СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творчество символистов

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к лекции № 34 по дисциплине ОДБ.02 "Литература" для студентов, обучающихся на базе основного общего образования по специальности "Сестринское дело"

Просмотр содержимого документа
«Творчество символистов»

Символизм как литературное направление модернизма «Символ – окно в бесконечность» Фёдор Сологуб

Символизм как литературное направление модернизма

«Символ – окно в бесконечность»

Фёдор Сологуб

СЛОВАРЬ Верлибр – свободный стих МАНИФЕСТ – письменное изложение литературных или художественных принципов какого-либо направления или группы в литературе и искусстве СИМВОЛ – многозначное иносказание; то, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова) СОНЕТ - стихотворение из 14 строк

СЛОВАРЬ

  • Верлибр – свободный стих
  • МАНИФЕСТ – письменное изложение литературных или художественных принципов какого-либо направления или группы в литературе и искусстве
  • СИМВОЛ – многозначное иносказание; то, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова)
  • СОНЕТ - стихотворение из 14 строк
СИМВОЛИЗМ Основное направление в поэзии Серебряного века. Течение возникло во Франции. 1886 г. – официальная дата рождения: в газете «Фигаро» французский поэт Ж. Мореас опубликовал «Манифест символизма» Главный тезис манифеста – искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное .

СИМВОЛИЗМ

Основное направление в поэзии Серебряного века.

Течение возникло во Франции.

1886 г. – официальная дата рождения: в газете «Фигаро» французский поэт Ж. Мореас опубликовал «Манифест символизма»

Главный тезис манифеста – искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное .

Истоки русского символизма французская поэзия 70-80-ых годов XIX века философия конца XIX - начала XX века: Соловьев В. Ницше Ф. Шопенгауэр А. Поль Верлен Артюр Рембо Шарль Бодлер

Истоки русского символизма

  • французская поэзия 70-80-ых годов XIX века
  • философия конца XIX - начала XX века: Соловьев В. Ницше Ф. Шопенгауэр А.

Поль Верлен

Артюр Рембо

Шарль Бодлер

 Артюр Рембо «Цветной сонет» А –чёрный; белый – Е; И – красный; У – зелёный; О – синий: тайну их скажу я в свой черёд; А – бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е – белизна холстов, палаток и тумана, И горных ледников, и хрупких опахал; И – пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал…   У - трепетная рябь зеленых волн широких,   Спокойные луга, покой морщин глубоких   На трудовом челе алхимиков седых.   О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,   Полеты ангелов в тиши небес пространной   О - дивных глаз ее лиловые лучи!

Артюр Рембо «Цветной сонет»

А –чёрный; белый – Е; И – красный; У – зелёный;

О – синий: тайну их скажу я в свой черёд;

А – бархатный корсет на теле насекомых,

Которые жужжат над смрадом нечистот.

Е – белизна холстов, палаток и тумана,

И горных ледников, и хрупких опахал;

И – пурпурная кровь, сочащаяся рана

Иль алые уста средь гнева и похвал…

  У - трепетная рябь зеленых волн широких,

  Спокойные луга, покой морщин глубоких  На трудовом челе алхимиков седых.  О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный,  Полеты ангелов в тиши небес пространной  О - дивных глаз ее лиловые лучи!

Максим Горький. «Поль Верлен и декаденты»: «Они решили, что этот сонет - первообраз новой поэзии, которая действует на ум и воображение, возбуждая все пять чувств.        Нужно, сказали они, связать с каждой буквой ощущение: с А - холод, с О - тоску, и т. д.; окрасить в цвета, придать им звуки и оживить их. Сделав так, комбинировать их в слова, и каждая данная комбинация букв в одном слове даст сложный образ, который читатель воспримет сразу всеми органами восприятия.        Вы читаете и воспроизводите с поразительной ясностью пред собой цвета, запахи, звуки, чувства, переживаете в одном стихотворении ряд живых образов.        «Все краски, запахи и звуки заодно»,- как сказал Бодлер.»

Максим Горький. «Поль Верлен и декаденты»:

«Они решили, что этот сонет - первообраз новой поэзии, которая действует на ум и воображение, возбуждая все пять чувств.       Нужно, сказали они, связать с каждой буквой ощущение: с А - холод, с О - тоску, и т. д.; окрасить в цвета, придать им звуки и оживить их. Сделав так, комбинировать их в слова, и каждая данная комбинация букв в одном слове даст сложный образ, который читатель воспримет сразу всеми органами восприятия.       Вы читаете и воспроизводите с поразительной ясностью пред собой цвета, запахи, звуки, чувства, переживаете в одном стихотворении ряд живых образов.

      

«Все краски, запахи и звуки заодно»,- как сказал Бодлер.»

