Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско – юношеский центр»
Рассмотрена на методическом совете МБОУДО «ДЮЦ» протокол № 2017год | «Утверждаю» Директор МБОУДО «ДЮЦ» ______________ 01.09.2017 год |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Чёрный аист»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 12 - 15 лет
Автор - составитель программы:
Галсанов Эрдэни Дашиевич,
педагог дополнительного образования МБОУДО «ДДТ»
с. Дульдурга
Содержание программы.
Пояснительная записка
Содержание программы
Учебный план
Планируемые результаты
Календарный учебный график
Условия реализации программы
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методические материалы
Список литературы
Краеведение учит людей любить не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их интересоваться историей,
искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.
Это – самый массовый вид науки.
Д.С. Лихачёв
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Чёрный аист» по направленности (профилю) является естественнонаучной.
Актуальность программы.
Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважения традиций предков – эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями. Дополнительное образование, имея в своём арсенале всё разнообразие воспитательных форм, призвано, в первую очередь, решать данную проблему. И одним из важных средств воспитания патриотизма у подростков является краеведение, поэтому на сегодняшний день необходимы программы дополнительного образования, направленные на становление личности ребёнка через использование краеведческого материала, учитывающие возрастные и психологические особенности школьников. Предлагаемая программа « Чёрный аист» направлена на удовлетворение этих требований.
Отличительными чертами, которые придают программе своеобразие программы являются её экологическая направленность и акцент на с. Дульдурга и Дульдургинский район.
Адресат программы – учащиеся ДСШ, ДСШ 2.
Обьём программы – 102 ч. (при 3 ч. в неделю)
Формы обучения:
очная
Индивидуальная;
Работа в парах;
Фронтальная
Виды занятий:
Рассказы учителя;
Экскурсии;
КТИ;
Беседы;
Чтение книг и статей о родном крае;
Фотовыставки;
Составление альбомов и выпуск газет;
Просмотр телепередач;
Встречи с интересными людьми;
Конкурсы;
Защита проектов;
Викторины;
Конкурсы
Срок освоения программы – 1 учебный год, 9 месяцев (34 недели при 3 часах в неделю)
Режим занятий
Понедельник
1335 -1435
Среда
1335 -1435
Режим и продолжительность занятий выдержаны в пределах требований СанПиН. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Цель – содействие воспитанию патриотизма и экологической культуры юных забайкальцев, идентификации учащегося как гражданина России и Забайкальского края, сохраняющего красоту забайкальской природы и культуру региона, уважающего людей, живущих рядом, имеющего базовые сведения о природе и истории края, владеющего умениями безопасности жизнедеятельности и экологической культурой в условиях Забайкалья.
Задачи: формирование у учащихся представлений о природе, экологии, истории и культуре родного края;
- воспитание у школьников любви и ответственного отношения к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле, чувства гордости за свою малую Родину как часть великой России;
- развитие у школьников эмоционально-чувственной сферы в процессе изучения природы, истории, экологии и культуры родного края;
- расширение личного опыта взаимодействия школьников с природой и людьми и развитие у них наблюдательности и познавательного интереса к социоприродному окружению;
- приобретение учащимися первоначальной компетентности в вопросах сохранения окружающей среды и собственного здоровья,
обеспечения безопасности жизнедеятельности, правильного поведения в природной и социальной среде;
