Просмотр содержимого документа
«Творческое мышление»
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Вопрос о становлении и развитии творческих способностей особенно актуален для современного общества и прежде всего системы образования, так как она напрямую связана с процессом их целенаправленного формирования. В настоящее время абсолютной ценностью личностно-ориентированного образования является ребенок. Главное в личности - устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенциалов, в особенности творческих, к укреплению веры в себя. Развитие у школьников творческого мышления - одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это - то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни. [2]
Творческая личность имеет очень индивидуальный потенциал и не всем учащимся доступна возможность активации этой потенциальности, что может быть обусловлено как их психологической не расположенностью к творческому действию, так и влиянием ситуации.[1]
В объединении по интересам «Мастерица», обучаются учащиеся начальной школы и среднего звена. Наша программа при простоте ее организации дает возможность включать в действие детей разного возраста, различного уровня подготовки, различной мотивации к учению – детей одаренных, детей успешных, детей «групп риска». И мы понимаем, что дорога к творческой продуктивности пролегает через терпение и приобретение навыков и умений. При организации занятий реализуются четыре принципа:
- принцип последовательности;
- принцип уровневости;
- принцип разнообразия;
- принцип постоянного совершенствования.
Этот процесс, на наших занятиях, постепенно перерастает в систему интегрированных знаний и умений.
Следует отметить, в дополнительном образовании существуют два направления, первое – это универсальные формы, которые заложены в общей системе образования, второе – это кластерность процесса обучения, чтобы сделать этот процесс ярче, веселее и интереснее, с учетом индивида каждого ребенка. Это второе направление на наших занятиях доминирует.
Конечно же, успех творческой активности во многом зависит от организации процесса обучения, который образует каркас индивидуального психологического настроя каждого учащегося. В организацию занятий также входит совокупность компонентов:
- качество преподавания;
- уровень предъявляемых к ученику требований;
- стиль общения;
- заранее обусловленные позитивные ценностные ориентации.
Следует отметить, что глубина и качество творческой деятельности состоит не только из индивидуального, но и коллективного пластов. Ребенок не только сам развивается, но ему созданы условия для реализации его личностного потенциала. У него появляется чувство удовлетворенности. На своих занятиях мы стараемся не исходить из каких-либо определившихся форм обучения, а просто спрашиваем себя: что бы ты сделал, если бы захотел передать какому, либо отдельному ребенку весь объем знаний и навыков, в которых он нуждается для того, чтобы удовлетворить свои потребности и тем самым добиться внутреннего удовлетворения.
В педагогическом процессе, включающем принципы системного подхода, осуществляется взаимосвязь всех элементов системы. Здесь надо выделить взаимосвязь воспитания и начало формирования личности. В логическом плане реализация этого вопроса может быть представлена следующей схемой деятельность→ умения → навыки → мышление →личность.
Мы ведомые собственными идеями и помыслами, проходим тяжкий и извилистый путь действия практического и выстраиваем нечто устойчивое и долговременное, но не хочется тотализированных устойчивых конструкций. Каждый педагог в своей потенциальности конструирует собственный инструментарий и от того насколько точно мы реализуем его, насколько эффективно распорядимся им зависит развитие личности учащегося.
На наш взгляд в этом состоит динамическое равновесие процесса формирования личности учащегося через дополнительное образование.
Список использованной литературы:
Карпов А.О. Интегрированное знание //Человек. М.: Наука, 2003, № 4. С 81-85.
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.: Школа-Пресс, 1999. С.