Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
г. Белгорода
Творческий проект
по изобразительному искусству
Тема:
«Узоры малахитовой сказки»
(ниткография, орнамент из нити)
Выполнила
Ученица 9 «А» класса
Варавина Дарина Денисовна
Руководитель-консультант
учитель ИЗО
Безрук Светлана Владимировна
2018
Последовательность выполнения
творческого проекта
Обоснование возникшей проблемы и потребности 3-4
Схема обдумывания 4
Выявление основных параметров и ограничений 5
История и современность 5-6
5. Теоретические сведения 7
6. Банк идей 8
7. Требования к изделию 8
8. Дизайн-спецификация 9
9. Инструменты и оборудование 9
10. Материалы 10-11
11. Правила безопасности во время работы 11
12. Санитарно-гигиенические требования 11
13. Технология изготовления 121-14
14. Контроль качества 14
15. Краткое описание проблемы 15
16. Самооценка 15
17. Словарь терминов 15
18. Литература 15
Обоснование возникшей проблемы и потребности
«Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства»
Красота подвластна лишь настоящему художнику, который умеет не только в точности повторить живую натуру, но внести в эту натуру свой взгляд, выразить через нее мысль или чувство. Об этом говорит пример Данилы. В Данилушкиной душе живет стремление к гармонии и совершенству: «Вот мне и припало желанье так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать».
Но Данила- крепостной, а потому не имеет свободы в творческом труде. Но любовь к искусству, к труду оказывается сильнее ударов судьбы, и, несмотря, ни на что, красоте суждено жить.
Итак, «Каменный цветок» - это сказ о мастере Даниле и его мастерстве, об искусстве и жизни, труде и доброте. Бажов поэтизирует труд, который способен подарить людям глубокие и сильные переживания, чувство взлета.
Мне захотелось создать свой цветок, но не из камня, а в технике ниткографии, орнамента из нити.
Частенько у любителей вязания остаются разноцветные ниточки. Когда остается пару метров красивой нити – уже ничего не свяжешь, а выбросить жалко… Вам такое знакомо?
Нам очень интересно изготавливать различные вещи своими руками. За время учебы в школе мы научились многим вещам: вышиванию, вязанию крючком, изготовлению цветов из бумаги, различным видам декорирования изделий. В этот раз мы решили попробовать свои силы в интересном виде творчества - ниткографии, тем более что он дает огромный простор для фантазии.
Цель:
Для достижения цели наметили выполнение следующих задач:
Исследовать источники информации литературных данных об истории ниткографии;
Освоить технические условия и приёмы выполнения орнамента из ниток;
Овладеть приёмами и способами работы по технологии ниткографии; Используя основные приёмы техники аппликации, придумать новые варианты рисунков и составить с ними разные орнаментальные композиции.
Актуальность: в настоящее время ниткография пользуется необычайной популярностью. Она привлекает простотой исполнения и эффектностью готовых работ.
Характеризуя актуальность проекта по ниткографии, особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.
Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы.
2. Схема обдумывания
Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо четко представлять все основные аспекты своей работы и расшифровать данные пункты.

Выявление основных параметров и ограничений
Изделие должно отвечать следующим требованиям:
1. Изделие красивое.
2. Соответствует современным требованиям.
3. Изделия выполнены аккуратно.
История и современность
Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. рисование с помощью нити.
Ниткография – великолепная техника рукоделия. Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Рисование нитями поможет вам реализовать свой художественный талант в более простой форме. Изображение получается фактурное, объемное и завораживающее взор.

«Индийское племя»
Корни ниткографии можно обнаружить у народа Уичоли. Это индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике. Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью и пр.
Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити.
В 1951 году в мексиканском городе Гвадалахара впервые состоялась выставка необычных картин, выполненных в не менее необычной технике. На простеньких фанерных дощечках были изображены загадочные сцены из жизни неведомых персонажей, напоминающих то ли людей, то ли растения, то ли духов, то ли животных. Яркие ошеломляющие цвета, странные композиции, множество мелких деталей, имеющих свой сакральный смысл. Картины были сделаны странным способом – из ниток, вдавленных в тонкий слой воска. Авторами картин были индейцы из племени уичоли.
