Творческий проект
по окружающему миру
«Животные Нижегородского зоопарка»
Выполнили: учащиеся 2 «А» класса
Классный руководитель: Кошелева С.Р
2018 год
«Животные Нижегородского зоопарка»
Паспорт проекта
Цель проекта: создать странички для классного справочника о животных нижегородского зоопарка; обобщить и систематизировать знания детей о зоопарке; о животных, проживающих в нём.
Обучающие задачи:
уточнить представления детей о животных жарких стран и Севера;
формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания;
расширить представления о том, что такое «Зоопарк», кто в нем живет и кто работает;
познакомить с правилами поведения при наблюдении за животными в зоопарке.
Развивающие задачи:
развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
способствовать овладению приёмам практического взаимодействия с окружающими предметами;
развивать тактильное восприятие детей, зрительную и тактильную память;
развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним;
Интеграция образовательных областей: физическая культура, социализация, безопасность, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество.
Тип проекта: исследовательско-творческий, социальный
Возраст детей: 8-9 лет
Продолжительность: краткосрочный.
Актуальность: Земля – общий дом для всех населяющих ее сегодня людей и тех, кто будет на ней жить, пока существует человечество. Каждый материк, как и каждый океан, есть крупнейший, своеобразный и неповторимый природный комплекс, который в свою очередь, подразделяется на менее крупные ПК – части материка и океана.
Человек, нарушая ритм природы, может уничтожить то, что было создано тысячелетиями. Поэтому он начинает задумываться о будущем и создает зоопарки, памятники природы, национальные парки, заповедники и заказники, цель которых охранять и защищать природу и ее богатства.
«В современном мире, где природные ресурсы иссякают с пугающей быстротой и с лица земли навсегда исчезают многие виды животных, зоопарки и аквариумы должны сосредоточить свои усилия на природоохранном воспитании людей и сохранении видов, особенно тех, которым в диком состоянии грозит вымирание» («Основы зоопарков и аквариумов» под ред. К.Саусман, Западная Виржиния, 1982 г., рус. пер.: Москва, 2007 г.).
«Зоопарки и аквариумы: постоянно действующие и открытые для публики учреждения, содержащие коллекции диких животных в целях поддержки проектов сохранения видов и достигающие этих целей посредством проведения просветительной, информационной и рекреационной работы и участия в научных исследованиях» (Конституция Европейской Ассоциации Зоопарков и Аквариумов (ЕАЗА), 2006 год).
«До последнего времени место зоопарка в мировой иерархии определяло количество демонстрируемых видов животных, что неудивительно, поскольку к моменту возникновения современного типа этих учреждений естественная история еще пребывала в стадии инвентаризации. Сегодня с этой «таксономической гонкой» покончено. Статус зоопарков определяется качеством его экспозиции и других просветительских услуг, результатами размножения животных, его участием в научно-исследовательских и природоохранных программах» («Основы зоопарков и аквариумов» под ред. К.Саусман, Западная Виржиния, 1982 г., рус. пер.: Москва, 2007 г.).
Согласно системе статистики культуры ЮНЕСКО (2009 год) зоологические, ботанические сады и аквариумы относятся к институтам, определяемым как «музеи» (стр.89). Согласно определению ЮНЕСКО, музеи – это «некоммерческие институты, служащие обществу и целям его развития, открытые для публики, приобретающие, хранящие, исследующие, передающие и демонстрирующие материальное и нематериальное наследие человечества и его окружающей среды в целях образования, изучения и развлечения (там же).
«Признание зоопарком «Всемирной природоохранной стратегии зоопарков» является необходимым и абсолютным условием его участия в деятельности Евроазиатской региональной ассоциации зоопарков и аквариумов (ЕАРАЗА)», – из Этического кодекса ЕАРАЗ
Этапы реализации проекта:
1 этап – организационно-ознакомительный
Была разработана карта проекта, определить цель и основные задачи проекта. Определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, определены участники проекта. Итогом 1 этапа стало ознакомление участников проекта с планом, задачами и целями предстоящего мероприятия, сбор информации о животных московского зоопарка.
2 этап – информационный
Здесь началось наполнение информацией:
Проведение бесед на темы: «Нижегородский зоопарк», «Животные красной книги».
Рассматривание страниц из Красной книги.
Выбор животных, для реализации проекта.
3 этап – практико-обобщающий
Это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. Итоговым мероприятием стала выставка проектов «Животные Нижегородского зоопарка». Дети совместно с родителями сделали свои генеалогические древа и презентовали свои работы небольшими рассказами.
Методы и приемы, используемые в проекте
1. Методы, повышающие познавательную активность:
- метод сравнения;
- элементарный анализ;
- метод моделирования и конструирования;
- метод проектной деятельности;
- метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать;
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании;
- беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Выводы:
В результате работы над проектом дети расширили представление о животных, о нравственном отношении к ним. Сформировали представление о Московском зоопарке.
Так же в ходе проекта развивались творческие и исследовательские способности детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи, а также повышению интереса к истории происхождения своей семьи.