СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по истории в 10 классе: Малые города Подмосковья (Верея)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по краеведению, выполненная учащися 10 класса  в качестве творческого проекта по результатам занятий. Изложена история развития города, представлены фото.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по истории в 10 классе: Малые города Подмосковья (Верея)»

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ: «МАЛЫЕ ГОРОДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ : ВЕРЕЯ». ВЫПОЛНИЛ УЧАЩИЙСЯ 10 КЛАССА ФКОУ СОШ УФСИН РОССИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ  ГУЛИН АРТЕМ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО КРАЕВЕДЕНИЮ: «МАЛЫЕ ГОРОДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ : ВЕРЕЯ».

ВЫПОЛНИЛ УЧАЩИЙСЯ 10 КЛАССА ФКОУ СОШ УФСИН РОССИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГУЛИН АРТЕМ

Герб города Геральдическое описание первого герба Вереи, утверждённого в 1782 гласит: «В первой части щита герб Московский. Во второй части в серебряном поле в диком лесу две дубовые воротные вереи с навесными золотыми крючьями, означающие собой имя сего города». В настоящее время утвержден уже третий герб Вереи в хронологическом порядке. Геральдическое описание: «Современная статусная территориальная корона — золотая, мурованная о трех зубцах символизирует Верею как городское поселение. Корона украшена ободом из драгоценных камней, в знак того, что с 1432 по 1486 гг. Верея была центром удельного княжества».

Герб города

Геральдическое описание первого герба Вереи, утверждённого в 1782 гласит: «В первой части щита герб Московский. Во второй части в серебряном поле в диком лесу две дубовые воротные вереи с навесными золотыми крючьями, означающие собой имя сего города». В настоящее время утвержден уже третий герб Вереи в хронологическом порядке. Геральдическое описание: «Современная статусная территориальная корона — золотая, мурованная о трех зубцах символизирует Верею как городское поселение. Корона украшена ободом из драгоценных камней, в знак того, что с 1432 по 1486 гг. Верея была центром удельного княжества».

Название города   Слово Верея в переводе со славянского языка означает “ столб у  двери и у ворот ” и так как этот город являлся “ западными воротами ” Московского княжества ему дали такое название. По другим данным название города происходит от слова  верея , означающего в русском языке XI—XVII вв. «участок земли или леса», русском диалектном «небольшой клин, полоса луга, поля, леса»

Название города

Слово Верея в переводе со славянского языка означает “ столб у двери и у ворот ” и так как этот город являлся “ западными воротами ” Московского княжества ему дали такое название.

По другим данным название города происходит от слова  верея , означающего в русском языке XI—XVII вв. «участок земли или леса», русском диалектном «небольшой клин, полоса луга, поля, леса»

На сегодняшний день Верея́ — город районного подчинения в Наро-Фоминском районе Московской области России; крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Верея». Население — 5297 [1] (2014). Это самый маленький город Московской области. Город расположен на правом берегу Протвы (бассейн Оки), в 95 км к юго-западу от Москвы, в 27 км к югу от железнодорожной станции Дорохово и в 22 км к югу от железнодорожной станции Можайск.

На сегодняшний день

Верея́ — город районного подчинения в Наро-Фоминском районе Московской области России; крупнейший населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Верея».

Население — 5297 [1] (2014). Это самый маленький город Московской области.

Город расположен на правом берегу Протвы (бассейн Оки), в 95 км к юго-западу от Москвы, в 27 км к югу от железнодорожной станции Дорохово и в 22 км к югу от железнодорожной станции Можайск.

Как оно было ? Верея впервые упоминается в 1371 году в связи с походом на Москву литовского князя Ольгерда. В конце 14 века создаётся укреплённое городище с валами и деревянной крепостью, которое сохраняло своё оборонное значение до 17 века. В 1408 город был разграблен татарами Едегея. В 1379—1432 Верея входила в состав Можайского княжества, а в1432—1486 была центром Верейского княжества, в 1445 — разорена литовцами Казимира. В 1486 год Верея вошла в состав Великого княжества Московского, а в 1519—1567— находилась в составе Старицкого удельного княжества. В 1567 окончательно присоединена к России. В середине 16 века к северо-востоку от города в Красной слободе на высоком берегу Протвы был основан Спасский монастырь, просуществовавший до 1764. В Г1610—1611 польско-литовские войска несколько раз разоряли Верею, после чего город долго оставался в запустении. В 17 веке Верея из города-крепости постепенно превращается в торгово-ремесленный центр.

Как оно было ?

Верея впервые упоминается в 1371 году в связи с походом на Москву литовского князя Ольгерда. В конце 14 века создаётся укреплённое городище с валами и деревянной крепостью, которое сохраняло своё оборонное значение до 17 века. В 1408 город был разграблен татарами Едегея. В 1379—1432 Верея входила в состав Можайского княжества, а в1432—1486 была центром Верейского княжества, в 1445 — разорена литовцами Казимира. В 1486 год Верея вошла в состав Великого княжества Московского, а в 1519—1567— находилась в составе Старицкого удельного княжества. В 1567 окончательно присоединена к России.

