СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект по труду (технологии) «Шкатулка для рукоделия»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит пример творческого проекта по труду (технологии).

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект по труду (технологии) «Шкатулка для рукоделия»»







Творческий проект

по труду (технологии)

«Шкатулка для рукоделия»





















Содержание


I. Подготовительный этап

1. Выбор и обоснование проекта.

2. Альтернативные варианты.

3. Цели, задачи, требования к изделию.

4. Историческая справка.

II. Конструкторский этап

1.Чертежи.

2.3D модели

III. Технологический этап

  1. Технологическая карта.

  1. Изготовления корпуса.

  2. Изготовления коробочек (8 штук).

  3. Изготовления лицевой стенки для коробочек.

  1. План изготовления верхней шкатулки.

IV. Изготовление изделия

1. Техника безопасности.

2. Материало-техническое обеспечение

V. Заключительный этап

1. Экономическое обоснование.

2. Экологическое обоснование.

3. Выводы.

4. Список литературы.

Приложение.









  1. Подготовительный этап

1.Выбор и обоснование проекта

У моей мамы скоро день рождения. У меня возник вопрос: что ей подарить? Так как она увлекается рукоделием, то сначала я хотел подарить ей наборы для вышивания или нитки для вязания, атласные ленты или краски для росписи ткани. Но всё это стоит дорого, поэтому я захотел сделать подарок своими руками. Я решил подарить ей шкатулку для рукоделия. Я думаю, что такая шкатулка будет прекрасным подарком ко дню рождения моей мамы.

Шкатулка – это отличное приспособление для хранения всевозможных мелочей, благодаря которому на столике царит порядок. Вдобавок ко всему шкатулка может стать отличным украшением домашнего интерьера.

Еще с самых древнейших времен известно о способности дерева избавлять от накопившейся отрицательной энергии. Подарки из дерева излучают тепло. Деревянные сувениры будут нести гармонию и уют в Ваш дом. Изготовление шкатулки требует и особых качеств характера: здесь важны усидчивость, терпение, кропотливость. Но всего этого мало. Действительно, гармоничное изделие появляется только, когда в душе автора царит покой. Именно работа, выполненная, с теплотой поможет увидеть красоту дерева.

Как подарок, шкатулка должна произвести впечатления, потому что она сделана своими руками по индивидуальному чертежу и узорам.

Подарок для моей мамы будет самым дорогим, потому что он сделан от чистого сердца.

2. Альтернативные варианты


  1. Этот вариант выполнен с применением текстильных материалов и лозы, а я не имею опыта работы с такими материалами.



  1. Этот вариант слишком прост и неинтересен.



  1. Вариант интересен, но не отображает индивидуальности и мастера.



Мне близок по исполнению вариант под номером три, так как он выполнен из дерева. Но я решил изготовить не только шкатулку из дерева, но и украсить ее резьбой.

  1. Цели задачи

Цель проекта: разработать и изготовить шкатулку.

Задачи проекта:

  • познакомиться с теоретическим материалом по теме, выбрать наиболее приемлемый вариант шкатулки;

  • познакомиться с историей возникновения шкатулок ;

  • произвести выбор материалов и инструментов, необходимых для работ;

  • повторить правила безопасной работы;

  • закрепить навыки резьбы по дереву;

  • изготовить шкатулку.

Требования к изделию

  • экономичность – заключается в том, что материалы для изготовления можно найти среди отходов производства;

  • технологичность – изделие должно быть простым в изготовление;

  • конструктивность – изделие должно быть удобным и прочным;

  • эстетичность – изделие должно быть красивым;

  • значимость – изделие должно быть значимо для конкретной личности или общества.

4. Исторически технологическая справка

История изготовления шкатулок имеет многовековые корни.

Первые шкатулки появились в странах Ближнего Востока, в Египте, Японии и Китае. На территории Месопотамии и Египта археологи обнаружили фрагменты ларцов из дерева, богато украшенных инкрустацией и резьбой. Возраст этих находок составляет несколько тысячелетий.

Европу эти восточные красавицы – шкатулки покорили во времена средневековья, когда возрос интерес к культуре Востока.

А вот в России на смену большим ларцам, заимствованным из Византии, шкатулки пришли только при Петре 1.

До развития промышленного производства все шкатулки изготавливались исключительно вручную, часто по заказу покупателя и с учетом его пожеланий и состоятельности. Поэтому они были весьма дороги, и не каждый желающий мог позволить себе такую роскошь. Шкатулка порой могла быть даже дороже, чем то, что в ней находилось.

