СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по теме "Карнавальные маски"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по теме "Карнавальные маски"»

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский педагогический колледж №1 им. А. С. Макаренко»



ПМ. 02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников



Карнавальные маски



Творческий проект

Буцанец Алёна Александровна

Ефимчева Елена Борисовна

Загуляева Ольга Александровна

Остопарченко Екатерина Ивановна

Сандрыкина Виктория Евгеньевна

Специальность 42.02.02

Преподавание в начальных классах

2 курс, 202-2021 группа



Новосибирск, 2022

Паспорт проекта

Название проекта: «Карнавальные маски».

Авторы проекта: Буцанец Алёна Александровна, Ефимчева Елена Борисовна, Загуляева Ольга Александровна, Остопарченко Екатерина Ивановна, Сандрыкина Виктория Евгеньевна.

Методист: Дерябина Наталья Владимировна.

Цель проекта: изготовление карнавальной маски как элемента карнавального костюма и элемента декора дома.

Задачи:

  • изучить историю возникновения карнавальных масок;

  • показать разнообразие карнавальных масок;

  • изучить технологии создания масок;

  • изготовить карнавальную маску.

Тип проекта: творческий.

По предметно – содержательной области: культурологический.

По количеству участников: групповой.

По времени проведения: непродолжительный.

По характеру контактов: в рамках группы.

Форма представления проекта: реферат; буклет; презентация; экземпляр панно из масок; маски.

Источники информации: справочник; интернет; книги рукоделия.

Продукт: панно из карнавальных масок.








Содержание:

1. Актуальность.

2. Гипотеза.

3. Изучение истории карнавальной маски.

4. Разновидности карнавальной маски.

5. Сравнение карнавальных масок.

6. Изготовление продукта.

7. Продукт.

8. Заключение.

9. Список литературы.

Актуальность.

С древних времен люди делали маски, чтобы дать лица тем, кого они не видели, но, все же, верили в их существование. Достаточно надеть маску, изменить голос и человека можно не узнать. За масками люди прячут не только лица, но и тайны. С ними связаны разные мистические ассоциации.

Но еще маска - это великолепный аксессуар для карнавала. Именно в такой роли они чаще всего встречаются, исключая ритуальные традиции различных племен. Красивая маска для карнавала - настоящее произведение искусства.

На современном празднике, тематической вечеринке и на любой другой праздник можно задействовать этот аксессуар, чтобы создать нужное настроение. Не только дети, но и родители охотно примеряют разные маски загадочных персонажей.

Покупая маски для карнавала или праздника, люди сталкиваются с такой проблемой, что она неплотно прилегает к лицу, что доставляет максимальное количество неудобств. А ведь во время праздника хочется приятно провести время, а не поправлять надоедающий аксессуар. Что является проблемой проекта.

Поэтому маска из картона, сделанная своими руками по собственным меркам, станет прекрасным решением. Он будет не только оригинально и неповторимо смотреться, но и плотно сидеть, не доставляя неудобств. Было принято решение сделать маску самостоятельно, используя подручные материалы и одну из многочисленных техник.

Гипотеза

Возможно, что сделать яркую, красивую карнавальную маску своими руками по собственному замыслу получится без больших финансовых затрат.

Предположим, что маска - это не только элемент карнавального костюма, но и украшение интерьера.

История карнавальных масок

С латинского «маска» означает «призрак». Маска (или личина) — это предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Первоначально маска использовалась в качестве выражения религиозного культа. Древние шаманы и лекари использовали маску, когда излечивали человека от болезней при помощи духов. Так они обезличивали и защищали самого себя. Они так разрисовывали лицо с помощью сажи или крови, что внешне становились похожи на маски. Надевание маски сопровождалось строгим соблюдением ритуала и приравнивалось к перевоплощению в сущность этой маски. Для обрядов и ритуальных танцев служили маски, изображающие духов и тотемных зверей, изготовленные из дерева, листьев, волокон, тканей.

Позже маска получила широкое применение в античном театре, как удобный способ передавать характер ролей. Театральные маски изготовлялись из бумаги, папье-маше и других материалов. Она была незаменимым атрибутом в театральном искусстве. Ведь благодаря ей, за считанные секунды актер перевоплощался в своего героя, а если учесть, что в античности актеров было мало и только мужчины, то маска значительно упрощала игру, делая ее более живой и яркой. Маски часто надевали на карнавалах в королевских дворцах. А скоморохи и шуты и вовсе носили ее не снимая. Маска «давала им право» совершать разные поступки и не выбирать выражения в словах.

Маски с древнейших времен используются в ритуалах, связанных с разными этапами жизни человека. Обычай надевать маску во время охоты появился уже в VII-VI тыс. до н.э.; маска должна была помочь охотнику, "перевоплощавшемуся" в хищника, выйти победителем в схватке со зверем и не разгневать духов природы.