В середине 16 века к северо-востоку от города в Красной слободе на высоком берегу Протвы был основан Спасский монастырь, просуществовавший до 1764. В Г1610—1611 польско-литовские войска несколько раз разоряли Верею, после чего город долго оставался в запустении. В 17 веке Верея из города-крепости постепенно превращается в торгово-ремесленный центр.

Большая средневековая история  маленького городка  14 век Впервые официально город Верея упомянут в Пискаревской летописи 1371 года, когда войско князя литовского Ольгерда шла на Москву. Не сумев завоевать Москву, литовцы захватили близлежащие города, включая Верею, входившую тогда в Рязанское княжество. Десятилетие спустя есть еще одно документальное упоминание о Верее. Достоверный старинный документ тех времен – договор князя Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом, гласит, что с 1382 года Верея становится частью Московского великого княжества.  Именно тогда в конце 14 века создается фортпост - Верейский Кремль, крепость с земляными валами и деревянными постройками, сохранившее оборонное значение до 17 века. После смерти Дмитрия Донского в 1389 году Верея становится волостью Можайского княжества. И сохраняет это положение до 1432 года.  Облик города и строительство: Возводятся земляные валы Верейского Кремля, где располагаются княжеские терема и небольшая церквушка. Все строится деревом. Центр города представляет из себя крепость.  

Большая средневековая история маленького городка

14 век

Впервые официально город Верея упомянут в Пискаревской летописи 1371 года, когда войско князя литовского Ольгерда шла на Москву. Не сумев завоевать Москву, литовцы захватили близлежащие города, включая Верею, входившую тогда в Рязанское княжество.

Десятилетие спустя есть еще одно документальное упоминание о Верее. Достоверный старинный документ тех времен – договор князя Дмитрия Донского с рязанским князем Олегом, гласит, что с 1382 года Верея становится частью Московского великого княжества. 

Именно тогда в конце 14 века создается фортпост - Верейский Кремль, крепость с земляными валами и деревянными постройками, сохранившее оборонное значение до 17 века. После смерти Дмитрия Донского в 1389 году Верея становится волостью Можайского княжества. И сохраняет это положение до 1432 года. 

Облик города и строительство:

Возводятся земляные валы Верейского Кремля, где располагаются княжеские терема и небольшая церквушка. Все строится деревом. Центр города представляет из себя крепость.

 

15 век

В 1408 году монгольский хан Эдигей, ставленник знаменитого Тамерлана, приходит на земли верейские. Город Верея и близлежащие поселения жестоко разоряются. Часть населения пленена, часть остается без крова.

 

После нашествия монгол, Верея достаточно быстро восстанавливается и в 1432 году становится центром Верейского княжества и сохраняет за собой это положение вплоть до 1486 года. Именно в этот период город Верея приобретает самостоятельность и важное оборонное значение. Появляется Верейский монетный двор с правом чеканки собственной монеты. На серебренных монетах было несколько изображений: на одних – князь на престоле с мечом, на других – всадник, скачущий с поднятой саблей, а на третьих – всадник, пронзающий копьем змею. 

Верейский князь Михаил Андреевич женит своего сына Василия на племяннице жены Ивана III – византийской принцессе Марии Палеолог, которая впоследствии становится верейской княгиней. 

В 1445 году Верейское княжество снова подвергается нападению литовцев, которые разоряют город. Неприятеля верейцы разбивают, и княжество продолжает существовать вплоть до смерти князя Михаила Андреевича.  

После его смерти в 1487 года Верея становится удельным княжеством в Московском государстве и подчинялось князю – Иоанну III, который ликвидирует феодальную раздробленность и создает единое Московское государство.

 

16 век В начале 16 века Иоанн III передает Верею и другие земли младшему сыну – Андрею. Верею он посещал заездами, его основной резиденцией был старинный город Старица. Так с 1519 по 1567 года Верея находится в составе Старицкого удельного княжества. После немилости царя Иоанна III, князя Андрея казнили, а удел, включая Верею, передали его сыну Владимиру Андреевичу. Князь Владимир Старицкий служил верой и правдой Иоанну IV, известному в народе как «Грозный».  В сохранившихся летописях по приглашению Владимира, Иван Грозный жил в Верее в 1563 году и в Вышгороде в 1564 году, занимался соколиной охотой и пировал. Видимо, Иоанну IV приглянулась наша природа, и в 1567 году он выменял Верею и несколько городов. С 1567 года Верея вошла в состав Московского княжества.   В 1572 году Верейский удел был завещан старшему сыну Ивана Грозного -  Иоанну, который позднее был убит своим же отцом.

16 век

В начале 16 века Иоанн III передает Верею и другие земли младшему сыну – Андрею. Верею он посещал заездами, его основной резиденцией был старинный город Старица. Так с 1519 по 1567 года Верея находится в составе Старицкого удельного княжества.

После немилости царя Иоанна III, князя Андрея казнили, а удел, включая Верею, передали его сыну Владимиру Андреевичу. Князь Владимир Старицкий служил верой и правдой Иоанну IV, известному в народе как «Грозный». 

