ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 4
ДОКЛАД
Творческое сотрудничество обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей в свете современных методик обучения
Рекомендовано к использованию для педагогов учреждений среднего профессионального образования по подготовке специалистов, в том числе швейного профиля. Имеет прикладной характер, обобщены современные методы обучения и формы организации учебного процесса.
Автор:
Шадрина Светлана Николаевна,
мастер производственного обучения ПЛ № 4
г. Владикавказ
2019г.
Происходящие в стане глубокие социально-экономические преобразования требуют принципиально нового качества профессионального образования. Обновленный социальный заказ профессиональной школы предлагает обеспечение каждому обучающемуся получение образования в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, требования к обучению и воспитанию обучающихся возрастают, а сроки подготовки уменьшаются.
Творческий поиск преподавателя и мастера производственного обучения связан с применением системы самостоятельных работ, рациональным использованием труда и времени на занятии, дифференцированным подходом к обучению, созданием собственных методических систем; как-то: бинарный урок-диалог учебной практики обучения с междисциплинарными курсами /специальные и общетехнические дисциплины/ и общеобразовательными дисциплинами, беседа, рассказ, лекция на вводных занятиях, контроля знаний различных форм и типов, учебные экскурсии, занятия-диспуты, научно-практические конференции, общественный смотр знаний посредством профессиональных конкурсов, соревнований, консультации, зачеты.
В основе эффективного занятия лежит понимание того, что цели обучения, воспитания и развития обучающихся достигаются, прежде всего, за счет органического единства дидактической триады:
- содержание учебного материала;
- метода обучения;
- формы организации познавательной деятельности обучающихся.
При этом важно, чтобы педагог, готовясь к занятиям, правильно определил тип и цели занятия и рассматривал его не изолировано, а во взаимодействии с предыдущими и последующими занятиями, и максимальным использованием знаний, полученных на всех учебных занятиях. Занятия теоретического обучения специального цикла логически завершают конкретную тему и закрепляются на занятиях учебной и производственной обучения в учебных мастерских. Например, МДК /Конструирование одежды/ обучающиеся изучают построение мужского двухшовного рукава; МДУ /технология одежды/ узнают, как правильно обработать данный рукав, на занятиях учебной и производственной практики под руководством мастера производственного обучения выполняем технологическую операцию или задание. Профессиональную направленность имеют учебные общеобразовательные программы. Так, например, в курсе физики изучаются вопросы теплопродукции и теплоотдачи, основного обмена и теплопотерь тела человека, зависимости теплопродукции от возраста человека, его физической деятельности, климатических и погодных условий. Изучение данных разделов позволяет обучающимся на стадии проектирования моделей одежды решать вопросы гигиены одежды, создания рационального микроклимата и комфортных условий жизнедеятельности человека. При изучении темы «Цены и их функции» /экономика и организация швейного производства/ для того чтобы определить рыночную цену товара необходимо построить кривые спроса и предложения. Какая роль в этом отводится математике. В основу построения этих кривых положен координатный метод построения графиков простейших функций. Ось абсцисс в данном случае – это количество продукции; ось ординат – их цены.
В Профессиональном лицее № 4 широко используются следующие педагогические технологии:
- адаптированная технология (гуманно-личностная по методу Ш. Амонашвили), цели обучения должны соответствовать интересам обучающихся, содержание должно иметь жизненный смысл;
- активизация и интенсификация деятельности обучающихся
а) учебные игры (учебная практика, производственное обучение, экономика, физическая культура, математика, литература, оборудование). Национальные игры на занятиях физической культуры преподавателя, мастера спорта Тезиевой А.А. известны далеко за пределами Осетии;
б) проблемное обучение (используют все мастера п/о и преподаватели);
- уровневая дифференциация (используют все педагоги при проверке знаний обучающихся – тесты, карточки, инструкционные карты; опережающие задания в форме рефератов, обработки отдельных узлов, моделирования одежды);
- информационные технологии. Педагоги используют на уроках видеоматериалы с показом дефиле с подиумов мира, республиканских мероприятий с участием Театра моды ПЛ № 4, другие информационные источники. Практически все преподаватели используют компьютер как техническое средство обучения при подготовке комплектов инструкционных карт, карточек, тестов.
- технология саморазвития (самостоятельная работа обучающихся со специальной и научной литературой, умение отобрать самое главное, подготовка исследовательских работ, рефератов, авторских коллекций).
Метод – путь исследования, теории, умение, способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического познания действительности.
Известны следующие методы:
- словесные - это объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут;
- наглядные – показ трудовых приемов и процессов, демонстрация наглядных пособий, использование при этом технических средств обучения.
- практические – их используют с целью формирования практических, трудовых умений и навыков путем систематических осознанных упражнений и действий. Самым распространенным среди практических методов является упражнение. Упражнения бывают интеллектуальными, общенаучными, профессиональными, производственными.
По степени самостоятельности упражнения бывают:
- воспроизводящими – обучающиеся лишь воспроизводят объясненный преподавателем или мастером производственного обучения теоретический материал и практические действия;
- тренировочными – закрепление и углубление знаний путем применения их в новых условиях и формирование всех видов умений;
- творческими – требующими самостоятельных формулировок и выводов, решения поставленных задач.
