СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект «Скульптурные формы г.Нур-Султан»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект предназначен для формирования представлений обучающихся о скульптурной среде нашей столицы города Нур-Султан Республики Казахстан.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Скульптурные формы г.Нур-Султан»»









Творческий проект «Скульптурные формы г.Нур-Султан»



Учитель художественного труда, графики и проектирования

Мамчур Айгуль Маликовна

















Оглавление

РЕЗЮМЕ (АНОТАЦИЯ)……………………………………………………………3

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4

СКУЛЬПТУРА В ОБРАЗЕ БУДУЩЕЙ СТОЛИЦЫ…………………………….6

СОВРЕМЕННОЕ СКУЛЬПТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТОЛИЦЫ……………… 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………… 15

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………...16





































Резюме (аннотация)

Краткая аннотация исследовательской работы

«Скульптурные формы города Нур-Султан»

Автор: Мамчур Айгуль Маликовна

Данный проект предназначен для формирования представлений обучающихся о скульптурной среде нашей столицы города Нур-Султан.

Исследовательская работа «Скульптурные формы города Нур-Султан» ориентирована не только на младших школьников, но и обучающихся в среднем и старшем звене. В ходе работы у детей формируется понятие о скульптуре, видах и формах скульптуры, разнообразии объемных форм, их создании, создании и материале изготовления. В процессе поисков ответов на проблемные и учебные вопросы ученики осваивают методы исследования истории скульптуры, учатся классифицировать, прогнозировать, анализировать исторические факты. Обучающиеся используют знания из смежных дисциплин (метапредметные связи) такие как: история, краеведение, литература, изобразительное искусство. Ищут более эффективные пути решения задач проекта, учатся сетевому общению в Интернете. В ходе реализации проекта в целях исследования, общения и сотрудничества пользуются электронными медиа-ресурсами, искусствоведческой литературой, анализом художественного творчества казахстанских скульпторов и архитекторов.

Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, традиционно рассматриваются как важнейшие индикаторы детской одарённости.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на творческих занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Основываясь на новых стандартах обновленного образования, постоянно ведется работа в этом направлении: знакомство родителей с видами ученических исследований и к требованиям их построению; обучение ребят ставить перед собой вопросы и находить на них ответы.



ВВЕДЕНИЕ

Скульптура – один из видов изобразительного искусства. Как и другое искусство, скульптура отражает в художественных образах реальный мир, и отражает его по-своему, пользуясь особыми средствами и способами. В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств. Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты. В повседневной, окружающей нас жизни скульптура находит широкое применение. Во всех крупных городах существуют памятники, посвященные важнейшим историческим событиям, выдающимся политическим деятелям, деятелям науки, искусства и литературы.

В связи с этим для скульптуры характерен определенный круг тем:

  • Портреты современников или деятелей прошлых эпох;

  • Композиции на бытовые темы;

  • Аллегорические фигуры, олицетворяющие общие понятия;

  • Природу и среду, окружающую человека, передают в скульптуре лишь косвенно (это не относится к скульптурному рельефу).

  • Человек главная тема скульптуры, но не единственная.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ. В массовой строительной практике нашего отечества сегодня происходит постоянный процесс, обесценивающий качество городского пространства. Одна из наиважнейших причин, с нашей точки зрения, – в отсутствии в новых жилых районах даже намеков на подлинную связь архитектуры с изобразительным искусством. Именно искусство эстетизирует окружение и жизнь человека, апеллирует к его мышлению и поддерживает в нем чувство принадлежности к тому, что мы называем национальной, и шире мировой культурой.

Названная проблема имеет очевидную историческую параллель, особенно значимую для нашей столицы города Астаны, в котором искусство всегда было естественной частью жизни, имело свои идейные и практические функции, создавало единичность и неповторимость конкретной среды. Именно монументальная и монументально-декоративная скульптура на протяжении несколько десятилетий умножила своеобразие нашей столицы.

В 2005 году в городские власти города Нур-Султан провели конкурс среди скульпторов, художников и дизайнеров, предложив им разработать проекты украшения города малыми архитектурными формами и декоративными скульптурами. Лучшие из предложенных проектов были впоследствии воплощены в жизнь, в результате чего на улицах Нур-Султана появились необычные и весьма привлекательные произведения искусства.

