«Творческое развитие студентов через использование макетирования на уроках профессионального цикла»
Свотнева Анастасия Михайловна, преподаватель
профессионального цикла Тамбовское областное
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение «Промышленно –
технологический колледж», г. Мичуринск
89204923816
E- mail: [email protected],
Современная мода требует от молодых дизайнеров высокого профессионализма, глубоких знаний, предельного чувства линии, формы, пропорций. Дизайнерам костюма приходится обращаться к традициям высокого шитья, поэтому муляжный метод проектирования одежды для создания модных коллекций класса «люкс» снова вызывает интерес у профессионалов, поскольку богатство и универсальность метода наколки открывает колоссальные творческие возможности.
Термин «макет» (от фр. maquette), в широком смысле, означает первичный образец, модель чего-либо воспроизведенная обычно в уменьшенном размере с сохранением пропорций. Макетирование костюма заключается в том, что модельер на манекене или фигуре человека формирует из бумаги или недорогой ткани задуманный проект модели одежды при помощи булавок.
В высокой моде процесс работы над новой моделью традиционно начинается с создания не эскиза, а макета методом наколки, который заключается в поиске объемной формы на манекене или на фигуре человека. Этим способом можно пользоваться при накалывании не только простых форм одежды, но и сложных форм вечерних туалетов с применением драпировок. Наколкой также пользуются при макетировании на нестандартную фигуру.
Макетирование костюма заключается в том, что дизайнер на манекене или фигуре человека формирует при помощи булавок (накалывает) из материала проект модели одежды согласно творческому замыслу, тем самым получая прототип необходимой формы – макет.
Прежде чем приступить к макетированию, необходимо проложить тонкую яркую тесьму по основным конструктивным линиям манекена (рис. 1, а, б, в):
середина спины АБ;
середина переда ВГ;
линия обхвата талии ДЕ;
линия обхвата груди (проходит по наиболее выступающим точкам груди и параллельно линии талии ЖЗ);
линия ширины груди и спины (расположена на 10 см выше линии обхвата груди ИК);
линия обхвата бедер (находится на 20 см ниже линии талии ЛМ); линия обхвата шеи (проходит по основанию шеи);
линия плечевого шва (расположена от точки основания шеи до конечной плечевой точки ОП).
Намечают направление бокового шва до низа манекена. Линия проймы проходит по месту сочленения руки с туловищем.
Рис. 1. Нанесение основных линий на манекен.
Метод макетирования способствует реальному и точному представлению о форме, расположении линий на фигуре (манекене), а также о конструктивных особенностях проектируемой модели.
Для создания хорошего макета необходим качественный подбор используемых материалов и инструментов:
манекен;
макетный материал;
портновские булавки;
игольница;
сантиметровая лента;
ножницы;
резец портновский копировальный и копировальная бумага;
швейная игла и нитки;
портновский мел;
линейка;
карандаши или маркеры для ткани;
тесьма шириной 0,5-0,7 см или клейкая лента;
конструкторские лекала;
миллиметровая бумага;
Данный метод активно применяется на уроках теоретического и практического обучения по МДК 01.01. Моделирование швейных изделий, что способствует созданию мотивации обучения, творческому потенциалу и гармоничному развитию личности.
Цель: в процессе обучения необходимо дать студентам чёткое представление о законах композиции и принципах объёмно-пространственного формирования пространства, вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими навыками.
Задачами являются:
- формирование представлений и навыков в области объёмно-пространственного дизайна;
- развитие творческих способностей;
- развитие профессиональных навыков через овладение теоретических знаний и практических умений;
- формирование умения использовать принципы и средства композиции в создании произведений искусства дизайна.
В теоретическом разделе рассматриваются основные понятия, виды и способы макетирования костюма, приемы разработки основных деталей одежды и создания различных форм плечевой и поясной одежды методом макетирования. Студенты имеют возможность детально познакомиться с разновидностями метода макетирования: наколки и муляжным.
Практический раздел предусматривает освоение приемов наколки при создании формы основных деталей плечевой и поясной одежды (лифа, рукава, воротников, юбки) и получение несложных модельных особенностей деталей изделий. Студенты имеют возможность детально проработать разновидности метода макетирования.
Студенты, под моим руководством, выполняют задания с большей долей самостоятельности, решая возникшие проблемные ситуации, которые я корректирую на каждом этапе. Успешность выполнения задания зависит от способности анализировать проблему, применять на практике ранее полученные знания и способы решения задач, умения самостоятельно мыслить и творчески находить новые способы решения проблем.
Активная творческая работа студентов развивает образовательную функцию в процессе обучения, способствует профессиональному совершенствованию будущих модельеров.
Творческое отношение есть деятельное состояние студента, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением, проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями. Оно отражает готовность к энергичному, деятельному, творческому познанию, самонацеленность на участие, что в перспективе формирует отношение к будущей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Инновации и тенденции в швейной промышленности. Отраслевой портал легкой промышленности. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.legprom.org.
2. Министерство промышленности и торговли РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://minpromtorg.gov.ru.
3. Натанова С.М. Направления инновационного развития легкой промышленности в РФ // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. 2015. № 16. С. 198-202.
4. Андреева, Р. П. Энциклопедия моды / Р. П. Андреева. — СПб. : Литера, 1997. — 416 с.
5. Полат Е.С. Метод проектов. – М., 2001
6. Мерцалова, М. Н. История костюма / М. Н. Мерцалова. — М. : Искусство, 1972. — 200 с.
7. И.А. Радченко Основы конструирования и моделирования одежды : учебник для учрежд. нач. проф. образования / И.А. Радченко. – 2-е изд., стер. – М.: ИЦ Академия, 2017. – 464 с.: ил. – (Профессиональное образование. Портной).
8. Аронов В.Р. Дизайн и искусство. М.: Знание, 1984. 64 с.
9. Бердник Т.О. Дизайн костюма. –Ростов-на-Дону: Феникс,2000. 415с.
10. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. - М., 1989. 253 с.
11. Горина Г.С. Моделирование формы одежды.- М.: Легкая индустрия, 1982. 457 с.
12. Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. – М: Молодая гвардия, 1980. 119 с.
13. Пармон Ф.М. Европейский костюм: стиль и мода. - М.: МВС СССР. 1982. 115 с., ил.
14. Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. - М.: Легкая индустрия, 1977. 47 с.
15. Шершнева Л.П. Композиция в одежде швейной промышленности. - М.: ВЭМИ, 1981. 144 с.