Со времен Средневековья разнообразные шкатулки были символом благосостояния и занимали почетное место в доме. Совершенствуясь, типология сундучка включала собственно ларцы, рабочие шкатулки, предназначенные для дамского рукоделия, строгие несессеры, кокетливые шкатулочки для драгоценностей, сами по себе представлявшие дорогостоящие произведения искусства.

С ундуки, когда-то непременно стоявшие в доме каждой женщины – тоже разновидность шкатулки, правда, очень большой. В больших сундуках обычно хранили платья, ткани, меха и другие ценные вещи.

А для хранения украшений были созданы шкатулки.

Вначале шкатулки были простыми деревянными ящичками с крышкой. Для красоты их украшали рисунками, резьбой, оформляли драгоценными камнями, обивали в нутри красивой тканью.

Позже шкатулки делали из различных материалов, не только из дерева, но и из камня, металла, керамики.

Японские и китайские мастера еще две тысячи лет тому назад изготавливали деревянные коробки различной величины и формы, и украшали их смолой дерева. Талантливые умельцы старались обойти друг друга в мастерстве, придумывая все новые и новые способы отделки. Так, одна за другой на свет появились такие технологии, как мелкое вырезание по древесине, декорирование футляров тканью и кожей, отделка металлом, костью и драгоценными камнями.

На самом деле, шкатулки изготавливали не только для красоты и всеобщего восхищения, внутри них делали потайные отделы, скрытые в дне, сбоку или в самой крышке. Их точно также раскрашивали, покрывали лаком, но можно было открыть только с помощью потайных клавиш.

Ч тобы уберечь дорогое содержимое от посторонних взглядов и воровства, шкатулки закрывались замками, оснащались потаённым двойным или даже тройным дном. Открыть такой замок с секретом мог только их создатель, сам владелец и ограниченное число людей.

Старинные шкатулки уже сами по себе представляют ценность, ведь помимо дорогостоящей отделки они могу быть обладателями редкостных ухищрений, созданных виртуозными мастерами — двойное или тройное дно, потайные отделения, хитроумные запоры, которые срабатывают только после определенной последовательности действий со шкатулкой и так далее.

В антикварных шкатулках особенно ценится секрет. Наиболее дорогими на антикварном рынке считаются шкатулки с двойным дном, с потайными ящичками и отделениями, с зеркальными обманками. Такие шкатулки в Европе достигали совершенства в эпоху Ренессанса, и уже тогда их качество и цены измерялись возможностями заказчиков.

Несмотря на то, что шкатулка появилась из глубокой древности, её концепция с тех пор практически не изменилась. Однако, стали использоваться современные материалы и немного была усовершенствована схема ее создания.

К ачественно сработанная из дерева, выточенная из камня или вырезанная из слоновой или моржовой кости, — из чего бы ни была сделана шкатулочка, всегда хранит она внутри маленькую загадку.

Шкатулки зачастую могут являться предметами большой стоимости, так как для придания красивого вида их могут покрывать слоновой костью, эмалью, кожей, благородными металлами (золото, серебро), драгоценными (рубин, сапфир, изумруд) и полудрагоценными (сердолик, бирюза, кораллы) камнями.

II. Конструкторский этап

1.Чертежи











2. 3D модели



















III. Технологический этап

1. Технологическая карта.

А. Изготовления корпуса.

Этап

Изображение

Материал,

оборудование

Подбор заготовки

Фанера 10 мм

Разметить по чертежам: основание верхние и нижнее

Карандаш, линейка

Выпилить по размерам

Ручной лобзик, пила, верстак

Разметить заготовки перемычек

Карандаш, линейка, фанера 10 мм

Выпилить по разметке

Ножовка, верстак

Склеить корпус



Клей ПВА, канцелярские резинки, струбцины

Разметить восьмиугольник для закрытия верхней крышки

Карандаш, линейка.

Вырезать по разметке

Пила, верстак.

Разметить основание корпуса.


Карандаш, линейка.

Выпилить по разметке, отфрезеровать пазы.

Фрезерный стенок, пила, верстак.

Отшлифовать и приклеить на корпус крышку и основание.

Наждачная бумага, клей ПВА, струбцины

В. Изготовления коробочек (8 штук).

Этап

Изображение

Материал,

оборудование

Подбор заготовок

Фанера 10 мм

Разметить по чертежам


Карандаш, линейка

Выпилить по размерам

Пила, верстак

Склеить


Клей ПВА, канцелярские резинки

С. Изготовления лицевой стенки для коробочек.