В сохранившихся летописях по приглашению Владимира, Иван Грозный жил в Верее в 1563 году и в Вышгороде в 1564 году, занимался соколиной охотой и пировал. Видимо, Иоанну IV приглянулась наша природа, и в 1567 году он выменял Верею и несколько городов. С 1567 года Верея вошла в состав Московского княжества.  

В 1572 году Верейский удел был завещан старшему сыну Ивана Грозного -  Иоанну, который позднее был убит своим же отцом.

В 16 веке Верея делилась на такие социальные группы населения, как: князья, бояре, духовенство, служивые, посадские и селяне. Верейский народ занимался различным ремесленным мастерством: кузнечным, гончарным, портняжным, плотническим и кузнечным делами. Закладывается огородничество и садоводство, взращивали рожь и овес. Всеми сельскохозяйственными продуктами начинают торговать за пределами города. 

Облик города и строительство:

Именно в 16 веке был заложен современный облик города, где центральная часть города – Кремль с княжескими палатами и монетным двором. Через ров от Городища (на месте здания Администрации) находилась торговище, где располагались торговые лавки. От торговой площади лучами расходились две главные и старейшие улицы – дорога на Медынь, которая называлась Посад (ныне ул. Павлова), и дорога на Можайск вдоль высокого берега Протвы. Эти две улицы пересекали 6 проулков. За соборным оврагом было две слободы – Пречистенская и Бутырская, через которых была дорога на Москву. Также была и Зареченская слобода.  

В 1552 году на Городище был заложен Рождественский собор. Где-то в этот же период к северо-востоку от центра города в Красной слободе на высоком берегу Протвы начали строительство деревянной церкви Спасского монастыря, ныне известного как Входноиерусалимская церковь.

 

  17 век

В начале века крестьянские волнения на Руси вылились в крестьянскую войну под предводительством Болотникова И.И. В летописи 1606 года пишут, что Верея была взята одним из отрядов повстанцев и более того примкнула к восстанию. 

В 1608 году в городе расположился гарнизон польского гетмана Жолкевского. Отступая, оккупанты сожгли город. 

В 1610-1611 года Верея подверглась новому разорению польскими отрядами королевича Владислава, претендовавшего на русский престол. После отступления поляков Верейский уезд был опустошен. Более того поляки сожгли все деревянные постройки Верейского Кремля и разрушили церкви. Жители бросили свои дома и город, и пошли по миру.   

Только к середине 17 века Верея начинает возрождаться из пепла. Возвращавшимся людям в Верейский уезд даровали грамоты, дающие на несколько лет не платить подати. 

Этими мерами численность жителей увеличивается, не смотря на то, что в 1654 году немало жителей погибло от эпидемии чумы. 

Во 2-ой половине 17 века царь Алексей Михайлович щедро пожаловал земли Верейского уезда своим придворным. Так, на территории уезда начинают строиться первые усадьбы и восстанавливаться храмы.

  К концу века из города-крепости Верея постепенно превращается в торгово-ремесленный центр. Прежде всего, город поставлял в Москву лук, чеснок, орехи и конопляное масло.    К концу 17 века столичные веяния проникают в жизнь Верейского уезда. Заканчивается период средневековой истории, и Верейский уезд вступает в эпоху нового времени. Облик города и строительство: Как было положено в те времена, Верея имела укрепленную часть города – Городище (Верейский Кремль) и открытую - посад. В Верейском Кремле начинают восстановление земляной осыпи, теремов и Христорождественской церкви. А в посаде расположились слободы: Егорьевская, Ильинская, Цареконстантиновская, Козьмодемианская, Пречистинская.   

  К концу века из города-крепости Верея постепенно превращается в торгово-ремесленный центр. Прежде всего, город поставлял в Москву лук, чеснок, орехи и конопляное масло. 

  К концу 17 века столичные веяния проникают в жизнь Верейского уезда. Заканчивается период средневековой истории, и Верейский уезд вступает в эпоху нового времени.

Облик города и строительство:

Как было положено в те времена, Верея имела укрепленную часть города – Городище (Верейский Кремль) и открытую - посад. В Верейском Кремле начинают восстановление земляной осыпи, теремов и Христорождественской церкви. А в посаде расположились слободы: Егорьевская, Ильинская, Цареконстантиновская, Козьмодемианская, Пречистинская.   

Расцвет Вереи приходится на 18 век, когда город становится крупным центром ремесла и торговли. Верейские купцы заключали торговые сделки в разных городах Западной Европы. «Ремесло в сем городе кожевенное, сыромятное, сапожное, кузнечное и в лучшей доброте вяжут сети и невода, чем сей город пред прочими в России и славится». В городе активно ведётся каменное и деревянное строительство. С 1782 Верея — уездный город Московской губерни, к концу столетия по числу жителей ставший одним из самых крупных уездных городов губернии. Город получает регулярную планировку, сохранившуюся до сих пор: основная часть города — прямоугольную, а Заречье — радиально-кольцевую. Верейский воевода Ф . А . Полунин составил «Географический лексикон Российской империи», изданный в 1773, а также перевёл на русский некоторые произведения Вольтера.

