СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий проект «Традиции семьи» (ручное ковроткачество)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше мы придем к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков, - естественной частичкой бытия. Ручное ковроткачество один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Просмотр содержимого документа
«Творческий проект «Традиции семьи» (ручное ковроткачество)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение СШ №5

п. Яблоновский Тахтамукайский район Республика Адыгея






Творческий проект

«Традиции семьи»

(ручное ковроткачество)












Подготовила: ученица 9 А класса

Муртузова Ханум

Руководитель: Саакова Л.Г.

учитель технологии высшей категории



2021 г.



СОДЕРЖАНИЕ


1. Введение ……………….3

1.1.Выбор и обоснование проекта. 4

1.2. Цели и задачи моей работы. 4

2. Основная часть 4

2.1 Исследовательский раздел 4

2.1.1. Выбор вариантов 5

2.1.2.Схема обдумывания. 7

2.1.3. Историческая справка 8

2.2 Поисковый раздел…………………………………………………………………………………………………………….. 9

2.2.1. Инструменты и материалы...…………………………………………………………………………………………...12

2.2.2. Цветовая политра 13

2.3. Технический раздел. 14

2.3.1. Правила техники безопасности 14

2.3.4. Технологическая карта 15

2.4. Экономический раздел 18

2.4.1. Расчет себестоимости 18

2.4.2. Реклама 20

2.5. Экологическая оценка 21

3. Заключение 21

3.1. Эстетическое обоснование 20

3.2. Вывод 22

3.3.Фотография изделия 23

4. Библиографический список 24




















1.Введение

Веками трудились в Дагестане непревзойденные его народные умельцы: златокузнецы аула Кубачи, серебряных дел мастера Гоцатля. Унцукульцы из дерева создавали рукотворные поэмы, дербентские, табасаранские женщины на ковры переносили все сто красок земли моей, балхарки на глиняных кувшинах писали таинственные стихи.

Расул Гамзатов

Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел — художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело. В экономике горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане.


1.1Выбор и обоснование проекта

Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей, с культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше мы придем к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков, - естественной частичкой бытия. Ручное ковроткачество один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Ручным ковроткачеством я занимаюсь с 10 лет. Это стало моим любимым занятием. За этот период я соткала 7 ковриков и помогала летом бабушке и тете соткать ковер . Мне кажется, что ни какой ковер не сравнится с настоящим ковром, созданным своими руками. Ведь ковры ручной работы имеют особенность, которую не в силах воссоздать не одна машина.

1.2. Цели и задачи моей работы


  • Исследовать историю развития ручного ковроткачества;

  • Сохранить и развивать древний вид искусства – ручное ковроткачество;

  • Уважительно относиться к своим древним корням, чтить и уважать память предков;

  • Изготовить красивый ковер, который будет приносить радость и эстетическое наслаждение.

2. Основная часть


Много проблем и вопросов возникает при подготовке к работе. Это и выбор жанра, и подбор материалов и инструментов для изготовления ковра. Важно точно представлять последовательность выполняемых операций, при выполнении работ соблюдать технику безопасности. И как итог уметь оценить созданное собственными руками изделие. А чтобы это изделие на самом деле было конкурентоспособным на рынке сбыта, надо правильно и грамотно организовать его рекламную компанию

2.1 Исследовательский раздел


Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением… Это является принципиальной особенностью организации мышления при исследовании, с которым сопряжены развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков… Развитие способности занимать исследовательскую позицию является важной задачей образования и воспитания как средства оценки своей действительности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию... Ведущей ценностью в исследовании является ценность процесса движения к истине….


2.1.1. Выбор вариантов


Безворсовые ковры "килимы" - это простые полосатые паласы. Они вырабатываются по всему Дагестану из конопли, хлопка и шерсти. Паласы второго типа отличаются слегка усложненным рисунком. В них вводятся узорные полосы с геометрическим орнаментом, которые чередуются с гладкими. Такие паласы производятся в аварском селении Корода и лакском селении Балхар (т.н. "туруты"). Подобная композиция переносится мастерицами и на мелкие изделия, выполняемые в этих регионах - сумки, хурджины, водоносные ленты. Последовательно расположенные фигуры образуют ряды - полосы, которые и составляют композицию ковра. Для них также характерна композиция в виде одного или нескольких ромбов, расположенных в ряд по длине поля. Килимы этого типа производятся с зазорами и со сцеплением утков.











