Символизм как литературное направление модернизма
«Символ – окно в бесконечность»
Фёдор Сологуб
СЛОВАРЬ
- Верлибр – свободный стих
- МАНИФЕСТ – письменное изложение литературных или художественных принципов какого-либо направления или группы в литературе и искусстве
- СИМВОЛ – многозначное иносказание; то, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь – символ мира (из словаря С. И. Ожегова)
- СОНЕТ - стихотворение из 14 строк
СИМВОЛИЗМ
Основное направление в поэзии Серебряного века.
Течение возникло во Франции.
1886 г. – официальная дата рождения: в газете «Фигаро» французский поэт Ж. Мореас опубликовал «Манифест символизма»
Главный тезис манифеста – искусство призвано выражать и облекать в плоть невыразимое и бесплотное .
Истоки русского символизма
- французская поэзия 70-80-ых годов XIX века
- философия конца XIX - начала XX века: Соловьев В. Ницше Ф. Шопенгауэр А.
Поль Верлен
Артюр Рембо
Шарль Бодлер
Артюр Рембо «Цветной сонет»
А –чёрный; белый – Е; И – красный; У – зелёный;
О – синий: тайну их скажу я в свой черёд;
А – бархатный корсет на теле насекомых,
Которые жужжат над смрадом нечистот.
Е – белизна холстов, палаток и тумана,
И горных ледников, и хрупких опахал;
И – пурпурная кровь, сочащаяся рана
Иль алые уста средь гнева и похвал…
У - трепетная рябь зеленых волн широких,
Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной О - дивных глаз ее лиловые лучи!
Максим Горький. «Поль Верлен и декаденты»:
«Они решили, что этот сонет - первообраз новой поэзии, которая действует на ум и воображение, возбуждая все пять чувств. Нужно, сказали они, связать с каждой буквой ощущение: с А - холод, с О - тоску, и т. д.; окрасить в цвета, придать им звуки и оживить их. Сделав так, комбинировать их в слова, и каждая данная комбинация букв в одном слове даст сложный образ, который читатель воспримет сразу всеми органами восприятия. Вы читаете и воспроизводите с поразительной ясностью пред собой цвета, запахи, звуки, чувства, переживаете в одном стихотворении ряд живых образов.
«Все краски, запахи и звуки заодно»,- как сказал Бодлер.»
За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.
Не церемонься с языком и торной не ходи дорожкой.
Всех лучше песня, где немножко и точность точно под хмельком
Всего милее полутон.
Не полный тон, но лишь полтона,
Лишь он венчает по закону
Мечту с мечтою, альт, басон.
Хребет риторике сверни
О, если б в бунте против правил
Ты рифмам совести прибавил.
Не ты, - куда зайдут они?
Так музыки же вновь и вновь!
Пускай в твоем стихе с разгону
Блеснут в дали преображенной,
Другое небо и любовь
Поль Верлен «Искусство поэзии»
Средства создания символа
- «смелая» метафора
- метафорический эпитет
- аллегория
- оксюморон
- перифраза
Роль символа в художественном тексте:
символ – языковое средство выражения художественной мысли, которое приглашает читателя к размышлению,
символический образ позволяет читателю вступать с поэтическим текстом в диалог и погружаться в его смысл всё глубже и глубже,
символический образ вызывает у разных читателей разные ассоциации, зависящие от их жизненного опыта,
в символе открываются всё новые смыслы, образ становится как бы «прозрачным», не утрачивая своей конкретности.
Этапы развития русского символизма
1-ый этап – 1890-е годы – дебют поэтов-символистов:
« старшие символисты », декаденты
(тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости)
2-ой этап – 1900-е годы – второе поколение:
« младшие символисты »
3-ий этап – 1910-е годы – кризис символизма. НО:
А.Белый «Петербург», А.Блок «Роза и крест»
Манифесты русских символистов
В.Я. Брюсов
- «Юному поэту»
- «Сонет к форме»
Д.С. Мережковский
- «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы» - лекция
«Сонет к форме» Валерий Брюсов
Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий, Бегущие, как в небе облака, Окаменев, живут потом века В отточенной и завершенной фразе.
И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты.
Пускай мой друг, разрезав том поэта, Упьется в нем и стройностью сонета, И буквами спокойной красоты!
Творчество Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.
Основные идеи символизма:
окружающий человека мир безобразен и недостоин внимания поэта, потому что это «зловонная яма»,
искусство – земное подобие божественного, прозревающее миры иные сквозь мнимую иллюзорную действительность,
поэт – сверхчеловек, который должен постичь метафизическую сущность мира, расшифровать её и превратить в пророчество,
сущность творчества – искание символа.
Старшие символисты(декаденты)
- Отгородиться от реальности, уйдя в мир мечты и фантазии.
- Поэт – гений, мастер (эгоцентризм).
- Религиозно-мистическое содержание.
- Ощущение кризиса и безысходности бытия.
- Цель поэта – упоение полнотой бытия, «мигом».
Старшие символисты(декаденты)
Неколебимой истине
Не верю я давно,
И все моря, все пристани
Люблю, люблю равно.
Хочу, чтоб всюду плавала
Свободная ладья,
И Господа, и Дьявола
Хочу прославить я.
В. Брюсов
Я не знаю мудрости, годной
для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
К. Бальмонт
Основные признаки символизма
- поиск новых стихотворных размеров
- расплывчатость образов, недосказанность
- мистическая настроенность
Три сборника стихов «Русские символисты»(1894 г.)
(Ведущим автором был В. Брюсов)
Экзистенциальные темы:
ЖИЗНЬ
СМЕРТЬ
БОГ
гражданские,
социальные темы
Экзистенциализм (философия существования) - мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф. Человек несёт ответственность за всё совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».
«Старшие символисты» Московская группа
Константин Бальмонт
Валерий Брюсов
Главный принцип эстетики «старших символистов» московского крыла
«Искусство для искусства»:
«Создания искусства – приотворённые двери в вечность»
«Быть может, всё в жизни лишь средство для ярко-певучих стихов» В. Я. Брюсов
Одно из знаковых стихотворений - «Творчество»
«Старшие символисты» Петербургская группа
Зинаида Гиппиус
Дмитрий Мережковский
Федор Сологуб
Особенности эстетики «старших символистов» петербургского крыла:
Религиозно-философские поиски
В поэзии – мотивы одиночества, безысходности, роковой раздвоенности человека, бессилия личности, ухода от скуки повседневности в мир фантазий:
Я – раб моих таинственных,
Необычайных снов…
Но для речей единственных
Не знаю здешних слов…
З. Гиппиус
Валерий Брюсов «Колыбельная»
Спи, мой мальчик!
Разевают клюв и пасть.
Птицы спят;
Ты не бойся, здесь кроватка,
Накормили львицы львят;
Прислонясь к дубам, заснули
Спи, мой мальчик, мирно, сладко.
Спи, как рыбы, птицы, львы,
В роще робкие косули;
Дремлют рыбы под водой;
Как жучки в кустах травы,
Как в берлогах, норах, гнездах
Почивает сом седой.
Только волки, только совы
Звери, легшие на роздых...
Вой волков и крики сов,
По ночам гулять готовы,
Рыщут, ищут, где украсть,
Не тревожьте детских снов!