Министерство образования Оренбургской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пилюгинская средняя общеобразовательная школа» Бугурусланского района Оренбургской области
Областной конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
«Первые шаги в науку»
Творческий проект
по технологии
развивающий «Бизидом»
Выполнил:
Зимин Антон Александрович,
обучающийся 9 класса,
МБОУ «Пилюгинская СОШ»
с. Пилюгино, Бугурусланский район
Руководитель:
Владимиров Александр Геннадьевич
учитель технологии,
МБОУ «Пилюгинская СОШ»
с. Пилюгино, Бугурусланский район
с. Пилюгино, 2024 г.
с. Пилюгино, 2023 г.
Пилюгино,2020
2009
Содержание
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Актуальность. Обоснование проблемы и потребности________________3
1.2. Выявление основных параметров и ограничений____________________ 4
1.3. Цель. Задачи___________________________________________________4
1.4. Историческая справка по теме проекта_____________________________5
1.5. Теоретические сведения_________________________________________7
1.6. Генерирование (развитие) идеи___________________________________9
Глава II. Технологическая часть
2.1. Работа над формой изделия (варианты)___________________________ 10
2.2. Чертежи изделий______________________________________________ 11
2.3. Требования к изделию__________________________________________12
2.4. Инструменты и оборудование___________________________________ 12
2.5. Материалы___________________________________________________ 12
2.6. Технологическая последовательность изготовления_________________13
2.7. Контроль качества_____________________________________________14
2.8. Техника безопасности при выполнении работы____________________ 14
Глава III. Эколого-экономическая часть
3.1. Эколого-экономическое обоснование_____________________________15
3.2. Реклама изделия______________________________________________17
3.3. Самооценка__________________________________________________18
3.4. Словарь терминов____________________________________________18
3.5. Литература__________________________________________________20
3.6. Рецензия на творческий проект__________________________________21
3.7. Приложение_________________________________________________22
Глава I. Теоретическая часть
1.1. Актуальность. Обоснование проблемы и потребности
Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней жизни. Выбирая игрушки для ребенка, прежде всего, необходимо ориентироваться на возраст, качество и на безопасность, и, конечно же, ориентироваться, на то, что он любит и умеет делать. Главная функция игрушки заключается в активизации самостоятельной детской деятельности. Игрушка должна создавать необходимые условия для самостоятельной активности ребенка и тем самым способствовать его развитию. Существуют определенные игрушки, которые открывают новые, разнообразные по возможности игры и которые нужны во всех возрастах (мячи, мозаики, куклы, машины).
В последнее время все более актуальной становится тема развивающих игр и игрушек. Такие игрушки способствуют развитию памяти, воображения, восприятия, умению находить зависимости, ошибки и недостатки.
Ко мне в гости часто приходит тетя со своим сыном Тимофеем, с которым мне часто приходится играть. Он очень любознательный и активный ребенок. Глядя на него, я решил сделать игрушку, которая будет интересна ему и одновременно развивать его интеллектуальные качества, мелкую моторику, усидчивость.
1.2. Выявление основных параметров и ограничений
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
1. Экологически чистое.
2. Красивое.
3. Безопасное.
4. Удобное в эксплуатации.
5. Соответствие выбранной стилистике.
1.3. Цель. Задачи.
Цель: изготовление развивающего «Бизидома» своими руками.
Для достижения поставленной цели я поставил перед собой задачи:
Изучить историю возникновения развивающей доски бизиборд.
Выбрать интересные сюжеты для «Бизидома».
Выяснить, из какого материала лучше изготовить развивающий «Бизидом»
Выбрать стиль, форму изделия и разработать схему работы.
Разработать чертежи и технологические карты изделия.
Подобрать инструменты, оборудование и материалы.
Рассчитать затраты на изготовление развивающего домика и предполагаемую выгоду.
Соблюдать требования техники безопасности на всех этапах выполнения проекта.
1.4. Историческая справка по теме проекта
В 1907 году был впервые изготовлен первый прототип бизиборда - развивающая доска.
Она была создана врачом и педагогом Марией Монтессори.
Бизиборд - (от англ. busy board - занимательная доска) - это развивающий стенд, игрушка, как правило, в виде доски, на которой надежно закреплены различные элементы для развития сенсорного восприятия (развития органов чувств). Она предложила перенести подручные бытовые приспособления на стенд для изучения. Таким образом, дети смогут изучать функциональность каждой мелкой детали, а родители перестанут опасаться за их жизнь. Двигая дверные цепочки, кольца от карниза или замок-молнию ребёнок разовьёт мелкую моторику пальцев и изучит заинтересовавшие его вещи. Нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память малыша. Подобное стимулирование благоприятно влияет на интеллектуальное и физическое развитие крохи. Ребенок познает мир играя. С помощью игрушек можно создать как правильное восприятие мира, так и неправильное. Игрушки из природных материалов - самые лучшие и безопасные.