Этап

Изображение

Материал,

оборудование

Подбор заготовки

Наличники липы

Разметить по чертежу

Карандаш, линейка

Выпилить по размерам

Ручной лобзик, пила, верстак

Разметить узор для резьбы по эскизу

Карандаш, линейка

Вырезать узор по разметке и отшлифовать

Нож-косяк, наждачная бумага, щетка.

Приклеить к коробочке

Клей ПВА, канцелярские резинки

Покрыть лаком

Пила, верстак.



2.План изготовления верхней шкатулки.

1. Выбрать заготовку – липовый обналичник.

2. Разметить по чертежу.

3. Выпилить по разметке.

4. Отфрезеровать пазы.

5. Разметить дно из фанеры 3 мм по чертежу.

6. Выпилить по разметке.

7. Склеить корпус.

8. Разметить перемычки коробочки по чертежу.

9. Выпилить по разметке.

10. Вклеить перемычки.

11. Разметить узор резьбы по эскизам.

12. Выполнить резьбу по разметке.

13. Отшлифовать.

14. Выбрать заготовки для крышки.

15. Склеить щит.

16. Разметить крышку по чертежу.

17. Выпилить по размерам.

18. Отфрезеровать пазы по краю крышки.

19. Разметить узор резьбы по эскизу.

20. Выполнить резьбу по разметке.

21. Отшлифовать.



IV. Изготовление изделия

1.Техника безопасности

Правила техники безопасности при разметки

  • Нельзя проводить карандашом по одному месту больше одного раза.

  • При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

  • Размечать детали надо простым и остро заточенным карандашом.

  • Перед разметкой надо очистить заготовку от пыли и грязи.

  • При проведении линии чертилку наклонять в направлении движения и плотно прижимать к линейке.

При пиление

  • Заготовку необходимо правильно и устойчиво закрепить на верстаке или столе.

  • При работе с ножовкой следует избегать рывков и следить, чтобы полотно не изгибалось.

  • Никогда нельзя направлять полотно пилы пальцем.

  • Рука, придерживающая заготовку, должна располагаться на безопасном от пилы расстоянии.

  • Для уборки стружек используют специальную щетку.

При работе на фрезерном станке

До начала работы.

  • Надеть спецодежду; застегнуть рукава; спрятать волосы под головной убор.

  • Проверить наличие и надёжность крепления защитных ограждений и соединение защитного заземления с корпусом станка.

  • Расположить инструменты и заготовки в определённом порядке на приставной тумбе.

  • Прочно закрепить резец и обрабатываемую деталь. Вынуть ключ из патрона и положить на установленное место.

  • Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой аппаратуры путём выключения кнопок и рычагов управления.

Во время работы.

Строго выполнять технологический процесс обработки детали.

Во избежание травм запрещается:

  • наклонять голову близко к патрону или режущему инструменту.

  • передавать или принимать предметы через вращающие части станков.

  • облокачиваться или опираться на станок, класть на него инструменты или заготовки.

  • измерять обрабатываемую деталь, чистить и убирать стружку со станка до полной его остановки.

  • охлаждать режущий инструмент или обрабатываемую деталь с помощью тряпки.

  • останавливать станок путём торможения рукой патрона.

  • отходить от станка не выключив его.

  • поддерживать и ловить рукой отрезанною деталь.

При склеивание

  • работать с лаком и клеем нужно только в хорошо проветриваемом помещении;

  • не пользоваться клеем и лаком вблизи открытого огня;

  • избегать попадания на руки и в глаза

  • по окончании работы тщательно вымыть руки и лицо с мылом.

При резьбе по дереву

  • Рабочий стол должен быть достаточно прочным и устойчивым (не качаться и не двигаться при резьбе).

  • При работе следует пользоваться специальными приспособлениями для крепежа обрабатываемых деталей. Это обезопасит и ускорит процесс работы.

  • Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом.

  • При заточке инструмента на электро- точиле нужно пользоваться защитными очками.

  • Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этой есть деревянный брусок).

  • Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука.

  • Следует соблюдать чистоту на рабочем месте (лучше в процессе работы несколько раз убрать стружку со стола, чем, смахивая ее в конце работы, неожиданно наткнуться на нож-косяк или стамеску).

  • Для уборки рабочего места нужно воспользоваться cneциальными щетками.

  • Инструменты следует всегда класть на свое место (преимущество, а главное безопасность этого неоспоримы, так как в этом случае они уже точно не упадут со стола и никого не поранят).

Правила техники безопасности при шлифовании

  • Нельзя допускать намокания шлифовального круга во время работы станка — это может привести к дисбалансу.

  • Требуется наличие кожуха, закрывающего круг. В особенности это касается станков со скоростью вращения круга 60 м/с и выше.

