Творческий отчет учителя русского языка и литературы Батабековой Г.Ж.
Я, Батабекова Гулбакирам Жайдархановна, учитель русского языка и литературы, 1965 года рождения, работаю в данной школе с 2015 года.
В 1989 году окончила в г.Ташкент Республиканский педагогический институт русского языка и литературы по специальности «Русский язык и литература».
Второе высшее образование: г.Петропавловск, Северо-Казахстанский Государственный Университет имени М.Козыбаева, по специальности «Казахский язык и литература».
Мой педагогический стаж составляет 24 года. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.
В 2014-2015 учебном году преподавала в 6-10 казахских классах средней общеобразовательной школы №26 а.Маншук.
Методическая тема, над которой работала: «Развитие устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы». В соответствии с темой был составлен учебно-воспитательный план. Моя профессиональная деятельность была направлена именно на эту тему.
В этом, 2015-2016 учебном году, работаю в средней общеобразовательной школе № 10 а.Фарфоровый. Преподаю русский язык и литературу в 6-11 классах с казахским языком обучения.
В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами:
-Закон Республики Казахстан «Об образовании »,
-Общеобязательный образовательный стандарт образования,
- Примерная программа предмета для общеобразовательных школ.
Русский язык и литература относятся к основным предметам школьной программы и к числу наиболее трудных. Поэтому в своей педагогической деятельности я поставила несколько задач:
- использовать современные педагогические технологии;
- раскрыть интеллектуальные, творческие способности обучающихся;
- повысить качество знаний обучающихся;
- учесть индивидуальные особенности обучающихся;
- привлечь обучающихся к участию на различного рода конкурсах;
- развить у обучающихся интерес к русскому языку и литературе;
- привить навыки самостоятельной работы .
Реализация данных задач позволила бы мне развить личность ученика в соответствии с его способностями, интересами и возможностями.
Выявив в начале учебного года познавательный и интеллектуальный уровень каждого ученика и класса в целом, я планировала свою деятельность в соответствии с этим, ставя конкретные цели и задачи для каждого уровня развития ребенка. Стараюсь в своей работе слабых обучающихся подтянуть до уровня средних, а средних – до уровня хорошистов. Пытаюсь всячески заинтересовать детей в своем предмете: использую дополнительный материал, провожу нетрадиционные уроки, составляю презентации.
Основными типами урока в моей деятельности являются уроки, построенные по традиционной схеме: повторение, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, его закрепление, подведение итога, задание на дом. Наряду с традиционными проводила и нетрадиционные уроки, которые готовила вместе с обучающимися: путешествия, концерты, конкурсы.
Свои уроки строю разнообразно, учитывая индивидуальные особенности обучающихся. По мере возможности на каждом уроке стараюсь использовать наглядные пособия (таблицы, схемы, картины, карточки). Знание правил, выполнение письменных работ проверяю систематически.
При устном опросе эффективна взаимопроверка. Это позволяет каждому обучающемуся стать на место учителя и объективно оценить друг друга. Также после каждой письменной контрольной работы провожу анализы (работу над ошибками).
Кроме различных видов диктантов, даю тестовые задания, которые позволяют быстро проверить компетенции обучающихся. В своей работе я использую тесты как составленные самой, так и предлагаемые методистами. В начале учебного года был проведен мониторинг знаний по русскому языку.
Учу ребят комплексному анализу текста. Начальный этап работы над анализом текста проводим коллективно. Этот вид работы начинается с заданий, связанных с речевым развитием: выразительное чтение, определение темы и идеи, составление плана, затем давались вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. В классе с обучающимися усиленно работаю над разнообразными видами разборов (фонетический, словообразовательный, морфологический, синтаксический), так как глубоко убеждена в том, что ученик, умеющий делать разбор, понимает русский язык.
Большое значение уделяю урокам развития речи, именно там проходит большая подготовительная работа для написания сочинения, составления связного рассказа.
Чтобы заинтересовать обучающихся на уроках литературы, рассказываю им о сложных и интересных писательских судьбах, о нелегком труде писателей и поэтов. Любое произведение стараемся читать не торопясь, чтобы лучше и глубже понять тему и смысл содержания, а также отработать правильное произношение трудных слов. На уроках литературы обучающиеся пересказывают, задают друг другу вопросы, составляют кластеры и диаграммы, несколько раз инсценировали эпизоды произведений, рисовали литературных героев, составляли план событийный, писали сочинение на литературную тему, искали в тексте художественно-изобразительные средства.
На уроках стараюсь развивать в детях коммуникабельность, с этой целью использую работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Обучение на уроке стараюсь Основная цель – развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.