Бизиборды имеют разную тематику и распределены по разделам:
Для мальчиков «Пожарная станция» Для девочек «Комната»
Мир природы «Морское путешествие» Сказочные бизиборды
Но мне захотелось все это соединить вместе, и я сделал развивающий «Бизидом», в котором верхнюю плоскую поверхность заменяет двускатная крыша. Домики считаются самой функциональной разновидностью бизибордов, поскольку у них шесть рабочих сторон: производители крепят детали не только на стены, но и на крышу.
1.5. Теоретические сведения
Много красивых изделий можно изготовить из древесины и фанеры с помощью различных станков. Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют как с рисунка при помощи копировальной бумаги, так и по чертежам с помощью разметочного и чертежного инструментов.
В данной работе при изготовлении своего изделия я буду использовать ручной и электрический лобзики. Лобзик состоит из рамки с ручкой, верхним и нижним зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.
При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.
Если выпиливается внутренний контур заготовки, то в ней прокалывают шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. В местах резкого поворота линий заготовку плавно поворачивают, не прекращая движений лобзиком. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик. Наружный контур обычно выпиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части.
Зачищают вырезанные участки заготовки шлифовальной шкуркой или надфилями.
Одним из способов отделки готовых изделий является - лакирование.
При лакировании на поверхности образуется прозрачная пленка, через которую просвечивается натуральный цвет и текстура древесины. Пленка также предохраняет поверхности от проникновения влаги и гниения. Перед лакированием древесины ее поверхности обрабатывают шлифовальной шкуркой.
Лакирование или окрашивание осуществляют кистями, валиками, тампонами, окунанием, либо пропусканием изделия через стекающую лаковую пленку, которая покрывает поверхность изделия. После нанесения лака изделие высушивают горячим или холодным способом в специальных шкафах или сушилках. После высыхания лака поверхности иногда вторично шлифуют, полируют и лакируют еще раз.
1.6. Генерирование (развитие) идеи
Прежде чем приступить к изготовлению развивающего «Бизидома», я изучил информацию о данном изделии в книгах, журналах, посмотрел в сети Интернет. Собрав необходимый материал, я разработал план-схему:
Развивающий «Бизидом» |
|
Ф ункция | | Т ехнология изготовления | | К онструкция | | И нструменты | | М атериалы |
|
Р азвивающая игрушка | | Художественная обработка древесины | | Клееная, разборная | | Л обзик электрический, вибрационная шлиф-машинка | | Ф анера (березы), евро винты, декоративные заглушки |
| | | | | | | |
Комбинированная | | | | Р азметочные инструменты | | К лей ПВА, акрил. краски |
| | | | |
| | | | Наборы напильников, сверл, отверток | | Эмаль водно-дисперсионная акриловая (глянцевая) |
| | |
| | | | | | |
| | | Шлифовальная шкурка, малярный валик, кисти | |
| | |
| | |
В итоге я определил для себя не только объект труда, но и технологию, и стиль изготовления изделия, выбрал материал и конструкцию. Выбирая материал, я постарался учесть, что изделие должно быть прочным, красивым, удобным в пользовании и посильным в изготовлении. При этом развивающий «Бизидом» должен удовлетворить детское любопытство.
Глава II. Технологическая часть
2.1. Работа над формой изделия (варианты)
Делая эскизы формы своего изделия, я учитывал, что оно должно быть эстетически красивым, прочным и удобным в пользовании.
вариант 1
вариант 2
вариант 3
Из этих трёх вариантов наиболее доступным и практичным, на мой взгляд, является вариант 3, на нём можно закрепить много разнообразных развивающих предметов, которые окружают нас в повседневной жизни, а два первых мне не понравились по внешнему виду, к тому же они слишком просты в изготовлении.
После определения формы я выполнил чертежи изделий.
2
.2. Чертежи изделий
2.3. Требования к изделию.
Название изделия | Развивающий «Бизидом» |
Функциональное назначение | Развивающий стенд, игрушка, в виде домика, на котором надежно закреплены различные элементы для развития сенсорного восприятия |
Пользователь | Неограниченно |
Единичное или массовое производство | Единичное |
Требования к материалам | Натуральные |
Метод изготовления | Художественная обработка древесины |
Внешний вид, стиль | Деревянный домик |
Требования с точки зрения безопасности использования | Использование данного изделия безопасно |
Экологические требования | Не нанести вред окружающей среде в процессе производства и эксплуатации |
2.4. Инструменты и оборудование
Измерительный и чертёжный инструмент, мелкозубая ножовка по дереву, упор, ручной электрический лобзик, ручная электрическая шлифовальная машина, набор напильников, набор свёрл, шлифовальная шкурка, ручная дрель аккумуляторная, настольный сверлильный станок, малярный валик (поролон).
