Творческий проект
по нравственно- патриотическому воспитанию для старших дошкольников
«Навстречу Дню Победы».
Подготовила:
музыкальный руководитель
Бабакишиева Елена Владимировна.
Г. Каменск –Уральский.
1.Актуальность проекта.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем. Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальная значимость такого качества как «гражданское самосознание» в обществе возрастает, а в полной мере эффективные и систематизированные средства, способствующие повышению результативности воспитательного процесса по этому вопросу, отсутствуют. Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг нашего народа, без которого не было бы ни нас с вами, ни России. Для воспитания патриотических чувств подрастающего поколения очень важно, чтобы и окружающие взрослые, участвующие в создании социальной ситуации развития, учили детей любить родные места. Эта линия взаимодействия с детьми должна присутствовать во всех моментах взаимодействия педагогов с детьми. Потому что в самом начале жизненного пути, когда закладывается фундамент личности ребёнка, это должно стать предпосылкой формирования важных человеческих качеств высоконравственной гармоничной личности В связи с этим перед нами - педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных технологий. Поэтому передо мной возникло много вопросов: какие формы и методы избрать для воспитания детей как сознательных личностей, как я смогу научить их ценить, понимать и знать всё то, что нас окружает. При этом всегда помнить и учитывать, что шестым принципом дошкольного образования ФГОС является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Создание проекта «День Победы» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, постепенное формирование любви к своей Родине и близким. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны.
2.Паспорт проекта:
Вид проекта: творческо-информационный, интегрированный, коллективный, краткосрочный.
Руководители проекта: музыкальный руководитель;
Состав участников проекта: воспитатели и дети старшей, подготовительной к школе групп и группы с ТНР. родители.
Срок реализации проекта: с апреля по май
Продолжительность проекта: четыре недели.
Цель проекта: развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне, воспитание чувства патриотизма через ознакомление детей с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Задачи проекта
Обучающие: - Обогащать речевой запас детей на основе углубления представления о событиях Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. - Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, прослушивать песни, стихи о Родине.
Воспитательные: - Развивать любознательность, расширять кругозор. - Воспитание чувства любви и патриотизма к Родине, интереса к её героическому прошлому. - Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания - Формировать у дошкольников положительное отношение к славным защитникам нашей Родины. - Обогащение духовного мира детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Коррекционные: - Развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.
Ожидаемый результат (для всех участников проекта)
На уровне ребенка:
* Расширится представление детей о подвигах советского народа, о защитниках отечества и героях Великой Отечественной войны;
* Проявление чувства гордости за стойкость и самоотверженность советского народа в период Великой Отечественной войны;
* Сформируется внимательное и уважительное отношение у дошкольников к ветеранам и пожилым людям, желание оказывать им посильную помощь
. * Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.
На уровне педагога:
* Повысится качество методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
* Повысится уровень ответственности педагогов за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне родителей воспитанников:
* Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств, гражданской позиции.
На уровне педагогических технологий:
* Обогащение методов, приемов, средств и форм патриотического воспитания дошкольников.
На уровне предметно-пространственной среды:
* Создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
Интеграция образовательных областей в процессе реализации проекта: Познавательное развитие, речевое, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
I этап -подготовка к внедрению проекта:
Изучить научно-методическую литературу.
Подобрать детскую художественную литературу, иллюстративный материал, видеофильмы о войне.
Пополнить предметно-пространственную развивающую среду: дидактические игры: «Боевые награды», «Посылка на фронт», «Военные профессии», «Военная техника» и др.
Изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
Создать и оформить тематические папки.
Составить примерный перспективный план мероприятий.
Подобрать музыкальный репертуар.
II этап - реализация проекта:
Примерный перспективный план организованной образовательной деятельности
Познавательное развитие:
Просмотр иллюстраций с изображением памятников ВОВ, иллюстраций о войне.
Рассматривание альбома «Дети - герои войны».
Рассматривание альбома ордена и медали ВОВ. Знакомство с военной техникой.
Речевое развитие: -
Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе.
- Чтение художественной литературы на военную тему.
- Заучивание стихотворений на военную тему.
- Прослушивание стихов о войне, конкурс чтецов "Говорим стихами о войне";
Художественно-эстетическое развитие:
- Изготовление голубков Мира в старших и подготовительных к школе группах;
- Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений. - Прослушивание фронтовых песен: «Бьётся в тесной землянке огонь», «Катюша», «Эх, дороги», «Эх, путь-дорожка фронтовая».
- Разучивание песен: «С дедом на парад», «Начинается парад», «Эх, катюша»,
Разучивание танцев: «Журавли», «Матросский танец», танцевальная композиция «Белый, синий, красный».
- Социально-коммуникативное развитие:
- Сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Госпиталь». - Коммуникативные игры: «Поводырь», «Медицинские сестры», «Перенести раненого», «Донесение», «Свари фронтовой суп». -».