За музыкою только дело. Итак, не размеряй пути. Почти бесплотность предпочти Всему, что слишком плоть и тело. Не церемонься с языком и торной не ходи дорожкой. Всех лучше песня, где немножко и точность точно под хмельком Всего милее полутон. Не полный тон, но лишь полтона, Лишь он венчает по закону Мечту с мечтою, альт, басон. Хребет риторике сверни О, если б в бунте против правил Ты рифмам совести прибавил. Не ты, - куда зайдут они? Так музыки же вновь и вновь! Пускай в твоем стихе с разгону Блеснут в дали преображенной, Другое небо и любовь Поль Верлен  «Искусство поэзии»

За музыкою только дело.

Итак, не размеряй пути.

Почти бесплотность предпочти

Всему, что слишком плоть и тело.

Не церемонься с языком и торной не ходи дорожкой.

Всех лучше песня, где немножко и точность точно под хмельком

Всего милее полутон.

Не полный тон, но лишь полтона,

Лишь он венчает по закону

Мечту с мечтою, альт, басон.

Хребет риторике сверни

О, если б в бунте против правил

Ты рифмам совести прибавил.

Не ты, - куда зайдут они?

Так музыки же вновь и вновь!

Пускай в твоем стихе с разгону

Блеснут в дали преображенной,

Другое небо и любовь

Поль Верлен «Искусство поэзии»

Средства создания символа «смелая» метафора метафорический эпитет  аллегория оксюморон перифраза

Средства создания символа

  • «смелая» метафора
  • метафорический эпитет
  • аллегория
  • оксюморон
  • перифраза
Роль символа в художественном тексте: символ – языковое средство выражения художественной мысли, которое приглашает читателя к размышлению, символический образ позволяет читателю вступать с поэтическим текстом в диалог и погружаться в его смысл всё глубже и глубже, символический образ вызывает у разных читателей разные ассоциации, зависящие от их жизненного опыта, в символе открываются всё новые смыслы, образ становится как бы «прозрачным», не утрачивая своей конкретности.

Роль символа в художественном тексте:

символ – языковое средство выражения художественной мысли, которое приглашает читателя к размышлению,

символический образ позволяет читателю вступать с поэтическим текстом в диалог и погружаться в его смысл всё глубже и глубже,

символический образ вызывает у разных читателей разные ассоциации, зависящие от их жизненного опыта,

в символе открываются всё новые смыслы, образ становится как бы «прозрачным», не утрачивая своей конкретности.

Этапы развития русского символизма 1-ый этап – 1890-е годы – дебют поэтов-символистов: « старшие символисты », декаденты  (тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости) 2-ой этап – 1900-е годы – второе поколение: « младшие символисты » 3-ий этап – 1910-е годы – кризис символизма. НО: А.Белый «Петербург», А.Блок «Роза и крест»

Этапы развития русского символизма

1-ый этап – 1890-е годы – дебют поэтов-символистов:

« старшие символисты », декаденты

(тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости)

2-ой этап – 1900-е годы – второе поколение:

« младшие символисты »

3-ий этап – 1910-е годы – кризис символизма. НО:

А.Белый «Петербург», А.Блок «Роза и крест»

Манифесты русских символистов В.Я. Брюсов «Юному поэту» «Сонет к форме» Д.С. Мережковский «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» - лекция

Манифесты русских символистов

В.Я. Брюсов

  • «Юному поэту»
  • «Сонет к форме»

Д.С. Мережковский

  • «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» - лекция
«Сонет к форме» Валерий Брюсов Есть тонкие властительные связи  Меж контуром и запахом цветка  Так бриллиант невидим нам, пока  Под гранями не оживет в алмазе. Так образы изменчивых фантазий,  Бегущие, как в небе облака,  Окаменев, живут потом века  В отточенной и завершенной фразе. И я хочу, чтоб все мои мечты,  Дошедшие до слова и до света,  Нашли себе желанные черты. Пускай мой друг, разрезав том поэта,  Упьется в нем и стройностью сонета,  И буквами спокойной красоты!

«Сонет к форме» Валерий Брюсов

Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе.

Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе.

И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты.

Пускай мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты!

Творчество   Тень несозданных созданий  Колыхается во сне,  Словно лопасти латаний  На эмалевой стене.   Фиолетовые руки  На эмалевой стене  Полусонно чертят звуки  В звонко-звучной тишине.   И прозрачные киоски,  В звонко-звучной тишине,  Вырастают, словно блестки,  При лазоревой луне.   Всходит месяц обнаженный  При лазоревой луне...  Звуке реют полусонно,  Звуки ластятся ко мне.   Тайны созданных созданий  С лаской ластятся ко мне,  И трепещет тень латаний  На эмалевой стене.

Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

Основные идеи символизма: окружающий человека мир безобразен и недостоин внимания поэта, потому что это «зловонная яма», искусство – земное подобие божественного, прозревающее миры иные сквозь мнимую иллюзорную действительность, поэт – сверхчеловек, который должен постичь метафизическую сущность мира, расшифровать её и превратить в пророчество, сущность творчества – искание символа.