- профессиональная ориентация учащихся
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Основы безопасной жизнедеятельности | 10 | 9 | 1 | КТИ |
2 | Моя малая родина | 10 | | | Выпуск газет, выставки, создание фотоальбомов, презентаций |
2.а | Выдающиеся люди с. Дульдурга | 9 | 7 | 2 | Выпуск газет, выставки, создание фотоальбомов, презентаций |
2.б | Объекты Дульдургинского района | 4 | 1 | 3 | Создание газет, фотовыставок, презентаций |
2.в. | Природа с. Дульдурга | 8 | 7 | 1 | Викторина, защита проектов, экологический десант |
3 | История моего района | 5 | 4 | 1 | Фотовыставка |
4 | Декабристы в Забайкалье | 6 | 5 | 1 | Защита проектов и докладов |
5 | Народы Забайкалья, их традиции и культура | 34 | 22 | 12 | Тематически рисунки, презентации, тематические аппликации, Изготовление объемных моделей рукоделия Пение песен Забайкальских народов |
6 | Природа Забайкалья | 26 | 19 | 7 | Тесты, контурные карты, фотоотчеты, тематические газеты, доклады, игра – викторина, проектная деятельность |
Календарный план
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Основы безопасной жизнедеятельности. (10 ч.) |
1 | сентябрь | 04.09 | 1335 -1435 | Фронтальная | 1 | Понятие безопасность. Службы, оказывающие помощь | ДДТ | Беседа |
2. | сентябрь | 06.09 | | Групповая | 1 | Правила поведения в школе (на уроке, на переменах) | ДДТ | Тест |
3. | сентябрь | 06.09 | | Работа в парах | 1 | Режим дня | ДДТ | Собери очередность действий режима дня |
4 | сентябрь | 11.09 | | Групповая | 1 | Осторожное обращение с огнем (экскурсия) | Пожарная охрана с. Дульдурга | Игра эстафета: «Пожарные» |
5. | сентябрь | 13.09 | | Групповая | 1 | Электричество – друг или враг? | ДДТ | Дидактическая игра «Источники опасности» |
6 | сентябрь | 13.09 | | Групповая | 1 | Безопасное поведение с незнакомыми людьми | ДДТ | Дидактическая игра «На прогулке» |
7 | сентябрь | 18.09 | | Групповая | 1 | Правила дорожного движения | ДДТ | Викторина «тротуар и дети» |
8 | сентябрь | 20.09 | | Индивидуальная | 1 | Правила поведения на воде | ДДТ | Игра «разложи по порядку» |
9 | сентябрь | 20.09 | | Индивидуальная | 1 | Оказание первой медицинской помощи | ДДТ | Опрос |
10 | сентябрь | 25.09 | | Работа в парах | 1 | Ориентирование | ДДТ | Игра «Расшифруй, где спрятан клад |
Моя малая родина |
Выдающиеся люди Дульдурги (9 ч.) |
11 | сентябрь | 27.09 | | Работа в парах | 1 | Поэты Дульдургинского района | ДДТ | Выпуск газет |
12 | сентябрь | 27.09 | | Работа в парах | 1 | Встреча с местными поэтами | ДДТ | Составление альбомов |
13 | сентябрь | 02.10 | | Работа в парах | 1 | Местные писатели | ДДТ | Выпуск газет |
14 | сентябрь | 04.10 | | Работа в парах | 1 | Встреча с местными писателями (экскурсия в газету «Ленинец») | Редакция газеты «Ленинец» | доклад |
15 | сентябрь | 04.10 | | Работа в парах | 1 | Местный фольклор | ДДТ | Выпуск газет |
16 | сентябрь | 09.10 | | Групповая | 1 | Посещение выступлений местных народных ансамблей песни и танца | ДК | Составление альбомов |
17 | сентябрь | 11.10 | | Работа в парах | 1 | Художники Дульдурги | ДДТ | Выставка |
18 | сентябрь | 11.10 | | Групповая | 1 | Экскурсия в музей с. Дульдурга | Музей | Выставка |
19 | сентябрь | 16.10 | | Работа в парах | 1 | Заслуженные люди Дульдурги | ДДТ | Создание школьной газеты |
Объекты Дульдургинского района (4 ч.) |
20 | сентябрь | 18.10 | | Индивидуальная рабаота | 1 | Памятники природы Дульдургинского района (заочная экскурсия) | ДДТ | Выпуск газеты |
21 | сентябрь | 18.10 | | Индивидуальная работа | 1 | Памятники природы с. Дульдурга (заочная экскурсия) | ДДТ | Выставка |
22 | сентябрь | 23.10 | | Индивидуальная работа | 1 | Экскурсия по памятникам с. Дульдурга | Окрестности села | Выпуск газеты |
23 | сентябрь | 25.10 | | Индивидуальная работа | 1 | Создание презентации «Памятники Дульдурги» | ДДТ | Создание презентации |