Однако для уичолей это не просто форма эстетического выражения или изготовляемые на продажу сувениры. Символизм картин, их психоделические цвета имеют источником их культуру и религиозные традиции .
"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают и развивают интерес к декоративно-прикладному искусству.
Божена Адамицова родилась в 1934 в селе Moravské Lieskové (судя по названию, местность богата на лесной орех). По профессии она – учитель русского языка, по состоянию души – мастер Центра народного художественного творчества. Основное увлечение пани Адамицовой – народная одежда и бытовой текстиль из конопляного полотна. Она даже выпустила книгу, посвященную этой отрасли народного творчества.
Но всемирного признания и звания мастера народного искусства Божена Адамицова была удостоена за украшение пасхальных яиц. Дело в том, что украшение пасхальных яиц в той технике, что использует словацкая мастерица, имеет древние корни. Кроме того, при оформлении яйца она использует цвета родного региона и традиционные для него узоры вышивки.
В то же время в Славакии традиционные для этой местности обычаи медленно, но верно уступают место веяниям англо-саксонских и немецких ритуалов. И лишь такие мастера как пани Адамицова способны сохранить и передать следующим поколениям традиции и обычаи своих предков.
Она делится своим мастерством украшения пасхальных яиц с энтузиастами всех возрастов, устраивая мастер-классы в родном селе и в Братеславе, где живет сейчас.

Божена Адамицова.
Техника оплетения пасхальных яиц разноцветными нитями с одной стороны проста для понимания, с другой - требует кропотливости и сосредоточенности. Напримере этой техники я попробовала оплести светильник.
Теоретические сведения
Малахит - ценный ювелирно-поделочный камень. Благодаря его привлекательной окраске, узору и хорошей полируемости широко используется при изготовлении кабинетных украшений: оснований настольных ламп, ваз, шкатулок, пепельниц и других изделий.
В России в 18-19 вв. методом "русской мозаики" малахитом облицовывались колонны, пилястры, каминные доски, столешницы, крупные напольные вазы, часы и другие изделия в дворцовых интерьерах. В Малахитовом зале Эрмитажа хранится более 200 изделий из малахита. Колонны из малахита установлены в алтарной части Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Минерал класса карбонатов.
Цвет – зелёный;
Цвет черты – зелёный разных оттенков от бирюзового до очень тёмного, в зависимости от плотности;
Блеск – Матовый, в больших количествах – стеклянный, в кристаллической форме шелковистый;
Прозрачность – непрозрачен;

Банк идей
В процессе сбора информации был рассмотрен ряд вариантов:
1. Расписать светильник узорами.
2. Украсить светильник в технике «орнамент из нити».
3. Украсить светильник в технике плетения бисером.
Рассмотрим и оценим варианты, применив технологию «Сетка принятия решений"
Варианты | Критерии оценки |
Наличие заказа и спроса на рынке | Наличие материалов | Наличие инструментов и оборудования | Достаточность знание и умений | Возможность применения |
Вариант 1 | + | + | + | - | + |
Вариант 2 | + | + | + | + | + |
Вариант 3 | + | - | - | - | + |
Исходя из результатов оценки, наиболее оптимальным является вариант 2.
Требования к изделию
Название изделия | «Узоры малахитовой сказки» |
Функциональное назначение | Декорирование предмета быта |
Пользователь | Семья |
Единичное или массовое производство | Единичное |
Размеры | - |
Требования к материалам | Материал должен быть чистым. |
Метод изготовления | Декорирование нитью |
Внешний вид, стиль | Современная мода |
Требования с точки зрения безопасности использования | Ножницы, лак |
Экологические требования | Экологически безопасно |
Дизайн-спецификация

9. Инструменты и оборудование
Для выполнения выбранного мной изделия потребуется:
Основа (глобус);
Зубочистки или корректор;
Ножницы;
Сантиметр;
Карандаш;
Кисть;
Клей;
Водоэмульсионная краска (белая);
Маска;
Перчатки.