Физическое развитие: - Эстафета «Полоса препятствий». - Подвижная игра «Салют на параде».
III этап – - Итоговое мероприятие - праздник «День Победы» 7 мая2024 года и проведение Акции «Бессмертный полк» совместно с родителями и приглашенными ветеранами на территории детского сада.
Поэтапная совместная деятельность по решению задач проекта
№ | Этапы | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Погружение в проект. | 1. Определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации: педагогическая диагностика, анализ предметно-развивающей среды, изучение литературы (журналы, книги, Интернет), подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических игр. Подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр, подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей. 2. Побуждение интереса детей и родителей к предстоящей деятельности: проблемная ситуация «Что мы можем рассказать детям о ВОВ?». 3. Введение в проблему: рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ. Беседа «Что такое война и что такое День Победы». | Первая неделя |
2. | Планирование деятельности | 1.Организация деятельности детей 2. Организация деятельности родителей: оформление подборки рассказов «Детям о войне»; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды | Вторая неделя |
3. | Осуществление деятельности по решению проблемы | Знакомство с историей города, области и страны в годы ВОВ опирается на наглядный материал, представленный в форме иллюстраций в альбомах. На данном этапе работа ведётся в следующих направлениях: 1. Создание предметно-развивающей среды: *изготовление атрибутов, деталей костюмов (пилотки, платочки и т.д.); *изготовление Голубка Мира, открыток; *выставка детского творчества. 2.Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка: *беседы о ВОВ с просмотром презентаций; *рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети – герои войны»; *чтение художественной литературы о ВОВ; *слушание песен военных лет и песен о войне; 3) Работа по обогащению игрового опыта ребёнка: *дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?», «Кто шагает на параде?»; *коммуникативные игры «Поводырь», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»; подвижные игры: «Шагаем на параде», «Полоса препятствий»; сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Госпиталь», «Парад» | Третья неделя |
4. | Презентация результатов | *Выставка детского творчества; *Конкурс чтецов «Говорим стихами о войне»; *Поздравительные открытки, Голубки Мира; *Итоговое мероприятие – праздник «День Победы». *Акция «Бессмертный полк». *Анализ активности детей в представлении материалов проекта | Четвёртая неделя |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Проект «День Победы» рассчитан на то, чтобы сформировать у детей знания об историческом прошлом Родины, установить историческую преемственность поколений, дать им возможность получить целостное восприятие событий, связанных с Великой Отечественной войной. Реализация проекта позволяет не просто повысить интерес детей к людям, защищавшим Родину много лет назад, но и способствует формированию подлинно гражданско-патриотической позиции у дошкольников, которая затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны. Россия имеет историю, богатую героическими событиями. Поэтому в перспективе я планирую продолжать работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с героическими страницами истории нашей страны, формировать патриотические чувства, воспитывать любовь к Родине.
Приложения к проекту Сценарий итогового мероприятия – праздника «День Победы»
Праздничный утренник, посвященный Дню победы, 9 мая.
Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества.
- Пропаганда песен военных лет и стихотворений военной тематики.
- Противодействовать попыткам фальсифицировать события Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Сценарий концерта ко Дню Победы
«Наш главный день — Великий День Победы!»
Гости сидят в зале, под музыку входят Ведущие.
1Ведущий:
Здравствуйте, дорогие наши гости! Сегодня мы собрались в нашем зале, чтобы отметить наступающий Великий праздник нашей страны – День Победы.
2Ведущий:
Нет в России семьи, которую бы война обошла стороной. В этот день в каждой семье вспоминают тех, кто остался на полях сражений. И хотя это было 79 лет назад, но мы помним прошлое, свято чтим память героев и стараемся сделать всё, чтобы не повторилось это страшное время.
Под Песню «Славный день победы» заходят дети Подготовительной гр. (Мальчики с флагами, девочки с яблонями делают 2 колонки; на 2 куплет Логопеды с Салютами красного и синего цвета, делают колонку в середине,3куплет старшая гр. Мальчики с флагами, девочки с сиренью, 2колонки по краям), после все дети садятся на стулья.
Ребёнок:
Есть много праздников на свете,
их любят взрослые и дети,
Но вот сегодня - день особенный у нас,
Счастливый день, Великий День Победы.
Её добились прадеды и деды,
и мы о ней расскажем вам сейчас.
Ребёнок:
Зачем нам надо помнить о войне?
Затем, чтоб наши души не остыли,
Чтоб люди мирно на планете жили,
А дети не кричали бы во сне…
Пусть эта память укрепит любовь и веру,
И жизнь заставит больше уважать,
И, следуя священному примеру,
Научит землю, и беречь, и защищать.