Природа Дульдургинского района (8 ч.) | |
24 | | | | Групповая работа | 1 | Экологические проблемы с. Дульдурга | ДДТ | Беседа |
25 | | | | Групповая работа | 1 | Уборка школьной территории от мусора | ДДТ | Чистота школьного двора |
26 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Климат Дульдургинского района | ДДТ | Индивидуальный опрос |
27 | | | | Групповая работа | 1 | Влияние природных условий на здоровье жителей Дульдурги | ДДТ | Беседа |
28 | | | | Фронтальная работа | 1 | Растительный мир Дульдургинского района | ДДТ | Фронтальный опрос |
29 | | | | Групповая работа | 1 | Животный мир | ДДТ | Викторина «Знатоки животного мира родного края» |
30 | | | | Работа в парах | 1 | Птицы Дульдургинского района | ДДТ | Тематический кроссворд |
31 | | | | Фронтальная работа | 1 | Водоемы Дульдурги | ДДТ | Фронтальный опрос |
История моего района (5 ч.) |
32 | | | | Индивидуальная работа | 1 | История возникновения с. Дульдурги | ДДТ | Доклады |
33 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Флаг и герб Дульдургинского района | ДДТ | Рисунки |
34 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Села Дульдурги | ДДТ | Доклады |
35 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Села Дульдурги | ДДТ | Защита проектов |
36 | | | | Работа в парах | 1 | История школы ДДТ | ДДТ | Фотовыставка |
Декабристы в Забайкалье (6 ч.) |
37 | | | | Индивидуальная работа | 1 | История появления декабристов в Забайкалье | ДДТ | Викторина |
38 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Благодатный рудник в Нерчинском заводе | ДДТ | Доклад |
39 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Тюрьма на Акатуйском серебряном руднике | ДДТ | Доклад |
40 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Читинский острог | ДДТ | Доклад |
41 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Петровский острог | ДДТ | Доклад |
42 | | | | Фронтальная работа | 1 | Краеведческий музей в Чите (заочная экскурсия) | ДДТ | Беседа |
Народы Забайкалья, их традиции и культура (34ч.) |
43 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Коренное население Забайкалья – эвенки | ДДТ | Зарисовки по теме |
44 | | | | Работа в парах | 1 | Традиционное эвенкийское жилище - чум | ДДТ | Презентация «жилище человека» |
45 | | | | Фронтальная рабата | 1 | Бытовая утварь и посуда эвенков | ДДТ | Беседа |
46 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Одежда эвенков | ДДТ | Аппликация |
47 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Одежда эвенков | ДДТ | Рисунки |
48 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Коренное население Забайкалья - буряты | ДДТ | Рисунки |
49 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Человек, природа, мироздание в представлении бурят | ДДТ | Эскиз |
50 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Конструкция войлочной юрты | ДДТ | Эскиз |
51 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Предметы интерьера и меблировка юрты | ДДТ | Умение составлять узор |
52 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Красота бурятского костюма | ДДТ | Эскиз |
53 | | | | Работа в парах | 1 | Русскоязычное население в Забайкалье семейские | ДДТ | Презентация, беседа |
54 | | | | Работа в парах | 1 | Хозяйственная деятельность семейских | ДДТ | Презентация |
55 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Изба | ДДТ | Аппликация |
56 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Домовая роспись | ДДТ | Эскиз |
57 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Обстановка жилища, утварь | ДДТ | Умение изготавливать объемный настенный карман |
58 | | | | Индивидуальная работа | 1 | История семейского костюма | ДДТ | Эскиз |
59 | | | | Фронтальная рабата | 1 | Русскоязычное население в Забайкалье Казаки | ДДТ | Презентация, беседа |
