ТОГАПОУ «Промышленно-технологический колледж им. В.И. Заволянского»
Творческий проект: «Женский образ христианки в истории России»
Разработчик:
Литвина С.В., педагог профессионального цикла
Консультант:
Литвиненко Е.Н.- педагог Воскресной школы Ильинского храма
Мичуринск 2024
Творческий проект представлен коллекцией кукол, олицетворяющих женский образ христианки в истории России начала 20 века.
«Служа Отечеству, мы сим самым служим Богу. Как же приходит некоторым на мысль, будто между сими служениями нет союза и будто посвятивший себя одному неизбежно оставит другое?.. Когда Господь говорит: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф.22,21), то внушает совмещать сие обоюдное служение не только можно, но и должно. Общество и служение в нем есть лучшее поприще для раскрытия и обнаружения невидимого духа благочестия…» (Свт. Феофан Затворник)
Актуальность
Каждая культура вырабатывает свое представление о том, каким должен быть человек - мужчина и женщина. В православной культуре задается христианский идеал, в котором человек является образом и подобием Божиим. И мужчина, и женщина обладают в себе бесценными дарами, которые только следует реализовать в личном опыте, поступках. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что «мужчина и женщина являют собой два различных способа существования в едином человечестве». Подчеркивается особое назначение женщины, состоящее «не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству».
Женщина обладает в себе некими чертами, внутренней скрытой силой, позволяющей говорить о ее мессианском предназначении. Более того, цепочку «Россия - народ - женщина» правильнее начинать именно с женщины, т.к. ей отведена особая миссия в духовном возрождении и мужчины, и народа, и России, и всего мира в целом. По изречению древних: «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью».
В основе такого женского служения находится христианская вера, а выражением женского идеала является св. Дева Мария - первая женщина-христианка, ставшая святым Венцом всем женщинам мира в истории людей и Образом им для подражания. Что сделала Она своим смирением, терпением и любовью для спасения рода человеческого - не под силу ни одному мужу в истории, но то может сделать по-своему и на своем уровне любая женщина.
Образ Богоматери стал образцом для русской женщины-христианки, в основе поведения и жизни которой сочетались все добродетели Марии: целомудрие, благочестие, чистота, кротость, смирение. Складывался образ женщины-христианки, духовное воспитание, христианские книги, наставления, а раскрывался в лице девы, жены, матери, защитницы Отечества, инокини, сестры милосердия, святой – то есть во всех аспектах женской жизни, пути и служения.
При разработке проекта была изучена история Российской Империи и Тамбовского края в начале XX века, где самые светлые и трагичные образы христианок, явившие дела милосердия, смирения, молитвы, веры, защиты Отечества на полях войны были и остаются образцом благочестия современных женщин
Кукла» «Анна Ланская - сестра милосердия» (рис. 1)
Анна Васильевна Ланская (Войно-Ясенецкая), жена святого Луки
Есть в русском языке одно очень теплое слово - милосердие. Образ женщины, православной христианки, в сознании многих русских людей неразрывно связан с этим понятием. Белые голубки... Так называли женщин, которые посвящали себя очень тяжелому, но прекрасному делу: служению людям в те минуты, когда к человеку приходит беда - болезнь. Сестры милосердия всегда воспринимали помощь ближнему как свой долг, принимали чужую боль как свою, были способны вынести тяжкие испытания и не потерять чувство человечности и доброты.
Анна Васильевна, в девичестве Ланская, привлекала внимание к себе не только красотой внешней, но и тихим светом души своей, несказанной добротой. Анна служила сестрой милосердия в Киевской Мариинской общине (рис.2).
В госпитале её называли «святой сестрой», «добрый ангел» Она просиживала у кроватей больных ночи напролёт и молилась за их выздоровление. Она не боялась крови, не избегала трудных заданий, чёрной работы, никогда не жаловалась на усталость, жалела пациентов и для каждого находила ласковое слово.
Полюбив молодого земского врача - Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого (рис 3.), девушка нарушила обет безбрачия, который дала в момент поступления в общину. Обвенчавшись в Читинской церкви Архангела Михаила, молодые супруги стали скромно жить по христианскому укладу. Анна Васильевна первые годы помогала мужу с заполнением больничных карт, а позднее - безропотно несла нелёгкий крест заботливой жены и матери четырёх детей.
Рис. 2,3 Анна Ланская, Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий
2.Кукла «Казак Мария Смирнов» (рис.4)
Казак Мария Смирнова.
Донская казачка, уроженка
станицы Новочеркасской.
Числилась под именем мужа
добровольца Сергея Смирнова.
