СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческое эссе: Морское путешествие в будущее.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Творческое эссе: Морское путешествие в будущее.»

Тема урока: Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Цели:

  1. Познакомить обучающихся с жанром творческого эссе и его структурными элементами;

  2. Развивать навык написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья; развивать образное мышление и творческое воображение, умение понимать символический язык искусства.

  3. Воспитание культуры общения в совместной творческой работе.



ЭПИГРАФ К УРОКУ: Тренируйте воображение и лелейте мечты.

А.Грин.


1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

- Сегодня урок необычный – мы отправимся в неизведанное. Путешествовать можно разным транспортом и даже пешком, но мы отправимся в морское путешествие в будущее. «Тренируя воображение и лелея мечты», - как сказал Грин, мы на мгновение станем творцами своей судьбы. Представьте, что перед каждым из вас открылась большая картина жизни. И ваше будущее зависит от того, какие поступки вы совершаете сегодня, какие решения принимаете. Путешествуя, мы встретимся с разными людьми: художниками, писателями, литературными героями; вы расширите свой кругозор, обогатите знания, познакомитесь с новым для вас жанром – эссе.

Результатом нашей плодотворной работы станет написание эссе о будущем, которое начинается сегодня. Я вижу, что каждый из вас уже готов в путь. Фрегаты, яхты, корабли с красивыми парусами ждут попутного ветра.

Воздух морской настолько вкусен, свеж, что его хочется не только вдыхать, но пить, глотать, жевать. Каждый, кто хоть раз видел море, одинаково потрясен его мощью и красотой. Писатель А.Грин, обращаясь к своим читателям, говорил: «Слушайте музыку моря, тренируйте воображение, лелейте мечты и … путешествуйте» . Давайте пофантазируем и представим, что наша жизнь – путешествие в огромном необозримом море. Научиться хорошо плавать в этом жизненном море, уверенно держаться на поверхности, выйти победителем в борьбе со стихией поможет необходимая подготовка уже сейчас.

К далекому путешествию готов и мой корабль.

Давайте поднимать паруса и отправляться в плавание


1 ПАРУС - АССОЦИАЦИИ.

- Какие ассоциации у вас рождают слово «море»?

(морской пейзаж – шторм, буря, лазурное….

сильные мужественные люди – капитаны, моряки, рыболовы…

морские суда – корабли, фрегаты, шхуны, лодки, пароходы…)


2 ПАРУС – ФАНТАЗИЯ.

- Поговорим о самой сокровенной мечте, которую вы сможете реализовать в будущем. На голубых листочках – «волнах» каждый напишет свое имя и кем мечтает стать в будущем.

- Устно объясните, под парусами какого цвета вы отправитесь навстречу своей мечте.

- Вот так незаметно с 2 раскрытыми парусами мы оказались в открытом море. Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал « остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть, выплеснуть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. И тогда мы обращаемся к искусству.


2. РАБОТА ПО КАРТИНЕ.


- Художника, пишущего на морскую тему, называют маринистом. Рассмотрите картину голландского художника – мариниста Ван Гога «Море в Сен- Мари». Мысленно поместите свой корабль рядом с теми, которые изображены на картине.

- Что вы ощущаете, какие чувства испытываете?

(спокойствие, безмятежность, ощущение гармонии)

- Ваши чувства ощущения помогли раскрыться 3 парусу на корабле.


3 ПАРУС – ЧУВСТВА, ОЩУЩЕНИЯ.

- Находясь в таком блаженном, приподнятом состоянии, испытывая чувство эйфории, создайте художественный образ моря. (Необъятный морской простор, великолепное голубое море, залитое солнечным светом, море словно впитало в себя ослепительную синеву неба.)

- Изобразительно - выразительные средства языка помогли создать художественный образ моря и раскрыли

4 ПАРУС – ОБРАЗНОСТЬ.

- Но не всегда наша жизнь спокойная и безмятежная, согрета солнцем и пронизана светом. Как часто, преодолевая препятствия, мы идем сквозь горести и скорби, потери и поражения. И в этих столкновениях – схватках , нужно уметь выстоять, выдержать, не сдаться и не сломиться.

- Проведите параллель:

Какое будет состояние моря, если жизнь человека настигает одна беда за другой?

Обратимся к репродукциям картин И.К.Айвазовского. Всю жизнь художник стремился к созданию живописного образа моря. То тихое, в лучах заходящего солнца, то бурное и необузданное в своем порыве, оно стало главным героем его картин. Один из любимых мотивов художника- мариниста – кораблекрушение. Это давало возможность вдохновенно показать нрав моря и смелость человека в борьбе с морской стихией.


ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТИН АЙВАЗОВСКОГО:

«Черное море», «Буря на Черном море», «Девятый вал»…

Анализ картины «Буря»

- Объясните, как вы понимаете название картины?

- Каков сюжет картины?

- Какие чувства вы переживаете вместе с людьми, попавшими в стихийное бедствие?


  1. ПАРУС – ПЕРЕЖИВАНИЯ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ от увиденного.


3.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. (выполняется в группах)

- В раздаточном материале дано художественное описание картины Айвазовского «Буря», состоящее из 3 микротем: образ моря, корабля и людей. Но в текстах пропущены слова, фразы, тропы, характеризующие объект. Вставьте подходящие по смыслу слова.

РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ И.К.АЙВАЗОВСКОГО «БУРЯ».

(Творческая работа в группах)

- Какую идею утверждает картина Айвазовского?

(Гимн человеку. В этой стихии нет места слабым и трусливым.

Это мир сильных, мужественных, отважных…)

- Своенравная стихия проверяет волю человека, его любовь к жизни. Но они знают, что трудные времена проходят, а сильные люди остаются.

- Если море сравнить с жизненной дорогой человека, то какое состояние вы бы предпочли для своего будущего: спокойное, безмятежное или бушующее, бунтующее, рвущееся?

Один из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» предпочел жить честно, а для этого «рвался , путался, бился, ошибался, начинал и бросал…»

- Какое впечатление на вас производят такие люди ?

(Люди – борцы, сильные не сдающиеся, закаленные в борьбе, ищущие новых путей, не успокаивающиеся на достигнутом…а с виду самые обыкновенные).


  1. РАБОТА ПО ТЕКСТУ,

У каждого из нас свой жизненный путь, свои мечты.

Послушаем рассказ И.Пенькина «Корабль – туча» о мальчике, у которого тоже с детства была мечта.

Эй, пострел, готов ли ты к далекому плаванью? Не позабыл оставить частицу своей души в родной стороне? Смотри же, а то придется тебе пересаживаться на корабль-тучу! О-о! Да ты, оказывается, еще ничего не знаешь о корабле-туче?

Тогда садись и слушай, пока еще не вышел в открытое море. Об этом нужно знать, прежде чем выучишь первое морское слово.

Так вот, когда-то, очень давно, в одном портовом городишке жила бедная женщина с таким же малолетним сыном, как ты. Ничего не успел оставить ей для памяти перед смертью муж, кроме единственной дощечки – осколка от корабля, на котором было выцарапано: “Милая Маша, вот и опять у русских берегов установился покой. Последний пират уходит за горизонт. Если мой корабль придет без меня, ты не пугайся. Я очень тяжело ранен. Расти сына. И как вырастет, не забудь мой мундир надеть на него. Навсегда твой муж, но теперь уже бывший капитан “Доброй надежды”. Прощайте”. Сын часто читал эти слова и никак не мог дождаться дня, когда мать наденет на него отцовский мундир. Мать прекрасно знала, о чем мечтает ее сын, но однажды все-таки подозвала его к себе и спросила: “Кем ты хочешь быть?”

Мальчику стало даже смешно. “Конечно, капитаном”, - ответил он.

Мальчик хорошо помнил своего отца, и ему очень нравилось, как красиво одевался тот. Как-то раз, в отсутствии матери, надев на себя отцовский мундир, мальчик чуть не захлебнулся от счастья, хотя мундир на нем еще висел мешком.

- Капитаном, - снова проговорил сын.

- Хорошо, - сказала мать и на второй день положила перед ним стопку новеньких книг, а перед собой вывалила из брезентового мешка целую груду грязного офицерского белья. И с этих пор мальчик с книгами занял место у стола. А мать – у корыта.

Пока мальчик учился, он был с матерью очень ласков. Но когда окончил ученье, надел на свои плечи отцовский мундир, стал стесняться выходить с ней на люди.

Пока он рос и хорошел, она ведь старела, а непосильная работа стала клонить ее к земле. Он не говорил об этом матери открыто, а она не могла не видеть перемены в сыне. Но матери многое прощают своим детям.

Когда опять началась война, мать последний кусок принесла сыну на корабль, провожая его в море. Ведь как ни хороши харчи на кораблях, материнский кусок всегда бывает слаще. Вышел сын в открытое море и пропал. Будто в море канул.

Ждет его мать год. Ждет десять. Матросские матери не перестают ждать своих детей. Даже погибших…

Как только справится мать со своей работой, сейчас же приходит на берег моря и смотрит вдаль до тех пор, пока солнце в ее глазах становится черным.


6 ПАРУС – РАЗДУМЬЕ, которыми вы поделитесь от услышанного.


- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Какая миссия возложена на корабль отца с названием «Добрая Надежда»?

- Отправляясь в далекое плавание, какие черты характера, поступки, качества личности возьмете с собой, а какие оставите за бортом?


Уважение к другим людям

Благодарность

Забота

Терпение

Самообразование…


Эгоизм

Слабоволие

Бесхарактерность

Трусость

Равнодушие


- Наш корабль летит на всех парусах к своей мечте, в свое будущее. Трудно ему сегодня пришлось: наслаждался он жизнью под лучами ласкового теплого солнца и боролся с яростной разбушевавшейся стихией. А вы, управляя своими кораблями, даже не заметили, как обогатили себя новыми знаниями.


- Посмотрите на названия раскрытых парусов

(записаны на доске по ходу урока):


- ассоциации

- фантазия

- ощущения

- чувства

- образность

- переживания

- впечатления

- раздумья –

это все элементы творческого жанра – ЭССЕ,

в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.

Есть еще одна особенность эссе – свободная композиция (т.е. структурное соотношение частей не является жестким).


Полученные сегодня знания помогут вам написать эссе на тему «Будущее начинается сегодня». В работе вы расскажете, каким представляется вам будущее и что вы делаете для того сегодня, чтобы оно стало счастливым и успешным.


5.ИТОГИ УРОКА.

- Что узнали?

-Чему продолжали учиться?

- Как обогатил вас урок духовно?


Заключительное слово.


- Разрешите поблагодарить всех за участие в разговоре. Каждый доверительно поделился своей мечтой. Представляя себя капитаном, ведущим корабль по огромному безбрежному морю жизни, предъявил требования к себе, выбирая самые главные слова для девиза – конечной цели, называясь капитаном “Доброй надежды”. Задумываясь над ценностями жизни, сделали потрясающие выводы. Главное в жизни – это знать, что ты, твой труд кому-то жизненно необходим, что мать будет ждать даже погибших детей, “пока солнце в ее глазах не становится черным”. Никогда нельзя забывать маму и родную землю, чтобы не уподобляться судьбе блуждающих туч. Мечтайте, творите, дерзайте, помните! Пусть вам сопутствует удача!

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – ЭССЕ на тему «Будущее начинается сегодня».















































ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ,

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.


1. МОРЕ


МОРЕ ( __________), СТИХИЯ НЕУМОЛИМА.

(______, _______ ), ОНО БЕШЕНО МЧИТ (какие?____________)ВОДЫ.

РЕВУТ ________________ВАЛЫ, ДЕРУТСЯ (как?______________).

ЖЕЛАЯ ПОКАЗАТЬ СВОЮ (какую?_____________)СИЛУ, МОРЕ ПОДНИМАЕТ ГРОМАДЫ (_____________)ВОЛН ВСЕ ВЫШЕ.

ВОТ СЕЙЧАС ОНО (как?_____________)ОБРУШИТ ЛАВИНУ ВОДЫ НА КОРАБЛЬ И НАКРОЕТ ЕГО.



2. КОРАБЛЬ.


РАСКАЧИВАЕТСЯ КОРАБЛЬ, ХРУСТИТ, ТОЧНО ( ______ ______).

( ______, _______) ВОЛНЫ (как?_______)НАПАДАЮТ НА МАЛЕНЬКОЕ СУДНО И КИДАЮТ ЕГО, СЛОВНО (____________________).

КОРАБЛЬ ТО ОКАЖЕТСЯ НА ГРЕБНЕ (какого?___________)ВАЛА, ТО УДАРЯЕТСЯ В (какую?___________)СТЕНУ ИЗ ВОДЫ, ТО ПЕРЕКАТЫВАЕТСЯ (где?_____________), ТО ОКАЗЫВАЕТСЯ ПРОГЛОЧЕННЫМ (______________________).



3. ПЛОВЦЫ.


ПЛОВЦЫ НАХОДЯТСЯ В (______________)ВОДОВОРОТЕ, А МЕЛЬКАЮЩИЕ ГРЕБНИ (___________________)ВАЛОВ КАЖУТСЯ ИМ СВЕРХУ ( ________________________).

ИМ БЫЛО СТРАШНО ВИДЕТЬ МОРЕ ТАКИМ (_____________________), НО СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ (как?________________) ВСТРЕЧАЮТ СВОИХ БЕШЕНО НАБЕГАЮЩИХ ВРАГОВ.

(Как?__________) СРАЖАЯСЬ С (________) СТИХИЕЙ, ОНИ ВЫЙДУТ ПОБЕДИТЕЛЯМИ В (какой?_____________) СХВАТКЕ.