60 | | | | Фронтальная рабата | 1 | Кто такие казаки? | ДДТ | Беседа |
61 | | | | Фронтальная рабата | 1 | Казачья усадьба | ДДТ | Беседа |
62 | | | | Фронтальная рабата | 1 | Обстановка жилища, утварь | ДДТ | Презентация, беседа |
63 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Одежда казаков | ДДТ | Эскиз |
64 | | | | Индивидуальная раб33ота | 1 | Казачья форма | ДДТ | Рисунок в технике графика |
66 | | | | Работа в парах | 1 | Память и мудрость Отечества | ДДТ | Беседа с презентацией |
67 | | | | Работа в парах | 1 | Скатерть, полотенце, картина | ДДТ | Презентация «В мире чудес» |
68 | | | | Работа в парах | 1 | Орудия труда в жизни казаков | ДДТ | Презентация, беседа |
69 | | | | Работа в парах | 1 | Орудия труда в жизни казаков | ДДТ | Презентация, беседа |
70 | | | | Работа в парах | 1 | Искусство в жизни казаков | ДДТ | Презентация, беседа |
71 | | | | Работа в парах | 1 | Искусство в жизни казаков | ДДТ | Презентация, беседа |
72 | | | | Работа в парах | 1 | Искусство в жизни казаков | ДДТ | Презентация, беседа |
73 | | | | Групповая рабата | 1 | Песни в жизни народов Забайкалья | ДДТ | Пение |
74 | | | | Индивидуальная работа | 1 | Каждый народ - художник | ДДТ | Рассказ |
75 | | | | Работа в работа в парах | 1 | Каждый народ - художник | ДДТ | презентация |
76 | | | | Групповая работа | 1 | Итоговое занятие «Мой край – мое Забайкалье» | ДДТ | Анализ песни «Моя лебедушка» |
77 | | | | Индивидуальная рабата | 1 | Итоговое занятие «Мой край – мое Забайкалье» | ДДТ | Рассказы, впечатления |
Моё Забайкалья (26 ч.) |
78 | | | | индивидуальная | 1 | Чита – адмиистративный центр Забайкальского края. Географическое положение Читы. | ДДТ | Контурная карта |
79 | | | | индивидуальная | 1 | Достопримечательности г. Читы | ДДТ | Доклады |
80 | | | | фронтальная | 1 | Климат края | ДДТ | Беседа |
81 | | | | фронтальная | 1 | Рельеф и почвы края | ДДТ | Беседа |
82 | | | | фронтальная | 1 | Полезные ископаемые края | ДДТ | Беседа |
83 | | | | индивидуальная | 1 | Полезные ископаемые края | ДДТ | Индивидуальный опрос |
84 | | | | групповая | 1 | Полезные ископаемые края | ДДТ | Тест |
85 | | | | индивидуальная | 1 | Минеральные источники края | ДДТ | Доклад |
86 | | | | индивидуальная | 1 | Минеральные источники края | ДДТ | Доклад |
87 | | | | Работа в парах | 1 | Минеральные источники края | ДДТ | Презентация |
88 | | | | фронтальная | 1 | Реки Читы. Ингода, Читинка | ДДТ | Беседа |
89 | | | | индивидуальная | 1 | Озера Читы. Кенон | ДДТ | Проект «Озеро Кенон в жизни жителей Читы и его экологические проблемы» |
90 | | | | Работа в парах | 1 | Система Ивано -арахлейских озер. Озеро Арахлей | ДДТ | Фотоотчет |
91 | | | | Работа в парах | 1 | Озеро Арей | ДДТ | Фотооотчет |
92 | | | | Работа в парах | 1 | Озеро Тасей | ДДТ | Доклад |
93 | | | | Индивидуальная | 1 | Заповедник края. «Даурский»(заочная экскурсия) | ДДТ | Доклад |
94 | | | | Работа в парах | 1 | Биосферный заповедник «Сохондинский» | ДДТ | Тематическая газета |
95 | | | | Работа в парах | 1 | Национальные парки. Алханай. | ДДТ | Фотоотчет |
96 | | | | Работа в парах | 1 | Национальный парк «Чикой» (заочная экскурсия) | ДДТ | Тематическая газета. Отчет |
97 | | | | Работа в парах | 1 | Заказники «Цасучейский» | ДДТ | Доклад |
98 | | | | Индивидуальная | 1 | «Долина дзерена» | ДДТ | Доклад |
99 | | | | фронтальная | 1 | Топонимика Забайкалья | ДДТ | Беседа |
100 | | | | фронтальная | 1 | Экологические проблемы Забайкалья | ДДТ | Беседа |
101 | | | | индивидуальная | 1 | Экологические проблемы Забайкалья | ДДТ | Индивидуальный опрос |
102 | | | | групповая | 1 | Конкурс «Знаешь ли ты свой край» | ДДТ | КТИ |
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Основы безопасной жизнедеятельности
Теория.