Ворсовые ковры


При производстве ворсовых ковров, в отличие от других традиционных видов ковровых изделий, требуется использование наиболее трудоемких и сложных технологических операций ткачества. Свое название — ворсовые они получили в связи с характерной только для них ворсистой фактурой на лицевой поверхности ковровой ткани. Ворс образуется в процессе стрижки ковровых узлов их торцевыми обрезанными концами, плотно прилегающими друг к другу. В зависимости от плотности ковровой ткани длина ворса колеблется от 5 мм и выше. Главной отличительной особенностью структуры ткани ворсового ковра является как одинаковая плотность по основе и по утку, так и неодинаковая. Благодаря этой особенности удается воспроизвести сложные симметричные орнаментальные мотивы, повышающие художественные качества ворсовых ковров. Первым, очень ответственным этапом в технологическом процессе ткачества ворсового ковра, как и при производстве безворсовых ковров является расчет технического рисунка. Технический рисунок ворсового ковра содержит в себе все сведения о будущем изделии: размеры длины и ширины, количество нитей основы и утка, какие узоры и цвета участвуют в создании ковровой композиции.

Я решила соткать ворсовый коврик. Он должен быть очень красивым и ярким.


2.1.2 Схема обдумывания


Ковер




















2.1.3Историческая справка.

Историю цивилизации можно

Выразить в шести словах

«Чем больше знаешь, тем больше умеешь»

Э.Абу


Р УЧНОЕ КОВРОТКАЧЕСТВО — это наиболее распространенный и один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства Дагестана. На территории Дагестана нет такого уголка, где бы не ткали различные виды ковровых изделий. Но особенно прославились мастерством исполнения, красотой узоров и цветовых сочетаний высокохудожественные ковры табасаранских мастериц. Искусство ковроделия в Дагестане, как традиционный промысел, уходит своими корнями в глубину столетий. Сведения ученых-исследователей и результаты археологических раскопок показывают, что жители Дагестана еще в эпоху бронзы занимались прядением и ткачеством. Обнаруженные во многих женских погребениях каменные, глиняные, костяные пряслицы подтверждают это. В могильниках периода II тыс. до н.э. встречаются фрагменты различных изделий домашнего обихода, сотканных на ткацком станке из шерстяной или растительной пряжи. Секреты мастерства передаются из поколения в поколение, от матери к дочке, оттачиваются и совершенствуются узоры и композиции. Ковроделие в Дагестане является самым распространённым видом кустарного промысла. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр экономики, торговли и художественной культуры Кавказа. Торговые связи со странами Переднего Востока и Средней Азии способствовали появлению ковровых изделий культового назначения (намазлыки, молитвенные коврики). Дербент, который в тот период был крупным торговым городом на Каспии, славился красками, добываемыми из трав, кустарников, которыми окрашивали шерстяные нитки. Здесь получило широкое распространение выращивание естественного красителя — марены. После многих веков развития этого вида искусства, уже в XIX в., по мнению ученых-исследователей, сформировались самобытные центры ковроткачества среди табасаранцев, в некоторых близлежащих к табасарану селах лезгин, аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев сосредоточенные в Южном, Центральном и Северном Дагестане. Ковроткачество получило благоприятную почву для своего развития в 20-30-х годах прошлого столетия, когда на базе объединения мастериц-одиночек были созданы более десяти артелей в населенных пунктах Ушниг, Халаг, Кандик, Межгюль, Ляхля, Чере, Чиликар, Тураг, Хучни, Микрах, Рукель, Кабир, и Ортосталь. Производство охватывает также

близълежащие населенные пункты. Дагестанские ковры ручной работы носят национальный характер и высоко ценятся, как семейные реликвии. Они отличаются высокой прочностью, долговечностью (средний срок эксплуатации ковров – около 250-300 лет), возможностью изначального выбора цветовой гаммы, плотности, высоты ворса, неповторимостью цветовой гаммы и композиционных решений, многообразием рисунков и размеров.