На своих уроках стараюсь добиваться высокого уровня познавательной деятельности. Мои ребята принимали активное участие в неделе русского языка и литературы, в дистанционных республиканских и международных олимпиадах.
Обучающимся с повышенной мотивацией, на уроках я даю задания повышенной трудности.
Для развития познавательного интереса большую роль сыграла и внеклассная работа по предмету. Именно такая работа создает условия для формирования творческих умений, необходимых знаний.
В кабинете на стендах размещены опорные материалы, имеются таблицы, которые используются на уроках, а также папка с работами, рисунками обучающихся, материалы для развития речи.
Оценки и результаты доводила до обучающихся, регулярно проводила анализ работ с целью устранения ошибок. На дополнительных занятиях использовала диктант «Проверь себя», чтобы научить детей самооценке знаний. Благоприятная атмосфера на уроках достигается следующими средствами: партнерский стиль общения. Обучающихся воспринимаю такими, какие они есть. На уроках стараюсь использовать похвалу, одобрение, юмор, доброжелательную поддержку. Особое внимание уделяю выставлению оценок. Объясняю, почему поставлен тот или иной балл.
Я являюсь классным руководителем 6 «Б»-го класса, часто общаюсь с родителями обучаемых. Информация об учебных достижениях довожу до сведения родителей на родительских собраниях, через дневник. Провожу беседы с ними на родительских собраниях и в частном порядке, индивидуально как в школе, так и вне школы. В беседах не делаю упор на отрицательные качества учеников, а в деликатной форме прошу обратить внимание на конкретные недостатки, тем самым приобщаю родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении русского языка и литературы. А также постоянно интересуюсь у учителей – предметников успеваемостью учеников класса, о трудностях и достижениях на уроках.
В этом учебном году:
- Методическая тема: «Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через современные технологии»;
-Проблема: «Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы, повышение интереса к предмету»;
Тема самообразования: «Личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию»
Показатели качества знаний и уровня обученности обучающихся по русскому языку и литературе за 2015-2016 учебный год.
В целях повышения профессиональное мастерство в этом учебном году я была на курсах повышения по теме «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Изучаю и внедряю различные педагогические технологии, выступаю с докладами на МО, педсовете. Составляю свои рабочие программы по предметам в соответствии со стандартом образования. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, читаю художественные произведения современных авторов и классику, приобретаю методическую литературу. Выписываю журнал «Русский язык и литература в школе» с приложениями, газету «Педагогический вестник».
Уровень способностей моих обучающихся разный, значительная часть имеет низкую мотивацию, поэтому основной целью педагогической деятельности считаю развитие познавательных способностей обучающихся. Стараюсь найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку обучающихся, привлечение их к исследовательской работе по предмету, к участию во внутришкольных конкурсах и олимпиадах, подготовка к поступлению в другие учебные заведения.
В настоящее время обучающиеся при написании допускают много ошибок, поэтому я продолжаю работать над темой «Средства обучения орфографической грамотности».
Я выступила на Педагогическом совете школы с докладом «Формирование функциональной грамотности учащихся». Четыре мои разработки (разработка урока по русской литературе в 8 «А» классе по теме «А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»; разработка внеклассного мероприятия «Путешествие в мир русской литературы»); разработки утренников «Устное народное творчество русского народа» и «Жила была сказка» были размещены на сайте «Устаздар алеми».
Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по русскому языку и литературе, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, занимаюсь индивидуально.
В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач:
• развивать и укреплять интерес к предмету;
• использовать новые педагогические технологии;
• дать обучающимся качественное образование;
• раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;
• подготовить обучающихся к осознанному выбору профессии, привить навыки самостоятельной работы;
• совершенствовать формы организации учебной деятельности.
Для того чтобы добиться положительных результатов в своей деятельности, я изучаю содержание нормативных документов в образовании, психолого-педагогическую литературу, изучаю современные технологии и методики преподавания предмета, научно-методическую литературу. Стараясь следить за качеством усвоения программного материала, применяю различные виды контроля знаний обучающихся ( тестовые задания, контрольные и самостоятельные работы, зачеты, сочинение, изложение). Взаимодействие с классом во время уроков и внеурочное время организую в форме «учитель–ученик» и «ученик–ученик». Так я использую разные приёмы: работа в парах, в группах постоянного и сменного состава. Групповая работа учит учеников переживать за товарища, сочувствовать его трудностям. У обучающихся, имеющих скудный словарный запас, проблемы в написании того или иного слова, присутствует интерес к изучению русского языка. Чтобы интерес не пропадал к изучаемым предметам, вовлекаю обучающихся во внеклассную работу.
В будущем надеюсь, что моя деятельность принесет результаты: повышение результатов итоговой аттестации; увеличение числа обучающихся, охваченных внеклассной работой.
Батабекова Г.Ж.