Понятие безопасность. Значение безопасности
Практика.
Освоение навыков безопасной жизнедеятельности. Составление режима дня по правилам санпин. Знание дорожных знаков. Умение оказывать первую медицинскую помощь. Знание условных знаков для чтения планов местности. Знание телефонов служб спасения как стационарных, так и сотовых. Умение ориентироваться по компасу.
Раздел 2.Моя малая родина
Раздел 2 а. Выдающиеся люди Дульдурги
Теория.
Знакомство ребят с творчеством местных поэтов
Знакомство детей с местными писателями по публикациям газеты «Ленинец»
Изучение на занятиях местных наречий, поговорок, пословиц, песен.
Знакомство с творчеством местных художников
Знакомство с выдающимися людьми Дульдурги
Практика.
Экскурсия в редакцию газеты «Ленинец» для изучения материалов газет по публикациям поэтов и писателей Краснокаменского района.
Посещение выступлений местных народных ансамблей песни и танца.
Посещение выставки местных забайкальских художников и детской художественной школе. Встреча с интересными людьми Дульдурги
Раздел 2 б. Объекты Дульдургинского района
Теория.
Изучение выдающихся памятников природы Дульдургинского района: Саханай, Могулиха, гора Шаман,и др.
Знакомство с памятниками Дульдурги: стела, танк Т-34,субурган – буддийская ступа и др.
Практика.
Экскурсия по памятникам с. Дульдурги
Выпуск газеты и презентации на тему « Памятники села Дульдурги». Создание фотоальбомов.
Раздел 2 в. Природа Дульдургинского района.
Теория.
Знакомство с климатом и его влиянием на здоровье населения Забайкалья.
Знакомство с растениями Дульдургинского района: саранка, марьи коренья, молочай паласа, ирис, стела розовая, незабудка альпийская и др.
Знакомство с животными Дульдургинского района: волк, косуля, рысь, суслик степной, летучая мышь и др.
Знакомство с птицами Дульдургинского района: жаворонок рогатый, каменка плясунья, журавль красавка и др.
Изучение растений и животных Забайкалья, занесенных в Красную книгу
Просмотр презентаций о водоёмах Дульдургинского района: озеро Бальзино, река Иля и река Дульдурга.
Практика.
Очистка школьной территории от мусора. Разработка и защита проектов по защите окружающей среды с. Дульдурги. Викторина «Лучший знаток природы Забайкалья»
Раздел 3. История моего района.
Теория.
Знакомство с историей возникновения Дульдургинского района, значением цветов на флаге, значением цветов и символов на гербе Дульдурги
Знакомство с историей сёл: Алханай, Ара-Иля, Красноярово, Бальзино, Узон, Токчин, Чиндалей, Зуткулей и Таптанай.
Знакомство с историей своей школы
Практика.
Фотовыставка «Чем славится моя школа»
Раздел 4. Декабристы в Забайкалье
Теория.
Знакомство с историей появления декабристов в Забайкалье. Знакомство с историей возникновения благодатного рудника в Нерчинском заводе, тюрьмой на Акатуйском серебряном руднике. Знакомство с узниками – декабристами, отбывавшими наказание в Читинском и петровском острогах
Практика.
Защита проектов и докладов по вкладу в развитие Забайкалья следующих декабристов: С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский, С. Г. Волконский, И. И. Пущин и др.
Раздел №5.Народы Забайкалья, их традиция и культура
Теория.
Познакомиться с культурой народов (эвенками, бурятами, семейскими, казаками) Забайкалья, её формированием и этническими особенностями культур, входящих в неё.
Познакомиться с основным занятием эвенков, бурят, семейских, казаков.
Выявить знания о традиционном эвенкийском жилище (чуме), жилище бурят (юрте) и семейских (изба), казаками (усадьба).
Познакомиться с предметами интерьера, мебелью, утварью народов Забайкалья.
Закрепить знания о быте и основных занятиях эвенков, бурят, семейских, казаков.
Познакомить с особенностями одежды народов Забайкалья.
