 | 0 |
3 | 2 | 0 | 31 |
4 | 25 | 8 | 0 |
Приложение 2.
Интервью
- Расскажите о себе и о своей профессии.
- Моя профессия - технолог-кондитер. Я очень горжусь, что когда-то я выбрала эту профессию. Я с детства люблю печь. Это прекрасная профессия, так как люди моей профессии дарят людям радость.
- Почему вы выбрали эту профессию?
- Я выбрала эту профессию, так как это увлекательное занятие и очень ответственная работа. Кондитер несёт ответственность за приготовление блюда.
- Как долго вы работаете на хлебозаводе?
10 лет.
- С чем связан процесс приготовления хлеба, откуда все-таки в хлебе берутся дырочки?
- Приготовление хлеба связано с химическими реакциями - брожением. Одна из составных частей хлеба – маленький одноклеточный грибок под названием дрожжи. Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одноклеточные растения. Они принадлежат к семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием.
«Голодный» грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию. Пузырьки, которые мы видим – углекислый газ. Поднимаясь сквозь тесто, он образует те самые дырочки – поры, и заставляет хлеб в печи подниматься, так как пузырьки увеличивают объем теста. Разрезав хлеб, мы можем видеть поры.
- Что является самым сложным в вашей профессии?
Кондитером могут работать только физически сильные люди, так как это очень тяжёлая физическая нагрузка: постоянная работа с тестом, тяжёлыми противнями, формочками, жаркие печи, плиты и духовки.
- Довольны ли вы, что когда-то выбрали эту профессию?
Да, я очень довольна свей профессией. И очень люблю свою работу и вкладываю в нее всю свою душу.
- Спасибо, что ответили на мои вопросы.
Приложение 3.
Таблица №1
Изделие | Количество дырочек | Плотность |
Печенье | Дырочек не видно | Твердое |
Пирожное | Дырочек много | Мягкое |
Хлеб | Дырочек очень-очень много | Самый мягкий |
Приложение 4.
Таблица №2
Время | Стакан №1 | Стакан №2 |
10 мин | - | 1 см |
20 мин | - | 2,5 см |
30 мин | - | 7 см |
Приложение 5.
Таблица №3
| 1 | 2 | 3 | 4 |
Время выдержки | 5 мин. | 30 мин. | 1 час | 4 часа |
Внешний вид теста | Почти не поднялось | Немного поднялось | Еще больше поднялось | Очень пышное |
Внешний вид изделия | Некрасивая лепешка (плоская) | Не очень красивая лепешка | Лепешка красивая | Пышная, красивая лепешка |
Вкус | Не вкусно | Не вкусно | Вкусно | Очень вкусно |
Наличие пор | Нет | Мало | Много | Очень много |
Фотоотчет работы
Эксперимент №2
Стакан №1 Стакан №2
Эксперимент №3
5 минут 30 минут 1 час 4 часа
25