Тема урока: Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Цели:
Познакомить обучающихся с жанром творческого эссе и его структурными элементами;
Развивать навык написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья; развивать образное мышление и творческое воображение, умение понимать символический язык искусства.
Воспитание культуры общения в совместной творческой работе.
ЭПИГРАФ К УРОКУ: Тренируйте воображение и лелейте мечты.
А.Грин.
1.СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
- Сегодня урок необычный – мы отправимся в неизведанное. Путешествовать можно разным транспортом и даже пешком, но мы отправимся в морское путешествие в будущее. «Тренируя воображение и лелея мечты», - как сказал Грин, мы на мгновение станем творцами своей судьбы. Представьте, что перед каждым из вас открылась большая картина жизни. И ваше будущее зависит от того, какие поступки вы совершаете сегодня, какие решения принимаете. Путешествуя, мы встретимся с разными людьми: художниками, писателями, литературными героями; вы расширите свой кругозор, обогатите знания, познакомитесь с новым для вас жанром – эссе.
Результатом нашей плодотворной работы станет написание эссе о будущем, которое начинается сегодня. Я вижу, что каждый из вас уже готов в путь. Фрегаты, яхты, корабли с красивыми парусами ждут попутного ветра.
Воздух морской настолько вкусен, свеж, что его хочется не только вдыхать, но пить, глотать, жевать. Каждый, кто хоть раз видел море, одинаково потрясен его мощью и красотой. Писатель А.Грин, обращаясь к своим читателям, говорил: «Слушайте музыку моря, тренируйте воображение, лелейте мечты и … путешествуйте» . Давайте пофантазируем и представим, что наша жизнь – путешествие в огромном необозримом море. Научиться хорошо плавать в этом жизненном море, уверенно держаться на поверхности, выйти победителем в борьбе со стихией поможет необходимая подготовка уже сейчас.
К далекому путешествию готов и мой корабль.
Давайте поднимать паруса и отправляться в плавание
1 ПАРУС - АССОЦИАЦИИ.
- Какие ассоциации у вас рождают слово «море»?
(морской пейзаж – шторм, буря, лазурное….
сильные мужественные люди – капитаны, моряки, рыболовы…
морские суда – корабли, фрегаты, шхуны, лодки, пароходы…)
2 ПАРУС – ФАНТАЗИЯ.
- Поговорим о самой сокровенной мечте, которую вы сможете реализовать в будущем. На голубых листочках – «волнах» каждый напишет свое имя и кем мечтает стать в будущем.
- Устно объясните, под парусами какого цвета вы отправитесь навстречу своей мечте.
- Вот так незаметно с 2 раскрытыми парусами мы оказались в открытом море. Наверное, каждый из нас бывал в такой ситуации, когда очарованный великолепным пейзажем, потрясающим видом, мечтал « остановить прекрасное мгновение». И останавливали, кто как мог: хватались за фотоаппарат или видеокамеру, кисточку или блокнот с ручкой, чтобы запечатлеть, выплеснуть свои эмоции на холсте или бумаге. Иногда окружающая природа настолько красива, что не хватает слов выразить свой восторг. И тогда мы обращаемся к искусству.
2. РАБОТА ПО КАРТИНЕ.
- Художника, пишущего на морскую тему, называют маринистом. Рассмотрите картину голландского художника – мариниста Ван Гога «Море в Сен- Мари». Мысленно поместите свой корабль рядом с теми, которые изображены на картине.
- Что вы ощущаете, какие чувства испытываете?
(спокойствие, безмятежность, ощущение гармонии)
- Ваши чувства ощущения помогли раскрыться 3 парусу на корабле.
3 ПАРУС – ЧУВСТВА, ОЩУЩЕНИЯ.
- Находясь в таком блаженном, приподнятом состоянии, испытывая чувство эйфории, создайте художественный образ моря. (Необъятный морской простор, великолепное голубое море, залитое солнечным светом, море словно впитало в себя ослепительную синеву неба.)
- Изобразительно - выразительные средства языка помогли создать художественный образ моря и раскрыли
4 ПАРУС – ОБРАЗНОСТЬ.
- Но не всегда наша жизнь спокойная и безмятежная, согрета солнцем и пронизана светом. Как часто, преодолевая препятствия, мы идем сквозь горести и скорби, потери и поражения. И в этих столкновениях – схватках , нужно уметь выстоять, выдержать, не сдаться и не сломиться.
- Проведите параллель:
Какое будет состояние моря, если жизнь человека настигает одна беда за другой?
Обратимся к репродукциям картин И.К.Айвазовского. Всю жизнь художник стремился к созданию живописного образа моря. То тихое, в лучах заходящего солнца, то бурное и необузданное в своем порыве, оно стало главным героем его картин. Один из любимых мотивов художника- мариниста – кораблекрушение. Это давало возможность вдохновенно показать нрав моря и смелость человека в борьбе с морской стихией.