Награждена Георгиевскими Крестами
В российской военной истории начала 20 века известны удивительные примеры, когда в рядах армии, в боевых сражениях участвовали женщины. Скрывая свой пол, они наравне с мужчинами сражались на фронтах Первой мировой. Многие за проявленный героизм были награждены Георгиевским крестом и медалями. Военному ведомству уже в октябре 1914 потребовалось обращение к Императору за подтверждением о выдаче отважным женщинам наград, на что было получено высочайшее соизволение. . Как правило, «тайны» с переодеванием открывались только в лазарете, в случае ранения. Что заставляло девушек идти на фронт? Это и гибель или болезнь близких - брата, жениха, любимого супруга и патриотические порывы, стремление защищать Родину. Так произошло и с нашей героиней.
Рис. 5 -6 «Казак Мария Смирнов» и ее награды
Военные подвиги и достижения этой женщины впечатляют. Она дослужилась до офицерского звания урядника, не раз участвовала в рискованных разведывательно-диверсионных операциях, спасала боевых товарищей. Так, 14 октября 1914 г. Мария взяла в плен легкораненого представителя австрийского командного состава, а 29 ноября вынесла на себе с поля боя одного из русских офицеров. Затем вместе с другими смельчаками казачка уничтожила два вражеских пулемета. Она прокралась в тыл противника, надев австрийский мундир. Свой третий Георгиевский крест Мария получила за участие в смелой и неожиданной для врага атаке, в результате которой удалось взять в плен «офицера с важными планами».
Много отважных казачек билось с врагом и во время Великой Отечественной войны. Казачки всегда вносили большой вклад в военные победы нашей армии.
Кукла «Вдова «алапаевского мученика» (рис. 7) Великая княгиня Елена Петровна Сербская - вдова мученика Иоанна Константиновича Романова под Алапаевском
«Вдовы твои пусть надеются на Меня…» (Иер.49:11). Не будь вдов среди нас, многие ли узнают, как иногда трагично и потрясающе входит Господь в человеческую судьбу, меняя ее навсегда? Милосердием, преображая мир.
У вдов одна стезя - отдавать сердечное тепло, опыт, понимание, молить Небо о любви!
В Иерусалимском храме встречали Младенца Христа Симеон-Богоприимец и благочестивая вдова - праведная пророчица Анна, дочь Фануилова, от колена Асирова, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2: 37–38). Сретение Иисуса Христа состоялось.… И с тех пор повелось: первыми на земле встречают Бога священники и вдовы. Священников на службу призывает Господь, вдов - Он же - через ушедших к Нему мужей, умоливших Его стать оставленным на земле женам надеждой и опорой. Потому и живут вдовы при храмах, и каждой из них Бог назначает свое служение.
…летом 1918 года, доставленная в Пермь, она просила о свидании с мужем. Ей уклончиво отвечали, переводили разговор на другую тему, а после неохотно сообщили, что такое, вероятно, будет возможным. На самом деле, Иоанн Константинович Романов уже был мертв. Вместе с другими представителями династии, его сбросили живым в шахту под Алапаевском и забросали гранатами. Принявших эту страшную смерть с тех пор называли «алапаевскими мучениками»...
За семь лет до этого принцесса Елена Сербская (рис. 8) прибыла в Россию, чтобы выйти замуж за Иоанна Константиновича Романова, князя императорской крови. Характерной чертой Иоанна Константиновича была его особая склонность ко всему церковному. Будучи человеком высокой духовной настроенности, он выделялся молитвенностью даже в кругу своей очень религиозной семьи. Князь даже думал посвятить себя духовной карьере, но влюбился, встретив сербскую принцессу Елену.
Рис. 8-9 Принцесса Елена Сербская. Елена и Иоанн.
С Иоанном принцесса познакомилась, когда гостила в Турине у тети, итальянской королевы. Молодой человек поразил ее своей скромностью, добротой и благочестием. Сын великого князя Константина действительно был всеобщим любимцем в семье Романовых, как раз за эти свои качества. Отец восхищался его умом и прекрасным характером, а братья ласково называли «Иоанчиком». Из Турина он телеграфировал в Петербург: «Нашел картину». Это был условный сигнал, означавший, что встреча произошла, и обе стороны понравились друг другу. 9 июля 1911 года пришла еще одна телеграмма: «Купил бриллиант». То есть, сделал предложение и девушка согласилась.