В культуре Древнего Египта погребальные маски занимают особое место. Вера в загробную жизнь отразилась на погребальном обряде. Наиболее ранняя из имеющихся на выставке масок принадлежит царю Пепи II, жившему в XXIII веке до н.э. Маска сделана из картонажа (склеенных кусков ткани) и раскрашена. Лицо Пепи(рис.1, приложение I) с крупным носом, большими черными глазами, обрамленными длинными бровями, безусловно, передано портретно. Вместе с тем известно, что Пепи II в момент смерти было 100 лет, а маска изображает его в расцвете сил. Такое несоответствие объясняется отождествлением человека и его изображения и стремлением в потусторонней жизни оставаться вечно молодым.

Множество значений имела маска (рис.2, приложение I) в античной традиции. В Микенской Греции, в Этрурии и Риме она являлась принадлежностью погребального ритуала. Золотые пластины покрывали лица умерших, захороненных в гробницах Микен.

Маски (рис.3, приложение I) японского театра восходят к мистериям кагура, возникшим в VII веке. Исполняются кагура храмовыми жрицами на площадках перед храмами или на помостах, специально возведенных вблизи храмов. В мистериях кагура выступают и актеры. Нарядившись в маски, они шумно и весело разыгрывают сценки из жизни простолюдинов и животных.

Роль маски в Древнерусской культуре (рис.4, приложение I) своеобразна и несколько отличается от других культурных наследий. Дело в том, что в отличие, например, от культуры Древнего Востока, где маска была непосредственно приближена к духовным высшим силам, маска противоречила традициям и устоям русской религии. Маска была олицетворением бесов.

Истоки такого отношения лежат в язычестве Древней Руси. До принятия Христианства, русский народ поклонялся множеству Богов и духов, добрых и злых. Например, одним из самых ярких божеств древних русичей был Бог солнца Ярила. В его честь проводились яркие шумные обряды, когда колдуны надевали маски.

Роль маски в Древнерусской культуре (рис.4, приложение I) своеобразна и несколько отличается от других культурных наследий. Дело в том, что в отличие, например, от культуры Древнего Востока, где маска была непосредственно приближена к духовным высшим силам, маска противоречила традициям и устоям русской религии. Маска была олицетворением бесов.

Истоки такого отношения лежат в язычестве Древней Руси. До принятия Христианства, русский народ поклонялся множеству Богов и духов, добрых и злых. Например, одним из самых ярких божеств древних русичей был Бог солнца Ярила. В его честь проводились яркие шумные обряды, когда колдуны надевали маски, или «ряхи».

С пришествием православия, языческая культура стала изживать себя. Маска стала считаться греховной. В основном, маски были атрибутом скоморохов (рис.5, приложение I), которые веселили народ на гуляньях. Впоследствии, уже при Петре I, маска начинает играть большую роль – устраиваются царские маскарады (рис.6, приложение I). Но все равно, роль маски лишь как веселящей детали сохраняется. Даже, когда в после петровскую эпоху в Россию пришло искусство традиционного европейского театра, в представлениях маски прижились только для изображения злых образов, чтобы подчеркнуть их отрицательные черты.

Большой вклад в распространение и придание современного вида маски внесла Венеция и ее знаменитые карнавалы. По историческим данным, первый венецианский фестиваль состоялся в 1094 году (11 веке). На протяжении долгого времени маски носили не только, как атрибут карнавала, но и в обычной жизни. Маска рассматривалась, как медицинская. Жители Европы верили, что она может защитить их от бушевавшей чумы. В качестве дополнительной защиты, люди того времени, на длинные носы маски закрепляли кусочек ткани, пропитанный эфирными маслами.

После венецианцы стали использовать маску, чтобы скрыть свое лицо и происхождение, играть в азартные игры и даже совершать преступления. Вскоре, ношение масок было запрещено. И только во время знаменитого Венецианского карнавала, маски вновь становились центром внимания и притяжения.

Современный Венецианский карнавал также возродил ремесло создания венецианских масок. Всеми известные венецианские маски продолжали поражать туристов, танцоров и участников пышного шествия не только во время Карнавала, но и на протяжении всего года. Венецианские маски стали использоваться при проведении бал-маскарадов на День всех святых и во время празднования дня, который обе Америки называют Жирный Вторник, то есть Масленица, но при этом маскам всегда удавалось сохранить свою богатую итальянскую историю.

Разновидности карнавальной маски

Маски приблизительно можно подразделить на два вида.

  • Варианты масок итальянской комедии дель арте (комедии масок) — особого вида уличного театрального представления итальянского Возрождения, возникшего в середине XVI века. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла, Пьеро, Бригелла, Дзанни и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.