Познакомиться с особенностями искусства народов Забайкалья.
Практика.
Тематически рисунки учащихся.
Создание презентаций « Жилище человека» на выбор.
Тематические аппликации учащихся.
Изготовление объемной модели короба для рукоделия.
Изготовление объемной модели настенного кармана.
Пение колыбельных песен Забайкалья.
Раздел № 6. Природа Забайкальского края.
Теория.
Познакомиться с административным центром Забайкальского края – городом Чита, его ГП и памятниками, достопримечательностями.
Узнать о климате, рельефе, почвах родного края.
Закрепить знания по минеральным источникам своего края (Курорты Дарасун, Кука, Шиванда и др.)
Выяснить экологические проблемы рек и озер родного Забайкалья.
Познакомиться с обитателями Забайкальских заповедников, национальных парков и заказников, их проблемами. Выяснить экологические проблемы родного края и пути их устранения.
Практика.
Тематические газеты, фотоотчеты, доклады, презентации по темам раздела №6.
Проект «Озеро Кенон в жизни жителей Читы и его экологические проблемы.
Конкурс «Знаешь ли ты свой край».
К концу обучения воспитанники -
Должны знать: | Должны уметь: |
Природу своего края и малой родины; Экологию Забайкалья; Историю Забайкалья; культуру родного села, административного центра и своего края; Правила безопасности; Традиции, быт, занятия коренного населения Забайкалья; Национальные заповедники, парки, заказники Забайкалья и их проблемы; Города, села, административный центр родного края; | Любить и ответственно относиться к родной природе и людям, живущим на забайкальской земле; Уметь наблюдать за природой родного края; Охранять окружающую природную среду и беречь собственное здоровье; Вести себя в природной и социальной среде; Ориентироваться в вопросах краеведения; Участвовать в проектной деятельности; Делать презентации в программе Power Point; Создавать тематические газеты и статьи в печатные издания Участвовать в краеведческих конкурсах; Оказывать первую медицинскую помощь |
Комплекс организационно-педагогических условий.
Календарный учебный график.
Сроки реализации программы, режим занятий.
Год обучения | Часов в неделю | Количество недель в году | Всего часов в год |
1 | 3 | 34 | 102 |
Расписание занятий.
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество в неделю |
1,5 ч. | 2 раз | 3 час |
Каникулы для учащихся школы.
Осенние с 01.11. 17 по 08.11.17 (начало учебных занятий с 09.11.17 г.)
Зимние с 30.12.17 по 10.01.17 (начало учебных занятий с 11.01.17 г.)
Весенние с 26.03. 17 по 04.04.17 (начало учебных занятий с 05.04.17 г.)
Условия реализации программы
Руководитель школьного кружка, руководитель краеведов
Кружок «Чёрный аист»
Выход в Интернет.
Библиотека краеведческой литературы
Редакция газеты «Ленинец»
ДК
Детская художественная школа
Пожарная охрана с. Дульдурга
Окрестности с. Дульдурга
Памятники с. Дульдурга
Материалы для бесед, вырезки из газет
Формы аттестации
Вид контроля | Форма контроля |
Вводный контроль | Собеседование, наблюдение |
Текущий контроль (по итогам занятий) | Опросы, собеседование, наблюдение |
Тематический контроль (по итогам завершения каждой темы) | Викторины, тестирование, опросы, тематические кроссворды, филворды, краеведческие конкурсы |
Оценочные материалы
Мониторинг результатов обучения
Показатели | Критерии | Степень выраженности | Кол-во баллов | Методы диагностики |
1.Теоретическая подготовка ребенка: | | | | |
1.1. Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана | Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям | Минимальный уровень (менее 30% объема знаний) | 1 - 4 | Входное тестирование, промежуточная, итоговая аттестация, контрольные срезы знаний |
Средний уровень (объем знаний - 50%) | 5 - 8 |
Максимальный уровень (освоен практически весь объем знаний) | 9 - 10 |
1.2.Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования терминов | Минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять термины) | 1 - 4 |
Средний уровень (сочетает специальную терминологию с бытовой) | 5 - 8 |
Максимальный уровень (употребляет специальные термины осознанно и с соответствии с их содержанием) | 9 – 10 |
2.Практическая подготовка ребенка | | | | |
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Минимальный уровень (менее 30% объема знаний) | 1 - 4 | Практические занятия, зачеты и т.д. |
Средний уровень (объем знаний - 50%) | 5 - 8 |
Максимальный уровень (освоен практически весь объем знаний) | 9 – 10 |
2.2.Владение специальным оборудованием | Практическое использование специального оборудования и оснащения | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием) | 1 - 4 |
Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога) | 5 - 8 |
Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно) | 9 – 10 |
2.3.Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Начальный уровень развития креативности (ребенок выполняет простейшие практические задания педагога) | 1 - 4 | Наблюдение, практические, конкурсные и презентационные занятия |