2.5. Материалы.
Для изготовления домика необходимы: лист фанеры (береза) размером 1300 × 1500 × 8. (Хвойные породы здесь практически не применяются из-за различной твёрдости составных частей годичного слоя). Для скрепления деталей изделия необходим клей ПВА, мебельные евро-винты, декоративные заглушки для евро-винтов. Для раскрашивания домика понадобятся акриловые краски, эмаль водно-дисперсионная акриловая (глянцевая), художественные кисти.
2.6. Технологическая последовательность изготовления
Технологическая карта на изготовление деталей домика и его сборка
2.7. Контроль качества
Готовое изделие отвечает следующим требованиям:
1. Все элементы изделия выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией;
2. Соблюдено единство композиционного решения орнамента и формы изделия;
3. Выбранный материал соответствует назначению изделия.
2.8. Техника безопасности при выполнении работы
1. Надеть спецодежду и привести ее в порядок.
2. Надежно закреплять заготовку при выпиливании лобзиком.
3. Работать только исправным инструментом, при обнаружении неисправностей не исправлять неполадки самому, а сообщить преподавателю.
4. Быть внимательным при работе с режущими инструментами, не направлять режущие кромки на себя.
5. При выпиливании лобзиком пользоваться выпиловочным столиком.
6. Работать лобзиком надо без рывков и изгибов полотна.
7. Не подносить слишком близко к глазам вырезаемое, выпиливаемое или строгаемое изделие во избежание попадания в глаза пыли или стружки.
8. Пыль, стружку, опилки удалять щеткой-сметкой.
9. Нельзя держать левую руку близко к полотну.
10. Работать в хорошо освещенном помещении.
11. По окончании работы тщательно вымыть руки с мылом.
Глава III. Эколого-экономическая часть
3.1. Эколого-экономическое обоснование
Развивающая игрушка «Бизидом» является экологически безвредной, не приносящей опасных последствий здоровью ребёнка, так как изготовлена из экологически чистых материалов. Технология изготовления при соблюдении техники безопасности и санитарно-гигиенических норм также является безопасной.
Определяя цену своего изделия, я суммировал затраты на материалы, электроэнергию, отчисления на предполагаемую зарплату (это составляет себестоимость), прибыль.
Себестоимость включает в себя:
С 1 - стоимость электромузыкального звонка и светодиодов;
С 2 - стоимость алкалиновых батареек;
С 3 - стоимость фанеры;
С 4 - стоимость акриловых красок;
С 5 - стоимость эмали (глянцевой);
С 6 - стоимость клея ПВА;
С 7 - стоимость евро-винтов и декоративных заглушек;
С 8 - стоимость выключателей, проводов, кнопок, розетки;
С 9 - стоимость детских развлекательных игрушек;
С 10 - стоимость водопроводных кранов и вентилей;
С 11 - стоимость гофрированной трубы;
С 12 - стоимость форточных навесов;
С 13 - стоимость дверной накладки и других элементов бизидома;
С 14 - амортизация (износ) инструментов;
С 15 - отчисления на предполагаемую зарплату
Расчет себестоимости:
С 1 = 0 руб. (использовал от старой игрушки);
С 2 = 2 шт. × 45 руб. = 90 руб.;
С 3 = 1 лист 1300 × 1500 = 710 руб.;
С 4 = 0 руб. (остались краски с уроков ИЗО);
С 5 = 0,9 л. = 355 руб.;
С 6 = 0,01 л. × 135 руб. = 1,35 руб.;
С 7 = 20 шт. × 15 руб./ 20 шт. × 0,5 руб. = 310 руб.;
С 8 = 0 руб. (остались после ремонта электропроводки);
С 9 = 0 руб. (использовал б/у игрушки, а деревянные игрушки из фанеры изготовленные на занятиях творческого объединения «Самоделкин» в предыдущие годы);
С 10 = 0 руб. (остались после ремонта водопроводной системы);
С 11 = 1 шт. = 120 руб.;
С 12 = 5 шт. × 12 руб. = 60 руб.
С 13 = 0 руб. (нашли с папой в шкафах нашего гаража);
С 14 = незначительны;
С 15 =19 ч. × 98,81 руб./час = 1877,39 руб.
С = 90 + 710 + 355 + 1,35 + 310 + 120 + 60 + 1877,39 = 3523,74 руб.
Величина затрат для изготовления моего изделия составила 3523,74 рублей.
