СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий диктант по теме "Знаки препинания в сложных предложениях с союзом И"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок помогает ученикам обобщить материал по изученной теме, развивать творческие способности

Просмотр содержимого документа
«Творческий диктант по теме "Знаки препинания в сложных предложениях с союзом И"»







Р А З Р А Б О Т К А У Р О К А


П О Р У С С К О М У Я З Ы К У


Д Л Я 9 К Л А С С А




«Т В О Р Ч Е С К И Й Д И К Т А Н Т


НА СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ


С С О Ю З О М «И»





УЧИТЕЛЬ-РАЗРАБОТЧИК –


ЗИМБИЦКАЯ СВЕТЛАНА ВИТАЛЬЕВНА





















































РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 9 КЛАССА


ТЕМА : ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ НА СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С СОЮЗОМ И.


Цели : закреплять умение расставлять знаки препинания в синтаксических конструкциях с союзом «И» и самим создавать такие конструкции, развивать творческие способности учащихся, умение создавать текст-описание ( в данном случае – описание по картине ); развивать умение объективно оценивать собственные знания, самостоятельно проверять свою работу и выставлять самооценку и взаимооценку; прививать любовь к родному языку, родной природе , искусству живописи.


Х О Д У Р О К А


1 Выполнение задания-теста «Проиллюстрируйте правило примерами»

Учитель показывает презентацию, каждый слайд которой включает в себя пункт правила «Постановка знаков препинания при союзе «И» в сложных предложениях» и три предложения-примера ( знаки препинания не расставлены). Ученик должен выбрать и записать в тетрадь номер вопроса и вариант ответа на него, т.е. букву предложения-примера, которое подходит к данному правилу. После выполнения задания проходит взаимопроверка теста по данному учителем «ключу». При необходимости даются устные комментарии. (Слайды № 1 – 8)

2 Постановка целей и задач урока.

Какие из этих правил вы учили только в 9 классе, а с какими были знакомы и ранее?

Почему мы и в 9 классе повторяем материал, изученный в прежние годы?

Предполагаемый ответ: потому что путь к умению, к выработке хорошей грамотности лежит через выполнение многочисленных тренировочных упражнений.

Какие из вопросов теста вызвали у вас затруднения? На сколько вопросов вы дали правильные ответы? Как вы оцениваете свои знания и умения по теме урока? (Ученики выставляют себе в тетради самооценку )

Данный тест является наиболее легким заданием из тех, которые будут даны на сегодняшнем уроке. Сравните полученную за него отметку с отметками, которые будут вставлены за следующие задания. Поставьте себе на основании этих трех отметок средний балл и сравните его с тем который был выставлен вами в начале урока.

3 Тренировочные упражнения по теме урока. ( Задания выполняются на карточках, потом – устная проверка, выставление самооценки ).


Задание : расставить и объяснить знаки препинания.


  1. Этот дом слишком большой и жить в нем как-то неуютно.

  2. Денисов кивнул головой казаку и тот выстрелил.

  3. Французский офицер вышел из-за дома с платком на шпаге и объявил о сдаче своей дивизии.

  4. В июле травы уже желтеют и птицы перестают петь.

  5. Анна Ивановна всегда требовала чтобы слуги были одеты в нарядные ливреи и дворецкий обращался бы к ней только по-французски.

  6. Саперы работали всю ночь и когда наступило утро путь был уже свободен.

  7. К победе тебя вели многие люди и когда ты добьешься желаемого то обязательно поблагодари их.

  8. Он вернулся только через три года и разумеется сразу же навестил могилы родителей.

Нормы для выставления самооценки :

«5» - 8 верно сделанных предложений.

«4» - 6 верно сделанных предложений.

«3» - 4 верно сделанных предложения.

4 Орфографическая разминка.

Найдите в приведенных выше предложениях любые 10 орфограмм и объясните их графически. Задание выполняется самостоятельно с последующей проверкой.

4. Творческий диктант по картине И. Шишкина «Рожь» ( Слайд № 9 - 13 )

Составить предложения с союзом И, продолжив начатые предложения ( использовать синтаксические конструкции с однородными сказуемыми, сложносочиненными предложениями и сложноподчиненными, в которых союз «И» связывает однородные придаточные предложения)


1Поле густой ржи простирается далеко-далеко…

2Над полем ржи высятся высокие, стройные сосны…

3 Полные колосья не успели сбросить с себя остатки прошедшего дождя…

4Проселочная дорога вьется среди этого ржаного царства…

5После дождя воздух чист…


Вариант 1 : ученик продолжает предложения, выбирая вариант, в котором перед союзом «И» стоит запятая.

Вариант 2: ученик продолжает предложения, выбирая варианты, в которых перед союзом «И» не стоит запятая.

Вариант повышенной сложности : продолжить предложения самостоятельно, не пользуясь карточкой-подсказкой.

Карточка-подсказка :

1…и на горизонте сливается с небом …и на горизонте рожь сливается с небом.

2…и золотое море ржи как бы охраняется ими …и как бы охраняют это золотое море.

3…и тяжелые капли заставили их склониться до земли …и склонились почти до земли

4… и так хочется пройтись по ней! …и исчезает вдали.

5…свеж и прозрачен …и аромат полевых цветов еще сильнее.

Задание может выполняться в парах или индивидуально. После выполнения задания следует проверка по данному учителем «ключу» ( для вариантов 1 и 2) вариант повышенной сложности проверяется учителем у каждого ученика индивидуально.

5 Подведение итогов урока, рефлексия.

Выставление самооценки за каждый вид работы и общей, сравнение этой оценки с той, которая была выставлена в начале урока. Учащиеся делают выводы : совпадают ли эти баллы? Отвечают на вопросы : что на уроке было самым трудным? Самым легким? Самым интересным? Тренировочные упражнения какого типа вы считаете необходимым выполнить еще?

6 Домашнее задание ( Слайд № 14 )

Составить сочинение-описание по картине Шишкина «Утро в сосновом лесу» и использованием синтаксических конструкций с союзом «И».