Эти работы придали городу совершенно иной вид, добавив свежести и шарма улицам столицы. Проекты достаточно сильно отличаются друг от друга, но их нередко роднит стремление воплотить в камне, бронзе и даже пластике сущность казахской национальной культуры.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение научно обоснованных рекомендаций по включению скульптуры в районы массового жилищного строительства городаНур-Султан.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  • Обоснование роли и значения скульптуры в историческом и современной процессе сложения архитектурно-художественной среды города Нур-Султан;

  • Анализ генезиса и эволюции видов и форы городской скульптурной пластики, входящей в традиционную систему художественных средств, слагающих эстетический облик Нур-Султан;

  • Изложение основных предпосылок многоаспектного подхода к изучению роли, места и формы скульптуры в процессе формирования художественной среды районов массового жилищного строительства.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – виды и жанры монументальной и монументально-декоративной скульптуры

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – система «скульптура-архитектура-среда-человек» и их внутренние взаимодействия.

МЕТОД РАБОТЫ - комплексные исследования, основана на общенаучном подходе к изучению литературы, натурного материала, творческих разработок, содержащихся в отечественных и зарубежных осуществленных и проектных решениях благоустройства жилой среды, обобщению опыта современной художественной практики;

- искусствоведческом анализе стилистических и жанрово-типологических особенностей скульптуры.

СКУЛЬПТУРА В ОБРАЗЕ БУДУЩЕЙ СТОЛИЦЫ

Дух классицизма, культура его величественной простоты и ясности воплощается именно в портретном памятнике. В нем – представление о личности как событии, связанном с общекультурными парадигмами: возвышенное, идеальное отображение образа, увековечение памяти о героях и героических деяниях. К началу и середине XIX в. портретный памятник-монумент окончательно проявляет себя как композиционная доминанта окружающего пространства. Архитектура этого периода уже осознанно вырабатывает свое понимание города, в художественном образе которого устойчивые формы принимает архитектурно-скульптурный памятник. Складываются присущие Акмолинску, будущей столице композиционные основы взаимодействия скульптуры с пространством, несущие упорядоченность и симметрию. Стремление архитектуры классицизма к широкому использованию пластического декора зданий как средству не только его конкретизации, но и выражения высочайшие эмоций, соответствующих идеалам времени, выдвигают жанр монументально-декоративной скульптуры как ведущий в эту эпоху.

Особенно характерно эстетика классицизма заявила себя по отношению к приближенным человеку городским пространствам. Важно и то, что скульптура гармонично подчинялась природным особенностям города, его водной системе, широко используя анималистическую пластику. Она же украшала входы в здания, подходы к ним, ограды, привлекая к образно-содержательному смыслу городской среды еще один слой культурных представлений - мифопоэтический.

Отмечается, что в период 30-е годы наибольшее значение в городе приобретают портретный статуарный памятник, а также памятник-бюст. Они активно формируют среду, становятся особенно значимыми элементами архитектурного ансамбля в годы градостроительных реконструкций Акмолинска 70-80 гг. Преобладающие нормативное отражение характеров в портретном памятнике, помпезность и иллюстративность в доминирующей стилистике жанра монумонтально-декоративной пластики этого не времени, упадок садово-парковой скульптуры ведут к существенным изменениям характера городской среды. Постепенно из эстетической сферы духовной насыщенности города уходят такие понятия как декоративность, символическое обобщение, метафорические представления. Утрачиваются культурные ориентации, столь характерные для старого города.

Но основательный урон понесла городская среда в годы коренной перестройки советской архитектуры, вставшей на путь типизации жилищного строительства и развития индустриальных методов домостроения.

Важной задачей является попытка проследить осознанные в реальной архитектурно-художественной практике Акмолинска 80-90 гг. изменения в отношении к эстетическим проблемам городской среды новой застройки и реакцию на эти изменения в области скульптурных форм. Параллельно обозначаются возрождающиеся значимые для отечественной, городской скульптуры архитектурно-художественные процессы. Проводится анализ монументально-декоративных работ, в которых прослеживаются, с одной стороны, осознание лаконичности и простоты как ведущих стилеобразующих факторов, на которые оказали влияние принципы формообразования в архитектуре, с другой, стремление поддержать пластические традиции города.