(Стоимость подобных развивающих игрушек «Бизидом» в сети магазинов колеблется от 2200 до 30000 рублей в зависимости от размеров и набора развивающих предметов.)
Если моё изделие продать за 21999 рублей, то я получу прибыль.
Расчет прибыли:
П = 21999 руб. – 3523,74 руб. = 18475 рубль 26 копеек.
18475 рубль 26 копеек можно использовать для других целей.
Проведя экономический расчёты, я сделал вывод, что изготовление данного изделия экономически выгодно.
3.2. Реклама изделия
Очень нравится детишкам.
Этот умный «Бизидом».
Как работает задвижка.
Или светится весь дом?
Лихо крутится вертушка,
Открывается замок.
Это лучше погремушки,
Это – логики урок.
3.3. Самооценка
Задачи, поставленные в проекте, были выполнены, цель достигнута. Было выяснено, что изготовление развивающей игрушки «Бизидом» экономически выгодно, материалы доступны, в наличие имеется все необходимые инструменты и оборудование. Развивающий «Бизидом» можно изготовить и в домашних условиях самостоятельно из подручных предметов. Также можно дополнять другими деталями или менять старые на новые, что вызывает интерес у ребенка и не требует больших финансовых затрат.
3.4. Словарь терминов
Орнамент - это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Дизайн - художественное конструирование предметов, интерьеров, проектирование эстетического облика предметной среды.
Композиция - построение, внутренняя структура произведения.
Себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производства и реализацию.
Прибыль - это финансовый показатель, в котором отражены объем, качество производимой продукции, эффективность ее производства, а также производительность труда и уровень себестоимости.
Точение - одна из самых древних технических операций, которая была механизирована с помощью примитивного токарного станка.
Лобзик - тонкая обрамленная пила для фигурного, узорного выпиливания.
Клей - вязкое вещество или смесь, а также многокомпонентные композиции на основе органических или неорганических веществ, способные соединять (склеивать) различные материалы.
Технологическая карта - документ, который содержит в себе полный процесс производства изделия, включая его обработку. Процесс производства в данном документе подразделяется на операции и таким образом, отображает постепенную и полную картину производства того или иного изделия.
Сверло - режущий вращающийся инструмент для получения отверстий.
Шаблон - пластина с вырезами, по контору которых изготовляются чертежи или какие-нибудь изделия, лекало.
Шлифовальная шкурка - шкурка для обрабатывания твердой поверхности трением и придания гладкости или определенной формы.
Лакирование - является одним из способов отделки готовых изделий.
3.5. Литература
1. Коваленко В.И. Объекты труда: обработка древесины и металла.- М.: «Просвещение» 1990 год.
2. Коноваленко А. М. Основы столярного ремесла. – «Киев» 1994 год. Коноваленко, А. М. Основы столярного ремесла / А. М. Коноваленко. - Киев, 1994.
3. Лернер П.С. Проектирование по технологии / Школа и производство. 1998 №3.
4. Понамарева Н. А. Технология. Проектная деятельность 5-11 класс /Издание 2-е / Волгоград: Учитель, 2015 г.
5. Рихвик Э. В. Мастерим из древесины: книга для учащихся 5-8 классов средних школ.- М.: «Просвещение» 1998 год
6. Хотунцев Ю.Л Роль проектов в курсе "Технология" Директор школы. / 1994 №4.
7. Сделай сам М: Знание 1989 г.
8. Сомова А.С., Шнюкова Т.Н. Учебно-методическое пособие на тему: Развивающая доска – бизиборд. (www.nsportal.ru).
9. Аркин Е.А. Из истории игрушки//Дошкольное воспитание. - №3. – 1995. – С.8-15.
10. Интернет-ресурсы.
3.6. Рецензия учителя на творческий проект
Творческий проект выполнен в соответствии с требованиями, тема проекта актуальна и интересна, раскрыта в полном объеме, поставленные цели и задачи выполнены. В ходе работы над ним применяются все полученные знания в нестандартной ситуации (выбрана форма изделия и подобраны развивающие игрушки). В проекте выполнены все необходимые экономические расчеты, а также экологическое обоснование представленной работы. Проведен контроль качества и дана самооценка выполненной работы.
Владимиров А.Г. ___________
3.7. Приложение
Выполнение эскизов и чертежей
Подбор материала, инструментов, оборудования и разметка деталей
Выпиливание деталей
Сверление технологических отверстий в деталях
Подгонка и соединение деталей изделий
Раскрашивание акриловыми красками
Разметка заготовок развивающего «Бизидома»
Выпиливание деталей корпуса развивающего «Бизидома»»
Сборка готового изделия «Бизидом»
29