Расцвет Вереи приходится на 18 век, когда город становится крупным центром ремесла и торговли. Верейские купцы заключали торговые сделки в разных городах Западной Европы. «Ремесло в сем городе кожевенное, сыромятное, сапожное, кузнечное и в лучшей доброте вяжут сети и невода, чем сей город пред прочими в России и славится». В городе активно ведётся каменное и деревянное строительство.

С 1782 Верея — уездный город Московской губерни, к концу столетия по числу жителей ставший одним из самых крупных уездных городов губернии. Город получает регулярную планировку, сохранившуюся до сих пор: основная часть города — прямоугольную, а Заречье — радиально-кольцевую. Верейский воевода Ф . А . Полунин составил «Географический лексикон Российской империи», изданный в 1773, а также перевёл на русский некоторые произведения Вольтера.

«Проектированный» план города Верея 1784 года

«Проектированный» план города Верея 1784 года

Битва с французами 1812 года В конце сентября 1812 года после захвата Москвы французское командование (силами сапёрного подразделения) построило в Верее, в старорусской земляной крепости, укрепления (полисад, ворота, инженерные заграждения и др.) и разместило там батальон для защиты Смоленской дороги с востока и юга. Для создания угрозы тылу и коммуникациям лоскутной, так называемой «Великой армии», М.И.Кутузов приказал генералу И.С.Дорохову разбить вражеский гарнизон и уничтожить укрепления. В ночь с 28 на 29 сентября (11октября) войска (армейский партизанский отряд) Шефа Изюмского гусарского полка генерал-майора и кавалера И. С. Дорохова при помощи местных жителей, фактически с марша от Боровска, неожиданным и решительным штурмом, с минимальными для себя потерями, в 05 час. 30 мин., выбили из Вереи наполеоновские войска (вестфальский батальон из корпуса генерала Андоша Жюно), сравняв их укрепления в городе и старой крепости с землёй.

Битва с французами 1812 года

В конце сентября 1812 года после захвата Москвы французское командование (силами сапёрного подразделения) построило в Верее, в старорусской земляной крепости, укрепления (полисад, ворота, инженерные заграждения и др.) и разместило там батальон для защиты Смоленской дороги с востока и юга. Для создания угрозы тылу и коммуникациям лоскутной, так называемой «Великой армии», М.И.Кутузов приказал генералу И.С.Дорохову разбить вражеский гарнизон и уничтожить укрепления. В ночь с 28 на 29 сентября (11октября) войска (армейский партизанский отряд) Шефа Изюмского гусарского полка генерал-майора и кавалера И. С. Дорохова при помощи местных жителей, фактически с марша от Боровска, неожиданным и решительным штурмом, с минимальными для себя потерями, в 05 час. 30 мин., выбили из Вереи наполеоновские войска (вестфальский батальон из корпуса генерала Андоша Жюно), сравняв их укрепления в городе и старой крепости с землёй.

Пленных и раненых, оказав им медицинскую помощь, отправили в Калугу. Около полудня отбили продвижение к Верее (со стороны Борисова и Можайска) большой колонны вестфальских войск с артиллерией, обратив силы неприятеля к ретираде. Запасы хлеба, более 500 неприятельских ружей раздали местным крестьянам, организованным верейским священником протоиереем о. Иоанном (Иваном Никифоровичем Скобеевым). Однако через некоторое время Верея снова оказалась в зоне военных действий. 13 (25 октября) отступающая армия Наполеона после сражения под Малоярославцем была вынуждена повернуть на север и вскоре прошла через Верею, где во время короткой остановки Наполеон встретился с отрядом маршала Мортье. Уходя из Вереи, французы сожгли город.

Пленных и раненых, оказав им медицинскую помощь, отправили в Калугу. Около полудня отбили продвижение к Верее (со стороны Борисова и Можайска) большой колонны вестфальских войск с артиллерией, обратив силы неприятеля к ретираде. Запасы хлеба, более 500 неприятельских ружей раздали местным крестьянам, организованным верейским священником протоиереем о. Иоанном (Иваном Никифоровичем Скобеевым).

Однако через некоторое время Верея снова оказалась в зоне военных действий. 13 (25 октября) отступающая армия Наполеона после сражения под Малоярославцем была вынуждена повернуть на север и вскоре прошла через Верею, где во время короткой остановки Наполеон встретился с отрядом маршала Мортье. Уходя из Вереи, французы сожгли город.

Конец 19-го начало 20-го веков В 19 века Верея постепенно утрачивает своё торговое значение и во второй половине столетия, оставшись в стороне от железных дорог, превращается в небольшой уездный город. Жители занимались торговлей, садоводством и огородничеством. В городе была старообрядческая община поповцев (продолжает действовать до настоящего времени). В 1865 на территории верейского городища проводились археологические раскопки. В конце 19 века около Вереи обнаружили минеральные источники, а также отложения известняка. В 1929 году Верея стала центром Верейского района . В 1930-е гг. в окрестностях Вереи возникают дома отдыха и пионерские лагеря. В конце 1930-х гг. в Верее работали овоще-сушильный, молочный и кирпичный заводы.