Ковры, как произведения нестареющего и вечно молодого самобытного искусства, сохранили традиции и технологию выработки от далекого прошлого до наших дней.

Они находят широкое применение для украшения интерьера жилья и общественных помещений, хорошо гармонируют с любой мебелью, придают помещению обжитой вид. Ковровое искусство дагестанских народов многообразно и богато. По характеру узоров и технике исполнения все ковры можно разделить на три основные группы: ворсовые, безворсовые и войлочные. Основу узора дагестанских ковров составляет геометрический орнамент, изображающий символические силуэты животных, птиц и растительности из окружаюшей природы и быта. В настоящее время изготавливаются ковры с изображением всевозможных рисунков, портретов, пейзажей, памятников архитектуры, исторических личностей и возможностью переноса практически любого изображения с фотографии на ковер, изготавливаются ворсовые, безворсовые и ковры с рельефными изображениями. Им присуще контрастное сочетание теплых и холодных тонов, обведённых контурным цветом, что придает узору четкую выразительность и изысканность. Своеобразен процесс создания узора, сложна техника исполнения ковров. Это требует от ковровщиц высокой квалификации, тонкого вкуса, индивидуального мастерства, завидного терпения и усидчивости, поскольку работа выполняется в сидячем и полусогнутом положении. Многие опытные мастерицы, не имея перед собой технического рисунка, но, зная схему построения узора ковра, выполняют его по памяти. Едва касаясь нитей основы руками, мастерица за рабочий день вяжет около 7-8 тысяч узлов, потратив на каждый узел в среднем около 2 секунд. В зависимости от назначения каждый ковер имеет своеобразную структуру ткани, рисунок и колорит.


2.2 Поисковый раздел

2.2.1. Инструменты и материалы


В современном производстве ковров и ковровых изделий используется сырье животного (шерсть), растительного (хлопок, осока), искусственного (вискоза, ацетат) происхождения. Из всего многообразия этого натурального и искусственного сырья наиболее универсальным и традиционным материалом в ковроткачестве испокон веков является шерсть.
Как и изготовление ковра, так и изготовление ниток из шерсти является очень трудоемким процессом. Я при изготовлении своего изделия использовала готовую шерсть.


КОВРОТКАЦКИЕ СТАНКИ И ИНСТРУМЕНТЫ.


Традиционные ручные ковроткацкие станки бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Свой ковер я ткала на горизонтальном станке. Это четырехугольная деревянная рама длиной 3 м и шириной 1 м, состоящая из двух боковых и поперечных брусьев круглого или прямоугольного сечения. Такой станок состоит из двух массивных боковых стоек, изготовленных из сухой древесины твердой породы толщиной 16—18 см в диаметре. На нижних концах обеих стоек, отступив от торца на 5 см, вырезаются сквозные продольные пазы прямоугольной формы длиной 50 см. На верхних концах стоек прямо с торцевой части вырезаются такие же пазы тоже на глубину 50 см. В эти пазы вставляются поперечные валы, имеющие такую же толщину, какую имеют вертикальные стойки— 16—18 см в диаметре. Чтобы натянуть основу, в пазы вертикальных стоек забиваются клинья. Поперечные валы в рабочем положении подвергаются сильным нагрузкам, поэтому они должны иметь достаточную прочность. Нижние торцы вертикальных стоек срезаются под углом 60°, чтобы придать стайку наклонное положение максимально удобное при работе. Вертикальные стойки перпендикулярно прикрепляются к коротким горизонтальным ножкам-брусьям, дополнительно укрепив подпорками, благодаря которым достигается устойчивость и жесткость конструкции.



2.2.2.Цветовая палитра


Выбор цветовой схемы для такого крупного проекта, как ковёр, может привести в лёгкое замешательство. Светлые тона отражают свет, они хороши для маленьких темных помещений, темные тона свет поглощают

Есть три основных схемы подборки цвета: монохромная, комплементарная и смежная.