ДЕМОНСТРАЦИЯ КАРТИН АЙВАЗОВСКОГО:
«Черное море», «Буря на Черном море», «Девятый вал»…
Анализ картины «Буря»
- Объясните, как вы понимаете название картины?
- Каков сюжет картины?
- Какие чувства вы переживаете вместе с людьми, попавшими в стихийное бедствие?
ПАРУС – ПЕРЕЖИВАНИЯ, ВПЕЧАТЛЕНИЯ от увиденного.
3.ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. (выполняется в группах)
- В раздаточном материале дано художественное описание картины Айвазовского «Буря», состоящее из 3 микротем: образ моря, корабля и людей. Но в текстах пропущены слова, фразы, тропы, характеризующие объект. Вставьте подходящие по смыслу слова.
РЕПРОДУКЦИЯ КАРТИНЫ И.К.АЙВАЗОВСКОГО «БУРЯ».
(Творческая работа в группах)
- Какую идею утверждает картина Айвазовского?
(Гимн человеку. В этой стихии нет места слабым и трусливым.
Это мир сильных, мужественных, отважных…)
- Своенравная стихия проверяет волю человека, его любовь к жизни. Но они знают, что трудные времена проходят, а сильные люди остаются.
- Если море сравнить с жизненной дорогой человека, то какое состояние вы бы предпочли для своего будущего: спокойное, безмятежное или бушующее, бунтующее, рвущееся?
Один из героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир» предпочел жить честно, а для этого «рвался , путался, бился, ошибался, начинал и бросал…»
- Какое впечатление на вас производят такие люди ?
(Люди – борцы, сильные не сдающиеся, закаленные в борьбе, ищущие новых путей, не успокаивающиеся на достигнутом…а с виду самые обыкновенные).
РАБОТА ПО ТЕКСТУ,
У каждого из нас свой жизненный путь, свои мечты.
Послушаем рассказ И.Пенькина «Корабль – туча» о мальчике, у которого тоже с детства была мечта.
Эй, пострел, готов ли ты к далекому плаванью? Не позабыл оставить частицу своей души в родной стороне? Смотри же, а то придется тебе пересаживаться на корабль-тучу! О-о! Да ты, оказывается, еще ничего не знаешь о корабле-туче?
Тогда садись и слушай, пока еще не вышел в открытое море. Об этом нужно знать, прежде чем выучишь первое морское слово.
Так вот, когда-то, очень давно, в одном портовом городишке жила бедная женщина с таким же малолетним сыном, как ты. Ничего не успел оставить ей для памяти перед смертью муж, кроме единственной дощечки – осколка от корабля, на котором было выцарапано: “Милая Маша, вот и опять у русских берегов установился покой. Последний пират уходит за горизонт. Если мой корабль придет без меня, ты не пугайся. Я очень тяжело ранен. Расти сына. И как вырастет, не забудь мой мундир надеть на него. Навсегда твой муж, но теперь уже бывший капитан “Доброй надежды”. Прощайте”. Сын часто читал эти слова и никак не мог дождаться дня, когда мать наденет на него отцовский мундир. Мать прекрасно знала, о чем мечтает ее сын, но однажды все-таки подозвала его к себе и спросила: “Кем ты хочешь быть?”
Мальчику стало даже смешно. “Конечно, капитаном”, - ответил он.
Мальчик хорошо помнил своего отца, и ему очень нравилось, как красиво одевался тот. Как-то раз, в отсутствии матери, надев на себя отцовский мундир, мальчик чуть не захлебнулся от счастья, хотя мундир на нем еще висел мешком.
- Капитаном, - снова проговорил сын.
- Хорошо, - сказала мать и на второй день положила перед ним стопку новеньких книг, а перед собой вывалила из брезентового мешка целую груду грязного офицерского белья. И с этих пор мальчик с книгами занял место у стола. А мать – у корыта.
Пока мальчик учился, он был с матерью очень ласков. Но когда окончил ученье, надел на свои плечи отцовский мундир, стал стесняться выходить с ней на люди.
Пока он рос и хорошел, она ведь старела, а непосильная работа стала клонить ее к земле. Он не говорил об этом матери открыто, а она не могла не видеть перемены в сыне. Но матери многое прощают своим детям.
Когда опять началась война, мать последний кусок принесла сыну на корабль, провожая его в море. Ведь как ни хороши харчи на кораблях, материнский кусок всегда бывает слаще. Вышел сын в открытое море и пропал. Будто в море канул.
Ждет его мать год. Ждет десять. Матросские матери не перестают ждать своих детей. Даже погибших…
Как только справится мать со своей работой, сейчас же приходит на берег моря и смотрит вдаль до тех пор, пока солнце в ее глазах становится черным.