Конец 19-го начало 20-го веков

В 19 века Верея постепенно утрачивает своё торговое значение и во второй половине столетия, оставшись в стороне от железных дорог, превращается в небольшой уездный город. Жители занимались торговлей, садоводством и огородничеством. В городе была старообрядческая община поповцев (продолжает действовать до настоящего времени). В 1865 на территории верейского городища проводились археологические раскопки. В конце 19 века около Вереи обнаружили минеральные источники, а также отложения известняка. В 1929 году Верея стала центром Верейского района . В 1930-е гг. в окрестностях Вереи возникают дома отдыха и пионерские лагеря. В конце 1930-х гг. в Верее работали овоще-сушильный, молочный и кирпичный заводы.

. За время оккупации немцами были схвачены и расстреляны пять комсомольцев. Немецкое командование превратило Верею в узел обороны. 19 января 1942 года в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции войска 222 стрелковой дивизии 33-й армии Западного фронта освободили Верею. Именем командующего генерала Ефремова названа одна из улиц города. " width="640"

ВОВ(1941-1942 гг.)

Во время Великой Отечественной Войны  с приближением немецких войск к Москве в июле-октябре 1941 в окрестностях Вереи создаётся Можайская линия обороны. 18октября 1941 в ходе наступления на Москву по плану «Тайфун» в город вступили части 20 армейского корпуса 4 армии группы армии . За время оккупации немцами были схвачены и расстреляны пять комсомольцев. Немецкое командование превратило Верею в узел обороны. 19 января 1942 года в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции войска 222 стрелковой дивизии 33-й армии Западного фронта освободили Верею. Именем командующего генерала Ефремова названа одна из улиц города.

Вторая половина 20 ВЕКА В1946-1947 годах группа археологов Исторического музея проводила раскопки на территории верейского городища. С 1954 в городе работала швейная фабрика. В 1959 в результате укрупнения районов был упразднён Верейский район, и часть его с городом Верея передана в Наро-Фоминский район.

Вторая половина 20 ВЕКА

В1946-1947 годах группа археологов Исторического музея проводила раскопки на территории верейского городища. С 1954 в городе работала швейная фабрика. В 1959 в результате укрупнения районов был упразднён Верейский район, и часть его с городом Верея передана в Наро-Фоминский район.

ВОИНСКИЕ ПАМЯТНИКИ Памятник И.С. Дорохову В подклете трапезной Рождественского собора похоронен Шеф Изюмского гусарского полка и начальник армейского партизанского отряда Иван Семёнович Дорохов (1762—1815) — генерал-лейтенант и кавалер, герой Отечественной войны 1812 года, освободивший город; в городе имеется памятник славному генералу. Этот памятник, созданный в 1913 ваятелем, командиром Сумского гусарского полка полковником Александром Федоровичем Рахманиновым (Род дворян Рахманиновых — харьковская ветвь), был умышленно разрушен в 1918 (тогда же была разграблена могила) и восстановлен (частично, только ростовая бронзовая фигура) в 1957 скульптором профессором Сергеем Семеновичем Алёшиным.

ВОИНСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Памятник И.С. Дорохову

В подклете трапезной Рождественского собора похоронен Шеф Изюмского гусарского полка и начальник армейского партизанского отряда Иван Семёнович Дорохов (1762—1815) — генерал-лейтенант и кавалер, герой Отечественной войны 1812 года, освободивший город; в городе имеется памятник славному генералу. Этот памятник, созданный в 1913 ваятелем, командиром Сумского гусарского полка полковником Александром Федоровичем Рахманиновым (Род дворян Рахманиновых — харьковская ветвь), был умышленно разрушен в 1918 (тогда же была разграблена могила) и восстановлен (частично, только ростовая бронзовая фигура) в 1957 скульптором профессором Сергеем Семеновичем Алёшиным.

Памятник (часовня) погибшим во время Великой Отечественной войны — на земляном валу и в сквере памяти

Памятник (часовня) погибшим во время Великой Отечественной войны — на земляном валу и в сквере памяти

Так же в Верее есть много церквей и храмов. Вот история некоторых из них.

Так же в Верее есть много церквей и храмов. Вот история некоторых из них.

Церковь Константина и Елены.  Церковь Равноапостольного императора Константина и его матери Елены Константинопольской

Церковь Константина и Елены. Церковь Равноапостольного императора Константина и его матери Елены Константинопольской

Каменный храм в том виде, в котором он сохранился до наших дней, был построен в 1798 году. С приходом в Верею Советской власти во время кампании по изъятию церковных ценностей в пользу Комитета «Помола» из Константино-Еленинской церкви Вереи были изъяты многие церковно-ризничные предметы, в основном из серебра. Изъятие состоялось 22 апреля 1922 г.  На данный момент Храм является действующим и полностью восстановлен.   Церковь святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены на посаде в древнем подмосковном городе Верее известна с  XVI-XVII столетий. В конце XVI столетия в Верее числились 17 православных церквей, из которых только соборная церковь на городище была каменная. В «смутное время» польско-литовской интервенции в начале XVII столетия Верея неоднократно разорялась неприятелями. В 1618 году сын польского короля Сигизмунда III королевич Владислав захватил Верею и дотла сжег город. Все здания посада, в т.ч. и деревянные приходские храмы, были уничтожены и эта часть города оставалась несколько лет без жителей.