Художественная практика советских монументалистов в области новой застройки не велика. Причина этому – отсутствие социального заказа и, безусловно, трудности, заключенные в самом качестве городской среды, формируемой, массово тиражируемой индустриальной архитектурой. Она оказалась невосприимчивой к взаимодействию с народным изобразительным искусством.

И все же в последних работах 80 гг., установленных в новых фрагментах городских пространств Акмолинска, уже можно выявить намечающиеся тенденции целенаправленного воздействия монументально-декоративной скульптуры на создание новой среды обитания. В них прослеживается связь с образно-пластической культурой национальной скульптуры, связь, основанная не на буквальном следовании традициям, но на ощущении «внутреннего нерва» классического наследия, побуждающего к поиску новых форм, нового содержания, новых отношений с архитектурой, средой, окружением. Сегодня скульптурная пластика уже окончательно утратила свою особую значимость в сложении образа города, нашей новой столицы. Усугубились процессы экономической зависимости искусства от реальных возможностей общества и государства. Но ответственность за свое духовное и нравственное состояние, отражающееся в облике города сегодня, должна стимулировать поиски выхода - из этого состояния.

Таким образом, методика предпроектного анализа состоит из следующих основных позиций: всестороннее изучение культурно-исторического места;

- определение типологических особенностей данного участка города, его функционального назначения; выявление градостроительных предпосылок взаимодействия архитектуры с природой и окружением;

- осмысление социально-психологических требований с учетом эмоционально-эстетических предпочтений различных групп населения;

- выработка соответственной структуры видов и жанров монументально-декоративного искусства.

Концепция состоит из следующих основных положений:

1. Рассмотрение архитектурных пространств района с позиций «масштабных уровней эстетического потенциала доказывает, что все жанры скульптуры могут существовать в столице

2. В произведениях искусства могут быть отражены знаково-образные и национальные черты, отражающие дух города, его национальное достояние, символические, аллегорические смыслы.

3. В результате средового зонирования уточняется жанровая определенность произведений скульптуры, выявляется соотношение ее функциональной и образно-содержательной сторон.

4. Эмоционально-эстетические предпочтения человека моделируют семантическую направленность разных типов архитектурных пространств, определяя условия для постановки произведений скульптуры, тем самым способствуя созданию ими атмосферы уединения, релаксации либо праздничности, подъема и т.д.

5. Произведения скульптуры предназначены нести в жилой застройке не только образную, но и утилитарную функции: различные формы жизни деятельности человека требуют участия в городской среде и знаково-ориентационной скульптуры, и пластических интерпретаций городской мебели, и установки фонтанов, бассейнов, игровых скульптур, обеспечивая комфортность и разнообразие жилой застройки.

6. Виды и жанры городской скульптуры предусматривают всю палитру пластических возможностей: от мотивов традиционного искусства до новаторских решений, адекватных современной архитектуре.

7. Для усиления выразительности природных факторов концепцией –предлагается использование традиционных для Астаны приемов постановки скульптуры, а также новые решения, такие как геопластика – это искусственное создание рельефа или изменение рельефа. Этот прием во все времена использовался в ландшафтном искусстве.

Столица Казахстана, Нур-Султан, которая не скупится на разнообразные украшения и полноправно входит в галерею городов, улицы которых усеяны необычными достопримечательностями в виде памятников и скульптур. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, чтобы полнее воспринять содержание образа, то такая скульптура называется круглой. Круглая скульптура всегда связана с определенной пространственной средой, освещена искусственным или естественным светом. Основные разновидности круглой скульптуры:

  • Статуя;

  • Группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно;

  • Голова;

  • Бюст (погрудное или поясное изображение человека).

Принципы композиции в круглой скульптуре:

  • Предельная лаконичность;

  • Суровый отбор и сохранение лишь тех деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы не ясен. Микеланджело считал, что та статуя хороша, которая, будучи спущена под откос с горы, скатится с нее и останется невредимой.

По назначению скульптурные произведения бывают:

  • Монументальные;

  • Декоративно-монументальные;

  • Станковые.

Каждый из этих разделов имеет свои характерные особенности. Монументальная скульптура. К монументальной скульптуре относятся памятники и монументы в память выдающихся исторических событий, героям. Она предназначается для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Монументальные произведения должны быть обобщенными по замыслу и художественной форме.

