СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество акмеистов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекция № 35 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Творчество акмеистов»

Творчество акмеистов

План:

1. Акмеизм как литературное направление.

2. Творчество Н.С. Гумилёва.


1. Акмеизм как литературное направление

Новый всплеск поэтического духа России связан со стремлением современников к обновлению страны, обновлению литературы и как следствие с разнообразными модернистскими течениями, появившимися в  это время. Они были очень разнообразными как по форме, так и по содержанию: от солидного, насчитывающего несколько поколений авторов и  несколько десятков лет символизма до ещё только нарождающегося имажинизма, от пропагандирующего «мужественно твёрдый и ясный взгляд на жизнь» (Н. С. Гумилёв) акмеизма до эпатирующего публику, развязного, иногда просто хулиганствующего футуризма. Благодаря таким разным направлениям и течениям в русской поэзии появились новые имена.

Начало XX в. было расцветом символизма, но к 1910-м гг. начался кризис этого литературного направления. Попытка символистов провозгласить литературное движение и овладеть художественным сознанием эпохи потерпела неудачу. Вновь остро поднят вопрос об отношении искусства к действительности, о значении и месте искусства в развитии русской национальной истории и культуры. Должно было появиться некое новое направление, иначе ставящее вопрос о соотношении поэзии и действительности. Именно таким направлением и стал акмеизм.

Становление акмеизма тесно связано с деятельностью «Цеха поэтов», центральными фигурами которого являлись организаторы акмеизма Н.  С.  Гумилёв, А.  А.  Ахматова (которая была секретарём и  деятельным участником «Цеха…») и  С. М. Городецкий.

Современники давали термину "акмеизм" разные толкования: В. А.  Пяст видел его истоки в  псевдониме А. А.  Ахматовой, по-латыни звучащем как akmatus, некоторые указывали на его связь с  греческим akme — «остриё». Термин «акмеизм» был предложен в 1912-м Н. С. Гумилёвым и С. М. Городецким: по их мнению, на смену переживающему кризис символизму идёт направление, обобщающее опыт предшественников и выводящее поэта к новым вершинам творческих достижений.

В отличие от символистов, которые стремились познать тайный смысл бытия, акмеисты утверждали, что действительность непознаваема, мир следует принимать «во всей совокупности красот и  безобразий». В  статье «Наследие символизма и акмеизм» Н. С. Гумилёв заметил: «Акмеистом труднее быть, чем символистом, как труднее построить собор, чем башню».

Акмеизм (от греч. akme — «высшая степень, вершина, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX в. в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Общеизвестно, что акмеизм как литературное направление и как одна из общих тенденций в  развитии поэтического языка оказал значительное влияние на литературу русской эмиграции. Вызвано это было прежде всего тем, что на Западе оказалось довольно много поэтов, если впрямую и не принадлежавших к  числу акмеистов, то, во всяком случае, ориентировавшихся на акмеистическую поэтику.

В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к  символизму, посещали «ивановские среды»  — литературные собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей название «башня».

В «башне» вели занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 г. слушатели этой «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов». «Цех» был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н. С. Гумилёв и С. М. Городецкий. Они же в январе 1913 г. в журнале «Аполлон» опубликовали декларации акмеистической группы.

Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало недолго. Но гуманистический смысл этого течения был значителен — возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты. К акмеистам примкнули также О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут и др.  Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно-чувственных проявлениях.

Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, чёткость композиции. В  чём-то поэзия акмеизма  — возрождение «Золотого века», времени Пушкина и  Баратынского.

Высшей точкой в иерархии ценностей для акмеистов была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своём творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к  трёхмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.

Эстетика акмеизма

• Мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;

• надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;

• источник поэтических ценностей находится на земле, а  не в  ирреальном мире;

• в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:

1) традиции У. Шекспира в изображении внутреннего мира человека;

2) традиции Ф. Рабле в воспевании тела;

3) традиции Ф. Вийона в воспевании радостей жизни;

4) традиции Т. Готье в воспевании силы искусства.