  • Классические маски (не связанные с театром) — это Баута, Венецианская дама, Джокер, Кот, Чумной доктор и Вольто. Они появились в результате многовекового развития венецианского карнавала, на которое большое влияние оказали древние смеховые обряды.

Типы карнавальных масок

Б аута - самая популярная маска для карнавала. Этот вид маски встречался на карнавале в Венеции чаще всего, и со временем становился все популярнее. Баута служила для того, чтобы носитель не афишировал свое социальное происхождение. Она имеет необычную форму, угловатую и жесткую. Несколько смягчает впечатление декор, а также сочетание маски и традиционной треугольной шляпы. Именно в ансамбле со шляпой, плащом, большим атласным капюшоном обычно носили Бауту в Венеции. Данный тип маски также называют Казанова или Ларва.


Гатто - маска кота.

С этой маской связана целая легенда. Однажды в Венецию прибыл бедный китаец, у которого из имущества имелся только старый кот. Кот, несмотря на свой почтенный возраст, изловил всех мышей во дворце дожа, за что хозяина с лихвой вознаградили. Китаец хорошо обогатившись возвратился домой и поведал о своей удаче соседу.

Сосед решил, что если за какого-то драного кота, дали столь щедрое вознаграждение, то он, привезя в Венецию роскошный шелк, получит больше. Дожу понравились шелка и он решил отдать за них самое ценное - кота. Котик возвратился на родину, а в Венеции появилась маска Гатто, изображающая озорную мордашку усатого сокровища.


М аска Шута или Жоли (женский вариант)

Кто не знает Джокера, пожалуй, что его образ самый популярный за пределами карнавала. Остроконечный колпак, щедро дополненный декором, был характерен для шута средних веков. Герой появлялся на подмостках театров в Германии, Испании, Англии и ряде других стран. Носители этой маски были безумцами, а их выходки требовали иногда завидной смелости.


Самая мрачная маска, Дотторе Песте.

М аска доктора чумы, известна со времен эпидемии, которая охватила Европу. Ее внешний вид знает каждый, большой клюв, который, как считали доктора Средневековья, призванный защищать от инфекции, придает маске зловещий оттенок. Эта маска не вяжется со счастьем и весельем, которое исходит от карнавала, хотя сегодня она сильно видоизменена. Ее дополняют яркими узорами, красивыми шляпами, всячески отгоняя от нее мрачный образ.


Сравнительная таблица «Классические венецианские маски»


Название

Костюм

Образ

Предназначение

Описание маски

Баута

Черная шелковая мантия, на голове накидка, спадающая на плечи, сшитая из черного кружева, треугольная шляпа




Строгий, зловещий, жутковатый. По одной из версий, оно связано с итальянским словом «bau» или «babau», обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде русского Бабая или Буки

Эффективное прикрытие для представителей любого сословия и пола. Благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым.

Белая, реже черная, прикрывающая в основном верхнюю часть лица, со специально оттопыренной верхней губой.

Доктор Чумы  (Medico della Peste)



Поверх одежды доктора надевали темный длинный плащ.




Очень зловещий, и был похож на жуткую птицу. Этот образ, еще более мрачным, создавала специальная палка, которую доктора держали в руках, чтобы не прикасаться к больному чумой руками.



Во время эпидемии чумы надевали доктора, посещая пациентов

В длинный, клювообразный нос маски капали ароматические масла и другие вещества, так как считали, что эти ароматические вещества предохраняют от заражения чумой.


Венецианская Дама (Dama di Venezia)


Великолепное платье, обилие драгоценностей,,  фантазийный головной убор или сложная и богато украшенная прическа. Помимо тканей (зачастую весьма дорогих) костюм «Dama di Venezia» украшался различными мехами, шелковыми лентами.




Образ нарядной, увешанной драгоценностями, с замысловато уложенными волосами знатной венецианской красавицы эпохи Тициана, олицетворяющей изысканную и томную красотку

Для участия в венецианских карнавалах с прикрытым лицом

Повторяет человеческое лицо. Маску украшают перья экзотических птиц, бусы, камни различной ценности, позолота

Кот (Gatto)


Изысканный прилегающий костюм, украшенный перьями, бантами, лентами, кружевами

Образ кота

Для участия в венецианских карнавалах с прикрытым лицом

Повторяет анималистические кошачьи черты. Маску украшают красками ярких цветов, позолотой, камнями различной ценности

Вольто (Volto)

Платье или костюм, украшенный кружевом, бантами, лентами и т.п.


Образ простого гражданина

Для участия в венецианских карнавалах с прикрытым лицом. За простору и нейтральность ее любили носить рядовые горожане.