Каменный храм в том виде, в котором он сохранился до наших дней, был построен в 1798 году. С приходом в Верею Советской власти во время кампании по изъятию церковных ценностей в пользу Комитета «Помола» из Константино-Еленинской церкви Вереи были изъяты многие церковно-ризничные предметы, в основном из серебра. Изъятие состоялось 22 апреля 1922 г. На данный момент Храм является действующим и полностью восстановлен.

  Церковь святых равноапостольных царя Константина и матери его Елены на посаде в древнем подмосковном городе Верее известна с  XVI-XVII столетий. В конце XVI столетия в Верее числились 17 православных церквей, из которых только соборная церковь на городище была каменная. В «смутное время» польско-литовской интервенции в начале XVII столетия Верея неоднократно разорялась неприятелями. В 1618 году сын польского короля Сигизмунда III королевич Владислав захватил Верею и дотла сжег город. Все здания посада, в т.ч. и деревянные приходские храмы, были уничтожены и эта часть города оставалась несколько лет без жителей.

Источники по истории Царя-Константиновской церкви этого времени очень скудны. Известно, что в пожар 1618 г. храм и причтовые постройки сгорели. Место сгоревшей церкви долгое время оставалось пустым.  Рядом находилось приходское кладбище, на котором продолжали хоронить.

Возобновление Царя-Константиновского деревянного храма в одноименной слободе Вереи   относится ко второй половине XVII века. В период патриаршества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Иоакима (Савелова) в 1686 году жители  верейского посада купцы Евстигней Самойлов и Семен Иванов сотоварищи обратились в Патриархий  Казенный приказ с челобитной. Храмоздатели  просили Святейшего Патриарха дать благословенную грамоту « на новую церковь лес готовить и в том лесу в Верее на посаде на старом церковном месте благоверного царя Константина построить церковь».

В июне 1686 г. деревянный храм на посаде в Верее был построен и  в начале июля того же года по указу Святейшего Патриарха «вновь обложен данью» с дворов причетников «с Попова, Дьячкова, Пономарева да с приходских 20 дворов посадских, да с церковной земли».

 

Святой равноапостольный царь Константин Великий и его мать Елена молитвенные покровители государевых людей и политиков, к ним обращаются за помощью в борьбе с маловерием и ересями, просят вразумить людей, попавших в секты. Они покровители миссионеров и священников, им молятся в бедах и нуждах приходов и храмов.

Святой равноапостольный царь Константин Великий и его мать Елена молитвенные покровители государевых людей и политиков, к ним обращаются за помощью в борьбе с маловерием и ересями, просят вразумить людей, попавших в секты. Они покровители миссионеров и священников, им молятся в бедах и нуждах приходов и храмов.

Спасский монастырь. Церковь Входа Господня в Иерусалим в Красном селе.  Входноиерусалимская церковь   Фото 1998 года   Фото 2005 года Фото 2005 года

Спасский монастырь. Церковь Входа Господня в Иерусалим в Красном селе. Входноиерусалимская церковь

Фото 1998 года

 

Фото 2005 года

Фото 2005 года

Фото 2014 года

Фото 2014 года

Храм на высоком живописном берегу реки Протвы был выстроен в 1667—1679 гг. при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. Храм имеет два уровня. Нижний придел освящен во имя Пресвятой Богородицы, верхний — в честь Входа Господня в Иерусалим. Храм построен из кирпича. Бесстолпный кубический объем храма, поставленный на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. С западной стороны в церковь ведет открытое каменное крыльцо с верхним и нижним рундуками на кувшинообразных столбах. Южное крыльцо разобрано около 1886 г. К северо-западному углу храма примыкает колокольня. Ее гладкий восьмигранный столп с муравлеными изразцами по парапету «звона» завершен каменным шатром, в старину покрытым черепицей. В 1940-х гг. храм был закрыт, частью порушен. Как «памятник архитектуры» частично реставрирован в 1960-х гг. Восстановлены тесовые кровли и покрытие глав лемехом. В 2000 г. церковь передана православной общине.

Храм на высоком живописном берегу реки Протвы был выстроен в 1667—1679 гг. при Патриархе Иоакиме. Изначально он имел статус собора Спасского монастыря. Храм имеет два уровня. Нижний придел освящен во имя Пресвятой Богородицы, верхний — в честь Входа Господня в Иерусалим.