Особенности монументальной скульптуры:

  • Рассчитаны на массовое восприятие, всегда обращаются к широким массам зрителей;

  • Они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают и утверждают, положительный образ своего времени. Увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность;

  • Отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины);

  • Используется долговечный материал.

Функции монументальной скульптуры: идейная; архитектурно-художественная. Поза, жест фигуры, ее движение должны быть композиционно решены так, чтобы сделать содержание понятным. Мастер монументального памятника должен уметь правильно поставить фигуру, сделать силуэт выразительным и красивым со всех сторон. Кроме того он должен быть соразмерным и пропорциональным, должен представлять собой целостное произведение искусства. Ведь вместе с идейным содержанием памятник несет и функции архитектурно - художественные. В идейно - художественном замысле всякого памятника очень важна роль пьедестала. Пьедестал должен соответствовать архитектурному окружению, характеру, стилю и масштабу памятника в целом. Часто его грани оформляются рельефами, полнее освещающими историческое значение события или деятельности героя.























СОВРЕМЕННОЕ СКУЛЬПТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ СТОЛИЦЫ

Памятник «Жер-ана» (Земля-мать) – творение российского скульптора Даши Намдакова, представляющее собой образ гигантского быка длиной более 10 метров, на котором возвышается сакская царица Томирис, окруженная двумя барсами. Скульптурная композиция, созданная в 2008 году, помещена на постамент и стилизована в духе древних памятников Переднего Востока. Размах рогов огромного животного достигает семи метров, а изображения мелких деталей поражают своей точностью. Согласно легенде, благодаря мужеству царицы Томирис разрозненные племена были объединены и составили одно из первых на территории Казахстана государств. См Приложение 1. Рис 1 Памятник «Жер-ана» (Земля-мать). Д. Намдакова.

«Художница» – скульптура, установленная на центральной площади столицы в 2005 году. Она входит в серию скульптур «Горожане», которая появилась в городе при содействии Нурсултана Назарбаева – президента Казахстана. Выполненное из бронзы изваяние представляет собой фигуру молодой девушки в бейсболке и джинсах, которая увлеченно что-то рисует на мольберте. Для молодежи бронзовый холст художницы служит своеобразной лампой Аладдина – они пишут на нем свои желания и утверждают, что они исполняются. Художники города считают скульптуру символом своей творческой профессии, а местные жители и гости столицы с радостью фотографируются с необычным памятником. См Приложение 1 Рис 2 Скульптура «Художница».

Скульптурная композиция «Цирк» была установлена на площади перед зданием столичного цирка в декабре 2005 года. Центральная фигура творения – золотой шестиметровый циркач-эквилибрист, подаренный казахской столице скульпторами и архитекторами Карагандинской области. Изображение циркача – только часть композиции, которая состоит из музыкального фонтана, украшенного по кругу десятью двухметровыми скульптурами, символизирующими различные жанры циркового искусства. Четырехуровневый светомузыкальный фонтан возле цирка – подарок от Карагандинской области. По окружности фонтана расположены бронзовые фигуры десяти цирковых артистов и животных. А в центре на шаре стоит скульптура позолоченного мальчика-эквилибриста. Высота комплекса - 15 метров. На его возведение ушло около 40 тонн металла, 220 тонн гранита. Гранитные конструкции, заказывались в Китае, оборудование для фонтана - в Италии. Местные жители очень любят данную скульптурную группу, так как она всегда дарит соответствующее настроение и особенно радует детишек, будучи неким знаком, оповещающим о предстоящем ярком и веселом цирковом представлении. См приложение 1 Рис 3 Скульптурная композиция «Цирк».

В Нур-Султане так же находятся бронзовые скульптуры основателей Казахского ханства, хана Жанибека и Керея, и казахских батыров, восседающих на бронзовых конях. Автор серии скульптур, художник Сембигали Смагулов. См приложение 1 Рис 4 Скульптурная группа «Основатели Казахского ханства».

Скульптурная композиция «Древо жизни» – живописный фонтан, установленный на площади Жан алан в 2000 году. Выполненный из камня и бронзы искусственный источник был создан по проекту художника Азата Боярлина. Центральный элемент композиции – причудливое дерево, установленное в самом сердце фонтана. Помимо него, «Древо жизни» украшают статуи барана, верблюда, коня и быка, которые в тюркской мифологии являются символами четырех стихий. Символика самого дерева имеет несколько интерпретаций – корни символизируют связь с предками и подземный мир, ствол олицетворяет мир, в котором сейчас живут люди, т.е. срединный мир, а ветви символизируют будущих потомков и духовность. См приложение 1 Рис 5 Скульптурная композиция «Древо жизни».

