Литературное чтение. 2 класс.
Тема: Творчество Корнея Ивановича Чуковского (обобщающий урок).
Цели деятельности учителя: создать условия для обобщения и закрепления знаний детей о творчестве К.И.Чуковского и его произведениях; содействовать воспитанию уважения к писателю.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся читать выразительно, отражая настроение стихотворения; получат возможность научиться воспринимать на слух художественный текст, определять жанр произведения.
Метапредметные: познавательные – пользуются дополнительной и справочной литературой для нахождения дополнительной информации; регулятивные – овладевают способностью принимать и сохранять цель и задачи в течение урока; коммуникативные – активно сотрудничать в паре, группе, полно и четко выражать свои мысли, умело владея речью, доброжелательно относиться к мнению своих товарищей.
Личностные: развивают посредством литературных произведений целостный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.
Методы и формы обучения: формы – фронтальная, индивидуальная, парная; методы – словесный, наглядный, практический.
Оборудование: ИКТ, плакат «Чудо-дерево», картинка Крокодила, карточки с названиями сказок, портрет К.И.Чуковского, книги для выставки, индивидуальные карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент. Игра – приветствие «Привет, сосед!»
(Учащиеся поворачиваются друг к другу лицом, выполняют )
Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбки сегодня дарил.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, я не случайно выбрала сегодня для вас это приветствие. Надеюсь, весь урок будет для вас светлым и радостным, как и встреча с произведениями знакомого и любимого автора.
- Послушайте, пожалуйста, описание внешности человека, творчество которого известно не только в России, но и далеко за её пределами. Это литературный критик, журналист, детский поэт: высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, мясистый, любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся, добрые, всё понимающие глаза, лёгкая походка.
- Кто же это?
(Корней Иванович Чуковский)
Открывается портрет К.И. Чуковского, выставка книг.
- Ребята, посмотрите на портрет писателя. Давайте вспомним его биографию.
- Где родился? (В Петербурге) Где жил? (В Переделкино)
- Как на самом деле звали писателя? (Николай Иванович Корнейчуков)
- Кем был К.И. Чуковский? (Писателем, военным корреспондентом, переводчиком, критиком, литературоведом и др.) (Вывесить на доску)
- Как он стал детским автором? (Случайно, заболел сын и он, чтобы отвлечь его начал рассказывать сказку про Крокодила)
- Для кого писал? (в основном для детей)
3. Постановка темы и цели урока.
- О чем мы сегодня поговорим на уроке?
- Тема урока? (Творчество К.И.Чуковского)
- Какую цель поставим перед собой? ( Обобщить знания по творчеству К.И.Чуковского) – Сегодня у нас не просто урок, а урок-путешествие. Мы побываем в одной сказочной стране. У нас будет помощник.
Отгадайте его.
Он зеленый и ужасный, Он зубастый и опасный, Быстро плавает, ныряет, Страх повсюду нагоняет. Обитает в жарких странах, Как зовут его? Кто знает? (Крокодил)
– Крокодил к нам пришел не с пустыми руками, он принес мешочек, в котором награда за хорошую работу. Будем хорошо трудиться, чтобы порадовать крокодила?
– Но, чтобы попасть в страну, вы должны разгадать название сказок и выбрать те сказки, которые, по вашему мнению, написал К. И. Чуковский. Возьмите белую карточку. Работать будете в парах. Помним о правилах общения в паре.
Рдсть, Тлфн, Фдрн гр, Йблт, Птнц, Крдн слнц, Ттрв и лс, Чд-дрв, Дв Мрз.
(«Радость», «Телефон», «Федорино горе»,«Айболит», «Путаница», «Краденое солнце», «Чудодерево»; «Тетерев и лиса», «Два Мороза» написал не К. И.
Чуковский.)
– Почему вы выбрали эти сказки?
– Кто их написал? (Название сказок вывесить на доску)
4. Работа по теме урока.
1) Проверка домашнего задания.
- Начнем с проверки дом.задания. Я просила вас разделиться на группы (по5 чел.), для выполнения дом.задания. 1 группа – рисунок и зачитать отрывок к нему.
2 группа – выразительное чтение (у доски по 10 строчек).
3 группа – наизусть отрывок.
2)Игровые задания
- Сейчас проверим, на сколько хорошо вы знаете произведения Чуковского.