Храм построен из кирпича. Бесстолпный кубический объем храма, поставленный на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. С западной стороны в церковь ведет открытое каменное крыльцо с верхним и нижним рундуками на кувшинообразных столбах. Южное крыльцо разобрано около 1886 г. К северо-западному углу храма примыкает колокольня. Ее гладкий восьмигранный столп с муравлеными изразцами по парапету «звона» завершен каменным шатром, в старину покрытым черепицей. В 1940-х гг. храм был закрыт, частью порушен. Как «памятник архитектуры» частично реставрирован в 1960-х гг. Восстановлены тесовые кровли и покрытие глав лемехом. В 2000 г. церковь передана православной общине.

Белокаменный Собор Рождества Христова ,

Белокаменный Собор Рождества Христова ,

Собор Рождества, выстроенный князем Владимиром Андреевичем Старицким, находится в центре кремлевского холма. Датой основания собора считается 1552 год. Прах генерала Дорохова, освободившего Верею в 1812 году, хранится в подклете трапезной собора. Главными святынями храма являются частицы мощей священномученика. Иллариона Верейского и преп. Варнавы Гефсиманского, а также икона святой великомученика. Параскевы Пятницы. До 16 века Собор Рождества Христова был деревянным. Собор Рождества Христова, построенный Старицкими, довольно не типичная постройка для Москвы XVI века. Связано это с упоминанием «полатей» в пределах, что являлось признаком аристократического владения. В 1730 годах Собор в Верее был капитально перестроен, сохранились своды храма, всё остальное претерпело существенные изменения. Вторая перестройка произошла в 1802 году: была воздвигнута Колокольня, на которую был поднят самый большой колокол во всей округе. После 1812 года были перестроен иконостас, сохранились нижние резные двери.

Собор Рождества, выстроенный князем Владимиром Андреевичем Старицким, находится в центре кремлевского холма. Датой основания собора считается 1552 год. Прах генерала Дорохова, освободившего Верею в 1812 году, хранится в подклете трапезной собора. Главными святынями храма являются частицы мощей священномученика. Иллариона Верейского и преп. Варнавы Гефсиманского, а также икона святой великомученика. Параскевы Пятницы.

До 16 века Собор Рождества Христова был деревянным. Собор Рождества Христова, построенный Старицкими, довольно не типичная постройка для Москвы XVI века. Связано это с упоминанием «полатей» в пределах, что являлось признаком аристократического владения.

В 1730 годах Собор в Верее был капитально перестроен, сохранились своды храма, всё остальное претерпело существенные изменения. Вторая перестройка произошла в 1802 году: была воздвигнута Колокольня, на которую был поднят самый большой колокол во всей округе. После 1812 года были перестроен иконостас, сохранились нижние резные двери.

Также известно, что в алтарной части под жертвенником храма, существовал подземный ход к Протве, замурованный позже после 1812 года.  Генерал Дорохов, освободивший город от французов, был погребён в трапезной части нижнего храма 1815 году. В 30-х годах 20 века могила генерала разграблена, а прах осквернён. До революции в Соборе Рождества Христова в нижнем храме сохранялись резные царские врата резной работы, пережившие до этого все реконструкции. В 1999 году была образована приходская община, начались работы по восстановлению храма. 26 декабря 2000 года состоялось первое торжественное богослужение, тогда же были перезахоронены останки генерала И.С. Дорохова. 12 января 2003 года прошло празднование 450-летия Собора. В настоящее время храм открыт для посещений каждый день до 15 часов, ведутся реставрационные работы, по субботам проходит вечернее богослужение.

Также известно, что в алтарной части под жертвенником храма, существовал подземный ход к Протве, замурованный позже после 1812 года. Генерал Дорохов, освободивший город от французов, был погребён в трапезной части нижнего храма 1815 году. В 30-х годах 20 века могила генерала разграблена, а прах осквернён. До революции в Соборе Рождества Христова в нижнем храме сохранялись резные царские врата резной работы, пережившие до этого все реконструкции.

В 1999 году была образована приходская община, начались работы по восстановлению храма. 26 декабря 2000 года состоялось первое торжественное богослужение, тогда же были перезахоронены останки генерала И.С. Дорохова. 12 января 2003 года прошло празднование 450-летия Собора. В настоящее время храм открыт для посещений каждый день до 15 часов, ведутся реставрационные работы, по субботам проходит вечернее богослужение.

Богоявленская церковь с приделом в честь Космы и Домиана

Богоявленская церковь с приделом в честь Космы и Домиана

Богоявленская церковь с приделом в честь Космы и Домиана  находится в заречье. Первая деревянная церковь была построена около 1673 года, однако в 1777 году усилиями купцов Седельниковых на её месте была воздвигнута кирпичная церковь. Символичным является тот факт, что церковь в честь Богоявления, построена фактически у воды – реки Протвы.  Одной из традиций стало в Крещенскую ночь проводить обряд водосвятия с крестным ходом на берегу реки. Особо почитаема в храме кона адмирала Ушакова.  Для посетителей храм открыт в выходные во время богослужений

Богоявленская церковь с приделом в честь Космы и Домиана  находится в заречье. Первая деревянная церковь была построена около 1673 года, однако в 1777 году усилиями купцов Седельниковых на её месте была воздвигнута кирпичная церковь. Символичным является тот факт, что церковь в честь Богоявления, построена фактически у воды – реки Протвы. Одной из традиций стало в Крещенскую ночь проводить обряд водосвятия с крестным ходом на берегу реки. Особо почитаема в храме кона адмирала Ушакова. Для посетителей храм открыт в выходные во время богослужений

Ильинская церковь

Ильинская церковь

Ильинская церковь , расположенная на Больничной улице, особо почитаема и любима местными жителями. Белокаменный храм был построен в 1722 году и претерпел капитальную перестройку в 1803 г. Первые упоминания о церкви относятся к 1629 году. В начале 18 века церковь славилась богатыми иконостасами, иконами и фресками.

