Министерство образования и науки Хабаровского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Советско-Гаванский промышленно-технологический техникум»
А.С.Таловская
«Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева»
методическая разработка урока
Советская Гавань
2016г
Методическая разработка урока литературы «Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева»
Автор-разработчик: А.С. Таловская преподаватель русского языка и литературы
Рассмотрено и утверждено на заседании ПЦК
Протокол № ___ от «___»__________20___г
Аннотация
Данная методическая разработка урока по теме «Человек и природа в рассказе В.П. Астафьева» содержит материал, необходимый для проведения урока по технологии развития критического мышления. Представленные приемы технологии способствуют формированию языковых умений и навыков, развитию коммуникативной культуры обучающихся.
Предназначена для преподавателей литературы.
КГБОУ СПО СГПТТ
682880 Хабаровский край
г. Советская Гавань
ул. Чкалова, 12
Тел: (238) 42109
Факс: (238) 42109
Цель: Изучение творчества В.П. Астафьева
Задачи:
Создание эмоционального поля и актуализация знаний, полученных учащимися на других уроках;
Создание условий для исследования и оценки авторской позиции и образной насыщенности повествования;
Развитие способности строить связные устные и письменные высказывания;
Воспитание нравственных основ, определяющих способность человека жить в мудром согласии с самим собой, себе подобными, миром природы.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: литературный репортаж
Материально-техническое обеспечение: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска,
фрагменты текста, презентация Power point, бланк
репортажа.
Ход урока:
Этап актуализации субъективного опыта учащихся.Мотивация:
Преподаватель зачитывает эпизод (слайды, Звучит полонез М. Огиньского «Прощание с Родиной»)
На заостренном конце продолговатого ивового листа набухла, созрела продолговатая капля и, тяжелой силой налитая, замерла, боясь обрушить мир своим падением.
И я замер.
Капля висела над моим лицом, прозрачная и грузная. Таловый листок держал ее в стоке желобка. Не одолела, не могла пока одолеть тяжесть капли упругую стойкость листка. «Не падай! Не падай!» - заклинал я, просил, молил, кожей сердцем внимая покою, скрытому в себе и в мире. (пауза)
- Вам знакома эта картина «в устоявшейся тишине нарождающегося дня»? (вопрос без ответа)
- Вы прикоснулись к красоте живой капли? (вопрос без ответа)
Видеосюжет «Из глубины Сибири» (1 мин.)
Но полонез Огиньского «Прощание с Родиной», который заставил восьмилетнего Виктора Астафьева горько и безутешно плакать, усилил и другие чувства. Какие?(тревоги, волнения). Более того, волнение, похожее у Астафьева на оцепенение…
Мы пролетаем с вами на самолете, как в свое время Астафьев, над над глубинными местами Сибири.
- Что же происходит в душе за короткий миг человеческого существования?
- что тревожит каждого из нас при виде «неповторимой, воистину колдовской красоты?» (экологические проблемы, отношение человека к природе и всему живому)
Приглашаю вас сегодня стать участниками заседания литературного общества, изучить особенности творчества Астафьева и написать репортаж.
Глава «Капля »потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы повествования в рассказах «Царь-рыба», удостоенного в 1978 году Государственной премии СССР. Но за 30 лет до этого…
Сообщение учащегося о Хемингуэе
Эпиграф урока:
«Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, поцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать,не привили и враждебности, как ни старались… »
С творчеством Астафьева вы начали знакомиться еще в 5-м классе. Какая тема проходит через все его произведения? (природа)
Какая тема нашего урока?
Человек и природа в рассказе В. Астафьева «Царь-рыба»
Словарная работа:
Царь – (от лат. Caisar) единовластный государь, властитель, правитель.
Работа с эпизодами текста.
Охарактеризуйте главного героя.
(Хозяин, работник, браконьер)
Кем перед нами предстает осетр?
(царь-рыба, древний ящер, женщина, мать-природа, оборотень)
Какая истина открылась Игнатьичу?
(
человек природа)
ЖИЗНЬ
Заполнение бланка репортажа
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание:
- дописать репортаж
- написать эссе «Я и природа»
Вопросы репортажа | |
Продолжите предложение. Варварское отношение к окружающей среде приводит и к … | |
В рассказе Царь – рыба символ чего? | |
Какая правда открылась Игнатьечу? | |
Достоевский говорил, что красота спасет мир. Уточните мысль Астафьева по этому поводу. Нет, не красота, а кто? | |
Решатся ли проблемы нравственного браконьерства, если восстановится экологическое равновесие в отношениях человека и природы, находящихся в неразрывном и противоречивом единстве? | |
.В поселке Чуш его звали вежливо и чуть заискивающе Игнатьичем. Был он старшим братом Командора и как к брату, так и ко всем остальным чушанцам относился с некой долей снисходительности и превосходства, которого, впрочем, не выказывал, от людей не отворачивался, напротив, ко всем был внимателен, любому приходил на помощь, если таковая требовалась, и, конечно, не уподоблялся брату, при дележе добычи не крохоборничал. Правда, ему и делиться не надо было. Он везде и всюду обходился своими силами, но был родом здешний сибиряк и природой самой приучен почитать "опчество", считаться с ним, не раздражать его, однако шапку при этом лишка не ломать, или, как здесь объясняются, не давать себе на ноги топор ронить. Работал он на местной пилораме наладчиком пил и станков, однако все люди подряд, что на производстве, что в поселке, единодушно именовали его механиком.
