Р А З Р А Б О Т К А У Р О К А
П О Р У С С К О М У Я З Ы К У
Д Л Я 9 К Л А С С А
«Т В О Р Ч Е С К И Й Д И К Т А Н Т
НА СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
С С О Ю З О М «И»
УЧИТЕЛЬ-РАЗРАБОТЧИК –
ЗИМБИЦКАЯ СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА
ТЕМА : ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ НА СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С СОЮЗОМ И.
Цели : закреплять умение расставлять знаки препинания в синтаксических конструкциях с союзом «И» и самим создавать такие конструкции, развивать творческие способности учащихся, умение создавать текст-описание ( в данном случае – описание по картине ); развивать умение объективно оценивать собственные знания, самостоятельно проверять свою работу и выставлять самооценку и взаимооценку; прививать любовь к родному языку, родной природе , искусству живописи.
Х О Д У Р О К А
1 Выполнение задания-теста «Проиллюстрируйте правило примерами»
Учитель показывает презентацию, каждый слайд которой включает в себя пункт правила «Постановка знаков препинания при союзе «И» в сложных предложениях» и три предложения-примера ( знаки препинания не расставлены). Ученик должен выбрать и записать в тетрадь номер вопроса и вариант ответа на него, т.е. букву предложения-примера, которое подходит к данному правилу. После выполнения задания проходит взаимопроверка теста по данному учителем «ключу». При необходимости даются устные комментарии. (Слайды № 1 – 8)
2 Постановка целей и задач урока.
Какие из этих правил вы учили только в 9 классе, а с какими были знакомы и ранее?
Почему мы и в 9 классе повторяем материал, изученный в прежние годы?
Предполагаемый ответ: потому что путь к умению, к выработке хорошей грамотности лежит через выполнение многочисленных тренировочных упражнений.
Какие из вопросов теста вызвали у вас затруднения? На сколько вопросов вы дали правильные ответы? Как вы оцениваете свои знания и умения по теме урока? (Ученики выставляют себе в тетради самооценку )
Данный тест является наиболее легким заданием из тех, которые будут даны на сегодняшнем уроке. Сравните полученную за него отметку с отметками, которые будут вставлены за следующие задания. Поставьте себе на основании этих трех отметок средний балл и сравните его с тем который был выставлен вами в начале урока.
3 Тренировочные упражнения по теме урока. ( Задания выполняются на карточках, потом – устная проверка, выставление самооценки ).
Задание : расставить и объяснить знаки препинания.
Этот дом слишком большой и жить в нем как-то неуютно.
Денисов кивнул головой казаку и тот выстрелил.
Французский офицер вышел из-за дома с платком на шпаге и объявил о сдаче своей дивизии.
В июле травы уже желтеют и птицы перестают петь.
Анна Ивановна всегда требовала чтобы слуги были одеты в нарядные ливреи и дворецкий обращался бы к ней только по-французски.
Саперы работали всю ночь и когда наступило утро путь был уже свободен.
К победе тебя вели многие люди и когда ты добьешься желаемого то обязательно поблагодари их.
Он вернулся только через три года и разумеется сразу же навестил могилы родителей.
Нормы для выставления самооценки :
«5» - 8 верно сделанных предложений.
«4» - 6 верно сделанных предложений.
«3» - 4 верно сделанных предложения.
4 Орфографическая разминка.
Найдите в приведенных выше предложениях любые 10 орфограмм и объясните их графически. Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой.
4. Творческий диктант по картине И. Шишкина «Рожь» ( Слайд № 9 - 13 )
Составить предложения с союзом И, продолжив начатые предложения ( использовать синтаксические конструкции с однородными сказуемыми, сложносочиненными предложениями и сложноподчиненными, в которых союз «И» связывает однородные придаточные предложения)
1Поле густой ржи простирается далеко-далеко…
2Над полем ржи высятся высокие, стройные сосны…
3 Полные колосья не успели сбросить с себя остатки прошедшего дождя…
4Проселочная дорога вьется среди этого ржаного царства…
5После дождя воздух чист…
Вариант 1 : ученик продолжает предложения, выбирая вариант, в котором перед союзом «И» стоит запятая.
Вариант 2: ученик продолжает предложения, выбирая варианты, в которых перед союзом «И» не стоит запятая.
Вариант повышенной сложности : продолжить предложения самостоятельно, не пользуясь карточкой-подсказкой.
Карточка-подсказка :
1…и на горизонте сливается с небом …и на горизонте рожь сливается с небом.
2…и золотое море ржи как бы охраняется ими …и как бы охраняют это золотое море.
3…и тяжелые капли заставили их склониться до земли …и склонились почти до земли
4… и так хочется пройтись по ней! …и исчезает вдали.
5…свеж и прозрачен …и аромат полевых цветов еще сильнее.
Задание может выполняться в парах или индивидуально. После выполнения задания следует проверка по данному учителем «ключу» ( для вариантов 1 и 2) вариант повышенной сложности проверяется учителем у каждого ученика индивидуально.
5 Подведение итогов урока, рефлексия.
Выставление самооценки за каждый вид работы и общей, сравнение этой оценки с той, которая была выставлена в начале урока. Учащиеся делают выводы : совпадают ли эти баллы? Отвечают на вопросы : что на уроке было самым трудным? Самым легким? Самым интересным? Тренировочные упражнения какого типа вы считаете необходимым выполнить еще?
6 Домашнее задание ( Слайд № 14 )
Составить сочинение-описание по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» и использованием синтаксических конструкций с союзом «И».