Репродуктивный уровень (выполняет задания на основе образца) | 5 - 8 |
Творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества) | 9 – 10 |
3.Общеучебные навыки ребенка | | | | |
3.1.Умение подбирать и анализировать информацию из различных источников | Самостоятельность в работе с источниками информации | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с источниками информации, нуждается в помощи и контроле педагога) | 1 - 4 | Творческие задания по теории, реферативные конспекты, собеседование и т.д. |
Средний уровень (работает с информацией с помощью педагога или родителей) | 5 - 8 |
Максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 9 – 10 |
3.2.Умение осуществлять исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения, нуждается в помощи и контроле педагога) | 1 - 4 | Творческие задания по теории, реферативные конспекты, собеседование и т.д. |
Средний уровень (работает с помощью педагога или родителей) | 5 - 8 |
Максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 9 – 10 |
4.Учебно-коммуникативные умения | | | | |
4.1.Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации от педагога | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога) | 1 - 4 | Наблюдение |
Средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей) | 5 - 8 |
Максимальный уровень ( не испытывает особых трудностей) | 9 – 10 |
4.2.Умение конструктивно общаться со сверстниками | Сформированность умения конструктивно общаться со сверстниками | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения в общении, нуждается в постоянной помощи, периодически провоцирует конфликты) | 1 - 4 |
Средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей, сам в конфликтах не участвует, старается их избежать) | 5 - 8 |
Максимальный уровень (не испытывает особых трудностей, пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты) | 9 – 10 |
5.Учебно-организационные умения | | | | |
5.1.Умение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место | Минимальный уровень (ребенок испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи) | 1 - 4 | Наблюдение |
Средний уровень (часто нуждается в помощи педагога или родителей) | 5 - 8 |
Максимальный уровень (не испытывает особых трудностей) | 9 – 10 |
5.2.Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие навыков программным требованиям | Минимальный уровень (овладел менее 30% необходимых навыков) | 1 - 4 |
Средний уровень (овладел 50% необходимых навыков) | 5 - 8 |
Максимальный уровень (усвоил практически весь объем необходимых навыков) | 9 – 10 |
5.3.Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность в работе | Удовлетворительно | 1 - 4 |
Хорошо | 5 - 8 |
Отлично | 9 – 10 |
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы
Показатели | Критерии | Степень выраженности | Кол-во баллов | Методы диагностики |
1.Организационно- волевые качества | | | | |
1.1. Воля | Способность переносить нагрузки в течение определенного времени | Терпения хватает менее, чем на половину занятия | 1 – 4 | Наблюдение, беседы с родителями |
Терпения хватает более, чем на половину занятия | 5 – 8 |
Терпения хватает на все занятие | 9 – 10 |
1.2. Целеустремленность | Способность активно побуждать себя к практическим действиям, ставить цель и добиваться ее | Достижение цели побуждается педагогом, родителями | 1 – 4 |
Достижение цели побуждается иногда самим ребенком | 5 – 8 |
Достижение цели побуждается всегда самим ребенком | 9 – 10 |
1.3.Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить их к должному действию) | Ребенок всегда действует под воздействием контроля родителей, педагога | 1 – 4 |
Периодически контролирует себя сам | 5 – 8 |
Постоянно контролирует себя сам | - 10 |
2.Ориентационные качества | | | | |
2.1.Интерес к занятиям в объединении | Осознанное участие ребенка в освоении программы | Интерес к занятиям продиктован извне | 1 - 4 | Наблюдение, собеседование с детьми, родителями |
Интерес периодически поддерживается самим ребенком | 5 - 8 |
Интерес постоянно поддерживается самим ребенком | 9 - 10 |
Сводная ведомость
№ п/п | ФИО воспитаника | Средний балл по показателям | Средний балл воспитанника |
Теоретическая подготовка подготовка | Практическая подготовка | Общеучебные умения и навыки | Учебно – коммуникативные умения | Учебно-организационные умения | Организационно-волевые качества | Ориентационные качества | |
1 | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Средний балл | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Средний балл воспитанников:
1 – 4 балла - _______чел. _________%
5 – 8 баллов - ______ чел. _________%
9 – 10 баллов - ______ чел. _________%
Обеспечение программы методическими видами продукции:
Рекомендации по организации экскурсий
Памятка-инструкция «Как правильно составить показ и рассказ объекта».
