СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество композитора Эдуарда Артемьева

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эдуард Артемьев —  феноменальный российский композитор, основоположник экспериментальной музыки.  Артемьев считается гениальным композитором, оказавшим огромное влияние на развитие жанра электронной музыки во всем мире. В целом он прошел тот же путь творческой эволюции, который так или иначе был свойствен и многим другим композиторам — его современникам, остро чувствовавшим основную тенденцию развития искусства ХХ века: от авангарда к постмодерну.

Просмотр содержимого документа
«Творчество композитора Эдуарда Артемьева»

Эдуард Артемьев

В 1955 году Эдуард Артемьев поступил на теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории (МГК) им. П. И. Чайковского, учился по классу композиции народного артиста СССР Юрия Шапорина.

В студенческие годы написал фортепианные сочинения "Пасторальная сонатина" (1956) и "Четыре прелюдии" (1958), "Поэму" для двух скрипок, альта и виолончели (1956), ораторию на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом" (1959). В 1960 году окончил МГК. Электронная музыка


В 1960 году Эдуард Артемьев познакомился с инженером Евгением Мурзиным - создателем первого в мире фотоэлектросинтезатора АНС ("Александр Николаевич Скрябин", в честь русского композитора и пианиста). В 1961-1963 годах Артемьев работал под руководством Мурзина в должности старшего инженера в лаборатории исследования звука одного из московских военных научно-исследовательских институтов. Занимался изучением радиоэлектроники, осваивал возможности АНС по генерации звука. Впоследствии принимал участие в деятельности Московской экспериментальной студии электронной музыки. В начале 1960-х годов Эдуард Артемьев стал одним из первых отечественных композиторов, работающих в жанре электронной музыки. Уже в 1961 году он с помощью синтезатора нового типа записал звуковые дорожки для фильма “В космос”, премьера которого состоялась на промышленной выставке в Великобритании. 



Уникальный фотоэлектронный "АНС" – первый в мире студийный синтезатор, использующий уникальный  оптический метод синтеза звука в 1968 году был представлен на Интернациональном конгрессе электронной музыки во Флоренции, а Артемьев написал для этого инструмента электронные композиции.

В дальнейшем Эдуард Артемьев стал автором музыкальных тем ко многим фильмам Михалкова. В их числе: "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1975), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977), "Несколько дней из жизни И. И. Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Без свидетелей" (1983), "Урга - территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994), "Сибирский цирюльник" (1998), "Двенадцать" (2007), "Солнечный удар" (2014).

Эдуардом Артемьевым
написано более 130 саундтреков!


Он создал музыкальное оформление нескольких фильмов Андрея Кончаловского. Среди них "Сибириада" (1979), "Гомер и Эдди" (1988), "Одиссея" (1997), "Дом дураков" (2002), "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014) и др. Композитор сотрудничал с режиссерами  Владимиром Фокиным (1979, фильм "Сыщик"; 1981, "Александр Маленький"; 1984, "ТАСС уполномочен заявить"),  Вадимом Абдрашитовым (1980, "Охота на лис"; 1982, "Остановился поезд"), Александром Прошкиным (1980, "Частное лицо"; 2006, "Доктор Живаго", 2011, "Искупление" и др.),  Кареном Шахназаровым (1986, "Курьер"; 1988, "Город Зеро"),  Павлом Чухраем (2004, "Водитель для Веры"). Из кинолент Тарковского назовем еще «Сталкер» и «Зеркало».





В 1967 году Эдуард Артемьев представил музыкальную композицию "Мозаика", ставшую примером авангардной электронно-сонорной техники. В 1969 году композитор создал "Двенадцать взглядов на мир звука" - серию акустических вариаций на один тембр. Для его творчества 1970-х годов характерен синтез сонорного и неоромантического стилей, а также элементов рок-музыки. Преподавательская деятельность Помимо композиторской деятельности Эдуард Артемьев выступал в качестве преподавателя и наставника. Долгое время сотрудничал с Московским государственным институтом культуры и Московской консерваторией. Проводил собственные мастер-классы. Часто Артемьева можно было встретить в качестве приглашенного гостя на концертах, где он был лектором-комментатором.



Но апофеозом постмодернистской эстетики, стала опера Эдуарда Артемьева ,над которой он работал 30 лет, - «Преступление и наказание» по мотивам одноимённого романа Фёдора Достоевского на либретто Андрея Кончаловского и Юрия Ряшенцева. Ее премьера состоялась в 2016 году в Московском театре мюзикла В ней объединяются черты рок-музыки и церковных песнопений, городских и цыганских романсов, классических арий и симфонического мышления.

Сегодня работы российского композитора признаны жемчужиной экспериментальной музыки XX столетия. То, что создавал великий отечественный творец не поддавалось объяснению, его мелодии были проникновенными, они умели идеально передавать настроение и быть в правильном сочетании с визуальным рядом. За многолетний вклад в развитие мирового искусства Эдуард Артемьев имеет множество государственных наград, всевозможных премий. Он стал вдохновением и примером для подражания для многих современных авторов. Им гордятся на Родине и высоко ценят во всем мире за неиссякаемый талант, мастерство высшей пробы и феноменальные по силе и красоте музыкальные работы. Звания, награды


  • Герой Труда РФ (2022).
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1985). Народный артист РФ (1999).
  • Эдуард Артемьев награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2013) и Александра Невского (2018).
  • Удостоен Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых за 1988 году
  • Четырехкратный лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства - за 1993, 1995, 1999 и 2016 годы.
  • Лауреат кинопремии "Ника" в номинации "За лучшую музыку к фильму" (1995, "Лимита"; 2004, "Водитель для Веры"; 2008, "Двенадцать"; 2017, "Герой"). Обладатель кинопремии "Золотой орел" в категории "За лучшую музыку к фильму" (2007, "Доктор Живаго"; 2008, "Двенадцать"; 2012, "Дом"; 2014, "Легенда №17"; 2015, "Солнечный удар").
  • Обладатель театральной премии "Золотая маска" в номинации "Работа композитора в музыкальном театре" (2017, "Преступление и наказание").
  • Обладатель призов Московского международного кинофестиваля за вклад в мировой кинематограф (2001, 2022).


Использованные интернет-ресурсы
  • https://www.belcanto.ru/07120615.html
  • https://memorycode.ru/articles/eduard-artemev-genialnyj-kompozitor-muzyku-kotorogo-znaet-vsya-strana
  • https://vk.com/video-219782575_456239027?ref_domain=yastatic.net
  • https://vk.com/music/album/-2000543621_19543621_e90140a376511165c6
  • https://fishki.net/2151615-pravila-zhizni-jeduarda-artemyeva-v-deny-rozhdenija.html
  • https://snob.ru/history/kosmicheskaya-muzyka-kto-pridumal-sintezator/