Название схемы

Описание

Монохромная


Включает в себя оттенки и тона одного цвета.


Комплементарная



Состоит из двух цветов, которые в цветном круге расположены друг напротив друга.


Смежная

Основывается на двух или трёх цветах, расположенных в цветовом круге друг рядом с другом


Для своей работы я решила выбрать смежную схему, потому что, она представляет, широкие возможности для создания интересных и оригинальных комбинаций.

Синий, голубой, различные зелёные, персиковые, жёлтый, чёрный, белый.













2.3. Технический раздел. 2.3.1. Правила техники безопасности


1. Должно быть достаточно пространства, чтобы разместить все материалы для работы.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Каждые 1-1.5 ч. Глазам необходим 30-минутный отдых. Перерыв и расслабление необходимы для восстановления функции глаз.

4. Иглы должны находиться в игольнице.

5. На рабочем месте должен находиться спецлоток для мусора

6. Осторожно! Ножницы должны быть закрытыми, острые предметы не должны лежать на краю.







2.3.2.Технологическая карта.


№ операции

Последовательность выполнения работы

Инструменты и приспособления

Графическое изображение

1

2

3

4

1

Создание технического рисунка и определение размеров колвра

Бумага, карандаши





2

Натянуть нити основы на станок. Для основы нужны крепкие крученые нити, их располагают по длине ковра и считают по парам. Нити утка поперечно переплетаются с нитями основы и считаются по количеству прокидок. Узор ковра считывается с технического рисунка, который разбит на условные клетки, образованные одной парой основы и определенным количеством прокладок утка.

Станок, нити






3

Вбить клинья в пазы верхней рейки, натянуть основу. Разделить нити основы передней рабочей поверхности на четные и нечетные, проложить между ними круглую рейку диаметром 25 мм и длиной, превосходящей ширину основы на 8-10 см. Закрайку считать по паре нитей. Промежуток между четными и нечетными нитями называется зевом. По ширине в зев должна проходить ладонь. Закрайку считать по паре нитей.

Станок, нити

4

Разделить основу ковра на пары. Сделать уравнительную плетенку. Такую же нить, как и для основы, привязать одним концом к правой боковине станка, затем вывести ее сзади наперед, обхватить пару нитей основы и завести снова назад до следующей пары. Получаются петли, охватывающие каждую пару нитей. Конец плетенки закрепить на левой боковине рамы. Такую же плетенку сделать и под верхней планкой. Следить, чтобы плетенка была строго горизонтальной.

Станок




5

Чтобы получалось переплетение нитей утка с нитями основы, положение нитей основы должно постоянно меняться. Т.е. четные пары должны перемещаться назад, а нечетные вперед. Для этого необходимо менять положение зева. Это удобно делать при помощи ремизок. Нужно нарезать нити на одинаковые отрезки 30-35 см, обвить каждую нечетную нить ремизкой, выведите их наружу, каждые 6-8 ремизок связать в узелок. Потянув за узелок, легко поменять положение нитей.

Станок, ремизка



6

Приготовить пряжу для утка. Смотать ее в клубки, отмотать на небольшие куфточки – небольшие моточки в форме восьмерки, которыми удобно прокладывать нити утка внутри зева. Ковер ткут снизу вверх. Проложить первый ряд утка слева направо, закрепив конец нити в середине. Аккуратно и плотно прибить его к нижней плетенке колотушкой - специальным приспособлением, имеющим деревянную рукоятку и чуть закругленные 8—10 зубьев из металлических пластин. При следующем ряде утка - справа налево - опустить ремизки, меняя положение четных и нечетных нитей основания.

Станок, нити




7

Принцип плетения соблюдать во время всего изготовления ковра. Через несколько рядов нужно делать рисунок ковра в соответствии со схемой. Следить, чтобы нити утка не стягивали основу, закрывали ее полностью.