Материалы:
Нитки «Ирис».
И неудивительно – «Ирис» начали производить в нашей стране ещё в 30-е годы XX века. Именно тогда эти хлопковые нитки получили своё имя, быстро ставшее нарицательным.
Выглядят нитки под стать своему изящному названию – тонкие, кручёные, с мягким блеском.
Для изготовления «Ириса» используется только натуральный хлопок, а глянцевый отлив обеспечивает мерсеризация – обработка нитей раствором щёлочи. Во время мерсеризации с поверхности нити удаляются мелкие ворсинки, она становится гладкой и блестящей.
До сих пор во многих семьях хранятся салфетки и подзоры, связанные крючком из «того самого» отечественного «Ириса». И сегодня эти нитки любимы многими, даже несмотря на неширокую палитру цветов и неравномерную толщину нити.
«Ирис» Gamma изготавливается из 100% хлопка на европейском оборудовании с использованием стойких красителей. Благодаря современным технологиям производства нитки получаются тонкими и равномерной толщины. Такая пряжа в прямом смысле блестяще выглядит в вышивке. Также её традиционно используют для ажурного вязания – тонкая гладкая нить великолепна даже в самых сложных узорах.
Может ли рукодельница почувствовать себя художником? Благодаря богатой цветовой палитре «Ириса» Gamma – да! 160 однотонных и 20 меланжевых оттенков позволяют подобрать нужный тон под любую идею: можно создавать яркие однотонные изделия, вывязывать и вышивать пёстрые узоры, делать мягкие градиентные переходы цветов.
Копилка идей для использования ниток «Ирис» неисчерпаема! Например, эта пряжа идеально подходит для ажурных воротничков и манжет. Ностальгические вязаные кружева снова в моде, но для их создания нужны самые тонкие крючки и правильная пряжа – гладкая, тонкая. «Ирис» по всем параметрам – самый подходящий «кандидат»: из него удобно вывязывать филигранные узоры в обрамлении изящных фестонов.
Впрочем, не стоит думать, что из «Ириса» можно вязать только маленькие детали для дамских нарядов. Продвинутые мастерицы создают из него целые скатерти и занавески в популярной сегодня технике ирландского кружева.
Но самые распространённые интерьерные изделия из «Ириса» – конечно же, «бабушкины» кружевные салфетки и подзоры. Ещё недавно их считали пережитком прошлого, а теперь дизайнеры и декораторы в один голос утверждают, что кружева привносят в обстановку одновременно и уют, и аристократизм. Важное преимущество: если салфетки и накидки связаны из «Ириса», их легко стирать, гладить и крахмалить.
Необычайно широко «Ирис» может использоваться и в декорировании – из него мастерят самые разнообразные предметы, например, вазы или шкатулки. А ещё изысканные украшения для ёлки, такие как снежинки с бусинками – благодаря малой толщине нити на неё можно нанизывать даже бисер.
Ну и, конечно же, эти нитки – оптимальный материал для вышивки. Если вы думаете, что изготовление традиционных японских шаров темари – слишком сложная задача, то сделайте свой пробный шар именно с помощью ниток «Ирис». Эта пряжа ложится ровно, аккуратно, мягкими блестящими стежками – даже новичок получит замечательный результат.
Чуть больше придётся потрудиться, работая в технике хардангер. В этой монохромной вышивке стежки ложатся ровными рядами, и здесь так важен безупречный внешний вид нити. Использование «Ириса» обеспечивает красивые переливы и аккуратное заполнение канвы.
Но если вы думаете, что «Ирис» годится только для замысловатых изделий тонкой работы, то это не совсем так: из мягкой хлопчатобумажной пряжи легко вяжутся гладкие вязаные полотна, вручную и на вязальной машине. Блестящий «Ирис» – подходящий материал для летних нарядов: он сочетает прохладу хлопка с благородством шёлка, и всегда комфортно ощущается на теле.