Свадьбу сыграли 21 августа 1911 года в Петергофе. Невесте было 27, жениху -26. Люди с уже сложившимся характером и взглядами (рис 11). Это был счастливый брак! Елена прекрасно говорила по-русски и исповедовала православие. Деятельная Елена Петровна организовала фонд помощи эмигрантам из Сербии, которые бежали в Россию от ужасов войны. Она же работала в полевых госпиталях Красного креста, покупала медикаменты, налаживала доставку необходимых медицинских материалов на фронт. Многих восхищала ее самоотверженность и готовность оказать максимальную помощь. Князь был на фронте, когда в России произошла Октябрьская революция. Вернувшись в Петроград, Иоанн был вынужден подписать расписку о невыезде. По декрету большевиков от 26 марта 1918 года князь Иоанн вместе с братьями Константином и Игорем были высланы из Петрограда в Вятку, затем в Екатеринбург, а 20 мая они прибыли в город Алапаевск. Здесь в заточении в Напольной школе князья находились два месяца. Елена Петровна пожелала поехать с мужем, но ей было отказано. Князь Иоанн Константинович был убит вместе с другими членами дома Романовых 18 июля 1918 года, их тела были сброшены в одну из шахт под Алапаевском. Реабилитирован посмертно 8 июня 2009 года. Канонизирован Русской православной церковью за границей в сонме Новомучеников российских 1 ноября 1981 года. Елена Петровна с детьми и свекровью чудом спаслись, 2 декабря 1918.
Из воспоминаний внука княгини известно, что до конца своих дней Елена Петровна помогала русским эмигрантам, в то время как сама жила за чертой бедности. Она являлась покровительницей многих русских учреждений, приютов, помогала бывшим однополчанам своего мужа и служащим своего двора. Эта помощь носила частный характер, и мало кто знал о ней в широких кругах русской эмиграции. Скончалась Елена Петровна 16 октября 1962 года в Ницце, похоронена на Русском кладбище Кокад.
За вклад в служении Отечеству княгиня Елена Петровна Романова (Сербская) имеет награды:
1906 год: За помощь в трудах милосердия в период русско-японской войны императрица Мария Федоровна пожаловала её королевскому высочеству княжне Елене Петровне знаки отличия Красного Креста 1-й степени;
1911 год: орден Св. Екатерины;
1913 год: сербский орден «Крест Милосердия»;
1915 год: Георгиевская медаль 4-й степени «За самоотверженную деятельность в качестве сестры милосердия при лазарете Мраморного дворца в Истербурге в августе 1914 г.»
4.Кукла «Донская казачка» (рис. 10)
Собирательный образ -
Благочестивая жена
Заботливая мать
Хранительница
национальных,
православных
традиций.
В Государственном музее-заповеднике М.А. Шолохова есть воспоминания, фотографии, коллекции собранной казачьей одежды конца XIX – начала XX века, которые и помогут нам охарактеризовать это время. Старинная одежда - это летопись жизни православных христиан-казаков и казачек. Она вечная и никогда не исчезнет (рис.11-12). Казачки во все времена любили красиво одеваться. А в праздничные дни особенно. Яркие цвета одежды свидетельствуют о том, что ткани для нее подыскивали, готовили к празднику, они, в свою очередь, создавали праздничный настрой, легкость фактуры, цветовые эффекты Современники так описывают костюм казачки: «… в праздник казачки любят пощеголять: костюмы ситцевые, шерстяные и шёлковые, на голове красивые платки, на ногах полусапожки…».
Костюмы имели красивые линии силуэтов, цветовые гаммы, линии кроя, что говорит о хорошем вкусе казачек. Через 100 лет к нам вернулись ткани того времени - ситец, батист, сатин, бархат, кашемир, атлас и др. Самые модные юбки шили в то время чаще из бенгалина. Чего только нет на этих юбках, сборки и оборки по подолу, клинья, бисер, ленты, кружева, оторочка другой тканью. Шили очень красивые кофты или блузки из того же материала, что и юбки. Украшались также кружевом и прошвами, жемчугом, бисером, лентами, перламутровыми пуговицами. Чем богаче казачка, тем богаче ее костюм
Рис. 11-12 Праздничный костюм и атрибуты казачки.
Благочестивая одежда - это лицо каждой женщины. Стоит отметить, что в фондах музея представлена одежда 46-48 размеров, а это свидетельствует, что казачки соблюдали посты, отличались трудолюбием. Донские казачки обладали жизнерадостью, жизнелюбием, являлись хранительницами национальных и православных традиций (рис.13).
Обязательным считался платок для замужней казачки, его носили и дома (рис. 14-15). И в наше время в традициях православной церкви –
вовремя богослужения, голова женщины должна быть покрыта.
Во второй половине XIX века особой популярностью среди казачек стали пользоваться Павлово-Посадские шали, которыми было принято накрывать также плечи. Свое существование Павловские платки берут с 1863 года, когда Яков Лабзин открывает кустарную мастерскую по набивке шалей и платков на тонкой шерстяной ткани - кашемире. Первоначально рисунок на платках был не крупным, многие шали имели восточный орнамент в подражание турецким и индийским. Но в начале XX столетия стали изготавливать платки с алыми, белыми, желтыми розами.