История церкви тесно связана с именем московского священника Алексея Мечева, состоявшего в дружеских отношениях с настоятелем храма. Отец Алексей неоднократно приезжал в Верею летом на отдых и совершал в Ильинском храме богослужения.

Первая попытка закрыть церковь в 1932 году оказалась неудачной, спустя пять лет настоятель храма отец Пётр Пушкинский был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, и церковь была закрыта. После Великой Отечественной Ильинская церковь была вновь открыта и восстановлена усилиями прихожан.

Особо почитаемы в храме икона с частицей мощей архиепископа Верейского Иллариона (священномученика), прихожане чтут икону настоятеля храма священномученика Петра Пушкинского. В храме сохранились интерьеры конца 19 – начала 20 века, имеется библиотека.

В последние годы территория храма благоустраивается, проведены коммуникации, заасфальтирована дорога к храму, обновлены купола.

Храм открыт для посещений в выходные дни во время богослужений.

Старообрядческая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы  

Старообрядческая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы  

В самом центре Вереи расположена старообрядческая церковь, построенная в 1816 году, в честь Покрова Пресвятой Богородицы (улица 2-я Советская). Известно, что в XIX веке Верея являлась одним из центров старообрядчества. По состоянию на 1902 год Уезд насчитывал 59015 православных и 2349 старообрядцев. Зосима Верховский отказался от идеи строительства монастыря в Верее, опасаясь влияния раскольников-старообрядцев на монашество. Когда После Петра I в 18-19 веках, гонения на раскольников поутихли, им было разрешено молиться в небольших часовнях, поэтому старообрядческие общины строили маленькие церкви, одной из которых и стала одноэтажная с колоколенкой кирпичная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 30 октября 1916 году община отпраздновала 100-летие храма и 25-летие служения в нём Лабзина Стефана Федоровича. Интерьеры храма-часовни особых изменений не претерпели, так как церковь практически не переставала действовать. Посещение храма возможно в выходные дни и в дни праздничных богослужений.

В самом центре Вереи расположена старообрядческая церковь, построенная в 1816 году, в честь Покрова Пресвятой Богородицы (улица 2-я Советская). Известно, что в XIX веке Верея являлась одним из центров старообрядчества. По состоянию на 1902 год Уезд насчитывал 59015 православных и 2349 старообрядцев. Зосима Верховский отказался от идеи строительства монастыря в Верее, опасаясь влияния раскольников-старообрядцев на монашество.

Когда После Петра I в 18-19 веках, гонения на раскольников поутихли, им было разрешено молиться в небольших часовнях, поэтому старообрядческие общины строили маленькие церкви, одной из которых и стала одноэтажная с колоколенкой кирпичная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

30 октября 1916 году община отпраздновала 100-летие храма и 25-летие служения в нём Лабзина Стефана Федоровича. Интерьеры храма-часовни особых изменений не претерпели, так как церковь практически не переставала действовать. Посещение храма возможно в выходные дни и в дни праздничных богослужений.

На площади Советской находится часовня в честь Святой Параскевы. Главной святыней часовни является старинная резная икона 16 века св. великомученицы Параскевы, до революции покоившаяся в селе Набережная слобода (к югу от Вереи) в Успенском храме. После закрытия храма икона передана в Ильинскую церковь. В данный момент икона хранится в восстановленной часовне. Время посещения часовни – ежедневно до 15 часов.

На площади Советской находится часовня в честь Святой Параскевы. Главной святыней часовни является старинная резная икона 16 века св. великомученицы Параскевы, до революции покоившаяся в селе Набережная слобода (к югу от Вереи) в Успенском храме. После закрытия храма икона передана в Ильинскую церковь. В данный момент икона хранится в восстановленной часовне.

Время посещения часовни – ежедневно до 15 часов.

В пансионате «Акварели» расположена часовня иконы Божией Матери «Нечаянная радость». На базе 4-звёздночного пансионата можно остановиться и перекусить в баре. Телефон: 8(49634)67-009. Добираться до пансионата (если нет личного автотранспорта) только на такси. Пансионат находится на окраине города.

В пансионате «Акварели» расположена часовня иконы Божией Матери «Нечаянная радость». На базе 4-звёздночного пансионата можно остановиться и перекусить в баре. Телефон: 8(49634)67-009. Добираться до пансионата (если нет личного автотранспорта) только на такси. Пансионат находится на окраине города.