Станок нити


2.4. Экономический раздел 2.4.1. Расчет себестоимости

Расчет себестоимости готового изделия

1 Определяем себестоимость изделия, на производство которого требуются следующие затраты:

Расчет материальных затрат (Мз)

На изготовление данного коврика мне потребовалось - 3кг. шерстяных ниток. Стоимость материалов составляет (Мз) = 3*250=750руб


2. Расходы на оплату труда (Роп)

Оплата мастериц ручного ковроткачества составляет 100руб/час

На изготовление коврика ушло 15 дней (по 2 часа в сутки).

Всего затрачено 30 часов.

Роп=100*30=3000руб

Следовательно, полная себестоимость Сп сложится из материальных затрат 750руб ., и стоимости самой работы 3000руб.

Сп=мз+роп=750 +3000=-3750руб

Итак, полный расчет себестоимости изделия показывает, что изготовление коврика

своими руками дает экономию в 2250 руб., так как такой ковер ручной работы стоит около 6000 рублей.







2.4.2.Рекламный проспект




Наш ковер в доме –

И ваш дом стал дворцом






















































2.5.Экологическая оценка


Природа снабдила нас основными материалами для изготовления ковров – шерстью, хлопком, джутом. Шерстяные и шелковые ткани изготавливают из волокон животного происхождения. Эти ткани мы знаем, являются экологически чистыми и представляют определенную ценность для человека и положительно влияют на его здоровье. Волокна, нити, ткани натурального происхождения экологически чистые, обладают хорошими свойствами. Это такие свойства, как гигроскопичность, воздухопроницаемость, изделия из этих волокон теплые, приятные на ощупь, не вызывают аллергии…


3. Заключение 3.1. Эстетическое обоснование


Ковроделие в Дагестане возникло как форма трудовой деятельности, но со временем превратилось в один из ярких видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Богатое наследие народного искусства, основанное на вековых традициях, является неотъемлемой частью этнохудожественной культуры народов Дагестана. Произведения народных мастеров отражают опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.


Да будет мир над цепью гор,

Да не коснется зло родного края.

Так, заклиная, ты ткала ковер

За нитью нить в раздумье выбирая.

В узор вплетались горы и снега,

Крик журавлей и облачные перья,

Цветущие альпийские луга,

Старинные преданья и поверья.

И расцветал ковер к цветку цветок,

Как Дагестан родной в разгаре лета.

За нитью нить, так из прекрасных строк

Рождается творение поэта.

Расул Гамзатов






3.2. Вывод


Итак, поставленные мною цели выполнены и задачи достигнуты.

В ходе работы я изучила и опробовала различные технологии ручного ковроткачества, изучила народную культуру Дагестана.

Любить Родину. Эту простую истину следует помнить в нынешние непростые времена, когда разрушенными оказались не только целостность народной культуры, но и все, что было связано с духовно-нравственными принципами народной жизни, начиная с дома, семьи и кончая отношением к труду, Земле-Матери, Природе.

Разобщенность людей разных национальностей - это результат низкого уровня формирования и развития чувства национального самосознания. Только уважая память своих предков, уважают и память другого народа.

Занимаясь ручным ковроткачеством, я как бы соприкасаюсь с тем, что так дорого моему народу. Я живу в русском селе и очень уважаю, обычаи и традиции этого народа, но при этом не забываю свою родовую и национальную память.


3.3.Фотография готового изделия











4. Библиографический список


1. Байрамбеков М.М., доктор педагогических наук, Дагестан – заповедник народных художественных промыслов, 2005

2.Дебиров П. «Ковры Дагестана». Дагестанский научный центр РАН, 2006

3.Маммаев М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала, 1989.

4. Керимов Л., Древнейшие в мире художественные ковры и ткани..., М., 1968.

5.Ковры РСФСР [каталог], М., 1952; Яковлева Е. Г.

6.Левин Л. М., Свердлин В. И., Ковры и ковровые изделия, М., 1960.

7.Руденко С. И., Древнейшие в мире художественные ковры и ткани..., М., 1968.

8. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства \ Ред. коллегия: И. М. Терехов (гл. ред.) и др.- М.: Сов. Энциклопедия, 1984. – 576 с. с ил.

9. Федорова И.Н. и др. Домоводство. – М.: Просвещение, 1967.





18