Копирует классическую форму человеческого лица. Самая «безликая». Изначально имела белый или золотой цвет, без каких-либо украшений. Недавно стали украшать росписью,  камнями, шнурами, блестками  и тканями

Моретта («Смуглянка» от итал. «la moretta», "Немая служанка" от итал. «servetta muta») 


Платье основном с пышной юбкой из недорогих тканей, украшенное тесьмой, лентой, кружевом.

Образ молчаливой таинственной дамы, «немой служанки»

Для участия в венецианских карнавалах с прикрытым лицом.

Для передачи образа немой дамы или демонстрации «семейного благополучия»

Женская круглая или чуть овальная маска из чёрного бархата (изредка она дополнялась кружевной лентой на глазах). У маски нет рта и лент для крепления. Она держится на лице за счёт внутреннего штырька, который владелица зажимается в зубах, что лишает ее возможности разговаривать.

Вывод: Существует шесть видов классических масок, не связанных с театром: Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы, Вольто, Моретта. Из них самой страшной и ужасной оказалась маска доктора Чумы. Такую маску носили доктора во время эпидемий чумы, кутаясь в длинный плащ и имея при себе длинную палку, чтобы не касаться больных руками. В длинный крючковатый нос маски помещали душистые масла и лекарственные травы – для защиты от заражения, и чтобы не ощущать зловония. Самая красивая маска - это Венецианская Дама, изображающая знатную венецианскую красавицу, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Изготовление карнавальной маски

Правила работы с режущими предметами:

Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть закрыты (сомкнуты).

Передавать ножницы нужно кольцами вперед с закрытыми (сомкнутыми) лезвиями.

Ножницами нужно пользоваться аккуратно, нельзя ими размахивать чтобы не поранить соседа.

Материалы и инструменты для изготовления маски:

  • ножницы;

  • карандаши;

  • клей;

  • цветной картон;

  • декоративные украшения;

  • ленточки или резинки;

  • Стразы и бисер.

Пошаговое создание маски.

Шаг 1. Рисуем контуры маски на картоне. Или обводим шаблон маски. Вырезаем.

Шаг 2. Делаем разметку отверстий для глаз, вырезаем их.

Шаг 3. Украшаем основу маски декоративным материалом.

Шаг 4. Прикрепляем к карнавальной маске резинку или ленточку.


Заключение

В качестве предмета исследования выступала маска. Маска доказала свою неповторимость, изящество и красоту. Это целое произведение искусства, продуманное до мелочей. У каждой маски своя жизнь, своя роль, свой образ и предназначение. Первообразом любой маски является человеческое лицо. Процесс изготовления карнавальной маски внешне был прост. Для изготовления маски не требуется много финансовых затрат и сделать её можно из подручных материалов. После праздника не спешите её выкидывать, она может стать украшением вашего дома, а когда она вам снова понадобится вы сможете снять её со стены и вновь перевоплотиться.

Практическая значимость результатов исследовательского проекта:

  • готовые маски можно использовать, как дополнительный аксессуар к маскарадному платью или театральному представлению;

  • маски, оформленные в рамку для картин можно использовать в оформлении интерьера дома, школы;

  • использовать, как необычный подарок друзьям и родственникам;

  • оформленные маски можно представить на конкурсы декоративно-прикладного творчества разного уровня.


Список литературы

  1. 4 класс. Конструирование. Пед. система Гармония Н.М. Конышевой

Перспектива

  1. Клод Леви-Строс. Путь масок // Леви-Строс К. Путь масок. Пер. с фр. А. Б. Островского. М., 2000, с. 20-97.

  2. Пашина О. А. Маска и маскирование в русской народной культуре // Маска и маскарад в русской культуре ХУШ-ХХ веков. М., 2000. С. 14.

  3. Павлова-Левицкая Л. В. Маска и лицо в русской культуре начала XX века. Тождество и антитеза // Маска и маскарад в русской культуре... С.119.

  4. «Советская Энциклопедия. Маскарадный костюм, разные виды масок», Москва, 1979 год.

  5. Сыромятникова И.С Венецианский карнавал - время масок. «Энциклопедия домашнего хозяйства», Москва, 1980 год.

  6. Гринштейн А. Л. Карнавал и маскарад: два типа культуры // http:// www.ssu. samara. ru/~ scriptum/ carnaval.doc



ПРИЛОЖЕНИЕ I


Рис.1 Маска древнеегипетскому царю Пепи II, жившему в XXIII веке до н.э.




Рис.2 Маска Микенской Греции



Рис.3. Маска японского театра













Рис.4 Маска Древней Руси


Рис. 5 Маска скомороха в Древней Руси



Рис.6.Начало маскарадов при Петре I





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!