Педагогическая ценность занятия зависит, насколько активно работают в процессе обучения обучающиеся. Хочу остановиться на нескольких формах организации учебной и внеклассной работы, практикуемых в лицее и имеющих положительный опыт.
Традиционная научно-практическая конференция «Имидж и фирменный стиль закройщика», цель организаторов – подготовить обучающихся выпускных групп к защите письменной квалификационной работы. Слово «конференция» в переводе с латинского означает «собираю в одно место». Что действительно имеет место, будущие выпускники собираются в актовом зале и под руководством преподавателей и мастеров производственного обучения «репетируют будущую защиту». Специфика конференции заключается в умении использовать в качестве информации, как теоретические проблемы, так и вопросы практического характера. Такая форма работы демонстрирует актуальность единения науки и практики, связь теоретической проблемы с жизнью. В рамках работы конференции показывают мастер-класс мастера производственного обучения. На уроке - конференции в этом учебном году мастера производственного обучения подготовили открытые уроки по наиболее интересным и актуальным для учащихся темам: современная обработка верхней зимней одежды, обработка мужского пиджака, осетинская национальная одежда. От каждой группы была представлена демонстрация моделей. Во время работы конференции были приняты заказы ателье «Грация» и с учетом пожеланий заказчиков выполнены модели, под руководством преподавателя основ художественного конструирования Эффективность данной формы учебной деятельности была оценена участниками конференции.
Ценный метод стимулирования интереса к учению является использование проблемного подхода к обучению.
Проблемное обучение – это способ активного взаимодействия педагога и обучаемых, в процессе которого путем создания проблемной ситуации моделируются условия для исследовательской деятельности и развития творческого мышления. При этом средством управления мышлением обучающихся выступают проблемные и информационные вопросы. При проблемном изложении обучающиеся внимательно следят за ходом мысли мастера производственного обучения, преподавателя и включаются в поиск научно-доказательного решения проблемы: высказывают предположения, обдумывают способы их проверки, осуществляют проверку посредством намеченных образцов, наблюдений, расчетов, обдумывают и оформляют выводы, защищают и доказывают их истинность. Например, на занятии учебной практики: мастер производственного обучения, предлагая изготовить какое-либо несложное изделие, при этом дает возможность обучающимся попытаться придумать собственное оригинальное решение, а не копировать тот узор и форму, которую она показывает.
Смотры - конкурсы лицея – дополняют и развивают деятельность обучающихся. Конкурс «Лучший художник-модельер» представляет обучающимся проявить свои замыслы и представить достижения. Считаю, что именно этот конкурс в большей степени показывает творческое сотрудничество преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения с одаренными обучающимися.
Самым важным конкурсом для каждой группы лицея является выставка технического творчества, так как это своеобразный отчет и подведение итогов работы группы. Неотъемлемой частью выставки, является демонстрация моделей, где стараются показать именно то, что отличает каждого мастера и его подопечных от других групп.
Мероприятия Республиканского значения: обучающиеся ПЛ № 4 с 1999 года принимают участие в Республиканском конкурсе молодых исследователей «Шаг в будущее Осетии» / секции «Дизайн», «Системные проекты»/, фестиваль «Студенческая весна», Региональный чемпионат «Молодые профессионалы», Международный конкурс молодых дизайнеров «Пульс моды», где становятся победителями и призерами.
Творческой триадой «преподаватель – мастер – обучающиеся» в свете современных методик обучения профессии «Закройщик» может выступать бинарное занятие. Метод от теории к практике может быть воплощен на данном занятии. Преподаватель дает теоретические основы, мастер производственного обучения показывает практические приемы выполнения операций. Открытые занятия проводятся с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятия, эффективные методы использования оборудования, учебно-материальной базы, обмена опытом, анализе и выработки общих взглядов в проведении занятия.
Главная цель обучения в Профессиональном лицее № 4 – формирование творческой личности специалиста, способного самосовершенствоваться, изучать новое самостоятельно. Таким образом, цель реализации концепции обучения и развития личности – в том чтобы учебный процесс был направлен на поиски путей и условий для непрерывного, динамического, многогранного развития творческой, самостоятельной и активной личности. Приведу отрывок из исследовательской работы своей ученицы Козаевой Аланы «Я считаю, что истинным специалистом, а тем более руководителем может стать только тот человек который в совершенстве овладел рабочей специальностью, то есть прошел все этапы обучения, которое необходимо начинать в системе среднего профессионального образования. Так как цель моего исследования доказать, что ПЛ № 4 способствует подготовке успешного человека и формирует в нем все необходимые для этого качества, я, как студентка выпускной группы, сформулировала свое определение: «Успешный человек сочетает в себе трудолюбие вместе с профессионализмом, творческий поиск и инициативу, достижение поставленной цели и триумф».
И в заключении, я имела смелость вывести два положения: Время старательно фильтрует прошлое, отделяя плохое от доброго. Плохое чаще всего бывает отброшено, а все лучшее, что оставил учитель в памяти учеников, будет принято большинством из них.