Основные принципы акмеизма

• Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

• отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

• стремление придать слову определённое, точное значение;

• предметность и чёткость образов, отточенность деталей;

• обращение к человеку, к подлинности его чувств;

• поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

• перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

Отличительные черты акмеизма

• Гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);

• лирический сюжет и изображение психологии переживания;

• разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

В сравнении с  другими поэтическими направлениями русского «Серебряного века» акмеизм по многим признакам видится явлением национальным.

В других европейских литературах аналогов ему нет (чего нельзя сказать, к примеру, о символизме и футуризме); тем удивительнее кажутся слова А. А. Блока, литературного оппонента Н. С. Гумилёва, заявившего, что акмеизм явился всего лишь «привозной заграничной штучкой». Ведь именно акмеизм оказался чрезвычайно плодотворным для русской литературы.

 

2. Творчество Н.С. Гумилёва.

Личность Гумилёва Николая Степановича интересна и неординарна, биография увлекательна. Что касается его творчества, то кажется, что современниками его были не А.А.  Блок и  В.В.  Маяковский, а  поэты предыдущих веков, ведь поэзия его затрагивает темы, далёкие от современности: романтика путешествий, ветер дальних странствий, любовь, рыцарство и воинская доблесть. Он как будто опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо в этом созданном им самим мире, потому и его стихи сюжетны и интересны романтикам и непоседам, влюблённым и мечтателям.

Гумилёв жил вопреки всякому смирению. С раннего возраста он делал себя сам, и  потому признавал над собою только собственный суд. Тайна судьбы Гумилёва — в странной притягательности его характера для утверждающейся советской поэзии при полной неприемлемости его поведения для утверждающейся советской власти.

Поэт, переводчик, критик, один из основателей и крупнейших представителей поэтического направления, названного акмеизмом. «Зыбкости слова», что была свойственна стихам символистов, акмеисты противопоставляли их (слов) устойчивое содержание  — предметность, вещность, стремление вернуться к  земному источнику поэтических ценностей, к  отражению в  поэзии трёхмерного мира. Для Гумилёва акмеизм открывал возможность выйти от изрядно обветшалой романтики книжного толка, которой он отдал изрядную дань в стихах, собранных в его первых книгах («Путь конквистадоров», 1905; «Романтические цветы», 1908), к действительности. Но отнюдь не к повседневной, обыденной — в мире, который открывался в его стихах, действительность представала в существенно обновленном виде: крупные характеры, предельно напряжённое действие, накалённые страсти, яркие краски. Это стихи, где господствует волевое начало, мужественный романтизм, героический пафос, благодаря которому границы жизни раздвигаются за «скудные пределы естества»: не случайно так влечёт поэта экзотика дальних стран (прежде всего Африка, где он побывал — и отнюдь не туристом — не раз), где необычная, избыточная красочность находит объективное, зримое воплощение. По мере своего творческого развития Гумилёв всё более настойчиво утверждал мысль о том, что искусство призвано участвовать в творчестве бытия, а не обслуживать обыденные потребности времени. Отсюда — строгая, торжественная тональность его стихов, собранных в последних — лучших — книгах поэта («Шатёр», 1921; «Огненный столп», 1921). Вместе с тем стихи эти позволяют говорить о приходящей к поэту раскованности, пронзительной исповедальности (лиричности) тона, которой прежде часто недоставало его чуть холодноватым  — всегда мастерски сделанным, отточенным — стихам.

Но 3 августа 1921 года пора наивысшего расцвета поэтического дарования Гумилёва была неожиданно оборвана арестом по обвинению в  участии в  контрреволюционном заговоре.

Следствие было недолгим: 24 августа поэту был вынесен смертный приговор, приведённый в исполнение на следующий же день. Нелепость обвинения, которое обрекло поэта на гибель, была установлена впоследствии, послужив основанием для его реабилитации 20 сентября 1991 года.

В жизни и смерти Николая Степановича Гумилёва, в его стихах, взглядах, поступках, в его общественно-литературной деятельности и гражданском поведении нет ничего случайного. И быть не могло. Он сам строил свою судьбу, как строят дом, сам её складывал, как складывают книгу. Он, говоря иными словами, сам сделал себя таким, каким остался и в легендах, и в истории отечественной литературы.

Конец формы

Начало формы

Конец формы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!