1Ведущий:
Июнь, 1941 год! В деревнях успешно закончили посевную, радовались наступающему лету, первому июньскому урожаю.
Такою всё дышало тишиной,
Что вся Земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной,
Всего каких-то пять минут осталось
(Запись песни «Священная война»)
2 Ведущий:
Фашистская страшная сила,
Напала чтоб землю отнять.
Отнять матерей и дедов,
Отцов, сыновей, сестер,
В сердцах запылало горе,
все встали на страшный бой
1Ведущий:
Вставай, народ!
Услышав клич земли,
На фронт солдаты Родины ушли.
2 Ведущий:
Долгих 4 года длилась эта кровопролитная война. Весь наш народ поднялся на борьбу за Родину, каждый защищал свое Отечество. Поэтому эту войну и назвали Великой Отечественной войной.
Ребёнок:
Сядь удобней и послушай,
Расскажу тебе я быль
Про отважную «Катюшу» -
Боевой автомобиль.
Как «Катюша» посылала
Жаркий на врага огонь,
Будто бы предупреждала:
«Землю русскую не тронь!»
И в атаку поднимался
Вслед за залпом батальон,
Он за родину сражался
И громил фашистов он.
И дрожали вражьи души,
Прятались пугливо в тень,
Приближала нам «Катюша»
День победы – славный день!
Песня «Катюша»
(исполняют дети старшей и логопедической групп)
1Ведущий:
Много бед принесла Великая Отечественная война. Почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, умер от ран. Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир на земле, за нашу счастливую жизнь. Прошу всех встать.
Минута молчания (под фонограмму)
2Ведущий:
Священная народная война
Победой завершилась в 45-м,
И отмечает каждый год страна
Великий подвиг нашего солдата.
1 Ведущий:
Украсит небо праздничный салют
Во славу вашей доблести и чести.
Как хорошо, что вы сегодня тут,
Как хорошо, что мы сегодня вместе!
2Ведущий:
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете
Мальчик:
Когда я вырасту большим,
Я стану офицером,
Я маму буду охранять,
Я буду очень смелым.
И пусть не кружат над землёй
Огонь и чёрный ветер,
Я буду маму охранять
И всех людей на свете.
2 Ведущий:
Мальчики подготовительной группы дарят гостям свой замечательный танец.
Танец мальчиков «Морячка».
Ребёнок:
Солнце светит, пахнет хлебом,
Лес шумит, река, трава…
Хорошо под мирным небом
Слышать добрые слова!
Ребёнок:
Хорошо зимой и летом,
В день осенний и весной
Наслаждаться ярким светом,
Звонкой мирной тишиной.
Ребёнок:
С каждым годом всё краше
Дорогие края…
Лучше родины нашей
Нет на свете, друзья!
Ребёнок:
В день радостный, весенний и чудесный
О Родине, о мире наши песни.
Песня «Дружная Россия».
Ребёнок:
Пусть не будет войны никогда,
Не коснется нас больше беда!
В День Победы все песни поют,
В честь Победы сверкает салют!
Ребёнок:
Ярок день с утра, чудесен,
Весь цветами он расцвел,
Слышим мы звучанье песен,
Праздник в город наш пришел!
Всех поздравим этим днем
Для вас сыграем и споем!
Оркестр Ложкарей.
1 Ведущий:
Там, в Берлине, в сорок пятом, после натиска атак
Взвился соколом крылатым высоко победный флаг!
2 Ведущий:
Победа та была нужна, чтоб звонко птицы вновь запели,
Чтобы могла смеяться детвора,
чтоб солнышко светило, травы зеленели!
Ребёнок:
Мы сбережем прекрасный мир,
полученный в наследство.
И никому не отдадим
улыбчивое детство!
Танец с воздушными шарами «Детство –это я и ты»
(Подготовительная группа)
1Ведущий:
Пять сил, пять богатырей преградили путь фашистской орде. Вот эти богатыри: солдат, моряк, лётчик, партизан и труженик тыла.
Ребёнок:
Моя прабабушка не воевала
Она в тылу победу приближала,
У нас в тылу работали заводы
Для фронта делали там танки, самолеты…
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли,
Для самолетов бомбы, ружья для солдат,
И пушки, и, конечно, провиант
В тылу работали в 3 смены,
Танки, самолеты, оружие поставляли,
Носки и варежки солдатам посылали
Письма на фронт писали,
Победу как могли, приближали.
Ребёнок.
Спасибо ветеранам скажем
За жизнь, за детство и весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!
Все хором говорят: «Спасибо».
Песня «Слава героям страны». (Поют Педагоги и дети)
В проигрыш в конце песни дети дарят гостям цветы и подарки.
Ведущий:
Мы приглашаем всех наших гостей, детей, и сотрудников д. с. Принять участие в Акции «Бессмертный полк».