В заветном сундуке казачки скапливался большой набор платков, предназначенных для каждого случая жизни: для сенокоса, свадьбы, поминок, посиделок, для воскресенья-посещения храма, для покрывания под шаль и т. д. Старинные русские тканые шали и набивные платки и сегодня восхищают красотой, бесчисленностью сказочных узоров, удивительно смелыми композициями, праздничными цветовыми сочетаниями.
Рис. 13 Символы традиций. Рис. 14-15 Образ казачки из «Тихого Дона».
Казачий костюм - богатейшее наследство наших предков, которое языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. У казаков любимыми цветами был синий и красный. Цветовая гамма, избранная казаками, имела свою символику и культурное значение. Синий цвет характеризовал казаков как военно-морскую общность, независимость и свободолюбие которой выделялось, подчеркивалось через красный цвет - цвет свободы.
Тема казачества выбрана неслучайно. Из истории становления казачества на Тамбовской земле известно, что в 1636 году по указу царя Алексея Михайловича целыми семьями казаков переселяли к нам с Дона, Терека, Запорожья. Они обустраивали крепость Тамбов на белгородской черте, в районе аэропорта найдены казачьи атрибуты. Отдельной слободой на Лысых Горах поселились выходцы с Дона. Сегодняшние сёла Донское, Татаново, Шапкино, рабочий посёлок Мучкап - это бывшие казачьи поселения.
Создание женского образа через куклотворчество в мастерских СПО, в целом обогащает учебный и внеучебный процесс, помогает сохранению исторических традиций Тамбовского края и России в целом. Нам профессионалам самим интересно разгадывать тайные знаки и символы, скрытые в каждом костюме и в тоже время прятать их, чтобы юные и любознательные находили и раскрывали эти секреты. Такая игра увлекательна и поучительна, как для студентов, так и для их наставников, которые начинают больше любить и ценить свою историю и гордиться своими корнями. Именно через воссоздание национального костюма происходит связь поколений и передача культурного наследия наших предков. Бережное отношение к народным и православным традициям, их развитие в современных условиях профессионального образования способствуют духовно-нравственному становлению личности, воспитанию патриотизма.
Практическая значимость
Разработанная коллекция женских образов христианок (рис. 16), позволит украсить любую выставку, различного уровня:
Владимирские духовно-просветительские чтения «Православие и народная культура: традиции и современность».
Региональный фестиваль казачьей песни и танца « Любо, братцы любо…!
Традиционная праздничная Ярмарка, посвященная Дню Народного Единства.
Региональный фестиваль детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, студентов профессиональных образовательных учреждений «Большой казачий круг», посвященный Победы России в Великой Отечественной войне.
Рис. 16 Женские исторические образы с любовью к России
Список используемой литературы
Валентин и Анна Войно-Ясенецкие: электрон. ресурс. − Режим доступа: https://radiovera.ru/semeynyie-istorii-valentin-:i-anna-voyno-yasenetskie.html
Воссоздание национального сценического костюма - неотъемлемая часть внедрения казачьего компонента в образовательный процесс ПТК: электрон. ресурс. − Режим доступа: https://multiurok.ru/files/vossozdanie-natsionalnogo- stsenicheskogo-kostiuma.html
Донские амазонки: каких женщин-атаманов враги боялись больше чем мужчин: электрон. ресурс. − Режим доступа: https://cyrillitsa.ru/history/164971-donskie-amazonki-kakikh-zhenshhin-ataman.htm
Елена Петровна Сербская: электрон. ресурс. − Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
И молят Небо о любви: электрон. ресурс. − Режим доступа: https://pravoslavie.ru/51550.html
Казак Мария Смирнов: электрон. ресурс. − Режим доступа: https://ruskline.ru/history/2015/05/04/kazak_mariya_smirnov
Казачья одежда Верхнего Дона конца XIX- начала XX века: электрон. ресурс. − Режим доступа: https://www.pribaikal.ru/talci-item/article/2241.html
Любите Россию в духе Православия. Православный календарь 2023.Успенский Вышинский монастырь
Мое творчество. Костюм донской казачки: электрон. ресурс. − Режим доступа: https://multiurok.ru/files/moe- tvorchestvo-kostium-donskoi-kazachki.html
О женщинах-казачках, георгиевских кавалерах, участницах первой мировой войны: электрон. ресурс. − Режим доступа:https://pandia.ru/text/79/472/32949.php
Святое Евангелие.-8-е изд.- М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2018
Ткани России: электрон. ресурс. − Режим доступа: https://yandex.ru/images.
Фаритова Л.Х. Разработка конструкций одежды сложных форм: учебно-методическое пособие/ Л.Х Фаритова.- Уфа, 2020