Разработки по составлению презентации в программе MS PowerPoint с требованиями к оформлению презентаций.
Видеоматериалы:
Тематические мультимедийные презентации;
Тематические видеофильмы
Рекомендации по организации практических работ:
Практические предусматривают написание докладов на предложенные темы; разработку и проведение экскурсии к памятным объектам; составление презентаций по экскурсионным объектам; тематические рисунки, тематические аппликации, защиту проектов, тестирование, работу в контурных картах, умение оказывать первую медицинскую помощь, участие в КТИ, конкурсах, викторинах
Дидактический материал представлен:
иллюстрации городов, животных, растений Забайкальского края,
фотографии национальных костюмов, посуды, мебели, утвари коренных народов Забайкалья
информационные материалы о заказниках заповедниках, национальных парках Забайкалья
копии документов, газеты и журналы,
Лекционный материал представлен:
тематическими беседами по темам программы,
Видеофильмами,
презентациями
Презентациями
Список литературы.
Методическая литература
Алексеев Ю.Г. Забайкальский край. Л., 2007
Варенцов В.А. Чита. Краткий очерк истории города. Л., 1985
Варенцов В.А., Коваленко Г.М. Хроника бунташного века. Очерки по истории Читинского острога 17 - в. Л., 2006
Гормин В.В. Природа Читинской области. Л., 2010
Грубен Г. Наша малая Родина. – Чита: Экспресс – Издательство, 2004
Гилева М. В.и др. Зеленый мир Забайкальского края: учебное пособие по региональному компоненту образования. …- Чита: Экспресс – издательство, 2012
Долженко Г.П. Экскурсионное дело. Ростов-на-Дону, 2012.
Егорова Н.Н Погонина Е.В. Экскурсоведение: Учебное пособие. Кемерово, 2005
Корсун О. В. «Экологические экскурсии в природу Забайкалья». – Чита: Экспресс – Издательство, 2011
Наш славный Краснокамеский район. 35 летию Краснокаменского района посвящается…- Чита: Экспресс – издательство, 2014
Интернет - ресурсы
Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся - http://iva-school.narod.ru/Dok/progschool.doc
Портал детской безопасности - http://www.spas-extreme.ru/
Президент России — гражданам школьного возраста - http://www.uznay-prezidenta.ru/
Проект «Будущее прав человека» - http://www.pgpalata.ru/reshr
Российский общеобразовательный портал - http://www.school.edu.ru/
Сайт Министерства образования и науки РФ - http://www.mon.gov.ru/
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт - http://ombudsman.gov.ru
Литература для воспитанников и родителей
Бруцкая И.М. Каменная летопись, учебное пособие для учащихся 6-9кл. Новгород, 2011
Варенцов В.А Наша Забайкальская земля: Учебное пособие для учащихся средней школы. Л, 2007
Варнаева Н.В., Семенова И.Е. История и культура Забайкальской земли с древнейших времен до конца 15 в.: Учебное пособие для учащихся. Санкт-Петербург, 2008
Запольская О.В. Читинская область. Новгород, 2010
Ласковский В.П. Путеводитель по Чите. СПб, 2010
Орлов С.Н. Наша Забайкальская земля: Учебное пособие для учащихся средней школы. Л., 2005