Пряжу «Ирис» марки легко купить – она доступна во множестве розничных магазинов для рукоделия по всей стране. Стоит «Ирис» недорого, а работать с ним удобно: каждый клубок намотан на картонную бобинку, которую можно оставить в коробке или надеть на стержень, и процесс вязания или вышивки будет максимально аккуратным.
Прочные и красивые нитки «Ирис» будут служить долго, радовать глаз в готовом изделии и вдохновлять вас на новое творчество!
Правила безопасности во время работы
Брать и передавать острые предметы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами и ручкой вперед.
Острые, колющиеся и режущие предметы хранятся в специальной шкатулке с крышкой.
Во время работы острые предметы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями или в отдельной шкатулке.
Во время работы с лаком должны, одеты на руки перчатки и защитная маска на лицо.
Санитарно-гигиенические требования
Во время работы ножницы предметы должны лежать справа на столе с сомкнутыми лезвиями или в отдельной шкатулке.
Брать и передавать ножницы предметы нужно сомкнутыми лезвиями к себе, кольцами и ручкой вперед.
Острые, колющиеся и режущие предметы хранятся в специальной шкатулке с крышкой.
Во время работы с лаком должны, одеты на руки перчатки и защитная маска на лицо.
Технология изготовления
№ | Последова- тельность выполнения работ | Эскизы, фотографии | Инструменты, оборудование, материалы |
1. | Подготовить основу для работы, нанесение контурного рисунка на основу. |  | Основа (светильник), водоэмульсионная краска, сантиметр, карандаш. |
2. | Нанесение клея на контурный рисунок. |  | Основа (светильник), клей, кисть. |
3. | Использование нити в работе. |  | Основа (светильник), нить «Ирис». |
4. | Корректировка орнамента. | | Основа (светильник), нить «Ирис», зубочистка или инструмент для корректировки (корректор). |
5. | Фиксирование нити. |  | Основа (светильник), нить «Ирис», ножницы, корректор. |
6. | Продолжение работы. |  | Основа (светильник), нить «Ирис». |
5. | Фиксация орнамента лаком |  | Основа (светильник), лак, перчатки, маска. |
Готовое изделие

Контроль качества
Готовые изделия отвечает следующим требованьям:
1. Цветовое сочетание материалов - гармонично.
2. Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией.
3. Работа оформлена в отведенное для нее время.
4. В целом изделия производят благоприятное впечатление.
Краткое описание проблем
Основная проблема работы, что не всегда окончательный результат соответствует эскизу или контурному рисунку.
16. Самооценка
Работа выполнена аккуратно, она красивая. Моя работа изготовлена из экологически чистых материалов. Имеет горизонтальное положение. С точки зрения экологической безопасности не вредит здоровью. Выполнено изделие в соответствии со всеми правилами безопасности. Я думаю, что я справилась с поставленной задачей.
17. Словарь терминов
Нить «Ирис» - вязальные нитки в 2 сложения "Ирис" изготовлены из 100% хлопка. Такие нитки используются для вязания крючком. Нити крученые, матовые, мерсеризованные. Устойчивость окраски - особо прочная.
18. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
https://podelki-doma.ru/podelki/iz-nitok/nitkografiya-dlya-nachinayushhih
https://infourok.ru/tvorcheskiy-proekt-po-tehnologii-volshebnaya-nit-nitkografiya-1064527.html
https://nsportal.ru/ap/library/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/2015/06/07/kartiny-v-tehnike-nitkografiya
http://www.maam.ru/detskijsad/kruzhkovaja-rabota-nitkografija-kak-sredstvo-formirovanija-socialno-komunikativnogo-razvitija.html
https://pptcloud.ru/tehnologi/nitkografia
https://educontest.net/ru/2582156/проект-ниткографии/
https://yandex.ru/images/search?text=ниткографии
https://podelki-doma.ru/podelki/iz-nitok/nitkografiya-dlya-nachinayushhih#ixzz56FnVGccn
ttp://verena.ru/kollekciya-idej/pryazha-iris-prostor-dlya-tvorchestva
16