Серия скульптур, установленная на Круглой площади в столице в 2005 году, появилась в результате проведенного городскими властями конкурса среди художников, скульпторов и дизайнеров. Лучшие проекты мастеров были воплощены в жизнь и удостоены чести украшать город. Так на улицах столицы Казахстана появились весьма оригинальные произведения искусства. Всего вдоль 330-метрового периметра Круглой площади установлено 12 скульптур. Одна из серий, именуемая «Горожане», изображает девушку, которая опаздывает на свидание, или парня и девушку, присевших отдохнуть. Также здесь можно увидеть ряд интересных национальных скульптур: шамана с кобызом, кочевников, табун лошадей и другие скульптуры, символизирующие ключевые тюркские образы. См приложение 1 Рис 6 Серия скульптур «Горожане».

Инсталляцию в виде гигантских перстней и браслетов можно увидеть на территории Водно-зеленого бульвара в столице среди пышных и красочных цветочных клумб. Словно украшения рассеянной красавицы они разбросаны по всему бульвару как декоративные элементы. Огромные перстни высотой до двух метров выполнены из бронзы, пластика, стекла, камня и металла. Причудливые творения украшены традиционными казахскими орнаментами, отражающими историю государства, и призваны напомнить о важности культурных традиций в украшениях такого типа. Один из браслетов хранит в себе голограмму «вертикальный макет карты столицы». См приложение 1 Рис 7 Сери скульптур Украшения: браслеты и перстни.

Скульптуры на Алее сказок – группа декоративных скульптурных форм, расположенная возле вышеупомянутого фонтана с циркачом. Среди моря цветов и скамеек можно встретить выполненных из бронзы ключевых персонажей тюркских мифов и легенд: Алдара Косе с домброй. См приложение 1 рис 8 Скульптура Алдар Косе.

«Влюбленные» (другое название – «Счастье мое») – романтичная скульптура, расположенная в самом центре Нур-Султана в знаменитом Парке влюбленных. Она представляет собой бронзовую статую девушки и юноши, которую горожане считают символом вечной любви и верности. Создается впечатление, что молодая пара безмятежно прогуливается по аллее – девушка, видимо, что-то рассказывает возлюбленному, а парень нежно держит ее за талию. Автор данной работы – казахский скульптор Толепбай Ерболат. Установленное 10 июня 2005 года творение находится напротив торгово-развлекательного центра «Хан Шатыр». Тысячи влюбленных со всей столицы стремятся своими глазами увидеть данную скульптуру. Многие присваивают памятнику «Влюбленные» статус самого красивого в Центральной Азии. См приложение 1 Рис 9 «Влюбленные» (другое название – «Счастье мое») Т. Ерболат.

Скульптура «Кувшин с монетами» – творение современного скульптора Нурбосын Орысулы, которое в 2008 году появилось в самом центре столицы. Необычный памятник в виде гранитного кувшина, из которого высыпаются принадлежащие к разным эпохам древние монеты, символизирует не только богатство страны, но и многочисленные археологические находки, найденные учеными-археологами на территории Казахстана. Скульптура находится на клумбе у центрального входа в отель «Риксос Астана». См приложение 1 Рис 10 Скульптура «Кувшин с монетами» Н.Орысулы.

На правом берегу реки Эсиль в Нур-Султане возвышается памятник хану Кенесары – лидеру крупнейшего за всю историю независимости восстания казахов, которое произошло в середине ХIХ века. Установка скульптуры, изображающей восседающего на коне хана, датируется 2001 годом. См приложение 1 Рис 11 Памятник «Хан Кенесары».

Памятник правосудию – изготовленная по заказу Верховного суда композиция, изображающая величественные осанки известных аксакалов - Айтеке-би, Казыбек-би и Толе-би. Благодаря их мудрости около 300 лет назад разрозненные роды, жузы и племена были объединены в одно целое в борьбе с джугарским ополчением, что не позволило казахскому народу прекратить свое существования как этнос. Монумент олицетворяет преемственность вековых традиций – народное единство и справедливость. Открылся памятник трем мудрецам в 1998 году рядом со зданием городского суда. См приложение 1 Рис 12 Памятник правосудию.