Игра «Вопрос-ответ»
Как звали командира мочалок? (Мойдодыр) - Мойдодыр
Кто посмел украсть солнце? (Крокодил) - Краденое солнце
На чем ехали комарики? (на воздушном шарике) - Тараканище
Кто поджег море? (лисички) - Путаница
Как звали кровожадного и беспощадного персонажа? (Бармалей)
Кто спрятался от паука под мосток? - (кузнечик) - Муха-Цокотуха
Что просил крокодил по телефону? (калоши) - Телефон
Кто потушил пожар? (бабочка) – Путаница
Игра «Угадай-ка» (На доску иллюстрации героев из сказок – выбирают дети и весят к произведению) "Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!"
(Муха-Цокотуха)
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
(Телефон)
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
(Путаница)
Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
"Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую ".
(Тараканище)
И они побежали лесочком,
Поскакали по пням и по кочкам.
А бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
(Федорино горе)
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
"Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!"
(Бармалей)
Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица!
(Доктор Айболит)
Если топну я ногою,
Позову моих солдат,
В эту комнату толпою
Умывальники влетят,
И залают, и завоют,
И ногами застучат,
И тебе головомойку,
Неумытому, дадут -
Прямо в Мойку,
Прямо в Мойку
С головою окунут!"
Он ударил в медный таз
И вскричал: "Кара-барас!"
(Мойдодыр)
Физминутка (электронная физминутка №2)
Игра «Мешочек с потерянными вещами»
- Крокодил очень доволен вашей работой. Но пока мы путешествовали, он нашел мешочек с вещами. Их Кто-то потерял. Давайте вернем их.
(по 1 человеку – достать, угадать сказку)
Телефон, спички, мыло, зубная щетка, блюдце, монета, бинт.
(«Телефон», «Путаница», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», «Айболит»)
- Но Чуковский писал не только сказки, а и загадки. Давайте прочитаем их и отгадаем.
(см. презентацию – читают дети)
ЧУДЕСНЫЙ ДОМ:
Был белый дом, чудесный дом, И что-то застучало в нем. И он разбился и от туда Живое выбежало чудо- Такое теплое, такое Пушистое и золотое. (яйцо и цыпленок)
Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт — Заплачет она и умрёт. (Сосулька)
Я одноухая старуха, Я прыгаю по полотну И нитку длинную из уха, Как паутинку, я тяну. (Иголка и нитка)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало.)
ЧУДЕСНЫЕ КОНИ: Два коня у меня, два коня, По воде они возят меня. А вода тверда, Словно каменная! (коньки и лед)
ЗУБАСТАЯ ЗАГАДКА: Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам, И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей! (расческа)
- Посмотрите, на боковую доску. Он еще был и переводчиком. А что он переводил?
- На столах найдите желтые карточки. На них английские народные песенки в переводе Чуковского. Каждый подготовит выразительное чтение песенки.
- Прочитайте друг другу в паре.
- Кто желает прочитать вслух для всех? (2 человека)
Храбрецы (английская песенка)
Наши-то портные
Храбрые какие:
«Не боимся мы зверей,
Ни волков, ни медведей!»
А как вышли за калитку
Да увидели улитку —
Испугалися,
Разбежалися!
Вот они какие,
Храбрые портные!
Котауси и Мауси
Жила-была мышка Мауси
И вдруг увидала Котауси.
У Котауси злые глазауси
И злые-презлые зубауси.
Подбежала Котауси к Мауси
И замахала хвостауси:
«Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне, милая Мауси,
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, Мауси!»
Но ответила умная Мауси:
«Ты меня не обманешь, Котауси!
Вижу злые твои глазауси
И злые-презлые зубауси!»
Так ответила умная Мауси —
И скорее бегом от Котауси.
5. Итог.
- Урок подходит к концу. Нам нужно возвращаться из путешествия. Крокодил остается в своей стране, но он доволен вашей работой и оставил нам награду.
- Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение.
- Закончим урок игрой «Что в имени тебе моем?» На каждую букву фамилии писателя мы должны придумать слова, характеризующие этого человека или его творчество.
Ч - человек, чудо, чтение
У - увлечение, удовольствие, удивление
К - книги, критик
О - озорство, очарование
В - веселье, восхищение, волшебство, воображение
С - стихи, смех, свет, счастье
К - красота
И - интерес, искренность
Й - игра
6. Домашнее задание: нарисовать героя из сказок Чуковского