Основные идеи символизма:

окружающий человека мир безобразен и недостоин внимания поэта, потому что это «зловонная яма»,

искусство – земное подобие божественного, прозревающее миры иные сквозь мнимую иллюзорную действительность,

поэт – сверхчеловек, который должен постичь метафизическую сущность мира, расшифровать её и превратить в пророчество,

сущность творчества – искание символа.

Старшие символисты(декаденты) Отгородиться от реальности, уйдя в мир мечты и фантазии. Искусство для искусства. Поэт – гений, мастер (эгоцентризм). Религиозно-мистическое содержание. Ощущение кризиса и безысходности бытия. Цель поэта – упоение полнотой бытия, «мигом».

Старшие символисты(декаденты)

  • Отгородиться от реальности, уйдя в мир мечты и фантазии.
  • Искусство для искусства.
  • Поэт – гений, мастер (эгоцентризм).
  • Религиозно-мистическое содержание.
  • Ощущение кризиса и безысходности бытия.
  • Цель поэта – упоение полнотой бытия, «мигом».
Старшие символисты(декаденты) Неколебимой истине Не верю я давно, И все моря, все пристани Люблю, люблю равно. Хочу, чтоб всюду плавала Свободная ладья, И Господа, и Дьявола Хочу прославить я. В. Брюсов Я не знаю мудрости, годной    для других, Только мимолётности я влагаю    в стих. В каждой мимолётности вижу    я миры, Полные изменчивой радужной    игры. К. Бальмонт

Старшие символисты(декаденты)

Неколебимой истине

Не верю я давно,

И все моря, все пристани

Люблю, люблю равно.

Хочу, чтоб всюду плавала

Свободная ладья,

И Господа, и Дьявола

Хочу прославить я.

В. Брюсов

Я не знаю мудрости, годной

для других,

Только мимолётности я влагаю в стих.

В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

К. Бальмонт

Основные признаки символизма музыкальность поиск новых стихотворных размеров  возвышенность тематики многозначность расплывчатость образов, недосказанность  мистическая настроенность

Основные признаки символизма

  • музыкальность
  • поиск новых стихотворных размеров
  • возвышенность тематики
  • многозначность
  • расплывчатость образов, недосказанность
  • мистическая настроенность
Три сборника стихов  «Русские символисты»(1894 г.) (Ведущим автором был В. Брюсов) Экзистенциальные темы: ЖИЗНЬ СМЕРТЬ БОГ гражданские, социальные темы Экзистенциализм  (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

Три сборника стихов «Русские символисты»(1894 г.)

(Ведущим автором был В. Брюсов)

Экзистенциальные темы:

ЖИЗНЬ

СМЕРТЬ

БОГ

гражданские,

социальные темы

Экзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».

«Старшие символисты»  Московская группа Константин Бальмонт Валерий Брюсов

«Старшие символисты» Московская группа

Константин Бальмонт

Валерий Брюсов

Главный принцип эстетики  «старших символистов»  московского крыла «Искусство для искусства»: «Создания искусства – приотворённые двери в вечность» «Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» В. Я. Брюсов Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»

Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла

«Искусство для искусства»:

«Создания искусства – приотворённые двери в вечность»

«Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» В. Я. Брюсов

Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»

«Старшие символисты»  Петербургская группа Зинаида Гиппиус Дмитрий Мережковский Федор Сологуб

«Старшие символисты» Петербургская группа

Зинаида Гиппиус

Дмитрий Мережковский

Федор Сологуб

Особенности эстетики  «старших символистов»  петербургского крыла: Религиозно-философские поиски В поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий:   Я – раб моих таинственных,   Необычайных снов…   Но для речей единственных   Не знаю здешних слов…       З. Гиппиус

Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла:

Религиозно-философские поиски

В поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий:

Я – раб моих таинственных,

Необычайных снов…

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов…

З. Гиппиус

Валерий Брюсов «Колыбельная» Спи, мой мальчик! Разевают клюв и пасть. Птицы спят; Ты не бойся, здесь кроватка, Накормили львицы львят; Прислонясь к дубам, заснули Спи, мой мальчик, мирно, сладко. Спи, как рыбы, птицы, львы, В роще робкие косули; Дремлют рыбы под водой; Как жучки в кустах травы, Как в берлогах, норах, гнездах Почивает сом седой. Только волки, только совы Звери, легшие на роздых... Вой волков и крики сов, По ночам гулять готовы, Рыщут, ищут, где украсть, Не тревожьте детских снов!

Валерий Брюсов «Колыбельная»

Спи, мой мальчик!

Разевают клюв и пасть.

Птицы спят;

Ты не бойся, здесь кроватка,

Накормили львицы львят;

Прислонясь к дубам, заснули

Спи, мой мальчик, мирно, сладко.

Спи, как рыбы, птицы, львы,

В роще робкие косули;

Дремлют рыбы под водой;

Как жучки в кустах травы,

Как в берлогах, норах, гнездах

Почивает сом седой.

Только волки, только совы

Звери, легшие на роздых...

Вой волков и крики сов,

По ночам гулять готовы,

Рыщут, ищут, где украсть,

Не тревожьте детских снов!