На центральной площади столицы можно встретить еще парочку оригинальных творений из бронзы и гранита – скульптуру мальчика на волке и девочки с барсом. Расположены они по обеим сторонам фонтана, символизируя будущее страны. Барс и волк, как священные символы и тотемные божества далеких предков, несут в себе подлинно героический смысл. Автор памятников - Досмагамбетов Толеген, а их открытие состоялось 10 июня 1999 года. См приложение 1 Рис 13 Скульптура «Мальчик на волке» «Девочка с барсом» Д.Толеген.

Все, кто заинтересовался уличным искусством Нур-Султана, может смело отправляться в этот красивый и богатый на достопримечательности город, где в аэропорту всех гостей столицы встретят скульптуры трех казахских девушек из бронзы.  См приложение 1 Рис 14 Скульптуры казахских девушек.

























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования:

1. Природные и территориальные особенности города Нур-Султан богатое архитектурно-художественное наследие, насущные проблемы современного общества - все это создает предпосылки для поиска приемов достижения целостного архитектурно-художественного облика столицы.

2. Роль монументальной и декоративной скульптуры, имеющей эстетическо-культурное значение в сложении художественного образа столицы, должна быть осознана на современном проектном уровне архитектурного процесса.

Декоративное уличное искусство – это мировая тенденция, Нур-Султан же пополнил галерею городов, украшенных столь необычными формами. Таким образом, скульптора как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материалов и выразительных средств. Особенно сильной стороной скульптуры является то, что она в наиболее обобщенных, монументальных образах может выражать героические идеалы своего времени. Не случайно периоды расцвета скульптуры совпадают с теми историческими эпохами, когда высоко поднимается значение человека-гражданина и основной задачей искусства становится создание положительного героического образа. Это искусство является одной из многих форм выражения общественного сознания. Отражая действительность, оно формирует наше сознание и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширить в этой области свой кругозор большаярадость.














СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=724617

  2. http://cheloveknauka.com/skulptura-v-sovremennoy-gorodskoy-srede-rol-mesto-forma#ixzz5WzOh9ZUl

  3. Александров В.Н. «История русского искусства», Справочное издание. Минск «Харвест», 2007.

  4. Ватагин В. «Изображение животных», М. 1957.

  5. Голубкина А. «Несколько слов о ремесле скульптура», М1963.

  6. Иогансон Б.В. «Школа изобразительного искусства». Учебное пособие, Выпуск 1. Москва, «Изобразительное искусство»1986.

  7. Иогансон Б.В. «Школа изобразительного искусства». Учебное пособие, Выпуск 2. Москва, « Изобразительное искусство»,1986.

  8. Иогансон Б.В. «Школа изобразительного искусства». Учебное пособие, Выпуск 3. Москва, «Изобразительное искусство», 1986.

  9. Любимов Л.Д. «Искусство древнего мира». «Астель», 2003.

  10. Одноралов Н. «Скульптура и скульптурные материалы». М.,1983

  11. Соколов В. «Лепка фигуры» М.,1962. .Юному художнику. Практическое руководство по изобразительному искусству. Раздел «Скульптура». М., 1963.



























































Рис 1 Памятник «Жер-ана» (Земля-мать). Д. Намдакова













Рис 2 Скульптура «Художница»



Р ис 3 Скульптурная композиция «Цирк»















Рис 4 Ханы Жанибек и Керей. С.Смагулов

































Приложение 1











































Рис 5 Скульптурная композиция ''Древо жизни''



















Рис 6 Серия скульптур «Горожане»









Рис 87Сери скульптур Украшения: браслеты и перстни













Рис 7 Сери скульптур Украшения: браслеты и перстни











Рис 7 Сери скульптур Украшения: браслеты и перстни



















Рис 7 Сери скульптур Украшения: браслеты и перстни















Рис 8 Скульптура Алдар Косе











Рис 9 "Влюбленные" (другое название - "Счастье мое") Т. Ерболат













Рис 10 Скульптура "Кувшин с монетами" Н.Орысулы.

























Рис 11 Памятник «Хан Кенесары»

















Рис 12 Памятник правосудию











































Рис 13 Скульптура «Мальчик на волке»













Рис 14 Скульптуры казахских девушек у аэропорта

















19