2. Незавидная, рисковая доля браконьера: возьми рыбу да при этом больше смерти бойся рыбнадзора подкрадется во тьме, сцапает сраму наберешься, убытку не сочтешь, сопротивляться станешь тюрьма тебе. На родной реке татем живешь и до того выдрессировался, что ровно бы еще какой, неведомый,
дополнительный орган в человеке получился вот ведет он рыбу, болтаясь на самоловном конце, и весь в эту работу ушел, азартом захвачен, устремления его взять рыбу, и только! Глаза, уши, ум, сердце все в нем направлено к этой цели, каждый нерв вытянут в ниточку, через руки, через кончики пальцев припаян рыбак к тетиве самолова, но что-то иль кто-то там, повыше живота, в левой половине груди живет своей, отдельной жизнью, будто пожарник, несет круглосуточно неусыпное дежурство.
3. В этот миг заявила о себе рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из борта лодки высекло. По всем повадкам рыбы, по грузному, этому слепому давлению во тьму глубин угадывался на самолове осетр, большой, но уже умаянный. Увидел и опешил: черный, лаково отблескивающий сутунок со вкось, не заподлицо, обрубленными сучьями; крутые бока, решительно означенные остриями плащей, будто от жабер до хвоста рыбина опоясана цепью бензопилы. Кожа, которую обминало водой, щекотало нитями струй, прядущихся по плащам и свивающихся далеко за круто изогнутым хвостом, лишь на вид мокра и гладка, на самом же деле ровно бы в толченом
стекле, смешанном с дресвою.
Что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела, от мягких, безжильных, как бы червячных, усов, висящих под ровно состругнутой внизу головой, до перепончатого, крылатого хвоста на доисторического ящера походила рыбина.
Упускать такого осетра нельзя. Царь-рыба попадается раз в жизни, да и то не всякому Якову. Игнатьич вздрогнул, нечаянно произнеся, пусть и про себя, роковые слова больно уж много всякой всячины наслушался он про царь-рыбу, хотел ее, богоданную, сказочную, конечно, увидеть, изловить, но и робел. Дедушко говаривал: лучше отпустить ее, незаметно так, нечаянно будто отпустить, перекреститься и жить дальше, снова думать об ней, искать ее. Но раз произнеслось, вырвалось слово, значит, так тому и быть, значит, брать за жабры осетрину, и весь разговор! Препоны разорвались, в голове, в сердце твердость мало ли чего плели ранешные люди, знахари всякие и дед тот же жили в лесу, молились колесу...
4. Вода! Он хлебнул воды! Тонет!
"На крючке! Зацепило! Пропал!" .В голове Игнатьича тоскливо и согласно, совсем согласно зазвучала вялая покорность. "Тогда что ж... Тогда все..."
…"Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она
мне!" слабо, без надежды взмолился ловец. Икон дома не держал, в Бога не веровал, над дедушкиными наказами насмехался…
И рыба, и человек слабели, истекали кровью. Человечья кровь плохо свертывается в холодной воде. Какая же кровь у рыбы? Тоже красная. Рыбья. Холодная. Да и мало ее в рыбе. Зачем ей кровь? Она живет в воде. Ей греться ни к чему. Это он, человек, на земле обитает, ему в тепло надобно. Так зачем же, зачем перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть.
6. Однажды он видел утопленника.
Не хочу-у! Не хочу-у-у-у! дернулся, завизжал Игнатьич и принялся дубасить рыбину по башке. Уходи! Уходи! Уходи-и-и-и! И принялся ловец уговаривать рыбу скорее умереть. Ну что тебе! дребезжал он рваным голосом, с той жалкой, притворной лестью, которую в себе не предполагал, все одно околеешь,
подумалось: вдруг рыба понимает слова! Поправился: Уснешь. Смирись! Тебе будет легче, и мне легче.
Пробил его крестный час, пришла пора отчитаться за грехи.
"Иди, рыба, иди! Поживи сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!" молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения.
Вопросы репортажа | Ответ учащегося |
Продолжите предложение. Варварское отношение к окружающей среде приводит и к … | Варварское отношение к природе (окружающей среде) приводит к варварскому отношению к человеческой природе, нравственному браконьерству, т.е. «забывается в человеке человек» |
В рассказе Царь – рыба символ чего? | Олицетворение самой природы (рыба-мать), женского начала и самой жизни. |
Какая правда открылась Игнатьечу? | Природа порой ставит человека в тяжелые условия, когда он вынужден бороться, чтобы выжить. Силы для этого дают ему чуткость, человечность и доброта как солнце дает силы всему живому |
Достоевский говорил, что красота спасет мир. Уточните мысль Астафьева по этому поводу. Нет, не красота, а кто? | Человек, сохранивший с детства память о красоте, о бескорыстной красоте, способный чувствовать и ощущать ее как самого себя. |
Решатся ли проблемы нравственного браконьерства, если восстановится экологическое равновесие в отношениях человека и природы, находящихся в неразрывном и противоречивом единстве? | Нет. Но защита природы – глубоко человеческая задача. Это защита самого человека от нравственного разрушения. |