При лакировании

  • Проветривать помещение;

  • Не лакировать вблизи нагревательных приборов;

  • Не нюхать лак во избежание отравления;

  • Избегать попадания лака на открытые участки тела;

  • После работы тщательно вымыть руки с мылом;

  • Держать лаки (хранить) вдали от открытого огня.


2. Материально-техническое обеспечение



Материалы:

  • Фанера 10 мм и 3 мм

  • Доска липовая

  • Клей ПВА

  • Карандаш

  • Линейка

  • Наждачная бумага

  • Фрезерный станок

  • Кисточка

  • Лак

  • Бусины

  • Нож для резьбы по дереву

  • Ножовка по дереву

  • Верстак

  • Молоток

  • Канцелярские резинки

  • Струбцины

  • Ручной лобзик

  • Сверлильный станок



V.Заключительный этап

1. Экономическое обоснование

Наименование

Кол-во

Цена за 1шт

Итого

Клей ПВА универсальный

50 гр

30 руб

30 руб

Лак

200 гр

200 руб

200 руб

Бусины

8 шт

4 руб

32 руб

Обналичка липовая

1 шт

150 руб

150 руб

Итого

412 руб

Итого, себестоимость изделия составила 412 рублей, без учета затрат на труд и электроэнергию. Фанера и липовая доска для крышки остались после других изделий.



2. Экологическое обоснование

Исследуя различные материалы, применяемые при изготовлении различных поделок, мы нашли оптимальное решение – соотношение между стоимостью материала, сложности обработки этого материала и функциональными возможностями в результате эксплуатации (прочность, вес, долговечность).

При изготовлении шкатулки использовались экологически чистые и безопасные материалы и технологии. Основным материалом при выполнении работы применяется древесина, которая служит человечеству на протяжении многих веков для изготовления предметов быта, кухонной утвари.

При изготовлении изделия в основном требуется ручная обработка древесины, которая сопровождается малым количеством отходов и древесной пыли. В масштабах промышленного производства возможно применение вытяжной вентиляции и очистки воздуха. Отходы могут быть легко утилизированы. Другие детали изделия механической и химической обработке не подвергаются, т.е. используются стандартные детали.

3.ВЫВОДЫ:

Мастер – это человек, с удовольствием делающий то, что не получается у других.

В процессе изготовления шкатулки были использованы знания из области литературы, математики, истории, а также умения и навыки, приобретённые на уроках технологии. В работе даже опытный мастер может допустить просчёты и ошибки. Если это случилось, не надо впадать в панику, а надо подумать, как исправить ошибку. На Руси существовало правило: «Если не получается, сядь и подумай».

Каждый мастер, делая изделие, привносит в него своё, что присуще только ему, таким образом, он приобщается к миру искусства – это творческий процесс и сделать его просто так не получится, надо любить то, что делаешь, и тогда всё получится, даже невозможное. К выбору изделия и способам его обработки надо подходить, обдумав все этапы изготовления. Беря грубую доску, используя столярный набор инструментов, в конце получаешь изделие, которое радует глаз. При работе над изготовлением шкатулки на практике были применены и закреплены приемы разметки, пиления, резьбы и фрезерования по дереву.

Моя проектная работа получилась красивая, устойчивая, удобная. Она хорошо вписывается в интерьер комнаты моей мамы. Цена изделия приемлема для людей со средним достатком. Она безопасна в использовании, так как выдержаны требования по технике безопасности. Я считаю, что добился свой цели.

Работа понравилась не только мне, но и учителям и одноклассникам. В дальнейшем планирую изучить рынок и попытаться наладить производство по изготовлению поделок такого рода. Уже поступили заказы от родственников и знакомых, учителей и учащихся старших классов.

В наши дни, когда товары промышленного производства заполнили наш быт, я предлагаю украсить своими руками квартиру, внеся элементы творчества и индивидуальности в окружающий нас мир. А главное – вы получите огромное удовольствие от вещи, сделанный вашим трудом в сочетании с оригинальной фантазией. Мы все с чувством благоговения относимся к изделиям, хранящим тепло человеческих рук. Ведь в каждой вещи – часть души, сердца мастера.

4.Список литературы

1. Бартиневич А.А. Материаловедение. - Москва, 1992 г.

2. И. Я. Гердъ. Сборник работ и ремесел, полезных для детей различных возрастов. – 1885 г.

3. Клочков В. Уют своими руками. – 1991 г.

4. Д. Г. Хессайон .Все для сада своими руками. – 2000 г.

5. Конев А. Ф. Резьба по дереву. – Мн.: Харвест, 2004

6. https://babiki.ru/blog/kulturnoe-nasledie/214328.html



Приложения