6 ПАРУС – РАЗДУМЬЕ, которыми вы поделитесь от услышанного.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Какая миссия возложена на корабль отца с названием «Добрая Надежда»?
- Отправляясь в далекое плавание, какие черты характера, поступки, качества личности возьмете с собой, а какие оставите за бортом?
Уважение к другим людям
Благодарность
Забота
Терпение
Самообразование…
Эгоизм
Слабоволие
Бесхарактерность
Трусость
Равнодушие
- Наш корабль летит на всех парусах к своей мечте, в свое будущее. Трудно ему сегодня пришлось: наслаждался он жизнью под лучами ласкового теплого солнца и боролся с яростной разбушевавшейся стихией. А вы, управляя своими кораблями, даже не заметили, как обогатили себя новыми знаниями.
- Посмотрите на названия раскрытых парусов
(записаны на доске по ходу урока):
- ассоциации
- фантазия
- ощущения
- чувства
- образность
- переживания
- впечатления
- раздумья –
это все элементы творческого жанра – ЭССЕ,
в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение собственных впечатлений, раздумий и ассоциаций.
Есть еще одна особенность эссе – свободная композиция (т.е. структурное соотношение частей не является жестким).
Полученные сегодня знания помогут вам написать эссе на тему «Будущее начинается сегодня». В работе вы расскажете, каким представляется вам будущее и что вы делаете для того сегодня, чтобы оно стало счастливым и успешным.
5.ИТОГИ УРОКА.
- Что узнали?
-Чему продолжали учиться?
- Как обогатил вас урок духовно?
Заключительное слово.
- Разрешите поблагодарить всех за участие в разговоре. Каждый доверительно поделился своей мечтой. Представляя себя капитаном, ведущим корабль по огромному безбрежному морю жизни, предъявил требования к себе, выбирая самые главные слова для девиза – конечной цели, называясь капитаном “Доброй надежды”. Задумываясь над ценностями жизни, сделали потрясающие выводы. Главное в жизни – это знать, что ты, твой труд кому-то жизненно необходим, что мать будет ждать даже погибших детей, “пока солнце в ее глазах не становится черным”. Никогда нельзя забывать маму и родную землю, чтобы не уподобляться судьбе блуждающих туч. Мечтайте, творите, дерзайте, помните! Пусть вам сопутствует удача!
6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ – ЭССЕ на тему «Будущее начинается сегодня».
ВСТАВЬТЕ ПОДХОДЯЩИЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ,
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. МОРЕ
МОРЕ ( __________), СТИХИЯ НЕУМОЛИМА.
(______, _______ ), ОНО БЕШЕНО МЧИТ (какие?____________)ВОДЫ.
РЕВУТ ________________ВАЛЫ, ДЕРУТСЯ (как?______________).
ЖЕЛАЯ ПОКАЗАТЬ СВОЮ (какую?_____________)СИЛУ, МОРЕ ПОДНИМАЕТ ГРОМАДЫ (_____________)ВОЛН ВСЕ ВЫШЕ.
ВОТ СЕЙЧАС ОНО (как?_____________)ОБРУШИТ ЛАВИНУ ВОДЫ НА КОРАБЛЬ И НАКРОЕТ ЕГО.
2. КОРАБЛЬ.
РАСКАЧИВАЕТСЯ КОРАБЛЬ, ХРУСТИТ, ТОЧНО ( ______ ______).
( ______, _______) ВОЛНЫ (как?_______)НАПАДАЮТ НА МАЛЕНЬКОЕ СУДНО И КИДАЮТ ЕГО, СЛОВНО (____________________).
КОРАБЛЬ ТО ОКАЖЕТСЯ НА ГРЕБНЕ (какого?___________)ВАЛА, ТО УДАРЯЕТСЯ В (какую?___________)СТЕНУ ИЗ ВОДЫ, ТО ПЕРЕКАТЫВАЕТСЯ (где?_____________), ТО ОКАЗЫВАЕТСЯ ПРОГЛОЧЕННЫМ (______________________).
3. ПЛОВЦЫ.
ПЛОВЦЫ НАХОДЯТСЯ В (______________)ВОДОВОРОТЕ, А МЕЛЬКАЮЩИЕ ГРЕБНИ (___________________)ВАЛОВ КАЖУТСЯ ИМ СВЕРХУ ( ________________________).
ИМ БЫЛО СТРАШНО ВИДЕТЬ МОРЕ ТАКИМ (_____________________), НО СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ (как?________________) ВСТРЕЧАЮТ СВОИХ БЕШЕНО НАБЕГАЮЩИХ ВРАГОВ.
(Как?__________) СРАЖАЯСЬ С (________) СТИХИЕЙ, ОНИ ВЫЙДУТ ПОБЕДИТЕЛЯМИ В (какой?_____________) СХВАТКЕ.