Творческая работа
«Новые возможности для творчества
в образовательном процессе»
Разработчик работы
учитель ОБЖ и технологии
МКОУ СОШ №10
Дьяченко Максим Сергеевич
«Новые возможности для творчества в образовательном процессе»
Закончился еще один день. Тихо опускаются на землю снежинки. Они тоже совершили длинное путешествие и ложатся отдохнуть после трудного дня полета. На село спустилась ночная мгла. Гаснет свет в окнах соседних домов, а мне не до сна. В тишине размышляю о том, что было сегодня, что принесет нам завтра. А завтра будет новый день. И снова вместе с детьми мы продолжим путешествие в мир человеческих взаимоотношений. Это и есть мой путь, по которому я иду, стараясь оставить след в сердцах своих учеников.
Профессия учителя - благородный труд. Я считаю, что нельзя выделять из учителей любимых и нелюбимых. Учитель несет на себе ответственность за судьбы детей. Каждый учитель по-своему индивидуален. Все они стремятся найти с детьми общий язык. За всю их педагогическую деятельность через них проходит большое количество детей, с которыми они общаются, как родители.
Большую роль в моем педагогическом становлении сыграли школьные учителя и не просто учителя, а учителя - мои родители. Они оказывали мне действенную помощь во всем, и я очень им за это благодарен. Для меня школьные годы пронеслись, как одно мгновенье, светлый, счастливый миг. Я помню всех учителей, и в душе осталась огромная благодарность за их титанический труд, человечность, огромное терпение.
В народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Школа всегда была для меня вторым домом, и именно сюда я вернулся теперь уже в качестве учителя. Все здесь мне было знакомо: устои, традиции, организация мероприятий и учебного процесса.
После окончания Невинномысского государственного гуманитарно-технического института я начал педагогическую деятельность в родном Степновском районе, в Зеленорощинской средней школе №10, где чувствую поддержку и понимание моих коллег и учеников.
Сегодня я – учитель ОБЖ, и главная моя цель – увлечь своим предметом. Жизнь тем и интересна, что не позволяет останавливаться на достигнутом. Нужно совершенствоваться самому постоянно.
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) относится к предметам, имеющим большую практическую ценность. Как быстро сориентироваться в чрезвычайной ситуации? Как выжить в экстремальных условиях? Какие действия необходимо предпринять при тех или иных неблагоприятных событиях? Этому на самом деле учат в школе. И важность таких знаний трудно переоценить, ведь их результатом может стать сохранение собственной жизни или спасение других людей. От учителя ОБЖ зависит, останутся ли эти знания смутными воспоминаниями и конспектами скучных лекций в школьных тетрадях или сформируются в прочные навыки, с лёгкостью реализуемые в неординарной ситуации.
Каждый раз, войдя в класс на урок, вижу глаза детей. Они ждут от меня чего-то интересного, необычного. А я в очередной раз приглашаю их в увлекательное путешествие в страну Знаний. Знания свои предлагаю проявить в конкурсах, викторинах. И даже первый успех, а затем множество побед окрыляют ребёнка и способствуют более глубокому познанию предмета. Естественно, это помогает развивать интерес. От интереса ученика протягиваю ниточку-тропинку к его способностям, учу трудиться, познавая и открывая новое. И тогда каждый рано или поздно сумеет найти свои пути в общем образовательном пространстве, совершая очередное путешествие по выбранному маршруту.
Каждый день в школе приносит радость открытия. Приятно видеть, как горят глаза детей. И снова они задают самый лучший вопрос в мире: «Почему?». А на этот вопрос человек пытается отыскать ответ, чтобы дойти до самой сути, до истины.
Как бы хорошо учитель не знал свой предмет, как бы виртуозно не объяснял, если он лишен терпения, сердца, любви к детям, мастером он не станет. Без этого трудно привлечь учеников, покорить их мысли и чувства. Если дети видят, что этот педагог может их научить и понять их внутренний мир, они за ним пойдут и будут всегда рядом.
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. В современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности. Одной из главных задач общеобразовательной школы является передача учащимся специальных знаний, формирования у них умений и навыков, необходимых для безопасной жизнедеятельности. Такое обучение осуществляется в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности». В своей работе я стремлюсь идти в ногу с темпами развития общества, развивать у детей умения, навыки, которые могут использоваться или трансформироваться ими применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Готовлю учеников к жизни, стараюсь воспитывать в них готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться.
В своей деятельности внедряю новые формы и средства обучения, создавая благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья детей.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии, которые в системе применяю в учебном процессе: есть игровые технологии, технология интерактивного обучения, технология проектного обучения, технология проблемного обучения. Эти формы работы способствуют развитию интеллектуальных способностей школьников.
Я считаю, важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании. При этом под компетенцией понимаю не просто сумму знаний, умений и навыков, а способность применять их в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, позволяющих совершать эффективные действия.
Использование разнообразной наглядности способствует глубокому осмыслению и пониманию учебного материала, максимальному учёту возрастных особенностей, прочному и осознанному усвоению материала, укреплению веры в себя у учащихся, развитию воображения и творческой фантазии учеников (у многих возникает желание создавать собственные наглядности), развитию эмоциональной, чувственной сферы ребёнка. Я считаю, что использование наглядности, в условиях перехода на стандарты второго поколения является одним из важнейших моментов в обучении школьников. Поэтому в своей работе постоянно использую наглядность, но делаю это дозированно, не перенасыщая учебный процесс.
Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру своих способностей и возможностей. Учу детей не бояться задавать учителю и ребятам вопросы. И мы вместе ищем ответы. Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимое чувство, которое я бы назвал душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, веры в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, надо помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать и корректировать. Часто вспоминаю слова К.Д. Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».
Школа – это время становления характера человека, время накопления опыта. Подросток станет взрослым только завтра, а сегодня – он ребенок, который нуждается в теплоте, любви, понимании и уважении.
Я работаю в современной школе. У нас прекрасный дружный коллектив, в любую трудную минуту коллеги придут на помощь. Школа — мой второй дом, и каждый раз я прихожу сюда с улыбкой и хорошим настроением. Как заботливая и добрая мать, она отдает всё самое ценное, что у неё есть, не требуя ничего взамен. Моя работа – любимый способ познания, творчества, общения, самовыражения. Мои ученики – мои единомышленники, доверившие мне частицу своей судьбы. Всем этим мне нужно распорядиться мудро и точно.
Я хочу, чтобы школа стала родным домом не только для меня, но и для моих учеников, потому что именно в школе закладывается истинная любовь к Отечеству. А я, как гражданин России, вижу свою миссию в том, чтобы наши дети выросли патриотами и отдали своё сердце и душу Родине.
Я люблю свою профессию, горжусь ею. Поразмышляв обо всем, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меняя замечательная семья, любимая профессия …. И завтра я опять иду в школу … Делая свои, еще совсем неуверенные, робкие «шаги» в профессии, я мечтаю стать хорошим учителем, настоящим другом для детей.
Течет время. Тихо опускаются на землю снежинки. На село спустилась ночная мгла. Погас свет в окнах соседних домов. А мне не до сна. В тишине размышляю о том, что было сегодня и что принесет завтрашний день моим ученикам… Гадать не стоит. Мой девиз: «Завтра будет лучше, чем вчера!» И я верю, что мои ученики обязательно станут добрыми и надежными людьми. Ведь я – Учитель!